Они сражались за 117...

КИНОСЦЕНАРИЙ: "ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА 117..."
Формат Fountain/Screenplay
По рассказу автора Эдуард Зиемелис " Они сражались за ......" http://proza.ru/2024/01/19/765
________________________________________
СЦЕНА 1.1
МЕСТО: Поле боя у реки Царица. Дым, взрывы, свист пуль.
ВРЕМЯ: День. 1942 год.
КАДР: Широкая панорама полуразрушенного моста. Красноармейцы окопались у берега. Лейтенант МИШИН (25 лет, окровавленная повязка на груди) кричит, стреляя из пистолета.
МИШИН
(хрипло)
Держаться! Не пустить их к переправе!
КАДР: Снаряд взрывается рядом. Мишин падает, хватаясь за рану.
КАДР: Медсестра ЗОЙКА (22 года, хрупкая, в гимнастерке с красным крестом) ползёт к нему под огнём.
ЗОЙКА
(кричит)
Лейтенант! Держитесь!
КАДР: Зойка хватает Мишина за ремень, тащит в укрытие. Пули рикошетят от камней.
МИШИН
(бредет)
Оставь... спасай себя...
ЗОЙКА
(сквозь зубы)
Молчите! Я вытащу!
ЗВУК: Нарастающий гул немецких самолётов.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 1.2.
________________________________________
СЦЕНА 1.2
МЕСТО: Поле боя. Овраг.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: Мишин в полузабытьи. Глаза фокусируются на Зойке, которая тащит его через овраг.
МИШИН (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
(мысленно)
Умру... даже не узнав, какая она... любовь... дети... Как обидно ни увидеть, ни растить, ни познать любовь своих детей.
КАДР: Взгляд Мишина скользит по трем мужчинам, помогающим Зойке. Они полупрозрачны, в одежде XIX века.
ПЕРВЫЙ МУЖЧИНА (ПУШКИН)
(шепчет)
Тяни, девка! Ещё немного!
ВТОРОЙ МУЖЧИНА (ЧЕХОВ)
(поправляет пенсне)
Осторожнее с головой!
КАДР: Мишин узнаёт Пушкина, глаза расширяются.
МИШИН
(хрипит)
Александр... Сергеевич?
КАДР: Зойка не замечает духов, продолжает тащить. Выглядело так, что Зойка их не замечала, а помогали они как-то не складно, их руки даже не касались гимнастерки раненого.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 1.3.
________________________________________
СЦЕНА 1.3
МЕСТО: Противоположный берег оврага.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в грубой сермяге) стоит под огнём. Его посох светится. Мужчина стоял на линии огня фашиста, стрелявшего прямой наводкой по Зойке с Мишиным, в одной руке он держал посох, другой осенял крестные знамения.
СЕРГИЙ
(крестится)
Господи, защити раба Твоего...
КАДР: Пули фашистов отклоняются, как будто ударяясь о невидимый щит.
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (кричит из укрытия)
Сергий, держись! Где Прутков?
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ (в доспехах)
Он с разведчиками! Лев Николаевич, не зевайте!
КАДР: Толстой (в окопе) задумчиво смотрит на поле боя.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.1.
________________________________________
СЦЕНА 2.1
МЕСТО: Лесная тропа у реки Царица.
КАДР: Разведвзвод старшего лейтенанта САБУРОВА (30 лет, усталое лицо) движется по зарослям. Солдаты спотыкаются, карта в руках Сабурова дрожит.
САБУРОВ
(шепчет)
Где чертов мост? Мы же форсировали реку вчера...
КАДР: Над группой невидимо парит КОЗЬМА ПРУТКОВ (в цилиндре и плаще XIX века). Он машет рукой — ветви деревьев сдвигаются, закрывая путь.
ПРУТКОВ
(усмехаясь)
Без вас никак...
КАДР: Разведчики выходят на открытый берег. Вдали — полуразрушенный мост.
СНАЙПЕР
(резко)
Немцы! Слева!
КАДР: Фашистский пулемётчик на холме. Выстрел снайпера — пулемёт замолкает.
САБУРОВ
(кричит)
В укрытие! Огонь!
КАДР: Солдаты рассыпаются, начинается перестрелка. Прутков исчезает в дыму.
ЗВУК: Рёв миномётов, треск автоматов.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.2.
________________________________________
СЦЕНА 2.2
МЕСТО: Поле боя у моста.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (в древнерусских доспехах) бегут рядом с разведчиками. Их мечи сверкают.
КАДР: За фашистами материализуются тёмные фигуры. Вместе с фашистами наступали, также невидимые смертному, их помощники - огромные, темные, с рогами и красными глазами, вооруженные пиками и мечами.
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(рычит)
За Рязань! За Русь-матушку!
КАДР: Тевтонские рыцари на конях топчут землю. Умной-Колычев бьёт мечом по щиту, вызывая искры. Умной-Колычев был крупнее Юрия Игоревича это показывало, что духом он сильнее, но твари, шедшие на них, были и числом, и массой ещё крупнее.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(кричит)
Дух предков — с нами!
КАДР: Дух погибшего красноармейца (выше других на голову) хватает копьё тевтонца и разбрасывает врагов.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.3.

СЦЕНА 2.3
МЕСТО: Поле боя. Центр схватки с тевтонцами.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: Красноармеец из группы Сабурова (молодой, в рваном маскхалате) падает, сраженный пулей в грудь. Кровь проступает на гимнастерке.
КАДР: Его дух (прозрачный, светящийся золотистым светом) мгновенно поднимается с земли. Ростом на голову выше Умной-Колычева, плечи вдвое шире.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(отшатывается, глаза расширены)
Что за...
КАДР: Дух солдата рычит, бросается на тевтонского рыцаря. Вырывает копьё из рук противника, сбивает всадника с коня ударом о щит.
ДУХ СОЛДАТА
(громовым голосом)
Становитесь от меня по правую и левую руку!
КАДР: Юрий Игоревич мгновенно занимает позицию справа, меч наготове. Умной-Колычев, всё ещё ошеломлённый, медлит.
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(кричит)
Колычев! В строй!
КАДР: Дух солдата размахивает захваченным мечом, рассекая двух тевтонцев. Их доспехи рассыпаются в прах.
ЗВУК: Лязг металла, рёв духовной битвы смешивается с автоматными очередями.
КАДР: Умной-Колычев наконец приходит в себя, встаёт слева от духа. Трое образуют клин, прорывающий ряды врагов.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 1.4.
________________________________________
Примечание:
• Визуальные детали: Контраст между полупрозрачным свечением духа и мрачными тевтонцами подчёркивает метафорическую борьбу света и тьмы.
• Деталь-персонаж: Меч духа солдата — символ непобедимого народного духа, переходящего из поколения в поколение.
• Звук: Наложение реалистичных звуков боя (выстрелы) и мистических (эхо голоса духа, звон древнего оружия) создаёт сюрреалистичную атмосферу.

СЦЕНА 1.4
МЕСТО: Поле боя. Укрытие за разбитой повозкой.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: ЗОЙКА, наклонившись над телом МИШИНА, ритмично делает искусственное дыхание. Её лицо в поту, руки дрожат.
ЗВУК: Свист пуль, разрывы снарядов. Приглушённые хрипы Мишина.
КАДР: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в грубой сермяге) стоит на коленях рядом. Его руки светятся золотистым светом.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Грудь Мишина. Из раны поднимается полупрозрачная дымчатая фигура (его душа).
СЕРГИЙ
(шепчет, напряжённо)
Не время... Возвращайся...
КАДР: Сергий двумя руками «вталкивает» душу обратно. Фигура сопротивляется, извивается, но постепенно растворяется в ране.
КАДР: Зойка, не замечая Сергия, продолжает реанимацию.
КАДР: Мишин внезапно судорожно вдыхает, глаза открываются.
ЗОЙКА
(задыхаясь)
Жив! Слава богу...
КАДР: Сергий ослабевает, опираясь на посох. Его силуэт мерцает, как свеча.
СЕРГИЙ
(тихо, себе)
С каждым разом тяжелее...
ЗВУК: Нарастающий гул немецких танков.
КАДР: Зойка хватает Мишина за плечи, тащит в ближайший окоп. Сергий исчезает в вспышке света.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 1.5.
________________________________________
Детали:
• Визуальный контраст: Грязный окоп vs. сияние Сергия.
• Символизм: Душа Мишина показана как дымчатый двойник.
• Звук: Приглушённые крики боя контрастируют с тихим шёпотом Сергия.

СЦЕНА 1.5
МЕСТО: Холм над полем боя.
ВРЕМЯ: Разгар сражения.
КАДР: ПУШКИН (в сюртуке XIX века, лицо озарено боевым азартом) поднимается на холм, игнорируя свист пуль. ЧЕХОВ (в пенсне, придерживая шляпу) машет ему из укрытия.
ЧЕХОВ
(кричит)
Александр Сергеевич! Самое время прочесть «Клеветникам России»!
ПУШКИН
(останавливается на вершине, голос громовой)
Я имею, что зачитать в день брани!
КАДР: Немецкие солдаты внизу замедляют атаку, будто оглушённые. Духи тевтонцев отступают, закрывая уши.
ПУШКИН
(декламирует, жестикулируя)
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая...
КАДР: Слова Пушкина материализуются в воздухе как светящиеся буквы. Каждая строфа ударяет по вражеским рядам, словно шквал.
ПУШКИН
(продолжает, нараспев)
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор...
КАДР: Красноармейцы в окопах поднимают головы. У одного бойца на лице появляется улыбка.
БОЕЦ
(шепчет)
Как на параде...
КАДР: Дух солдата из сцены 2.3 (огромный, в рваном маскхалате) присоединяется к Пушкину, повторяя строки хором.
ЗВУК: Голос Пушкина накладывается на грохот взрывов, превращаясь в боевой гимн.
КАДР: Фашисты в панике отступают. Тевтонские рыцари рассыпаются в чёрный дым.
ПУШКИН
(завершая, саркастично)
Знакомый пир их манит вновь —
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье!
КАДР: Последние слова звучат как удар грома. Волна света сметает остатки вражеских сил.
ЗОЙКА
(из окопа, Мишину)
Что это было?!
МИШИН
(в изумлении)
Наш... щит...
КАДР: Пушкин спускается с холма, поправляя сюртук. Чехов одобрительно хлопает в ладоши.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.4.
________________________________________
Детали:
• Визуальный символ: Светящиеся стихи — метафора силы слова, прошивающего время.
• Контраст: Поэтическая декламация vs. хаос боя.
• Звук: Голос Пушкина звучит как набат, заглушая вой снарядов.

СЦЕНА 2.4
МЕСТО: Поле боя у моста. Завалы, дым, павшие красноармейцы.
ВРЕМЯ: Вечер.
КАДР: Старший лейтенант САБУРОВ (лицо в копоти) стоит среди тел своего взвода. Его глаза медленно скользят по погибшим бойцам.
ЗВУК: Треск догорающих брёвен, редкие выстрелы вдалеке.
КАДР: Сабуров резко оборачивается назад. Взгляд цепляется за удаляющуюся фигуру Зойки, тащащей Мишина.
САБУРОВ
(хрипло, себе)
Жив...
КАДР: Три фашиста (один ранен в плечо) вылезают из-за разбитого танка. Замечают Сабурова.
НЕМЕЦКИЙ СОЛДАТ
(на ломаном русском)
Русс, сдавайся!
КАДР: Сабуров молча выхватывает штык-нож. Лезвие бликует в закатном свете.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Рука сжимает рукоять ножа — костяшки белеют от напряжения.
КАДР: Сабуров бросается вперёд с рёвом. Первый фашист падает с ножом в горле. Второй стреляет наугад — пули рикошетят от камней.
КАДР МЕДЛЕННОЙ СЪЁМКИ: Сабуров прыгает на второго немца, вонзая штык под рёбра. Кровь брызжет на камеру.
КАДР: Третий фашист (раненый) пытается ползти назад. Сабуров настигает его, закалывает ударом сверху.
ЗВУК: Хлюпающий звук металла, входящего в плоть.
КАДР: Сабуров стоит над телами, тяжело дыша. За его спиной появляется полупрозрачный силуэт КОЗЬМЫ ПРУТКОВА.
ПРУТКОВ
(тихо)
Безрассудство... но тяжко будет им похмелье.
КАДР: Сабуров не слышит его, вытирает штык об шинель. Вдали слышен рёв советских танков.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.5.
________________________________________
Детали:
• Символизм: Штык-нож как единственное оружие в рукопашной — метафора последнего рубежа обороны.
• Звук: Приглушённые крики боя контрастируют с хриплым дыханием Сабурова.
• Визуальный акцент: Кровь на камере создаёт эффект погружения в хаос схватки.

СЦЕНА 2.5
МЕСТО: Поле боя. Разрушенный окоп, заваленный телами.
ВРЕМЯ: Сумерки. Бой стихает, но не прекращается.
КАДР: КОЗЬМА ПРУТКОВ (в цилиндре, небрежно опирается на трость) и ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (в чёрном пальто, лицо напряжено) стоят у разбитой пушки. На заднем плане — духи УМНОЙ-КОЛЫЧЕВА и ЮРИЯ ИГОРЕВИЧА рубят остатки тевтонцев.
ДОСТОЕВСКИЙ
(раздражённо, указывая на поле)
Прутков, и почему я не удивлён! Всегда, когда ты нас соберёшь — биться с несметной нечистью!
ПРУТКОВ
(небрежно вращает тростью)
Знал бы ты, что на других участках фронта!
КАДР: За спиной Пруткова материализуется огромная тень с рогами. Достоевский хватает его за плечо, оттаскивая в сторону. Тень пролетает мимо.
ДОСТОЕВСКИЙ
(в ярости)
Не юли! Говори — зачем мы именно здесь?
ПРУТКОВ
(серьёзнеет, указывает вдаль, где Зойка тащит Мишина)
Спасаем бойца, в котором высший дух народа!
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Мишин в полузабытьи. Его грудь слабо светится сквозь окровавленную повязку.
ПРУТКОВ
(громко, перекрывая грохот)
Надеюсь, тебе не надо объяснять, как это важно?
ДОСТОЕВСКИЙ
(смотрит на Мишина, смягчаясь)
КАДР: Прутков хватает Достоевского за рукав, увлекая за собой. Они растворяются в дыму, оставляя после себя мерцающий след.
ЗВУК: Внезапная тишина на секунду, затем рёв атакующих богатырей.

ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 2.6.
________________________________________
Детали:
• Визуальный контраст: Циничная поза Пруткова vs. ярость Достоевского.
• Фон: Духи-воины сражаются в замедленной съёмке, создавая эпичный фон для диалога.
• Звук: Приглушённые крики и звон мечей смешиваются с чётким голосом Пруткова.

СЦЕНА 2.6
МЕСТО: Поле боя у моста.
ВРЕМЯ: Закат. Земля дрожит.
КАДР: Камера трясётся. Камни подскакивают на земле. САБУРОВ (стоит на колене у пулемёта) оборачивается на грохот.
ЗВУК: Нарастающий топот копыт, рёв сотен голосов.
КАДР: На горизонте — волна всадников.
• Слева: ДРАГУНЫ и УЛАНЫ в синих мундирах, сверкающие каски.
• Справа: КАЗАКИ и КОННО-ГОРЦЫ с шашками наголо.
• Центр: БОГАТЫРИ в кольчугах на русских тяжеловозах.
БОГАТЫРЬ
(рёвом, размахивая мечом)
За Ру-у-усь!
КАДР: Тевтонские рыцари разворачиваются, но их ряды сминает удар. Копья ломаются, кони падают.
КАДР МЕДЛЕННОЙ СЪЁМКИ: Казак рубит тевтонца шашкой. Голова в шлеме отлетает, превращаясь в чёрный пепел.
КАДР: Сабуров вскакивает к пулемёту, даёт очередь по бегущим фашистам.
САБУРОВ
(кричит)
Гони их! Гони!
КАДР: Последний тевтонец (в разбитых доспехах) пытается поднять знамя. Богатырь проезжает через него, топча конём. Знамя рвётся.
ЗВУК: Топот стихает. Тишина, прерываемая стонами раненых.
КАДР: Над полем боя парят духи Пушкина, Чехова, Сергия. Они смотрят на уцелевших красноармейцев.
ПУШКИН
(шепчет, улыбаясь)
Знакомый пир...
КАДР: Сабуров опускается на колени у пулемёта. Его рука дрожит на стволе.
КАДР: Зойка помогает Мишину сесть у костра. Он слабо улыбается.
ЗВУК: Треск костра, далёкий вой ветра.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.1.
________________________________________
Детали:
• Визуальная масштабность: Волна всадников занимает весь кадр, подчёркивая подавляющую силу.
• Символизм: Разорванное тевтонское знамя.
• Звук: Переход от хаоса к тишине акцентирует победу.
• Фон: Духи-покровители наблюдают, как живая связь эпох.

СЦЕНА 3.1
МЕСТО: Поле после боя. Большой костёр, вокруг него раненые бойцы и медперсонал.
ВРЕМЯ: Вечер. 1942 год.
КАДР: Широкая панорама — догорающий костёр, силуэты бойцов, перевязывающих раны.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Руки ЗОЙКИ аккуратно накладывают повязку на рану солдата.
СОЛДАТ
(слабо улыбаясь)
Спасибо, сестра...
ЗОЙКА
(тихо)
Держись. Завтра будет легче.
КАДР: МИШИН (бледный, но живой) сидит прислонившись к дереву. Его взгляд устремлён на костёр.
КАДР: САБУРОВ (в потрёпанной шинели) стоит в стороне, смотрит на свежие могильные холмики. В руках — пилотка погибшего бойца.
САБУРОВ
(шепчет)
Простите, ребята...
КАДР: Над костром медленно кружит дым, образуя полупрозрачные силуэты погибших солдат. Их лица улыбаются.
КАДР: Зойка подходит к Мишину, протягивает котелок с водой.
ЗОЙКА
Пейте, лейтенант. Утром двинемся с колонной.
МИШИН
(хрипло)
А ты?
ЗОЙКА
(кивает на повозки)
Останусь с ранеными. Нас ждут.
ЗВУК: Треск поленьев, далёкий лай собак.
КАДР: Сабуров подходит к костру, садится напротив Мишина. Их взгляды встречаются.
САБУРОВ
(сухо)
Твоих вывезли. Моих... здесь остались.
МИШИН
(молча кивает)
КАДР: В небе пролетает стая журавлей. Их крики сливаются с затихающим гулом боя.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.2.
________________________________________

СЦЕНА 3.2
МЕСТО: Лагерь после боя. Большой костёр, вокруг него раненые бойцы, медсёстры и духи-покровители.
ВРЕМЯ: Поздний вечер. 1942 год.
КАДР: Пламя костра освещает лица ТОЛСТОГО (бородатый, в крестьянской рубахе) и ДОСТОЕВСКОГО (сутулый, в чёрном пальто). ЧЕХОВ (в пенсне, с ироничной улыбкой) сидит на бревне рядом. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге) молча молится у края света.
ТОЛСТОЙ
(с издёвкой, к Достоевскому)
Хочу проверить, насколько ты проницателен, Фёдор Михайлович! По-твоему, в ком из присутствующих высший дух народа?
ДОСТОЕВСКИЙ
(серьёзно, не глядя на него)
Для меня это не важно. Они все вели себя достойно в бою!
ДОСТОЕВСКИЙ
(продолжает)
Главное в моих произведениях — «Говори правду!». Кто это делает, тот и крепок духом.
ТОЛСТОЙ
(схватывается за голову)
Вот тебе раз! А как же добро?
ДОСТОЕВСКИЙ
(резко поворачивается к нему)
Ой, не вынуждай меня открыть тебе правду о твоём творчестве!
КАДР: Толстой встаёт, руки в боки. Пламя костра отражается в его глазах.
ТОЛСТОЙ
(вызывающе)
Давай, скажи свою правду! Просвети меня!
ДОСТОЕВСКИЙ
(шаг навстречу)
Хорошо! Кто у тебя главный герой в «Анне Карениной»?
КАДР: Толстой молчит, сжав губы.
ДОСТОЕВСКИЙ
(триумфально)
Молчишь! Главный герой — помещик Левин!
ТОЛСТОЙ
(отворачивается, скрещивает руки)
И что? То же мне открыл Америку!
ДОСТОЕВСКИЙ
(наступая)
Он произносит главную мысль романа: «Я имею власть делать добро»! А то, что "имею власть" означает могу делать, а могу не делать добро!
(Достоевский наступал на Льва Николаевича)
Главная мысль должна была быть: «Я делаю добро»!
КАДР: Толстой отходит к противоположной стороне костра, он задумался. Его тень колышется на земле, словно отделяясь от тела.
ЧЕХОВ
(хохочет, разрывая напряжённость)
Не ссорьтесь, мальчики! Бабы всё равно всё испортят.
КАДР: Сергий поднимает глаза от молитвы, смотрит на Чехова с укором.
СЕРГИЙ
(тихо, но чётко)
Добро проявляется в борьбе со злом.
КАДР: ПРУТКОВ (в цилиндре) появляется из тени, опираясь на трость.
ПРУТКОВ
(добавляет)
Добрый человек тот, кто не проходит мимо, когда творится зло.
КАДР: ЗОЙКА (у костра) закрывает книгу «Война и мир», встаёт.
ЗОЙКА
(к бойцам)
Споём?
КАДР: Гармонист берёт аккорд. Зойка начинает песню, её голос дрожит, но набирает силу.
ЗОЙКА
(поёт)
Бьётся в тесной печурке огонь...
КАДР: Бойцы подхватывают. Духи-писатели затихают, слушая.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Слёзы на щеках Мишина. Он смотрит на Зойку, как на призрак.
ЗВУК: Песня накладывается на кадры костра, теней и мерцающих звёзд.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.3.
________________________________________
Детали:
• Визуальные акценты:
o Тени Толстого и Достоевского, борющиеся у костра — метафора их идейного противостояния.
• Символизм:
o Песня Зойки объединяет живых и духов, стирая границы времени.
o Цитирование Пруткова и Сергия — голос вечных истин.
• Звук:
o Треск костра усиливается во время спора, стихает при пении.
o Гармоника звучит приглушённо, аккомпанируя Зойке.

СЦЕНА 3.3
МЕСТО: Лагерь после боя. Костер, окружённый бойцами.
КАДР: ПУШКИН и ЧЕХОВ (полупрозрачные силуэты) слушают, прислонившись к сосне. ЧЕХОВ снимает пенсне, вытирая глаза.
ЗОЙКА
(поёт громче)
...Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти — четыре шага...
КАДР: САБУРОВ сидит на бревне, сжимая пилотку погибшего бойца. Его губы шевелятся в такт песне.
КАДР: ТОЛСТОЙ и ДОСТОЕВСКИЙ (у края костра) перестают спорить. Толстой кладёт руку на плечо Фёдора Михайловича.
ЗОЙКА
(завершая, едва слышно)
...Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви......
КАДР: Тишина. Гармонист берёт последний аккорд. Звук растворяется в треске костра.
БОЕЦ
(хрипло)
Спасибо, сестра...
КАДР: Зойка кивает, садится рядом с Мишиным. Её рука непроизвольно касается книги «Война и мир» в кармане шинели.
МИШИН
(тихо, только для неё)
Я сегодня... видел их. Пушкина. Чехова. Князей...
ЗОЙКА
(усмехается)
Контузия, лейтенант. Выспитесь.
КАДР: На заднем плане УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (в доспехах) переглядываются.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(Пруткову, указывая на Мишина)
Прутков, тебя не приметили. Наверно, плохо стараешься!
ПРУТКОВ
(в цилиндре, пожимает плечами)
Работаю в тени, князь. Как всегда.
ЗВУК: Ветер поднимает искры костра, унося их к звёздам.
КАДР: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге) крестит спящих бойцов. Его силуэт растворяется в темноте.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.4.
________________________________________

СЦЕНА 3.4
МЕСТО: Лагерь после боя. Костер, бойцы и медсёстры отдыхают.
ВРЕМЯ: Поздний вечер. 1942 год.
КАДР: МИШИН сидит у костра, закутанный в шинель. Его лицо освещено пламенем.
МИШИН
(неуверенно, к бойцам)
Вы мне, братцы, конечно, не поверите...
КАДР: Бойцы перестают перешёптываться.
МИШИН
(продолжает)
Сегодня, между жизнью и смертью, я видел... наших великих. Пушкина, Чехова.
КАДР: В воздухе мерцают полупрозрачные силуэты ПУШКИНА и ЧЕХОВА. Бойцы не замечают их.
БОЕЦ
(усмехаясь)
Контузило тебя, лейтенант!
МИШИН
(настойчиво)
И князей древнерусских в доспехах! Одного звали Умной-Колычев...
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ (в доспехах) и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (с мечом) стоят за спиной Мишина.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(смеётся, указывая на Пруткова)
Прутков, тебя не приметили! Плохо стараешься!
КАДР: Зойка пристально смотрит на Мишина, замечая дрожь в его руках.
ЗОЙКА
(строго)
Лейтенант, вам нужен покой.
МИШИН
(перебивает)
И святого! Православного... Сергия, кажется.
КАДР: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге) появляется у края кадра, осеняет Мишина крестом. Его силуэт растворяется.
БОЕЦ
(шепчет соседу)
Бредит. К утру оклемается.
КАДР: Мишин опускает голову, сжимая кулаки. Зойка кладёт руку на его плечо.
ЗОЙКА
(тихо)
Война у каждого свои видения рождает...
КАДР: ПРУТКОВ подходит к костру, его тень падает на Мишина. Бойцы не видят её.
ЗВУК: Ветер усиливается, раздувая искры.
КАДР: Сабуров поднимается, поправляет ремень. Его взгляд задерживается на Мишине.
САБУРОВ
(сухо)
Утром двинемся. Всем отдыхать.
КАДР: Бойцы расходятся. Костер догорает. Мишин остаётся сидеть, уставившись в угли.
ЗВУК: Ночные птицы, треск углей.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.5.
________________________________________
Детали:
• Визуальные акценты:
o Силуэты духов подсвечены голубоватым светом, контрастирующим с огнём костра.
o Тень Пруткова на Мишине — намёк на его будущую роль в судьбе внука.

СЦЕНА 3.5
МЕСТО: Край лагеря. Ночное небо, усыпанное звёздами.
ВРЕМЯ: Глубокий вечер. 1942 год.
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ (в доспехах, с мечом на поясе) и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (с бородой, в кольчуге) стоят у обрыва, глядя на долину. За ними — тлеющие угли костра.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(задумчиво)
Давно хотел спросить, Юрий Игоревич... Почему все княжества с Ордой сделки заключили, а Рязань билась до конца?
КАДР: Юрий Игоревич поворачивается, его глаза горят в отблесках звёзд.
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(спокойно, с достоинством)
Потому со всеми и заключили, увидав, как мы бьёмся.
КАДР: ПРУТКОВ (в цилиндре) появляется из тени, прислоняясь к сосне.
ЗВУК: Ветер гуляет по степи, шелестит травой.
КАДР: Над лагерем пролетает сова. Её тень скользит по лицам спящих бойцов.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(вдруг)
А если бы сдались...
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(резко обрывает)
Тогда не было бы ни Москвы, ни этих ребят... (указывает на лагерь) ни их победы.
КАДР: Вдалеке, у костра, ПУШКИН (в сюртуке) поднимается, готовый читать стихи.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.6.
________________________________________
Детали:
• Визуальные акценты:
o Звёздное небо как фон для диалога князей.
o Отблески на доспехах Юрия Игоревича — символ несгибаемости.
• Символизм:
o Сова — вестник мудрости и связи времён.


СЦЕНА 3.6
МЕСТО: Лагерь после боя. Костер, бойцы засыпают у огня.
ВРЕМЯ: Ночь. 1942 год.
КАДР: ПУШКИН (в сюртуке, с томиком стихов). ЧЕХОВ (в пенсне) и СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге) слушают рядом.
ПУШКИН
(декламирует, глядя на звёзды)
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять...
КАДР: Полупрозрачные духи БОГАТЫРЕЙ (в кольчугах) материализуются за спиной Пушкина. Их мечи отражают огонь.
ПУШКИН
(продолжает, жест к небу)
...Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сарацина в поле спешить...
КАДР: ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (в доспехах) и УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ подходят, слушая. Умной-Колычев хмурится, узнавая строки.
ПУШКИН
(с ударением)
...Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь!
КАДР: Красноармеец (молодой, в рваной гимнастёрке) просыпается, смотрит в сторону голоса. Видит только тени.
БОЕЦ
(шепчет соседу)
Слышишь? Стихи...
СОСЕД
(сонно)
Приснилось...
КАДР: Пушкин заканчивает, кланяется невидимой публике. ЧЕХОВ аплодирует, смеясь.
ЧЕХОВ
(Пушкину)
Вам бы на фронт с концертами ездить, Александр Сергеевич.
ПУШКИН
(ухмыляется)
Не смешите мою музу, Антон Павлович.
КАДР: СЕРГИЙ осеняет спящих бойцов крестом. Его силуэт растворяется в дыму.
ЗВУК: Треск догорающих углей.
КАДР: Мишин (во сне) вздрагивает, бормочет: «Князья... Пушкин...». Зойка поправляет ему шинель.
КАДР: Над лагерем проплывает тень СОВЫ. Её крик сливается с храпом солдат.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 3.7.
________________________________________

СЦЕНА 3.7
МЕСТО: Лагерь после боя. Костер, бойцы спят. Духи-покровители собрались у огня.
ВРЕМЯ: Поздняя ночь. 1942 год.
КАДР: ЧЕХОВ (в пенсне, сидит на бревне), СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге, сложил руки в молитве) и ПРУТКОВ (в цилиндре, прислонился к дереву). ТОЛСТОЙ и ДОСТОЕВСКИЙ ушли, их места пусты.
ЧЕХОВ
(обращаясь к Сергию)
Друзья, скажите мне — кто такой добрый человек? Лаконичное определение.
СЕРГИЙ
(не поднимая глаз)
Если вам нужно точное определение, спросите у Козьмы.
КАДР: ПРУТКОВ поднимает бровь, усмехаясь. Чехов поворачивается к нему.
ЧЕХОВ
(с иронией)
Странно, что представитель святой церкви передал право ответить на такой важный вопрос бытия!
СЕРГИЙ
(поднимает голову, спокойно)
Добро проявляется в борьбе со злом.
ПРУТКОВ
(добавляет, играя тростью)
Добрый человек тот, кто не проходит мимо, когда творится зло!
КАДР: ЧЕХОВ задумывается, смотрит на спящих бойцов.
ЧЕХОВ
(тихо)
Значит, они все... добрые?
КАДР: ПРУТКОВ указывает тростью на МИШИНА, который спит, сжимая пистолет.
ПРУТКОВ
(шепчет)
Но доброту потомков проверит время...
ЗВУК: Ветер усиливается, раздувая плащ Сергия.
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (в доспехах) исчезают в предрассветном тумане.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 4.1.
________________________________________

СЦЕНА 4.1
МЕСТО: Утро после боя. Колонна красноармейцев готовится к выдвижению.
ВРЕМЯ: Рассвет. 1942 год.
КАДР: Широкая панорама — повозки с ранеными, бойцы проверяют оружие. САБУРОВ (в потрёпанной шинели) отдаёт приказы. На переднем крае колонны стоят УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ и ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ (в доспехах), рядом с ними — четыре ВИТЯЗЯ (духи погибших разведчиков из взвода Сабурова).
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ выпрямляет спину, надувает грудь, чтобы казаться крупнее. ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ скрывает улыбку.
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(тихо Умному-Колычеву)
Князь, даже духам не пристало сутулиться.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(ворчливо)
Не учи дядьку, рязанский.
КАДР: Четыре ВИТЯЗЯ (в рваных шинелях, но с сияющими мечами) выстраиваются в ряд. Их силуэты мерцают, как марево.
ВИТЯЗЬ 1
(голос эхом)
Зачищаем фланги, князья?
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(кивает)
До первого рубежа.
КАДР: ЗОЙКА (с сумкой медикаментов) проходит мимо, не замечая духов. Её тень пересекается с силуэтом Умного-Колычева.
ЗОЙКА
(кричит бойцам)
Раненые — в повозки! Шинели подстелить!
КАДР: УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ смотрит на неё, затем на Юрия Игоревича.
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(с усмешкой)
Вот она — высший дух.
ЮРИЙ ИГОРЕВИЧ
(строго)
Не отвлекайся.
КАДР: Колонна трогается. Духи-витязи идут впереди, растворяясь в утреннем тумане.
ЗВУК: Рёв моторов грузовиков, ржание лошадей.
КАДР: МИШИН (в повозке) смотрит вдаль. Его рука непроизвольно тянется к груди, где светится едва заметный шрам.
МИШИН
(шепчет)
Сергий...
КАДР: СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в сермяге) появляется на мгновение у края дороги, осеняет колонну крестом.
КАДР: ПРУТКОВ (в цилиндре) наблюдает с холма. За ним — тень ТОЛСТОГО за плечом.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 4.2.
________________________________________
Детали:
• Визуальные акценты:
o Сияющие мечи витязей контрастируют с ржавыми штыками живых бойцов.
o Шрам Мишина — намёк на возвращённую душу Сергием.
• Символизм:
o Пересечение тени Зойки и Умного-Колычева — связь живых и духов.
• Звук:
o Рёв моторов заглушает шепот духов, подчёркивая разделение миров.
o Эхо голосов витязей — напоминание о их жертве.

СЦЕНА 4.2
МЕСТО: Дорога на Запад. Колонна красноармейцев движется по степи.
ВРЕМЯ: Утро. 1942 год.
КАДР: Широкая панорама — бескрайняя степь, растянувшаяся колонна повозок и бойцов. На переднем плане — ЗОЙКА (сидит на подводе, закутана в шинель). В руках у неё потрёпанная книга «Война и мир».
ЗОЙКА
(листая страницы, шепчет)
«видит бескрайнее небо и испытывает чувство единения с миром...»
КАДР: Рядом с ней материализуется ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (в крестьянской рубахе, с бородой). Он смотрит на книгу, улыбаясь.
ТОЛСТОЙ
(тихо)
И в доме, и на войне...
КАДР: Вдали появляется ОТРЯД УЛАН (в синих мундирах, на конях). Командир замечает Зойку.
КОМАНДИР УЛАН
(кричит, выхватывая саблю)
Это Зойка-кабан! В ней высший дух народа!
КАДР: Уланы синхронно отдают честь.
КАДР: На дороге слева и справа от колонны проносятся:
• Слева: ОТРЯД ГУСАР (в ментиках, сабли наголо).
• Справа: КАЗАКИ (с шашками, песня «Любо, братцы, любо!»).
• Сзади: БОГАТЫРИ (на тяжеловозах, мечи в руках).
ЗВУК: Топот копыт, боевые кличи, гармоника казаков.
КАДР: Зойка садится, прижимая книгу к груди. Её взгляд встречается с МИШИНЫМ (в повозке). Он кивает, лицо серьёзное.
КАДР: Над степью пролетает ястреб. Его тень скользит по колонне, сливаясь с силуэтами духов.
КАДР: ПРУТКОВ (в цилиндре) стоит на холме, наблюдая за движением. За ним — полупрозрачный СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.
КАДР: Колонна скрывается за горизонтом. Духи растворяются в солнечном свете.
ЗВУК: Затихающий топот копыт, переходящий в свист ветра.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 5.1.
________________________________________


СЦЕНА 5.1
МЕСТО: Современная Москва. Кабинет в здании администрации. На стене карта Украины с отметками.
ВРЕМЯ: День. Наши дни.
КАДР: Широкая панорама кабинета. На столе — ноутбуки, планшеты, чашки с кофе. В комнате собрались:
• УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ (в древнерусских доспехах, скрестил руки).
• ЛЕВ ТОЛСТОЙ (в крестьянской рубахе, нервно шагает).
• ДОСТОЕВСКИЙ (в чёрном пальто, пристально смотрит в карту).
УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ
(бьёт кулаком по столу)
Внуки дедов уже два года в окопах сидят! А нацисты всё лезут!
ТОЛСТОЙ
(останавливается, к Достоевскому)
В 41-м за полгода хребет фашистам сломали! А эти... (машет рукой в сторону карты)
ДОСТОЕВСКИЙ
(не отрываясь от карты)
Дух не тот. Власть говорит о добре, а правду забывает.
КАДР: Входит ПРУТКОВ, поправляя цилиндр.
КАДР: Все поворачиваются к нему. На карте подсвечивается город Артемовск (Бахмут).
ПРУТКОВ
(подходит к Толстому)
Лев Николаевич, останьтесь здесь. Вы нужнее в Москве.
ТОЛСТОЙ
(горячо)
Я задыхаюсь без битвы! Меня везде цитируют, но не слышат!
КАДР: ПРУТКОВ кладёт руку ему на плечо. За окном пролетает вертолёт, тень скользит по карте Украины.
ПРУТКОВ
(мягко)
Вы всегда там, где больнее. Но сегодня — здесь.
ТОЛСТОЙ
Пора. Артемовск ждёт.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 5.2.
________________________________________


СЦЕНА 5.2
МЕСТО: Коридор здания администрации. Современная Москва.
ВРЕМЯ: Непрерывно. День.
КАДР: ПРУТКОВ берёт ТОЛСТОГО под руку, уводит от остальных в пустой кабинет. За стеклянной стеной — вид на Красную площадь.
ПРУТКОВ
(мягко)
Лев Николаевич, очень прошу — останьтесь здесь.
ТОЛСТОЙ
(отстраняется, голос дрожит)
Не могу, Козьма! Я здесь задыхаюсь!
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Руки Толстого сжимают подоконник. За его спиной — шкаф с книгами: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
ТОЛСТОЙ
(горячо)
Мои книги стоят в сервантах, меня изучают в школах… а я… (задыхается) Я должен быть там, где льётся кровь!
КАДР: ПРУТКОВ снимает цилиндр, кладёт его на стол. В окно пролетает вертолёт, тень скользит по лицу Толстого.
ПРУТКОВ
(тихо)
Вы нужнее здесь. Им (указывает на улицу) нужен ваш голос, а не штык.
ТОЛСТОЙ
(с горькой усмешкой)
Мой голос? Они читают, но не слышат! (Стучит кулаком в грудь) Я хочу быть там, где решается судьба!
КАДР: ПРУТКОВ подходит ближе. В его глазах — редкая искренность.
ПРУТКОВ
(шёпотом)
Вы уже там. Каждый солдат, который берёт в руки ваши книги… это ваша битва.
КАДР: ТОЛСТОЙ закрывает лицо руками. Через пальцы пробиваются слёзы.
ТОЛСТОЙ
(сдавленно)
Я… боюсь, что потомки не простят мне бездействия…
ПРУТКОВ
(обнимает его)
Они простят. Потому что вы дали им слова для борьбы.
КАДР: За окном глохнет рёв вертолёта. Тишина.
ТОЛСТОЙ
(шепчет)
Правда и добро… Кто из них первый?
КАДР: ПРУТКОВ исчезает, оставив на столе перо. Толстой берёт его, подписывает книгу для библиотеки.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 6.1.
________________________________________

СЦЕНА 6.1
МЕСТО: Коридор административного здания. Москва. Современный интерьер, табличка на двери: «Старший советник юстиции, полковник Мишин».
ВРЕМЯ: День.
КАДР: КОЗЬМА ПРУТКОВ (в цилиндре и плаще XIX века) и ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (в чёрном пальто) стоят перед дверью кабинета.
ДОСТОЕВСКИЙ
(саркастично, указывая на табличку)
Ты хочешь сказать, справишься без меня? Похоже, внук лейтенанта стал засранцем!
ПРУТКОВ
(хладнокровно)
Говорят, мир держится на добрых людях, а государство — на добрых людях в прокуратуре.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 6.2.
________________________________________
СЦЕНА 6.2
МЕСТО: Кабинет полковника Мишина. Современный интерьер, панорамные окна с видом на Москву.
ВРЕМЯ: День.
КАДР: ПОЛКОВНИК МИШИН (45 лет, загорелый, в идеальном мундире) сидит за стеклянным столом. На экране ноутбука — Instagram-профиль молодой женщины: фото яхты, виллы, хештег #
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Пост с подписью: «Новая покупка в Турции! Спасибо партнёрам за доверие ;;».
КАДР: Мишин листает ленту. На заднем плане — ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) наблюдают.
ДОСТОЕВСКИЙ
(с яростью)
Посмотри, какого красавца мы вырастили! Загорелый, холёный!
КАДР: Мишин открывает сейф. Внутри: пачки евро, криптокошелёк, ключи от апартаментов.
ПРУТКОВ
(холодно)
Сколько ребят погибло в той войне, не родив детей?
ДОСТОЕВСКИЙ
(срывается)
Десятки миллионов! Чтобы жили такие?! Нет большей беды для народа, чем правоохранитель-преступник!
КАДР: Мишин берёт ключи от Mercedes, крутит их в руках.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 6.3.
________________________________________
СЦЕНА 6.3
МЕСТО: Кабинет Мишина. Телефон на столе звонит.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: Мишин нажимает кнопку громкой связи.
МИШИН
(официально)
Слушаю, товарищ генерал!
ГОЛОС ГЕНЕРАЛА
(из динамика)
Приветствую, товарищ полковник! Капитан Сабуров поступает в твой отдел. Сейчас направится к тебе с документами.
КАДР: ПРУТКОВ жестом приказывает ДОСТОЕВСКОМУ молчать. Тот сжимает кулаки.
МИШИН
(сухо)
Слушаюсь.
КАДР: Связь прерывается. Мишин откидывается в кресле, разглядывая портрет деда-лейтенанта (1942 г.), повёрнутый лицом к стене.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 6.4.
________________________________________
СЦЕНА 6.4
МЕСТО: Кабинет Мишина.
ВРЕМЯ: Непрерывно.
КАДР: Стук в дверь. Входит КАПИТАН САБУРОВ (30 лет, подтянутый, с папкой).
САБУРОВ
(чётко)
Здравия желаю, товарищ полковник!
МИШИН
(кивает на стул)
Присаживайся.
КАДР: Сабуров передаёт папку. ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) следят за Мишиным.
МИШИН
(листая документы)
Ваш дед... старший лейтенант Сабуров?
САБУРОВ
(спокойно)
Так точно. Погиб под Сталинградом.
ДОСТОЕВСКИЙ
(Пруткову, тихо)
Наш человек?
ПРУТКОВ
(кивает)
Легенда внедрения.
МИШИН
(закрывая папку)
Завтра обсудим детали в неформальной обстановке.
САБУРОВ
(встаёт)
Есть!
КАДР: Сабуров уходит. Мишин поворачивает портрет деда к стене.
ДОСТОЕВСКИЙ
(с горечью)
Он даже память предал...
ПРУТКОВ
(холодно)
Его выбор. Но мы его исправим.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 7.1.
________________________________________

СЦЕНА 7.1
МЕСТО: Особняк полковника Мишина. Престижный посёлок под Москвой.
ВРЕМЯ: Вечер. Наши дни.
КАДР: Широкая панорама особняка в стиле неоклассицизма: мраморные колонны, фонтан, трёхэтажный гараж с коллекцией люксовых авто (Mercedes G-Class, Rolls-Royce).
КАДР: Внутри особняка. Мраморный холл с хрустальной люстрой. ЖЕНА МИШИНА (40 лет, в платье от Valentino) сидит на диване, листает каталог ювелирных украшений. Дети (15-летний сын в худи Balenciaga и 12-летняя дочь в AirPods Max) играют в FIFA на PlayStation 5.
ЖЕНА МИШИНА
(в телефон)
Да, блин, я завтра лечу в Милан! Ты мне тот Birkin к утру подготовь!
КАДР: ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) стоят у камина с фамильным гербом.
ДОСТОЕВСКИЙ
(с отвращением)
Семья приносит пользу обществу? Или только потребляет?
ПРУТКОВ
(указывая на авто за окном)
Каждая машина — труд тысяч: шахтёры, инженеры, ученые, энергетики... А они (кивает на детей) даже школу прогуливают.
КАДР: Сын Мишина швыряет джойстик в стену.
СЫН
(орёт)
Мам, купи новую PS6! Эта глючит!
КАДР: МИШИН входит, бросает ключи от Bentley на мраморный столик. Его мундир контрастирует с роскошью интерьера.
МИШИН
(жене)
Завтра вылет в Стамбул. Ты вещи мне собрала?
ЖЕНА МИШИНА
(не отрываясь от телефона)
Купи мне в Duty Free тот крем, который я показывала.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: На стене в гостиной — портрет деда-лейтенанта (1942 г.) в скромной рамке. Рядом — фото Мишина с олигархом на яхте.
КАДР: Горничная (в униформе) несёт поднос с икрой. Дочь Мишина отталкивает её, требуя бургер.
ДОСТОЕВСКИЙ
(Пруткову)
Ты нашёл в ком-то высший дух народа?
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 7.2.
________________________________________
Детали:
1. Соответствие рассказу:
o Особняк описан как подходящий замминистра/звезде (неоклассицизм, коллекция авто).
o Жена Мишина показана как бездельница (разговоры о шопинге, требования к горничной).
o Дети — избалованные, учатся «понемногу» (прогулы, игнорирование учёбы).
2. Символизм:
o Контраст портрета деда-лейтенанта и фото на яхте.
3. Визуальные акценты:
o Люстра, мрамор, бренды одежды — символы коррупционной роскоши.

СЦЕНА 7.2
МЕСТО: Улица перед особняком Мишина. Престижный посёлок под Москвой.
ВРЕМЯ: Вечер. Наши дни.
КАДР: ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) стоят рядом с люксовым автомобилем (Bentley Continental GT). За их спинами — особняк с подсветкой, в окнах мелькают силуэты семьи Мишина.
ДОСТОЕВСКИЙ
(с горечью, указывая на дом)
Семья приносит какую-то пользу обществу? Или только потребляет созданное другими?
ПРУТКОВ
(тычет тростью в автомобиль)
Представляешь, сколько тысяч людей трудились над созданием этой железяки?
ДОСТОЕВСКИЙ
(страстно)
Речь идёт о миллионах! Каждая деталь здесь — труд целых поколений!
КАДР: Из окна особняка доносится смех. Дочь Мишина выбрасывает в мусорный бак нетронутый ужин (икра, лобстер).
ПРУТКОВ
(саркастично)
Они едят трижды в день, одеваются в бренды, иногда даже книги читают… но не производят ничего. Только поглощают труд других людей.
КАДР: В окне второго этажа Мишин поправляет галстук перед зеркалом. Его отражение искажается — вместо лица виден череп.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 7.3.
________________________________________

СЦЕНА 7.3
МЕСТО: Парковая аллея рядом с особняком Мишина. Ночная Москва, фонари отражаются в лужах.
ВРЕМЯ: Поздний вечер.
КАДР: ПРУТКОВ (в цилиндре, опирается на трость) и ДОСТОЕВСКИЙ (в чёрном пальто, сжав кулаки) стоят под дождём. За их спинами — освещённые окна особняка, где мелькают тени семьи Мишина.
ДОСТОЕВСКИЙ
(с отчаянием)
Мишин безнадёжен?
ПРУТКОВ
(холодно, глядя на окна)
Он член преступной группы, совершающей тяжкие преступления, будучи на службе по защите правопорядка.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: В окне видна жена Мишина, примеряющая бриллиантовое колье.
ПРУТКОВ
(продолжает)
Семья — деграданты. Пожирают труд других, как саранча.
КАДР: Ливень усиливается. ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ растворяются в дожде. На асфальте остаётся лужа, в которой отражается свет фонаря.
ЗВУК: Шум дождя, перекрывающий гул города.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 7.4.
________________________________________

СЦЕНА 7.4
МЕСТО: Особняк Мишина. Гостиная с мраморным полом, хрустальной люстрой. На стене — портрет деда-лейтенанта (1942 г.) в скромной рамке.
ВРЕМЯ: Поздний вечер.
КАДР: МИШИН (в домашнем халате) сидит на кожаном диване. Перед ним — ноутбук с криптобиржей. На столике: ключи от Bentley, паспорт с турецкой визой, бокал виски.
ЗВУК: Резкий звонок телефона. Мишин вздрагивает, смотрит на экран: «Генерал».
МИШИН
(берёт трубку, притворно спокойно)
Слушаю, товарищ генерал.
ГОЛОС ГЕНЕРАЛА
(жёстко)
Срочно на дачу. Через час. Без опозданий.
КАДР: Мишин роняет бокал. Виски растекается по мрамору. Его рука дрожит, паспорт падает на пол.
МИШИН
(сдавленно)
Есть... Выезжаю.
КАДР: За его спиной материализуются ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ. Они смотрят на портрет деда.
КАДР: Мишин вскакивает, хватает ключи. Его отражение в зеркале над камином искажается — вместо лица виден череп.
КАДР: Мишин выбегает из гостиной. ПРУТКОВ подходит к портрету деда, касается его тростью. Рамка трескается.
ЗВУК: Рёв двигателя Mercedes, увозящего Мишина.
КАДР: На полу остаётся упавший паспорт. Виза в Турцию залита виски.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 8.1.
________________________________________

СЦЕНА 8.1
МЕСТО: Кабинет генерала на даче. Массивный дубовый стол, карта на стене, охотничьи трофеи.
ВРЕМЯ: Вечер. Наши дни.
КАДР: МИШИН входит в кабинет. ГЕНЕРАЛ (60 лет) и ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК из контрразведки (в очках, холодный взгляд) сидят за столом. На столе — бутылка коньяка, недопитые бокалы.
ГЕНЕРАЛ
(фамильярно)
Садись, герой. Не стесняйся.
КАДР: Мишин садится, кладёт руки на стол.
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(прячась за очками)
Оказывается, капитан Сабуров не тот, за кого себя выдаёт.
КАДР: Генерал кивает на смежника. Тот отталкивает бокал, достаёт из папки справку.
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(продолжает)
Один из моих заместителей ведёт свою игру. Не поставил меня в курс.
КАДР КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Справка из военного архива. Подчёркнутая строка: «Лейтенант Мишин утверждал, что видел духов писателей...».
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(передаёт документ)
Но я добыл кое-что... для твоего внимания.
ГЕНЕРАЛ
(с усмешкой)
Игра будет проста: Сабуров захочет сблизиться через «общих предков».
КАДР: ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) стоят у камина.
ДОСТОЕВСКИЙ
(шепчет)
Они знают всё...
ПРУТКОВ
(холодно)
Но не знают, что мы здесь.
КАДР: Все трое чокаются бокалами. В камине трещат дрова.
ЗВУК: Треск огня, звон бокалов.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 8.2.
________________________________________

Сцена 8.2: Дача генерала. Посёлок под Москвой. (Интерьер. Кабинет. День)
Мишин стоит, держа в руках архивную справку. Его глаза бегло скользят по строчкам: "..... в бою участвовала рота Мишина .....  Взвод старшего лейтенанта Сабурова ...... Зойка-кабан  ...... вынесла с поля боя 117 солдат и офицеров .....". Контрразведчик в очках сидит напротив, играя бокалом. Генерал курит у окна, затягиваясь до хрипоты.
КОНТРРАЗВЕДЧИК
(стуча пальцами по столу)
Потом ознакомитесь, полковник.
(машет рукой, будто отмахиваясь от мухи)
Мы с генералом полагаем – игра будет примерно такой.
Жестом приглашает Мишина сесть. Тот медленно опускается в кресло, не выпуская документ из рук.
КОНТРРАЗВЕДЧИК
(чётко, как на допросе)
Капитан Сабуров неожиданно сообщит, что ваши деды воевали вместе.
(делает паузу, снимая очки)
Предоставит письма, фотографии...
(ухмыляется)
Может, даже медальон с пробитой пулей.
Мишин напряжённо сжимает подлокотники. На столе рядом – пепельница в форме фашистского шлема, заполненная окурками.
ГЕНЕРАЛ
(хрипло, выпуская дым)
Предупреждён – значит вооружён.
Контрразведчик выдвигает папку с грифом "Совершенно секретно".
КОНТРРАЗВЕДЧИК
(стуча костяшками по папке)
Теперь о текущих делах.
Камера медленно отъезжает, оставляя трёх мужчин в клубах сизого дыма. На стене за ними – портрет Сталина с надписью "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!".
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 8.3.
________________________________________

СЦЕНА 8.3
МЕСТО: Кабинет генерала на даче. Тяжёлые бархатные шторы, дубовый стол с картой Украины, чучело медведя в углу.
ВРЕМЯ: Вечер.
КАДР: ГЕНЕРАЛ (расстегнутый китель, сигара в зубах) и ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК (в идеально сидящем мундире) сидят за столом. МИШИН стоит, опираясь на спинку кресла.
ГЕНЕРАЛ
(выдыхая дым)
Что по предпринимателю Первышину? Прокуратура не желает отправлять дело в суд?
МИШИН
(резко встаёт)
Андрей Первышин оказался кристально чистым! Всё, что мы подшили к делу — Прокуратуре кажется незначительным!
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(встаёт, поправляет очки)
Первышин выиграл тендер на импортозамещение. Три его завода будут снабжать страну лекарствами.
КАДР: Генерал тушит сигару в пепельнице, сделанной из гильзы снаряда. Его лицо искажает гримаса.
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(стучит кулаком по карте)
Этот «кристально чистый» отберёт наш кусок! Встреться с Вахой-горцем. Работаем по-старому.
КАДР: Все трое берут бокалы с коньяком. Мишин замечает, что в его бокале — трещина.
ГЕНЕРАЛ
(зловеще)
За старую школу!
ЗВУК: Громкий звон хрусталя.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 8.4.
________________________________________
СЦЕНА 8.4
МЕСТО: Кабинет генерала на даче. Роскошный интерьер: дубовый стол, хрустальные бокалы, картина Айвазовского на стене.
ВРЕМЯ: Вечер.
КАДР: ГЕНЕРАЛ, ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК и МИШИН пьют коньяк. ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ (невидимые) стоят у окна, их силуэты проецируются на стену.
ДОСТОЕВСКИЙ
(срываясь, указывая на троицу)
Скажи, Козьма, ты встречал более чудовищную картину?
ДОСТОЕВСКИЙ
(бьёт себя в грудь)
Представляешь сколько горя и бед они принесли людям!
ПРУТКОВ
(холодно, глядя в окно)
Последствия их дел можно сравнить с хищническими набегами, для разорения селений, и увод выживших в рабство!
ГЕНЕРАЛ
(смеётся)
Первышин? Через неделю он будет молить о пощаде!
КАДР: Генерал-смежник достаёт фото Андрея Первышина.
ПРУТКОВ проводит тростью по фото — оно вспыхивает на секунду.
ДОСТОЕВСКИЙ
(кричит)
Они даже не понимают, что творят!
ПРУТКОВ
(спокойно)
Но мы понимаем. И остановим их.
КАДР: Мишин неожиданно роняет бокал. Хрусталь разбивается. Все замолкают.
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(насмешливо)
Нервы, полковник?
КАДР: В разлитом коньяке отражается лицо деда-лейтенанта. Мишин отшатывается.
КАДР: ПРУТКОВ и ДОСТОЕВСКИЙ исчезают. На столе остаётся фото Первышина с трещиной через лицо.
ПЕРЕХОД К СЦЕНЕ 9.1.
________________________________________
Детали:
1. Визуальные контрасты:
o Блеск хрусталя vs. осколки разбитого бокала.
2. Символизм:
o Трещина на фото Первышина — предзнаменование борьбы.
3. Звук:
o Тишина после разбития бокала — момент прозрения.
4. Действия духов:
o Жест Пруткова с тростью — намёк на будущее вмешательство.
o Крик Достоевского — моральный протест.

Сцена 9.1: Москва. Задний двор частного дома. (Экстерьер. День)
Ваха-горец в кожаном пальто нервно теребит чётки. Мишин в идеально отутюженной форме поправляет портфель с документами.
МИШИН
(садится, щёлкая замком портфеля)
Что тебя беспокоит?
(сухо)
Случилось что-то?
ВАХА-ГОРЕЦ
(рычит, показывая на подпись)
Этот шахтёр...
(стучит кулаком по столу)
...не подписывает!
(выдыхает дым сигареты в лицо Мишину)
Мои ребята уже руки себе сбили!
ВАХА-ГОРЕЦ
(срываясь на гортанный крик)
Хотел пристрелить – а гадёныш...
(встаёт, опрокидывая скамейку)
...МЕНЯ УНИЗИЛ!
________________________________________

Сцена 9.2: Москва. Задний двор частного дома. (Экстерьер. День)
Мишин механически кивает, глядя на часы. Ваха расхаживает, размахивая руками.
ВАХА-ГОРЕЦ
(изображая жест «говори» пальцами)
Спрашивает: «Знаешь, почему ты горец?»
(смеётся как загнанный зверь)
Мол, предки мои...
(бьёт себя в грудь)
...от сильных убежали в горы!
МИШИН
(глядя поверх головы Вахи)
И что он предложил?
ВАХА-ГОРЕЦ
(шепотом, с ненавистью)
Назвал лохом в законе.
(стучит костяшками по бутылке)
Мол, умный бы честно работал...
Мишин незаметно улыбается, поправляя галстук
________________________________________

Сцена 9.3: Москва. Задний двор частного дома. (Экстерьер. День)
Невидимые для людей, стоят Достоевский в сюртуке и Прутков с тростью. Их фигуры мерцают, как помехи на старом телевизоре.
ДОСТОЕВСКИЙ
(схватив Пруткова за локоть)
Этот добрый человек забыл...
(указывает на Ваху)
...сказать лоху главное!
Прутков достаёт из кармана часы на цепочке.
ДОСТОЕВСКИЙ и ПРУТКОВ
(хором, с горькой усмешкой)
Когда приходит спецназ...
(делают жест «на пол!»)
...все лежат мордой в пол!
Ваха невольно вздрагивает, оглядываясь. Мишин в это время достаёт из портфеля конверт с надписью «Первышин».


Сцена 10.1: Кабинет Мишина. Москва. (Интерьер. День)
Кабинет полковника Мишина — просторное помещение с панорамными окнами, затянутыми серыми шторами. Современный стеклянный стол уставлен папками с гербом прокуратуры. На стене — портрет Путина в золотой раме. Мишин полулёжа на кожаном диване листает пожелтевший документ с печатью «Военный архив». Его взгляд цепляется за строчку, обведённую красным: «...видел как живых: Пушкин, Чехов...»
МИШИН
(вполголоса, насмешливо)
Дед-фантазёр...
Он швыряет документ на стол, где рядом лежит фото его деда в военной форме. Встаёт, садится за компьютер. На экране — база данных МВД. В поисковую строку вбито: «Семья старшего лейтенанта Сабурова».
Мишин щёлкает правой кнопкой, открывая фейковый аккаунт в соцсети — профиль капитана Сабурова с фото на фоне Кремля.
МИШИН
(стуча пальцем по монитору)
Ха. Лет пять фотошопу учился?
Его рука тянется к рапорту старшего лейтенанта Сабурова. В тексте зачёркнутая чернилами приписка: «...князей звали Умной-Колычев и Юрий Игоревич». Внезапный флэшбек — больничная палата. Старик в инвалидной коляске хрипит, цепляясь за руку внука:
ДЕД МИШИНА (ГОЛОС)
(хрипло, с одышкой)
Князей... Юрий... Колычев...
________________________________________
Сцена 10.2: Кабинет Мишина. Москва. (Интерьер. Вечер)
Экран компьютера освещает лицо Мишина в темноте. Вкладки браузера: «Оборона Рязани от Батыя», «Битва при Молодях», «Колычевы и опричнина». На столе — пустая кофейная чашка с гербом СКРФ.
Крупным планом: рука листает виртуальную книгу с миниатюрой XIV века — монголы штурмуют деревянные стены. Тень от монитора рисует на стене силуэт всадника с саблей.
МИШИН
(бормочет, читая)
«...князь Юрий пал, изрубленный в куски...»
За кадром звучат приглушённые строчки Лермонтова, наложенные на звон мечей из исторической игры на экране:
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
(патетически)
«Да, были люди в наше время...»

Сцена 11.1: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. День)
Грязный ангар с бетонным полом, заваленным цепями и ящиками. Шахтёр-пленник прикован к ржавой трубе. Достоевский и Прутков стоят в тени, их полупрозрачные фигуры мерцают. Ваха-горец врывается с подручными, за ним семенит нотариус Натан с папкой. Пленник плюёт в сторону Вахи.
ВАХА-ГОРЕЦ
(орёт, хватая Натана за воротник)
Мне плевать! Ставь закорючку, держа его руку!
Натан роняет очки, поднимает их дрожащими пальцами. Его галстук перекошен.
НОТАРИУС НАТАН
(заикаясь)
Он... должен подписать СОБСТВЕННОРУЧНО!
(прижимает папку к груди)
Иначе – никак!
Ваха выхватывает папку, швыряет её к ногам пленника. Бумаги разлетаются. Прутков в тени звучит как эхо:
ПРУТКОВ (ГОЛОС)
(иронично)
Демократия в действии.
________________________________________
Сцена 11.2: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. День)
Ваха приседает перед пленником, вращая нож с гравировкой "Вор в законе". Натан нервно перебирает печати. Достоевский шагает сквозь стену, останавливаясь за спиной шахтёра.
ВАХА-ГОРЕЦ
(тыча ножом в грудь пленника)
Ну, одумался, умник?
ШАХТЁР
(усмехаясь, смотрит поверх Вахы)
Понял, почему ты горец.
(пародийно машет рукой, как горным орлом)
Твои предки от сильных УБЕЖАЛИ!
Флэшбэк: чёрно-белые кадры горной деревни. Голос за кадром:
ШАХТЁР (ГОЛОС)
Твой народ, за тысячи лет, научился только на лошадях скакать и овец пасти…
НОТАРИУС НАТАН
(взвизгивая)
Мы... Евреи умные!
Шахтёр резко дёргает цепью, звон металла заглушает его смех.
ШАХТЁР
(обращаясь к Натану)
А твои предки две тысячи лет назад ПРОСРАЛИ государство! Вы как беженцы расселились во все страны, так почему нет нобелевских лауреатов евреев из Мексики, Бангладеш, Зимбабве или Иордании?
Натан бледнеет. Ваха вскакивает, роняя нож. Достоевский в ярости хватает воздух, но его руки проходят сквозь Вахи.
ШАХТЁР
(насмешливо)
Нобелевские евреи – все из стран, где УЧИЛИ думать!
Крупным планом: капля пота падает с подбородка Натана на печать "Удостоверено".
________________________________________
Сцена 11.3: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. День)
Ваха хватает шахтёра за волосы, прижимая к трубе. Прутков достаёт часы, стрелки начинают бешено крутиться. Где-то за стеной грохает дверь грузовика.
ВАХА-ГОРЕЦ
(шипя смерил пленника глазами)
Ты чего добился? ТРУП! Мне даже интересно откуда столько понтов?
ШАХТЁР
(гордо)
Я шахтер, уже на пенсии!
(мужчина с высока посмотрел на бандита)
Я за свою трудовую жизнь добыл столько угля, что хватило дать свет и тепло миллионам людей!
Ваха отступает, будто обжёгшись. Внезапно слышен рёв мотоциклов. Подручный вбегает, крича:
ПОДРУЧНЫЙ
(задыхаясь)
Первышиных везут!
Ваха бросает нож в стену.
ВАХА-ГОРЕЦ
(указывая на шахтёра)
Этого – в подвал!
(кричит в след уходящим)
Новеньких на стулья – пусть смотрят!

Сцена 12.1: Москва. Пустырь у заброшенного завода. (Экстерьер. Ночь)
Луна пробивается сквозь тучи. Мишин в чёрном пиджаке стоит под ржавой вывеской «Строймаш». Ветер треплет документы в руках капитана Сабурова, который нервно оглядывается. Вдали грохочет поезд. На земле – разбитая бутылка с этикеткой «Советское шампанское».
МИШИН
(включив фонарик под подбородком, театрально)
Я готов встретиться с вашим полковником.
(притворно улыбаясь)
Строжайшая конспирация, как вы и просили.
Сабуров поправляет портфель с гербом СК. Его тень на стене дрожит, как от холода.
САБУРОВ
(шепотом, передавая конверт)
Завтра. Гаражный кооператив «Заря».
(смотрит на часы)
Ровно в пять утра. Никто не должен знать.
Мишин медленно рвёт конверт, бросая клочки под ноги. Бумаги смешиваются с мусором, где виднеется обложка книги Достоевского «Преступление и наказание».
МИШИН
(притоптывая окурком)
Как в старые добрые.
Внезапно завывает сирена скорой. Оба вздрагивают. Сабуров быстро уходит, его силуэт растворяется в тумане.
________________________________________
Сцена 12.2: Гаражный кооператив «Заря». (Интерьер. Рассвет)
Ряд разграбленных гаражей. В углу – Прутков и Достоевский, их силуэты отражаются в луже бензина. Мишин в бронежилете встречает капитана Сабурова и седого полковника.
ПОЛКОВНИК
(хрипло, останавливаясь)
Здесь пахнет предательством.
Капитан Сабуров тянется к кобуре, но Мишин выхватывает пистолет с глушителем.
МИШИН
(холодно)
Сюрприз от генералов.
Два приглушённых выстрела. Сабуров падает на колени, хватая воздух ртом. Полковник кричит, но Мишин бьёт его прикладом по голове. Наручники щёлкают на запястьях.
ДОСТОЕВСКИЙ
(крича в пустоту)
Предатель! Палач!
Мишин поправляет перчатку, вытирая кровь с куртки, швыряет тела в багажник.

Сцена 13.1: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. Ночь)
Зеркальное стекло односторонней видимости разделяет комнату. Мишин сидит в кресле с чашкой чая, наблюдая за Первышиными, привязанными к металлическим стульям. Ваха-горец жуёт леденец на палочке, разглядывая нож. Прутков и Достоевский стоят у стены, их полупрозрачные фигуры мерцают, как помехи телевизора.
ПРУТКОВ
(шепотом, растерянно)
Они... они же прямое продолжение.
Достоевский сжимает кулаки. На столе перед Мишиным – ноутбук с гербом прокуратуры.
ДОСТОЕВСКИЙ
(тихо, сдавленно)
Семь поколений добра... и вот он.
Ваха стучит ножом по стеклу, указывая на переговорщика в костюме Brioni. Тот раскладывает документы перед Андреем Первышиным.
________________________________________

Сцена 13.2: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. Ночь)
Переговорщик поправляет запонки с бриллиантами. Дочь Первышина, с разбитой губой, смотрит на отца.
ПЕРЕГОВОРЩИК
(сладким голосом)
Господин Первышин...
(поглаживает папку)
...продайте заводы, и мы отпустим дочь.
АНДРЕЙ ПЕРВЫШИН
(напряг затекшие руки)
Я из такой породы людей, кто не отступает перед злом, а в вечности я даже не вспомню этот незначительный эпизод....
ПЕРЕГОВОРЩИК
(переговорщик смерил собеседника взглядом)
К вашей дочери будут применены негуманные методы, такая сцена, в вечности, останется незаживающей раной.
ДОЧЬ ПЕРВЫШИНА
(дочь обратилась к переговорщику)
Я полностью сознаю боль и унижение причиняемые насилием группы лиц, по отношению к девушке, и перспективу оказаться в борделе каждый день накачанной наркотиками.

(дочь просияла приятными воспоминаниями)
 Как говорила моя прабабушка, всегда найдется 117 человек, которые лучше тебя.

(смотрит в камеру)
...а я просто продолжу счёт.
Ваха яростно бьёт кулаком по стеклу. Мишин в наблюдательной комнате открывает ноутбук, его лицо освещает синий свет экрана.
________________________________________
Сцена 13.3: Ангар. Москва. (Интерьер. Тусклое освещение. Ночь)
На экране ноутбука – сканы архивных документов: «Зоя в девичестве.... в замужестве Зоя Первышина .... спасла лейтенанта Мишина…». Мишин застывает, его палец дрожит над клавишей Delete.
ПРУТКОВ
(в ужасе хватаясь за голову)
Прутков замер в ожидании.
Мишин закрыл ноутбук и продолжил смотреть допрос.
Достоевский материализуется за спиной Мишина, его прозрачные руки сжимают горло полковника, но проходят насквозь.
ДОСТОЕВСКИЙ
(крича в пустоту)
Что делать, Козьма?! Они обречены!
ПРУТКОВ
(вытирая несуществующий пот)
Лев Николаевич... только Толстой...
Достоевский схватывает Пруткова за плечи. Их фигуры начинают распадаться на пиксели.
ДОСТОЕВСКИЙ
(Федор Михайлович схватил Козьму за грудки)
Что Толстому сказать?
ПРУТКОВ
(пристально смотря ему в глаза)
Надо что-то такое, чтобы у них душа ушла в пятки, кровь застыла в жилах, надо чтобы они все обосрались!
Достоевский испарился. Он исчезает, оставив после себя вспышку света.

СЦЕНА 14.1
МЕСТО: Юг России. Трасса М4-ДОН. Ночь.
ВРЕМЯ: 24 июня, 00:12.
Темная трасса освещена фарами колонны бронетехники ЧВК "Вагнер". БТРы несутся на север. На броне головного БТРа сидят три фигуры: ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (в поношенном костюме, с седой бородой), КУЗЬМА МИНИН (в старинном кафтане) и КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ (в доспехах). Ветер свистит в ушах. На заднем плане — рев моторов и гул колонны.
Крупным планом: рука с телефоном. На экране Telegram-канал "Вагнер". Появляется сообщение: "Начинаем". Камера поднимается — это ПРИГОЖИН (в камуфляже) стоит в штабе СВО в Ростове-на-Дону. За ним на стене карта с отметками.
Резкий переход: РАТИБОР (командир отряда, лицо в шрамах) кричит в рацию из люка БТРа:
РАТИБОР
(в рацию)
Вперёд! Москва ждёт!
Лев Толстой хмуро смотрит на дорогу. Минин обдумывает. Пожарский чистит меч.
________________________________________
СЦЕНА 14.2
МЕСТО: Тот же БТР. Колонна движется.
МИНИН
(прищуривается, обращаясь к Толстому)
Лев Николаевич, в Москве нет захватчиков... И царь настоящий!
ТОЛСТОЙ
(подмигивает, с сарказмом)
Владимиру Тишайшему, не повредит понять, на этой должности работать надо лучше.
(выпрямляется, голос крепнет)
Надо быть, как Грозный, Великий или Сталин!
Толстой глубоко вдыхает воздух, словно впервые за годы. Его пальцы сжимают край брони.
ПОЖАРСКИЙ
(ударяет мечом о щит, метафорично)
Мы потрясём яблоню, где много гнилых и переспелых яблок!
Камера показывает колонну сверху: десятки БТРов мчатся по трассе, оставляя за собой шлейф пыли.
________________________________________

СЦЕНА 14.3
МЕСТО: Квартира полковника МИШИНА. Москва. День.
МИШИН сидит на диване. На столе — ноутбук, бутылка коньяка. Телевизор показывает новости: "Колонна ЧВК движется к столице".
ТЕЛЕВЕДУЩИЙ (V.O.)
...группировка "Вагнер" нарушила периметр...
Мишин хватает телефон, набирает номер. Его рука дрожит.
МИШИН
(в трубку, сдавленно)
Бери загранпаспорт из сейфа! В Шереметьево через час!
Переход: ВАХА-ГОРЕЦ (в кожаном пальто) садится в внедорожник. За рулём — его подручный.
ВАХА
(орёт в телефон)
Охраняйте Первышиных! Остальным на выезд!
Его машина вырывается из гаража. На заднем сиденье — чемодан с деньгами.
Камера показывает ангар, где остались двое охранников. Они переглядываются, один достаёт сигарету.
________________________________________
Переход к следующей сцене...

СЦЕНА 15.1
ИНТ. АНГАР – ПОДВАЛ – НОЧЬ
Мрачное подвальное помещение с бетонными стенами. ШАХТЕР сидит на полу, руки свободны. В другой камере без сознания лежит СТРОПТИВЫЙ ПОЛКОВНИК в наручниках. Сверху спускаются ПРУТКОВ, ДОСТОЕВСКИЙ и ТОЛСТОЙ. Их фигуры слегка мерцают, как призраки.
ПРУТКОВ
(разводя руками)
Использовал весь арсенал – логику, угрозы, даже исторические параллели. Умеет хорошо работать и не сдаваться врагу, а инициативу проявить не может.
ТОЛСТОЙ резко шагает к решетчатой двери камеры. Его лицо искажает ярость.
ТОЛСТОЙ
(ораторским тоном)
ЖИВО ПОДЪЕМ! ИНАЧЕ ПРОКЛЯНУ!
ШАХТЕР вскакивает как ошпаренный. Разбегается и БЬЕТСЯ ПЛЕЧОМ в дверь. Дверь с ГРОХОТОМ падает. Призраки имитируют звук ломающегося металла в соседней камере.
ПРУТКОВ
(шепчет Достоевскому)
Теперь к полковнику. Быстро!
ШАХТЕР подхватывает кусок арматуры. Взламывает дверь в соседнюю камеру. ХЛОПАЕТ по щекам СТРОПТИВОГО ПОЛКОВНИКА. Тот открывает глаза.
СТРОПТИВЫЙ ПОЛКОВНИК
(объяснил шахтеру как открыть наручники)
Наручники...
ШАХТЕР щелкает замок. Сверху спускается ОХРАННИК с автоматом. ПОЛКОВНИК резким движением ВЫБИВАЕТ оружие. Второй охранник бросает винтовку, услышав крик:
ПОЛКОВНИК
(командирски)
Лежать! Ждать группу!
АНДРЕЙ и ДОЧЬ связаны. На столе – неподписанные документы. Звук сирен снаружи.

СЦЕНА 15.2
ИНТ. АНГАР – КОМНАТА НАБЛЮДЕНИЯ – НОЧЬ
ПРУТКОВ и ТОЛСТОЙ смотрят в окно на улицу. Вдали маячат огни автотехники.
ПРУТКОВ
(срочно)
Лев Николаевич! Колонну – разворачивать. Сейчас!
ТОЛСТОЙ
(облегченно выдыхая)
Минин и Пожарский уже у условной точки.
Они отведут технику обратно...
Огни колонны на горизонте начинают разворачиваться.

СЦЕНА 16.1
ИНТ. СЕКРЕТНЫЙ КАБИНЕТ ГЕНЕРАЛА – НОЧЬ
Затемненная комната с картой Москвы на стене, усеянной метками. Стол завален документами и пустыми стаканами. Два ГЕНЕРАЛА в расстегнутых мундирах. На столе — глухой смартфон (Мишина) и перевернутый телефон Вахи.
ГЕНЕРАЛ-СМЕЖНИК
(бьёт кулаком по столу)
Вот и кто мы с тобой без мужика?
(кивает на телефоны)
Крысы первыми бегут с корабля...
ВТОРОЙ ГЕНЕРАЛ
(вертит в руках рюмку)
А помнишь сказку про мужика?
(ставит рюмку на карту)
За труды — рюмка да копеечка.
(горько усмехается)
Оба генерала тянутся к графину. Их тени на карте перекрывают Кремль. Звук сирен за окном нарастает.

СЦЕНА 17.1
ИНТ. ЗАЛ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА – ДЕНЬ
Просторный зал с высокими потолками. Ряды стульев заполнены СОТРУДНИКАМИ в форме – мужчины и женщины всех возрастов. На сцене пустая трибуна с гербом. В воздухе висит напряжение. Внезапно мерцающим светом обозначается появление ТОЛСТОГО. Его фигура полупрозрачна, одета в рубаху-косоворотку. Зал не замечает его призрачность, но ощущает присутствие.
ТОЛСТОЙ
(грубовато-отеческим тоном, жестикулируя)
Спасибо, ребята, что выбрали такую важную профессию. Я рад, когда вы хорошо служите. Только, пожалуйста, не шалите. А, то есть такие, что не служат, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужным для вас будет. Вы вспомните, что старик говорил нам добро.
(мягче, почти шёпотом)
Прощайте! Будет!

Толстой исчезает. В зале гул недоумения. На трибуну выбегает перепуганный секретарь, ищет глазами оратора.
________________________________________
СЦЕНА 17.2
ИНТ. ЗАЛ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА – ДЕНЬ
ПРУТКОВ материализуется за трибуной. Его фигура подсвечена странным золотистым сиянием.
ПРУТКОВ
(громовым голосом, заставляя замолчать зал)
Дорогие друзья!
Ваша работа – самая важная из всех в государстве!
Крупный план: МОЛОДОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ стискивает ручку, на его лацкане – портрет деда-фронтовика.
ПРУТКОВ
(вдохновившись выступлением Льва Николаевича тоже поднялся за кафедру)
Дорогие друзья!
Ваша работа является самой важной и самой ответственной из всех в государстве. Если вы этого не понимаете, не занимайте чужое место. Общество ввело институт прокуратуры для борьбы со всеми проявлениями зла. Это абсолютно независимое учреждение и каждый следователь, в полной мере, независим. Только вы решаете на, что обратить внимание, кого преследовать, от чего спасать общество. Генералы только для управления структурой, чтобы у вас были кабинеты, транспорт, связь и распределение нагрузки.
(вдруг грозно, оглушительно)
Если вы видите зло, не надо спрашивать разрешение на реакцию. А если вы способствуете злу, освобождаете его, помогаете ему, то вы не только государственный изменник - вы массовый убийца!

(резкий жест, как рубящий меч)
Прокуратура – меч против зла! Каждый из вас – НЕЗАВИСИМ!
В толпе женщина-прокурор украдкой стирает слезу. Камера скользит к генералам у стенки – они бледнеют.
ПРУТКОВ
(вдруг спокойно, почти ласково)
Генералы – лишь для кабинетов и машин...
(резко оборачивается к ним)
А ВЫ решаете – спасти или предать!
На экране за спиной Пруткова всплывают тени: ЗОЙКА выносит раненых, СТАРЛЕЙ САБУРОВ бросается со штыком.
ПРУТКОВ
(шёпотом, но слышно всем)
Способствуете злу?..
(пауза, зал замер)
Вы – изменники.
(крик)
Вы – МАССОВЫЕ УБИЙЦЫ!
Прутков растворяется. В зале гробовая тишина. Молодой следователь встаёт, на груди его портрет деда мерцает.

СЦЕНА 18.1
ИНТ. МОСКОВСКАЯ УЛИЦА – ПЕРЕУЛОК – ДЕНЬ
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ и ПРУТКОВ идут по узкому переулку. Вдали слышны звуки марша «Бессмертного полка». ПРУТКОВ внезапно останавливается, замечая ПОДРОСТКА, уткнувшегося в смартфон. На экране – мерцающие радужные вспышки.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ
(раздражённо)
Опять ты исчезаешь? Мы опоздаем!
ПРУТКОВ молча подкрадывается к ПОДРОСТКУ. Вдруг из экрана вырываются РАДУЖНЫЕ ЩУПАЛЬЦА, обвивая шею Козьмы. Его дёргают в тёмный подвал.
ИНТ. ПОДВАЛ – ДЕНЬ
ПРУТКОВ бьётся в железных тисках щупалец. Воздух мерцает неоновыми всполохами. Тени ДУХОВ-ИСКУСИТЕЛЕЙ в радужных масках кружат вокруг.
ПРУТКОВ
(хрипит, цепляясь за кирпичную кладку)
Сабуров… Сергий…
Взрыв света! СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ врывается с посохом, разбрасывая духов. САБУРОВ в современной форме подхватывает Пруткова.
САБУРОВ
(с усмешкой, поднимая Козьму)
Хорошо, что я ребятам велел за тобой следить.
СЕРГИЙ
(стуча посохом по щупальцам)
Не время тебе пасть, философ.
Щупальца растворяются с шипением.
________________________________________
СЦЕНА 18.2
ИНТ./ЭКСТ. ТВЕРСКАЯ УЛИЦА – ДЕНЬ
Океан людей с портретами. В первых рядах – АНДРЕЙ ПЕРВЫШИН с фото Зойки, ДОЧЬ держит портрет прадеда.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ, ПРУТКОВ, СЕРГИЙ и ТОЛСТОЙ идут невидимым строем. Над толпой плывут тени: ПУШКИН читает стихи, ЧЕХОВ смеётся, УМНОЙ-КОЛЫЧЕВ в доспехах держит стяг.
РЕМАРКА:
Камера поднимается вверх. Вся Москва – живая река памяти. Со всех сторон и внутри шествия идут знакомые многим персонажи: отряды из древности, победители в Великую Отечественную Войну, Петр Великий на коне, Сталин, общаясь с Молотовым, Суворов с адъютантами, и множество остальных идут в шествии, которое в завершении картины длится долго….

КОНЕЦ.


Рецензии