Жизнь с кусочком фашистского металла

                ЖИЗНЬ С  КУСОЧКОМ ФАШИСТСКОГО МЕТАЛЛА.
     Героями не рождаются, героями становятся. Один из них Михаил Никифорович Ананьев - ветеран и инвалид Великой отечественной войны,  который  с  кусочком фашистского металла в правой руке  много лет прожил               
      в городе Ершове Саратовской области. Он ушел на защиту Родины молодым  учителем сельской школы в сентябре 1941     года. Фронтовик в 1943 году  инвалидом войны вернулся домой. 
        Михаил Никифорович был командиром расчета противотанкового ружья (ПТР) в составе  Западного, Калининского,   Прибалтийского фронтов. Он не раз ходил в атаки, прошел через множество окопов, был не только в наступлениях,  но приходилось и отступать.  Во время одного боя получил контузию, на четыре месяца терял слух, но и глухим оставался в строю.
   С  20 октября 1943 года  Калининский фронт, в составе которого он находился,  стал называться Первым Прибалтийским фронтом под  командованием знаменитого генерал-полковника Баграмяна И.Х. Готовилось большое наступление. Уже 21 декабря Михаил с ударными группировками своего полка прорывал первые оборонительные рубежи противника, а 25 декабря они оказались в районе Белорусского города Городок. За время боев он лишился многих однополчан, было много  раненых. Его друзья погибали в наступлении, да и без наступления погибали  каждый день. Не все солдаты спасались от минометного  огня,  от сильных бомбежек, трудно было спастись от снайперских пуль или даже шальных, которые  постоянно летали рядом. Каждые сутки бойцы слышали гул, а потом над их головами пролетали немецкие самолеты, которые неоднократно на малой высоте заходили над ними, и не улетали до тех пор, пока не отбомбятся. Михаил оставался живым, и слух к нему постепенно вернулся. Он хорошо помнил, что дома его ждет родная мама, которая не должна получать на сына похоронку. Так постоянно и говорил он об этом сам себе до последнего боя. Вот наступил последний бой. Во время  боя Михаил  получил множество осколочных ранений в голову и правую руку. Он не смог больше  самостоятельно двигаться. А потом для него наступила полная темнота, он  не видел вспышек ракет, которые все так же  заливали небо и все вокруг, не слышал разрывов снарядов. 
      Тяжелое ранение Михаил  получил  30.12.1943 года.  Он не помнил, как его вывезли с поля боя, как отправили в госпиталь, как срочно проводили хирургическую операцию, как вытащили из него осколок, который       он привез после лечения своей маме. Мама всю жизнь  хранила осколок вместе с солдатскими письмами сына. Спустя много лет,  дочь Людмила держала в руках  черный кусок рваного металла, который хирург  достал  из  головы ее родного отца. 
    Отважный воин три месяца лечился в госпитали, получил инвалидность, и  после ранения не смог больше находиться в действующей армии. Он  вернулся домой, начал трудиться в тылу, заменив отцов и  ровесников на трудовом фронте. За военные  заслуги Михаила Никифоровича наградили  орденом «Красной Звезды»,  13 медалями, среди них:  «За отвагу», «За Победу над фашистской Германией», «За доблестный труд в годы войны». В мирные годы за доблестный труд он получил множество других наград.   
     Все последующие годы Михаил Никифорович  трудился на родной земле, учился в областной партийной школе, где  познакомился с будущей женой Тамарой Кузьминичной. Молодую пару выпускников партийной школы направили в заволжское село Первомайское, где  он работал в  райкоме партии, а жена – заведовала библиотекой. С 1961 года, вся дальнейшая жизнь супругов проходила в городе Ершове Саратовской области. Михаил Никифорович заведовал отделом кадров  в управлении сельского хозяйства, Тамара Кузьминична работала редактором районной газеты. Они воспитали дочь и сына, радовались  рождению четырех внуков. Дочь Людмила стала  врачом, став пенсионеркой, помогает воспитывать внуков. Сын Владимир всю жизнь посвятил военной службе, ушел в отставку в звании подполковника, защитил кандидатскую диссертацию, одновременно писал и издавал  сборники прекрасных стихов. Имя героя войны  носит его внук Михаил Ананьев.
       Михаил Никифорович был одаренным человеком. Он имел отличный слух, хорошо играл на скрипке,  гитаре и мандолине,  а мебель, мастерски сделанная его руками, до сих пор украшает  дом его внучки. Став дедушкой, он сочинял и рассказывал внукам  интересные истории и сказки.
        Война стала для Михаила Никифоровича непреходящей болью.  Он старался не вспоминать, не говорить о тех страшных годах своего боевого пути. Главным праздником для ветерана войны был День Победы. В этот день в его доме  за большим столом собирались друзья, ветераны вспоминали военные годы, фронтовых товарищей,  пели любимые песни военных лет, чаще других - особо полюбившуюся   песню «Последний бой».
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.   
Нам просто не до отдыха с тобой.
Мы пол Европы по    пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой...
До конца своей жизни  Михаил Никифорович носил в руке небольшой осколок вражеского снаряда. Перед самой смертью попросил хирурга достать  осколок. Ему не хотелось лежать  в земле с фашистским железом,  так и умер он 18 апреля 1984 года с забинтованной рукой.  Теперь лежат в одной могиле города Ершова Саратовской области два  воина – отец Михаил Никифорович Ананьев  и позднее умерший  сын Владимир Михайлович Ананьев.
    Записано по воспоминаниям и документам,  предоставленным  дочерью - Людмилой Михайловной Поповой – жительницей Ершова.
   
 


Рецензии