11. 2. Семейное счастье Алиага Шихлинского

             Прием в Закавказский девичий Институт Нигяр-ханум

             8 июня 1880 года покровительница всех женских учебных заведений Императрица Мария Александровна уснула вечным сном. 22 октября этого же года Государь Александр II повелел передать заведения под Его непосредственное покровительство.
     Закавказский девичий Институт перешел в состав »Ведомства учреждений Императрицы Марии»(52), а это значит, что теперь к деньгам, выделяемым Кавказским Наместничеством на содержание Института, добавились средства, поступающие непосредственно от Императорской семьи. Возможно, это стало поводом для выбора Института местом празднования пятидесятилетнего юбилея Главноуправляющего Ведомством учреждений Его Императорского Высочества принца П.Г.Ольденбургского(31,42).
     К посещению Института видными гостями всегда тщательно готовилось не только руководство. Главными действующими лицами были дети, которые  представляли свои   достижения и доказывали, что все усилия и расходы на них, не напрасны. 
     1-го декабря 1880 года в институтской церкви была отслужена литургия и молебствие  Экзархом  Грузии Иоанникием  в  присутствии Их  Императорских  Высочеств Вел.Князя Михаила Николаевича Наместника Кавказского, Вел. Князей Николая и Михаила Михайловичей, генералитета, попечителя учебного округа, начальников учебных заведений, многих почетных лиц и бывших  воспитанниц.
     Затем  в актовом зале с портретом юбиляра ,убранного цветами и зеленью, хор воспитанниц исполнил гимн »Коль Славен». Инспектор  классов  П. Э. Мёллер в пространной речи охарактеризовал деятельность и заслуги юбиляра. Благодарственное слово институток к общему благодетелю женского юношества произнесла воспитанница Л.Прасолова. Воспитанницы    Проскурякова, Фильбрант, Николаева и Корпанина исполнили на четырех роялях две пьесы собственного сочинения виновника этого торжества:  „Pollaca" и „Grande Valse".
     Хор пропел прекрасную кантату, написанную по случаю юбилея артистом Труффи на слова князя Г. Д. Шервашидзе. Задушевное собственное стихотворение „Привет с Кавказа» произнесла воспитанница Орлова. Торжество закончилось исполнением хора гимнов  „Слава" и  „Боже Царя храни" . По окончании Наместник  Кавказский  милостиво поговорил с воспитанницами  и выразить свое удовольствие. Праздник закончился   танцевальным вечером. Неизвестно, приняли ли в этом участие воспитанницы. В любом случае, праздничный обед у них был.
      После убийства Императора Александра II на престол 1 марта 1881 г.   вступил Император Александр III, который продолжил реформы отца, в том числе в системе образования в учебных заведениях.22 ноября 1881 года Кавказское Наместничество фактически упразднили и образовали Кавказскую администрацию во главе с Главноначальствующим Гражданской  частью, на должность которого 1 января 1882 года был назначен кн. Александр Михайлович Дондуков-Корсаков. 
      В Закавказском девичьем Институте в пятницу 1 сентября начался учебный 1882 -1883 год. Среди тех, кто был принят на воспитание в IIV (первый) класс  была Нигяр-ханум  Гусейн- кызы Гаибова. Этому предшествовали довольно волнительные и хлопотные годы.
      Ее отец учитель Закавказской Учительской семинарии Молла Гусейн  Гаибов  представил, согласно Уставу, послужной список о своей  службе и  законный акт, свидетельствующий  о принадлежности к состоянию, дающее право  его дочери поступить в Институт(50). Как следует из послужного списка, он был из «высшего звания», которое его предки получили еще при Ханском владычестве. Это подтвердил Комитет об устройстве между мусульманским народонаселением Закавказского края высшего сословия, образованный еще при Главноуправляющим Закавказским краем Головине(13). Так что, этот вопрос был решенным.
    Не представляло сложностей получение от местных начальников удостоверения об его небогатом финансовом состоянии, свидетельства из Духовного управления о законном рождении Нигяр, подтверждение медицинского освидетельствование о здоровом телосложении и справки о натуральной или привитой оспе.
     Остается вопрос об ее образовательной подготовке. Институт работал на русском языке, поэтому при поступлении девицы должны были уметь читать и писать на русском языке. Ранее такие же требования были в отношение   французского языка, но в 1879 году в Закавказском девичьем Институте их  отменили. Еще Нигяр должна была уметь считать до ста(51).   
     Мы предположили, что Нигяр, проживая в Гори с отцом, получила домашнее образование у него и его сослуживцев. Подтвердить эти знания должны были два учителя, работающих в казенных учебных заведениях, с  удостоверением, соответствующим образом, подлинности их подписи. 
     Марина Петрова в своей публикации ошибочно утверждает, что до поступления в Институт Нигяр «вместе с сестрой окончили русскую гимназию»(2). Эти два учебные заведения давали среднее образование, для поступления в которые нужно было иметь начальное.
     Сведения, опубликованные в газете «Кавказ» в 1881 году, на наш взгляд, позволяют определить место её начального обучения. В 1880 году местные ревнители просвещения татар при „Тифлисском мусульманском суннитском Благотворительном Обществе" открыли школу для учеников и учениц. Основанием послужило «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства суннитского учения» от 1872 года, согласно которому муллам разрешалось обучать детей мусульман грамоте и мусульманскому вероучению.
     В  1881 году впервые состоялся публичный экзамен по  мусульманским  и русским  общеобразовательным предметам. Этот экзамен удостоили своим посещением: Попечитель Кавказского учебного округа тайный советник Кирилл Петрович Яновский, Закавказский муфтий хаджи Гамид-эфенди Мустафа-эфенди-заде, директор училища С. Н. Стрелецкий, попечитель и попечительница училища Хасан и Раббия Терегуловы, члены суннитского Духовного правления, члены   мусульманского Благотворительного Общества и другие лица, интересующиеся начатками просвещения между местными мусульманами. 
     Благодаря особенному усердию Моллы и учительницы Мосоловой успехи 30 учеников и учениц превзошли ожидания. Все дети научились читать и  писать на родном и русском языках, свободно изъяснялись на русском и хорошо усвоили начала арифметики. Всем учащимся в награду были розданы книги на двух языках, в зависимости от прилежания. Молле, в знак благодарности, подарили перстень, а учительнице –браслет. Учеба в школе продолжилась и 1882 году и есть основания предположить, что школу посещала и Нигяр (53,54).
    В этом же году местное суннитское общество открыло училище, главной задачей которого было распространение образования между закавказскими мусульманами(55). Известно, что инициатором создания этих учебных заведений для мусульман  был Молла Гусейн Гаибов. Вероятно, он  представил в Совет Института документ о начальном образовании Нигяр, которое она получила в официально признанной школе.
    В 1882 году Совет состоял из Начальницы и Членов: Попечитель  Управления  Кавказского  учебного округа К. П. Яновский, как представитель Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе А.М.Дондукова-Корсакова. Он наблюдал за учебной частью Института и мог обращаться по нуждах института непосредственно к Императрице; Инспектор классов надворный советник  Павел  Эрнестович   Меллер  и Управляющий хозяйственной  частью  Тарасий Иванович  Мулин (56). Августейшей попечительницею института была Ее Императорское Высочество Вел. Княгиня Ольга Федоровна, супруга Вел. Князя Михаила Николаевича. 
    Согласно Уставу, на казенное содержание принимались девицы, которым на день общего приема 1 августа было от 8 до 11 лет. Нигяр была зачислена почти за три месяца до окончания последнего, критического срока, т.к. 23 октября этого года ей исполнялось 11 лет. Вполне возможно, что до этого уже были попытки, которые не увенчались успехом по следующей причине. Так, число девиц, желающих поступить на казенный счет, могло превышать количество выделенных мест. В этом случае дело решала судьба. В день, обозначенный как день приема, все желающие и имеющие право поступить на казенный счет, являлись в Институт в сопровождении родственников и публично проходили баллотировку-просто тянули жребий. Дети со страхом подходили к столу, за которым располагался Совет Института, и вынимали   роковой билет, на котором стояло счастливое «принята» или вызывающее слезы- «не принята» .
    Списки принятых затем печатали в газете «Кавказ» либо в «Тифлисском листке». К сожалению, газет за эти месяцы в прекрасной электронной Национальной Парламентской библиотеке Грузии и в других источниках, не оказалось. 
    Институт относился к типу закрытых заведений, где учащиеся находились на полном пансионе с обязательным проживанием в течение учебного года. В соответствии с §26  Устава,  все время воспитания в Институте ни одна девица за  его пределы не выпускалась, за исключением тяжелой болезни или смерти одного из родителей. И это возможно было только в том случае, если грустное событие произошло в Тифлисе. Воспитанницу могли отпустить в сопровождении классной дамы на несколько часов с тем, чтобы к вечеру они обязательно вернулись.
    Классная Дама (а не классная надзирательница, как в других женских заведениях) присутствовала постоянно и осуществляла постоянный надзор за поведением и образованием воспитанниц. Как правило, на эту должность принимали либо вдов, получивших образование в  каком -либо Институте, либо девиц, закончивших полный учебный курс и имеющих опыт по воспитанию детей. Вынужденная тесная связь  с воспитанницами могла вызывать у последних как любовь и пример для подражания, так и скрытое чувство недовольства. 
    Встреча с родителями была возможна только в воскресный день с 3 до 6 часов в присутствии той же классной дамы. При этом было запрещено получение вещей и припасов из дому, так как они находились на полном пансионе. Письма к родителям или от них доставлялись через Начальницу, которая их прочитывала. Вход в Институт посторонним был категорически запрещен. Этим он отличался от женских гимназий, где ученицы были приходящими, и от учебного заведения Св.Нины, которое имело другой режим работы. И не только этим…
     Таким образом, Институт для Нигяр стал на семь лет (семь классов с годичным курсом в каждом) домом и семьей. Ее жизнь проходила по строго заведенному с 1874 года порядку. Подъем по звонку и появления в комнате в 6 утра (с 1 апреля по 1 октября) или в 6.30 (в зимнее время) классной дамы. Занятия в классах начинались в 8 утра. В промежутке этого времени необходимо было быстро одеться (что имело свои сложности и требовало определенного времени), умыться в очереди, совершить общую молитву и с  7.45 до 8 часов  откушать  чай или молоко с  булкой.
     Затем шли три урока продолжительностью 1 час каждый и 15-минутными между ними перерывами.  В 11.30 завтрак из двух блюд и опять следующие два урока до 14.15 часов, в 15 часов- обед из трех блюд. После обеда отдых или прогулка. Вечером подготовка к учебе и преподавание искусств: рисования, пения и музыки,  рукоделия или танцев. В 21 час ужин из двух блюд (чай или молоко с булочкой, летом фрукты), общая молитва и в 22 часа сон в дортуарах(комнатах) вместе с остальными одноклассниками.   В период учебы Нигяр, в Институте находилось 200 воспитанниц, т.е. в каждом классе приблизительно   более 30 человек. И на каждый класс- по две классные дамы.  Занятия проходили с понедельника по субботу. Воспитанницы подчинялись жесткой дисциплине и очень много работали. И так — день за днем…
     Деятельность Института была основана на религиозно-нравственных началах в соответствии с местными условиями семейного и общественного быта. Девицы, как будущие члены общества, должны были учится, как для себя, так и для наставления своих детей или тех, которых они призваны будут обучать. Их образование в Институте включало в себя три направления: нравственное воспитание, умственное образование и физическое воспитание. Но главной целью было «образование их сердец», что можно было достичь, прежде всего, нравственным воспитанием. Именно поэтому девицы назывались воспитанницами, а не ученицами.

     продолжение следует http://proza.ru/2025/03/15/1237


Рецензии