Зной, душица, зверобой
На голубом полотне бескрайнего майского неба, разукрашенного яркими белоснежными облаками, до самого горизонта виднеются справа и слева сочно-салатные холмы, между которых находится вОдяная балка. Она получила такое название потому, что по её дну бежит мини-река хрустально чистой и, вечно холодной воды с незначительными зарослями краснотала, за которыми порой гнездятся дикие утки. Сама речушка появилась иза массы открытых родников. Она не пересыхает даже в жаркое засушливое лето. Течёт по окраине села и, впадает в местную речку.
В самой балке у подножия холмов обильно растёт полевой хвощ и вредная колючка называемая по местному "дедовы вши". По "щекам" холмов растут дикие яблоньки, груши, тёрн и масса разносортного шиповника. Седые волны ковыля, бесчисленные норы байбаков упрятанные в соцветиях многочисленных лекарственных трав издаваемых запах как будто от самой дорогой парфюмерной фабрики. Байбаки, зайцы, дикие козы живут посреди всей этой красоты и, пьют студёную воду из вОдяной.
Вся территория холмов покрыта полянами цветущей земляники, она словно снег обманывает глаза своими белыми цветами над которыми трудятся пчёлы. Холмы так же покрыты и лесополосами из акаций и дуба, за которыми цветут ярко оранжевым цветом ряды смородины, а за ними поля озимой пшеницы приветствующей улыбкой ласковое майское солнце и голубое небо. Так же за лесополосами благодаря былому "Лесхозу" цветут кусты чёрной рябины и худенькие деревья облепихи. Пересвист байбаков и, высоко в небе, кружат парами степные орлы. Это просто завораживающее зрелище.
Элеватор, старенький величавый маячок нашего края, это всё, что осталось от некогда процветающего колхоза, который видно за километры шагая по степи и из ленты далёкой серой трассы.
И вот в 20-х числах июня поспевает наша душисто-сладкая земляника. Идёшь и не знаешь какую ягоду рвать. Глаза сами заставляют тебя двигаться вперёд, так как их молча зазывают ягоды, путают тебя. Ты порой стоишь и боишься идти, чтобы не раздавить ягоды.
Но если возьмёшь себя в руки и, скажешь сам себе:
- Стоп, - дальше не пойду, то начинаешь рвать сидя на корточках или на ведре ягоды. Ты смотришь на них, а они на тебя. В мае, все поляны были белые, а теперь словно капельки алой крови (рубиновые бусы), бесконечно, без перерыва, до самого горизонта и дальше, царство ягод земляники.
ЗЕМЛЯНИКА, СТЕПЬ, ШИПОВНИК
Степь цветет благоухает, запах, аж пьянеешь
Брось дела, иди смори, или не успеешь,
Я иду в платочке белом, он мне как бандана,
Под ногами у меня, ягоды поляна.
И куда не бросишь взгляд, всюду земляника
Не ленись, бери и рви, спину наклони-ка,
Гроздьями она висит, в землю упирается,
Со своим налитым весом, бедной ей не справиться.
Эти ягодки кокетки, словно издеваются
Не пойму какую рвать, глазки разбегаются,
Я нарвал пучок, кричу:
- Посмотри, шиповник!
Он в ответ мне, - удивил:
- Я ведь их полковник*.
Наклонился я и, рву в ротик и в ведерко
А за мною элеватор, наблюдает зорко,
Этот милый "великан", мною умиляется,
Говорит, я молодец, ему труд мой нравится.
Улыбается стоит, провожая тучки
Он бы сразу их поймал, если б были ручки,
Солнце в небе голубом, так нещадно жарит
Земляничке на курганах, спелость щедро дарит.
Я сморю с кургана в низ, на село родное
Храма крест блестит в дали, всё во круг живое,
Жарко, ласточки снуют, в зелени всё тонет
Тишина, лишь у кого-то, триммер где то стонет,
Дорогая слобода, Верхнемакеевка
Все же милое названье, хорошо не Змеевка.
Я ВЕДЬ ИХ ПОЛКОВНИК* - В степи среди ягод шиповник самая крупная и многочисленная ягода, шиповник на шиповнике шиповником шиповник подгоняет говорят.)))
ЗНОЙ, ДУШИЦА, ЗВЕРОБОЙ
Июнь 2023 года, 11 часов дня. Возвращаюсь я домой из редко-дуба, это дубовый лес, который растёт по глубокой и больших размеров балке. Вот представьте себе такую картину. Километровые "щёки" пологого холма, на вершине которого находится глубокая и широкая балка, по которой и растёт этот причудливый лес.
Чтобы в него попасть, нужно потихонечку спускаться в низ, так как склон очень крут, густая трава, а в ней полно заброшенных нор лис, барсуков, и ям от корней отживших свой век деревьев, у входа в редко-дуб растёт челига (сибирек-дереза по народному.) И вот рядом совсем этим красивым безобразием, в густой прошлогодней и новой траве, висят крупные ягоды лесостепной земляники. Из-за нехватки солнечных лучей, она пока ещё зелёная, но придёт время и, поспеет она, будет радовать уста и глаза людей.
Тут же пучками и мини-полянами цветёт зверобой и материнка, (душица) в перемешку с пьяняще пахнущим чабрецом, а сами просторы степи сплошь до самого горизонта покрыты цветением разнообразных трав. На цветках тысячелистника полно осиных гнёзд и, осы строго охраняют свои бумажные соты. И, о ужас, на земле и в заброшенных норах сурков, словно раскрытые вееры устрашающе торчат и "смотрят" на меня облепленные шершнями соты. Да, в ту сторону лучше не ходить, думаю я.
Беру секатор, и за дело, выбираю ярко-оранжевые цветы зверобоя, срезаю и делаю горько пахнущие пучки диаметром не больше 15-17 сантиметров, крепко-накрепко перетягиваю шпагатом и, укладываю в специальную сумку. Жарко, не помогает даже белая бандана на голове. На травах сидят полосатые пауки на круглой паутине, стрёкот кузнечиков, жужжание пчёл и шмелей, перебежки напуганных ящериц. Над головой кружит пара степных орлов. Где-то вдали рокот трактора и грохот пустого кузова камаза бегущего по неровной степной дороге.
Душица, о пышная королева балок, сколько же тебя выросло в этом году. Для душицы у меня другая сумка. Собрав нужное мне количество трав, укладываю их в "недра" сумок, перевязываю ручки сумок между собой, забрасываю на плечо и, иду домой. Но уже не той дорогой которой я шагал сюда а, прямо, через лесополосу и ещё одну ковыльно-дерезовую балку изрезанную вдоль и поперёк другими мелкими балками.
На небе ни облачка, я одет в робу, на ногах резиновые сапоги, всё это для защиты от степной гадюки, клещей, и от острых стрел ковыля. Солнце жжёт нещадно и видно, как впереди меня, из земли поднимаются вверх волны прозрачного пара. Это испарение влаги из земли уходящей на небеса. Где-то вдалеке подают голоса байбаки и дикие гуси, на пока что ещё не высохших степных озёрах. Снуют пчёлы, шмели и о чём-то говорит над головой жаворонок. Я дважды спугнул впереди себя сидящих в кустах чилиги зайцев. Два раза благополучно провалился ногой по самое колено в заброшенную нору сурка.
Но солнце, - о это нещадное солнце жарит так, что кажется я скоро расплавлюсь. Одежда на мне насквозь мокрая от пота и, со всех сторон прилетают на пот крупные слепни, мокрец и настырный большеглазый овод. Я шагал по старому и новому ковылю который сам впивался мне в брюки. Присев на травку чтобы перевести дух, я выпрямил ноги, и увидел впереди через широкую балку густо поросшею полевым хвощом свой родной холм, за которым стоит моя деревня.
Сейчас мне предстоит идти домой по недавно сделанной дороге для тракторов и грузового автотранспорта на время уборки урожая. Спускаюсь с холма в низ очередной балки, которую перегородили бульдозером, снимали дёрн, потом навозили земли, поставили большую бетонную трубу для отхода лишней воды в весеннее время и, сделали искусственный пруд, конца которого без бинокля не увидеть. Завезли песок, это для пляжа.
Местные мужики собрали деньги и закупили рыбьего малька, белого амура, гибрида, карпа, красного сазана и, запустили вводу. Строительство и благоустройство пруда продолжается и сегодня.
Немного постояв и полюбовавшись водной гладью пруда иду дальше домой, по крутому холму. Мимо кустов всё той же чилиги и, бесчисленных кустов шиповника. Из его колючих ветвей взлетают напуганные пичужки и пытаются меня увести за собой спасая своё гнездо. Стадо частных (домашних) баранов приветствует меня дружеским:
- Б-э-э-э! Привязанные кони пытались подойти ко мне и просили пить, крича своё приглушённое
- Гы-гы-гы-ы-ы-ы-ы!
- Вы ошиблись, - говорю им, я не ваш хозяин. И они опомнившись одобрительно кивают головой, мол понятно-понятно.
Придя домой меня облаял мухтар, это наш дворовый пёс, выражал своё недовольство, что не взял его с собой.
- Ну, прости, говорю Мухтар. Забыл, ну забыл я о тебе, - прости! Снял робу, освободил скукоженные ноги от сапог, набрал воды у журавля и, переведя дух, стал восстанавливать водный баланс организма.
Свидетельство о публикации №225030601618