Урок астрономии
(моим друзьям одноклассникам)
Действующие лица:
Е в г е н и й А н д р е е в и ч, директор школы.
Ф а р и д М а з и т о в и ч, учитель Астрономии и Физики.
Д и м а, ученик, самый продвинутый «ботан» класса.
Л е н а, ученица, заводила, «железная леди».
В о в а, ученик, парень с явными задатками лидера, организатор.
М а р а т, ученик, спортсмен, хоккеист.
Д а м и р, ученик, друг Димы.
С в е т а, ученица, красавица и модница, комсорг класса.
Г а л я, ученица, просто красавица.
С е р ё ж а, ученик, дамский угодник.
И г о р ь, ученик, рок музыкант.
Т а н я, ученица, девушка с большими красивыми глазами.
Действие происходит в 10А классе, школы города Набережные Челны на тот момент временно именуемым город Брежнев.
Двумя днями ранее.
Коридор школы перед классом Физики и Астрономии
Л е н а. А давайте, блин, сбежим?! Ну, сколько можно его ждать? Звонок то уже был, а его всё нет!
Д и м а. Ну как же, нельзя так…!
В о в а (сидя на подоконнике и качая ногой). Димка, тебе-б только физику не прогуливать!
Д и м а. Ну, я, это…
Л е н а. Да, знаем, знаем, ты-ж на «отлично» тянешь. Кстати, тебя это не касается, можешь оставаться и ждать своего Фарида, никто претензиев тебе не предъявит.
М а р а т. А, точно! Пошли в кино! Сегодня в «Чулпане» «Пираты двадцатого века» крутят. Там Ерёменко с Нигматулиным махаются…
Г а л я. Ребята, а давайте в «Батыр» рванём, там «Вам и не снилось» сегодня.
С в е т а. Вы как хотите, а у меня сегодня дела… (поворачивается и лебедем уплывает за углом коридора).
Д и м а. Ну может в «Чайку» тогда, там «Тайна третьей планеты»…
В о в а. Так, идём на «Пиратов»! Кто со мной… айда?!
Д а м и р. Димон, оставайся и зубри свою гАстрономию!
Д и м а (уверенно). Нет, уж, я с вами, ребята!
Днём ранее.
Класс Физики и Астрономии
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Эй, галёрка, я с кем разговариваю! (деревянная указка по столу – «тресь»)
Г а л я (толкая Серёжу локтём). Серёга, Серёга…
С е р ё ж а (вздрогнув и перестав шептаться с Галей, поднимает голову, сверкая своим румянцем на щеках). Да, Фарид Мазитович! Я вас внимательно слушаю.
Ф а р и д М а з и т о в и ч (в бешенстве). Ты мне ещё подерзи, подерзи..! (и мелок летит в Серёжу).
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Вы мне, что тут устроили, а? Я немного задержался, а вы? Сбежали!
Л е н а. Ну, мы вас долго же ждали…
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Чтооо? Лена! Уж ты… (указка второй раз об стол – «тресь» и её кусок немного попрыгав на столе, падает на пол). Да хоть весь урок, но вы должны сидеть в классе! Мало ли какие дела могут возникнуть у учителя, вы обязаны ждать, пока вам не разрешат уйти!
Ф а р и д М а з и т о в и ч. А ты, Света? Как тебе не стыдно! Ты же комсорг класса! Почему ты никого не остановила?
Света опускает глаза и многозначительно молчит. А Фарид Мазитович со злостью в глазах обводит обрубком сломанной указки класс.
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Вы понимаете, что нарушили дисциплину? Я вам всем ставлю двойки! Идите теперь и жалуйтесь хоть завучу, хоть директору, мне всё равно!
Настоящее.
Класс Физики и Астрономии.
Ф а р и д М а з и т о в и ч (подозвав Диму в лаборантскую). Дима, понимаешь, мне сейчас очень нужно отлучиться. Давай-ка проведи урок за меня, а то ведь опять сбежите, а мне потом по шапке надают.
Д и м а (лупая удивлёнными глазами). Н..нееет! Фарид Мазитович! Как можно…?! Я не смогу.
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Да брось, всё ты сможешь, всё ты знаешь. Мы же с тобой не одну олимпиаду вместе прошли, не дрефь!
Д и м а. Да, но…
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Никаких «но», давай-давай и не спорь с учителем.
Д и м а. Ну, да, но я же не учитель! И… я не знаю как себя вести… и вообще…
Ф а р и д М а з и т о в и ч (улыбаясь). А веди себя, как обычно. Просто прочитай им вот этот материал из учебника, а если будут вопросы объясни и всё. (прищурив хитро глаза смотрит на Диму) Или ты его не знаешь?
Д и м а (возмущённо). Шутите? Конечно, знаю!
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Ну и чудненько. Да! Если будут брыкаться, скажи им, что на следующем уроке я буду спрашивать этот материал. (а дальше ухмыляясь) И потом, ты мой должник. (хитро подмигивая) Я же тебе двойку не поставил! Всем поставил, а тебе нет. Не хочу портить тебе табель успеваемости. Я даже не спрашиваю почему ты убежал с того урока. Я же понимаю почему – чувство коллективизма, понимаю.
Д и м а. Ну, да. Спасибо, конечно!
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Ладно, на тебя я не обижаюсь, тебе отставание по физике не грозит, а вот остальным…. Ладно, пошли. Я уже опаздываю.
Из лаборантской выходят Фарид Мазитович в пальто и раскрасневшийся Дима.
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Ребята, мне нужно отлучиться, урок проведёт Дима. И чтоб никаких прогулов! (обращаясь к Диме) Дима, скажешь потом мне, кто надумает вдруг сбежать. С ними у меня будет отдельный разговор. (повернувшись к классу) И двойками тут вы просто не отделаетесь! Буду к концу урока.
Фарид Мазитович загадочно, глядя на всех, уходит, а в классе воцаряется гробовое молчание.
И г о р ь (присвистнув нарушает тишину). Фиу-ить. Дожили! Теперь ученик будет учить учеников!
Л е н а. А, что, это даже прикольно. (машет рукой) Диимаа! Ну, давай, начинай урок.
В о в а. Давай, Димка, дерзай! Научи-ка нас, как черпать знания в древнейшей из наук.
Т а н я (широко раскрыв красивые глаза и кокетничая). Ух-ты! У нас новый учитель?
Д а м и р. Да, Димон, давай заливай нам про, то, как космические корабли бороздят просторы вселенной.
Дима подходит к учительскому столу и открывает учебник астрономии.
Д и м а. (подражая учителю) Тема сегодняшнего урока : «Конфигурации и синодические периоды обращения планет». ( и далее монотонно) Конфигурациями планет называют некоторые характерные взаимные расположения планет Земли и Солнца….
Л е н а. Димочка, пожалуйста, с выражением читай. А то от твоего «загробного» мычания жутко становится.
Д а м и р (подражая Шурику). «Минуточку, будьте добры помедленнее, пожалуйста, я записываю.»
С в е т а (подперев голову маленькими кулачками и обратив чарующий взгляд на Диму). Димочка, а ты мне пятёрку поставишь?
Г а л я (состроив глазки Диме). Димочка, а я тоже хочу пятёрку.
Д и м а. Девочки, я бы с радостью, но вы же знаете, что я не могу.
С е р ё ж а. Эээ нет, братец, тебя Фарид назначил нашим учителем сегодня, так будь добр ставь всем пятёрки.
Д и м а (осмелев). Хрошо, тогда иди к доске и расскажи мне тему предыдущего урока: «Законы движения планет и искусственных небесных тел».
С е р ё ж а (фыркая). Вот ещё…
Д и м а. Вот, то-то же! А как ты хотел? Пятёрку за просто так?
Класс умолкает, и Дима продолжает урок.
Д и м а (читая учебник). Легко видеть, что угол между направлением с Земли на Солнце и на внутреннюю планету…
Через некоторое время класс потеряв интерес к развернувшимся событиям, начинает негромко гудеть, разговаривая друг с другом на свои темы.
В о в а (вдруг перебивая Диму). Нипонял, как можно видеть с Земли эти самые «внутренние планеты», ведь Солнце же своим светом не даёт их видеть?
Дима берёт мелок, подходит к доске и рисует схему солнечной системы. Потом кладёт мелок, берёт обрубок сломанной указки и начинает объяснять.
Д и м а. Ну смотри, когда Земля тут, а Меркурий тут…
В о в а. Ааа…! Ну, теперь совершенно ясно! Спасибо Вам, дорогой учитель, объяснили, наконец, истину несведущему.
В этот момент в класс входит директор школы и все почтительно встают в приветствии.
Е в г е н и й А н д р е е в и ч. Здравствуйте, ребята! (увидев отсутствие учителя) А где Фарид Мазитович?
Д и м а (поспешно кладя указку на стол). А? Ээээ…
С е р ё ж а. Так он…(но договорить не успевает, его толкает локтём в бок Галя)
Г а л я (шёпотом). Тсс!
Л е н а (придя Диме на помощь). Так он вышел… срочно.
Е в г е н и й А н д р е е в и ч. Правда? А куда он вышел?
В о в а. Нууу… Судя по ускорению, которое ему придали… хм… некоторые обстоятельства…. (хихикая) Думаю найти его можно в туалете.
Е в г е н и й А н д р е е в и ч (задумчиво). Ага,… в туалете? Странно, а мне сказали, что видели его выходящим из школы. Дима, а ты чего у доски стоишь, с указкой?
Д и м а. Так, это, Фарид Мазитович вызвал меня к доске, отвечать урок.
Е в г е н и й А н д р е е в и ч. Дима, тебя, к доске? У которого по физике и астрономии одни пятёрки? Не смеши меня, пожалуйста. Я слышал, что ты вообще астрономию собрался сдавать экстерном.
Д и м а. Ну, да…. Но я пока ещё не решил.
И г о р ь. И что? А чем Димка отличается от нас всех?
Е в г е н и й А н д р е е в и ч. Да, Игорь, ты прав, ничем, разве только тем, что у тебя по предмету с плохо до совсем плохо. Ладно. (подозрительно глядя на класс). Передайте пожалуйста Фариду Мазитовичу, что я жду его после вашего урока у себя в кабинете.
Директор уходит и в классе опять возникает гробовое молчание.
И г о р ь (снова присвистнув нарушает тишину). Фиу-ить. Во, блин! Похоже, наш Фарид влип. Наверняка, сдристнул без разрешения руководства, а кто-то его сдал. Интересно кто…?
Л е н а. Да какая разница теперь кто? Главное мы его не сдали, хотя конечно стоило бы его проучить за наши двойки. Ну, да ладно, пусть живёт! Я на него зла не держу.
В о в а. Да, хороший дядька! К тому же мы сами виноваты за прошлый раз. Ему видимо хорошо тогда «по шапке» надавали за опоздание, за не проведенный урок и за наши двойки, между прочим.
Класс умолкает, но ненадолго. Дима продолжает читать учебник вслух, класс занимается своими делами и негромко гудит. Ближе к концу урока в класс, запыхавшись, вбегает Фарид Мазитович, на ходу снимая пальто.
Ф а р и д М а з и т о в и ч (переведя дыхание). Фуух. Ну как дела? Весь параграф прошли?
Д и м а. Да, Фарид Мазитович, уже заканчиваю. Тут это… кое-что произошло.
Ф а р и д М а з и т о в и ч (насторожившись). Что?
Д и м а. Евгений Андреевич приходил, Вас искал.
Ф а р и д М а з и т о в и ч. А вы?
Д и м а. Ну, мы сказали, что Вы в недалёком заведении коликами маетесь.
Фарид Мазитович глубоко задумался и немного погрустнел
Л е н а (немного издевательски). А ещё он просил передать Вам, чтобы зашли к нему после урока. Зачем, не сказал, но я думаю, чтобы обсудить с Вами наши двойки с прошлого урока. (потом остыв немного) Мы вас не сдали, если что!
Фарид Мазитович садится на стул и молчит. И никто не решается нарушить это молчание. Потом он встаёт и говорит обращаясь ко всему классу.
Ф а р и д М а з и т о в и ч. Спасибо, ребята! Вы себе не представляете, как важно было мне сегодня отлучиться. Спасибо! И ещё вот что: я вам всем ставлю пятёрки за сегодняшний урок. А тебе, Дима, я впредь разрешаю больше на уроки астрономии ко мне не приходить.
Д и м а. Спасибо, конечно, Фарид Мазитович, но я уж как все, я с ребятами.
Дмитрий Зимин
06.03.2025 г.
Свидетельство о публикации №225030600981
Молодец, что написал, теперь понятно примерно, какими ветрами тебя в астрономию задуло)) И одноклассникам, наверное, интересно будет почитать о делах давно минувших дней.
Наталья Никишкина 20.03.2025 12:45 Заявить о нарушении
Дмитрий Зимин 2 20.03.2025 15:30 Заявить о нарушении