Театральное закулисье урок-экскурсия
И у артистов, и у зрителей есть правила этикета, правила уважительного отношения друг к другу. Только с их помощью можно создать театральную среду. Как настоящее чудо - хрупкое, так и театральная атмосфера - тоже.
Для посещения театра необходимо настроиться, красиво одеться, прийти вовремя и занять место согласно билету. Театр - всегда праздник! Но создаём её мы вместе: и когда цветочный горшок превращаем в шлем богини Паллады, и, когда затаив дыхание, слушаем сказку Александра Пушкина.
Театр - это игра, которая живёт по своим законам, хранит множество тайн, но иногда приоткрывает дверь в закулисье!
Что интересного будет на уроке?
; ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. Дети познакомятся с киноконцертным залом "ЖУКОВ", узнают почему театр начинается с вешалки, зачем нужны три звонка и как себя ведут зрители в зале.
;ВЫСТУПЛЕНИЕ АРТИСТОВ. Артисты театра почитают стихи, покажут театральные миниатюры.
; МАСТЕР-КЛАСС “Работа с микрофоном”. Юные зрители узнают, как правильно работать с микрофоном, а самые храбрые попробуют говорить в микрофон со сцены.
; ПОСЕЩЕНИЕ ЗАКУЛИСЬЯ. Гримёрная комната откроет свои двери, и дети познакомятся с тайнами искусства грима, изготовления бутафории и театрального костюма.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 35 мин.
===========
Действующие лица:
Пушкин
Администратор зала
Богатырь
Спящая Красавица
Ведущие мастер-класс "Работа с микрофоном"
Хранители гримерки - экскурсоводы по закулисью
Руководитель театра
============
Используется экран, соответствующие костюмы, музыка.
============
Продолжительность - 35 минут
============
Классу предлагается в этот день прийти нарядными.
Классный руководитель заранее вручает пронумерованные билеты и рассказывает, что у каждого есть номер, согласно которому нужно занять место в зрительном зале. Администратор зала обязательно поможет это сделать.
Класс встречаем в фойе.
============
Пушкин. Здравствуйте, дети. Скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?
А сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие, путешествие по закулисью школьного театра Пушкин. Кстати, а вы узнали меня? Да, совершенно верно, я Александр Сергеевич Пушкин.
Вы любите театр? Поднимите руки, кто хоть один раз был в театре? А наш школьный театр показывает свои спектакли в специальном зале. А как он называется, мы с вами сейчас прочитаем! Киноконцертный зал “Жуков”. Молодцы.
А знаете ли вы с чего начинается театр? с вешалки!
И сейчас мы с вами пройдем в зеркальное фойе, которое называется гардероб.
Дети проходят через зал в зеркальное фойе. Занавес закрыт.
Играет первый театральный звонок.
Слышите, это прозвучал первый театральный звонок. Его дают за 20 минут до начала спектакля. И нам с вами нужно поторопиться, чтобы когда прозвенит третий звонок мы уже заняли свои места в зрительном зале.
в зеркальном фойе
Итак, театр начинается с вешалки! Мы находимся в зеркальном фойе киноконцертного зала “ЖУКОВ”. И сейчас самое время снять верхнюю одежду.
(снимая сюртук, шляпу, трость) Обычно в театр приходят в парадной одежде, в красивых платьях и обуви. Как вы думаете почему? Потому что театр - это праздник. Театр - это особый мир. Когда зрители снимают верхнюю одежду, то как будто оставляют свои повседневные хлопоты и переживания для того, чтобы войти в удивительный мир театра.
Поэтому и говорят “Театр начинается с вешалки”. А мы с вами подойдем к зеркалам и посмотрим на себя в зеркало, всё ли в порядке в нашем внешнем виде?
Звучит второй звонок.
Пушкин. Слышите, это второй звонок. А значит…
Администратор. А это значит, зрителям пора занять свои места в зрительном зале. Пушкин. Познакомьтесь, это администратор зала (имя). Она поможет нам занять свои места.
Администратор. Покажите мне ваши билетики. Отлично. В зрительный зал после второго звонка мы входим с вами очень тихо и организованно. Занимаем места согласно билетам.
администратор зала и рассаживает детей на два ряда.
Пушкин садится вместе с детьми.
На экране демонстрируются слайды “Правила этикета”
Администратор. Скажите, дети, как называются люди, для которых показывают спектакли? Правильно, зрители. Уважаемые зрители, удобно ли вам в креслах?
У зрителей есть свои правила поведения, которые называются - этикет. Какие правила для зрителей вы знаете? (отвечают)
Молодцы, а теперь по порядку. Как вы думаете, вы вовремя пришли? да.
Первое правило этикета для зрителей звучит так: неприлично опаздывать и заходить в зал после третьего звонка. Почему? Потому что можно помешать зрителям и артистам начать спектакль.
Пушкин. Ох, точно! я же должен быть сейчас за кулисами! (начинает проходить между рядами) Простите! Простите!
Администратор. Второе правило звучит так: выходить из зала во время спектакля неприлично. Нужно дождаться конца спектакля или антракта.
Пушкин. Антракт - это французское слово. А кто знает, что оно означает? (перерыв).
Правильно. Если вдруг так случилось, что вам срочно нужно покинуть зал во время спектакля, то проходить между рядами необходимо лицом к сидящему зрителю и очень тихо. (показывает) Как это сейчас сделал я! Разрешите откланяться. Вы очень вежливые дети. До встречи. (уходит за кулисы)
Администратор. Пушкин торопиться. Ведь скоро начнется представление. Это означает, что наступило время рассказать о третьем правиле для зрителей. Третье правило этикета - отключить средства мобильной связи. Для этого даже специальное объявление делают.
Объявление.
А почему нельзя пользоваться телефонами во время спектакля? Молодцы.
Четвертое правило этикета для зрителя - надо правильно выражать свои эмоции во время спектакля. Если вам понравился спектакль, то нужно… аплодировать. А чего нельзя? Стучать ногами и кричать запрещается и очень некультурно.
Звучит третий звонок. Занавес открывается.
Ну вот и прозвучал третий звонок. Это означает, что сейчас начнется действие на сцене.
Торжественная музыка. Занавес открывается.
Руководитель театра. Здравствуйте дорогие наши гости! Меня зовут Вероника Владимировна Мерк. Я руководитель школьного театра “Пушкин”. Посмотрите на экран! Это логотип Школьного театра “Пушкин”. Нашему театру три года. В его репертуаре 9 спектаклей, в которых играют дети с 4 по 11 класс.
Шабалов. (в костюма богатыря, стремительно выходит) В том числе и я, ученик 7 класса, артист - Игорь Шабалов.
Кондакова. И я ученица 9 класса - Ася Кондакова.
Руководитель. Ребята исполнят для вас отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
Отрывок.
Руководитель. Ребята, мы сегодня с вами выяснили, что для зрителя театр начинается с вешалки, то есть в гардеробе. А для артиста театр начинается за кулисами, в гримерной комнате. Там, где артисты переодеваются и гримируются. Хотите туда попасть? Тогда мне администратор зала Ксюша поможет разделить класс на две части. А Игорь и Ася вас проводят за кулисы.
Делятся на две части. Детей уводят за кулисы.
Пока одна группа детей знакомится с тайнами закулисья, на сцене для вас мастеркласс работы с микрофоном проведут:
Выходят на сцену ведущие мастер-класса "работа с микрофоном" (Ксенья и Леонид)
Руководитель: А самые смелые из вас, могут попробовать правильно говорить в микрофон.
Ксюша. Основных правил работы с микрофоном три.
Первое. Чтобы тебя было слышно, держи микрофон близко ко рту, параллельно полу, говори и пой именно в него.
Леонид. Второе правило. Нельзя направлять микрофон на колонки или близко к ним подходить, может возникнуть свист. Это очень неприятно!
Ксюша. Правило третье. Не жестикулируй той рукой, в которой у тебя находится микрофон. Если ты держишь его в правой руке, то для жестикуляции остается левая.
Леонид. И наоборот, если микрофон в левой руке, то для жестикуляции остается правая. Ну что? попробуем читать в микрофон?
Дети читают в микрофон по очереди.
Приходит группа из-за кулис, садится в зал.
За кулисы уходит другая группа.
Пока проходит мастер-класс в гримёрной комнате разворачивается экскурсия.
(перед дверью в гримёрную комнату)
Маша. Здравствуйте, дети!
Соня. Разрешите представится!
Маша. Мы артисты театр “Пушкин” - Маша Шацкова…
Соня. …Асатурян Софья. Сейчас вы зайдете в необычную комнату, которая называется гримерная. Как вы думаете, почему она так называется?
Маша. Давайте не будем гадать, а зайдем и посмотрим, что же там находится. Готовы?
Только уговор, без спроса ничего не брать. Договорились?
заходят
Соня. Здесь артисты переодеваются и гримируются. С этой стороны у нас висят костюмы с разных спектаклей:
Маша. Костюм императора Николая I
Соня. Платье светской дамы
Маша. Костюм цыганки
Соня. Исторический костюм 18 века
Костюм
Соня. Как вы думаете, отличается ли театральный костюм от повседневной одежды? А чем отличается? (другая эпоха, другое время, другая мода, неуместно)
Маша. Правильно. А еще для каждого артиста шьется отдельный костюм по его размерам.
Грим
Соня. Обратите внимание! За этими столиками артисты наносят грим и надевают парики. Грим бывает сложный, как например грим Кошки или старухи,
Маша. …и легкий грим, как у Красной шапочки. Грим должен подчеркивать особенности героя и его характер.
Реквизит
Соня. Есть в театральном словаре слово - реквизит. Кто может сказать, что оно обозначает?
Маша. Реквизит - это предметы, которые используют артисты во время спектакля. Давайте посмотрим их. На этой полке вы можете видеть обувь со спектакля и шляпы, в них по улицам нельзя ходить, только во время спектакля.
Соня. А вот веера и маски, как видите они разные. Еще есть бутафорские вещи, они ненастоящие. Давайте посмотрим на них!
Маша. Вот мясо из спектакля Чайка по имени “Джонатан Ливингстон”, как вы думаете, из чего оно? Вот пирог и фрукты со спектакля “Рождество Богородицы”, похожи на настоящие?
Соня. А еще есть Шлем Афины Паллады из спектакля “У истоков” и её щит. Как вы думаете из чего они сделаны?
Маша. Они сделаны из… И представляете, это всё сделано своими руками.
Соня. В гримерной комнате артисты не только готовятся к спектаклям!
Маша. … но и отдыхают: пьют чай и читают книги.
Маша. На этом наша экскурсия подошла к концу, но вас ждет мастер класс “Работа с микрофоном”, Хотите попробовать? Тогда мы отправляемся в актовый зал.
перед выходом на сцену
Соня. Ребята! Представьте, если бы вам сказали прямо сейчас выйти и выступить, как бы вы себя чувствовали.
Маша. А чтобы справиться со страхом и волнением нужно просто подышать. Давайте сделаем “Вдох через нос и глубокий выдох через рот”.
Соня. Успокоились? идем в зал.
Заключительное слово руководителя. На экране слайд программы театрального закулисья.
Руководитель. Уважаемые зрители, сегодня артисты театра "Пушкин" провели вас по закулисью и познакомили с правилами театра. Давайте проверим, всё ли мы с вами успели сделать и посмотреть? За кулисами побывали? С артистами и правилами театрального этикета познакомились? С микрофоном поработали? С тайны гримерной комнаты узнали? А что же мы еще не сделали? (дети читают на слайде и отвечают)Правильно - мы не сфотографировались!
Артисты фотографируются с учащимися и классным руководителем, может быть дают видео-отзывы на просмотренную программу. Уходят.
Свидетельство о публикации №225030600684