О воспитании

         До пяти лет ребёнок должен быть Богом, от пяти до восемнадцати – слугой, после 18 – другом. Это достаточно известная формула. Подумаем о ней.
         Этот мир не создан для людей. По крайней мере он не создан для их счастья. С возрастом, с опытом все думающие люди приходят к этому выводу. Эта неприятная (а, может быть, и – страшная) истина не должна калечить ребёнка. Он должен входить в мир как творец, как сын Божий, и именно тогда он, во-первых, сможет занять достойное место в мире, а, во-вторых, он сможет (может быть) этот мир улучшить, так как должен чувствовать, что имеет на это право. Именно поэтому в этом возрасте ребёнок должен быть окружён максимальной любовью, заботой, и чувствовать себя центром вселенной.
         После пяти должно начинаться постижение этого мира, мира, в который ребёнок попал. Это означает, что у ребёнка должны появляться соответствующие его возрасту обязанности. Он должен прибирать за собой, мыть посуду и вообще заниматься посильными домашними работами. Кстати сказать, любая работа (и домашняя в том числе) способствует развитию интеллекта – даже посуду умный человек моет не так, как дурак, он находит способы тратить меньше воды, моющих средств и своих усилий.
         Одновременно с появлением обязанностей у ребёнка необходимо формировать чувство ответственности за их невыполнение, а также за иные проступки. И процесс формирования этого чувства невозможен без определённой системы наказаний. В Библии (гл. 13 Притчей Соломоновых) на этот счёт имеется прямое и недвусмысленное указание: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». И ещё (гл. 23 Притчей Соломоновых): «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». В настоящее время, когда стремительно глупеющее общество блеет о мифических «правах ребёнка» общим местом становится осуждение телесных наказаний и приравнивание их к домашнему насилию. Однако ставить здесь знак равенства – это всё равно как требовать запрещения ножей на том основании, что ими кого-то убили.
         Физическая боль является важнейшим фактором, помогающим ориентации в окружающем мире. Ожёг помогает сделать вывод о необходимости осторожного обращения с горячими предметами. А как не имеющий никаких знаний ребёнок может понять разницу между хорошо и плохо? Вот здесь направляющий в сторону добра шлепок играет ключевую роль: физическая боль предохраняет ребёнка от нравственного падения и, что особенно важно, позволяет ему осознать ответственность за свои поступки. Могут сказать, что такие наказания могут быть чрезмерными и, соответственно, искалечить душу (и даже тело) ребёнка. Конечно, в жизни случается всякое, но мы здесь говорим о нормальных родителях, безусловно желающих счастья своим детям, а не об извергах и садистах.
         Противники телесных наказаний часто говорят, что совесть ребёнка подскажет ему правильный нравственный выбор. Что такое совесть? Это СОвместная ВЕСТЬ, это голос Бога (или ангела-хранителя), который тихо говорит человеку что такое хорошо, что такое плохо, и осуждает его, если он делает дурной поступок. Человек, однако, в любом возрасте обладает свободой воли, и поэтому имеет право поступать так, как он захочет. Если он игнорирует советы совести, то с каждым дурным поступком её голос становится всё тише и, наконец, пропадает совсем – и человек превращается в отъявленного негодяя. Совесть его больше не беспокоит, но его ждёт преисподняя, а, кроме того, и в земной жизни счастья ему больше не видеть никогда, потому что, как показывает многовековой опыт, единственная возможность достижения личного счастья – это следование советам совести. Многие, к сожалению, этого не понимают и ассоциируют счастье с богатством – их ждёт горькое разочарование. Христос в нагорной проповеди прямо сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и крадут, ибо – где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
         Что же заставляет человека идти вразрез со своей совестью? Главная причина – это глупость, непонимание законов мира и своего места в мире. В зрелом возрасте сюда ещё добавляются страсти, жажда обогащения и т.д. Ребёнка, которому в силу юного возраста жизненная мудрость ещё недоступна, мудрый воспитатель при помощи поощрений и наказаний должен направить в такое русло, где у него сформируются привычки, соответствующие запросам совести, и, тем самым, создать для него предпосылку для счастливой жизни.
         Конечно, существуют люди, у которых голос совести с детства звучит так громко, что какие-либо наказания (и, тем более, телесные) для них излишни, однако, таких людей, к сожалению, крайне мало. Отсутствие же наказания за вполне очевидные проступки очень быстро развращает человека и превращает его в совершенного негодяя. Я даже считаю, что возвращение телесных наказаний в систему уголовной практики было бы весьма полезным делом: если бы какой-нибудь мажор, сбивший в пьяном виде человека, извивался бы (лучше публично) под плетьми, то многие поверили бы, что он действительно переживает и раскаивается в своём преступлении.
         Важнейшим элементом воспитания является образование. Сейчас государственное образование находится в плачевном состоянии: повсеместное репетиторство указывает на то, что школа не справляется с образовательной функцией, а качество «специалистов» с высшим образованием просто вызывает оторопь. Отчего это происходит? Оттого, что учащиеся перестали быть ответственными за свои результаты в обучении.
         Обязательное обучение в школе сейчас ограничено девятью классами. Начиная с пятого класса, необходимо проводить итоговый экзамен по основным предметам. Учащийся, не сдавший этого экзамена, должен оставаться на второй год, а, если экзамен не будет сдан и в следующем году, то его надо переводить в школу для умственно отсталых детей. Такая система способствовала бы, во-первых, закреплению знаний (т.к. наилучшее усвоение материала происходит именно во время подготовки к экзаменам), во-вторых, резко повышает личную ответственность учащегося за свою работу, и, в-третьих, освобождает здоровую часть класса от общества тупых и ленивых. Замечу, кстати, что в этом возрасте дураков крайне мало (настоящим дураком при определённых условиях человек становится лет в 40-50), а лентяев, увы, достаточно. И именно ежегодный экзамен, проведённый не формально, на основе общегосударственных стандартов, помог бы переломить свою лень тем, кто способен это сделать.
         Особенным должен быть экзамен после девятого класса. Он, кроме прочего, должен быть вступительным экзаменом для возможности обучения (при желании) в следующих классах. Количество учащихся там должно быть существенно ниже, а зачисление должно производиться по конкурсу, на основании оценок, полученных на выпускном экзамене. Для тех, кто не смог (или не захотел) учиться в высших классах школы, открыты двери профессионально-технических училищ.
         Важнейшим аспектом школьного образования является оценка поведения ученика. И эта оценка ни в коем случае не должна быть формальной. Голая цифра показывает немного – поэтому на каждого ученика должно быть заведено досье, в котором чётко должно быть указано, какие именно поступки (или проступки) привели к снижению (или повышению) оценки за поведение. Здесь очень важно различать озорство, связанное с естественной живостью характера в юном возрасте, и откровенно злонамеренные поступки. Например, оскорбление учителя должно не только резко снижать оценку по поведению, но ставить вопрос об исключении из школы. Также необходимо строго наказывать все виды жульничества на экзаменах от шпаргалок (часто с применением технических средств) до плагиата. К этому, к сожалению, пока относятся достаточно снисходительно, что не только приводит к официальному признанию квалификации, которая на самом деле отсутствует, но и к поощрению бесчестности. Если есть заинтересованность в том, чтобы страна развивалась и процветала, такое жульничество должно не только приводить к неудовлетворительной оценке за знания, но и снижать оценку за поведение, ставя под сомнение деловую репутацию пока ещё ученика. Оценка поведения должна также иметь решающее значение при решении о переводе ученика в следующий класс.
         Досье должно быть развёрнутой и неформальной характеристикой ученика, которая включала бы в себя его оценки, проступки и достижения. Такая характеристика ещё очень важна для отбора особо талантливых детей с целью их возможного специального обучения для формирования национальной интеллектуальной элиты – единственной элиты, которая является таковой по сути. Всеобщее равенство – это опасная и злонамеренная глупость. Даже равенство стартовых возможностей совершенно невозможно т.к. люди рождаются в очень разных семьях, а уж говорить о равенстве умственных, физических и других качеств просто бессмысленно. Поэтому задача разумно организованного общества состоит не в том, чтобы обеспечить всем приблизительно одинаковый уровень образования, а, наоборот, – в том, чтобы дифференцировать образовательные ступени в зависимости от способностей и других качеств ребёнка. Зачем кормить высшей математикой человека, от которой его тошнит? Существует много «специалистов» с высшим образованием, которым диплом ломает жизнь: такой человек был бы, например, прекрасным автослесарем, поваром, и был бы вполне счастлив, делая хорошо оплачиваемую работу, которую он знает и любит, а проклятый диплом заставляет его тянуть лямку постылой «интеллигентной» работы, с которой он не справляется.
         Подводя итоги, можно сказать, что краеугольным камнем разумного воспитания должно быть воспитание внутренней ответственности человека за свои поступки посредством широкого использования ответственности внешней. Внешняя ответственность наступает всегда, но не всегда скоро – подлец может выиграть в конкретной ситуации, но всегда проигрывает в конце. И этот окончательный проигрыш часто является для человека жутким разрушительным финалом. Поэтому для ребёнка, проступки которого ещё не фатальны, наказание за них должно следовать быстро – тогда образуется условный рефлекс: «плохой поступок – мне плохо». И, если этот рефлекс, развиваясь, становится чертой характера, то у человека есть все шансы стать счастливым.


Рецензии