Естественное братство людей
Не будем разбираться с биологическими предпосылками, свидетельствующими о генетической общности всех представителей рода человеческого – это очевидно. Все люди на нашей планете принадлежат к единому виду - Homo sapiens (человек разумный) и не имеют никаких объективных причин для взаимного отторжения или неприятия. Все конфликты в мире порождены не природной сущностью человека, а несовершенством господствующих общественных отношений, ведущих к неравенству, нищете, голоду, несправедливости.
Проблемы появляются тогда, когда в силу внешних обстоятельств возникает конфликт интересов, например, при обмене - основе капиталистических товарно-денежных отношений. Многовековая история таких отношений сделала их привычными, терпимыми и в большинстве случаев не вызывающими отторжения или осознанного протеста. Действительно, никто никого не принуждает к покупке того или иного товара, никто не ограничивает ни продавца, ни покупателя в их праве на взаимовыгодную сделку. Но даже такая «свобода» не устраняет антагонизма их интересов - стремления одного продать подороже, а другого - купить подешевле.
Но так уж необходимы в человеческом обществе товарно-денежные отношения? Нужен ли сам обмен, как форма воплощения частного интереса, поиска выгоды путем принуждения другого человека к невыгодной для себя сделки? Ведь, при всей кажущейся «свободе», в большинстве случаев обмен происходит под неумолимым давлением внешних обстоятельств. Не будет великим открытием признание того, что для поддержания жизни человек должен питаться, одеваться, иметь крышу над головой и благоприятные условия для продолжения рода. И также не секрет то, что никакой человек в одиночку никак не сможет обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. Такая задача может быть решена лишь в результате согласованных усилий множества людей, создающих жизненные условия существования всего общества, как единого социального организма.
По мере развития производительных сил меняется и способ общественного производства в сторону более глубокого разделения труда, укрупнения и монополизации отдельных товаропроизводителей. Чем технологически сложнее продукт, тем больше возникает производственных цепочек, тем сильнее становится взаимосвязь и взаимозависимость всех формально свободных производителей. А монополизм, как известно, есть финальная, заключительная фаза капитализма, в которой явно проявляется противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения и распоряжения произведенным продуктом. Препятствием на пути дальнейшей интеграции общественного производства становится институт т. н. «частной собственности», становятся интересы собственников, обеспокоенных лишь размерами свой прибыли, что совсем необязательно совпадает с общественным интересом.
Таким образом, технологически единое экономическое пространство противоестественным образом оказывается разделенным, а эгоистичные мотивы «субъектов экономической деятельности» не только тормозят развитие, но и стравливают людей между собой в ожесточенной конкурентной борьбе, порождают извращенное общественное сознание - культ наживы, личного «успеха», денег, власти. Отношения братства, как этическое поле более высокого порядка подавляется примитивным грубым сорняком алчности и эгоизма не в силу человеческой природы, а как следствие скотских, иррациональных отношений в сфере производства и распределения жизненных благ.
Понимали ли горластые перестроечные «академики», «ученые», «политики» в силу своего скудоумия и невежества, навязывавшие «рыночные реформы» советским людям, на что они замахиваются? Посещала ли их сумеречное сознание мысль, что они посягают на саму социальную природу человека, превращают свободную личность в жалкого раба внешних обстоятельств, удел которого в животном соперничестве добывать себе хлеб насущный? Чего стоят все их звания, награды и премии, если они не ведали, что творят? А если ведали и сознательно вели народ на заклание, на милость заокеанского империалистического стервятника, в надежде на то, что им перепадут объедки со стола нового господина?
Человек человеку - друг, товарищ и брат. Такова его истинная природная сущность, и настоятельное требование, которое современное высокотехнологичное производство предъявляет к производственным отношениям. Сегодня экономика нуждается не в конкуренции отдельных элементов системы, а в полной синхронности, согласованности всех её звеньев. Превращения всего хозяйственного механизма в единый плановый народнохозяйственный комплекс, говоря словами В. И. Ленина, в «одну контору и одну фабрику с равенством труда и равенством платы». В этом не только залог достижения высочайшей эффективности производства, но возможность полного раскрытия всего творческого, созидательного потенциала человека, в условиях равенства, солидарности, справедливости, свободы, которые только и достижимы среди братьев.
Свидетельство о публикации №225030601595