Урок астрономии

                Пьеса в трёх действиях
                (моим друзьям одноклассникам)

                Действующие лица:

             Е в г е н и й  А н д р е е в и ч, директор школы.
             Ф а р и д М а з и т о в и ч, учитель Астрономии и Физики.
             Д и м а, ученик, самый продвинутый «ботан» класса.
             Л е н а, ученица, заводила, «железная леди».
             В о в а, ученик, парень с явными задатками лидера, организатор.
             М а р а т, ученик, спортсмен, хоккеист.
             Д а м и р, ученик, друг Димы.
             С в е т а, ученица, красавица и модница, комсорг класса.
             Г а л я, ученица, просто красавица.
             С е р ё ж а, ученик, дамский угодник.
             И г о р ь, ученик, рок музыкант.
             Т а н я, ученица, девушка с большими красивыми глазами.

      Действие происходит в 10А классе, школы города Набережные Челны на тот момент временно именуемым город Брежнев.

                Двумя днями ранее.

             Коридор школы перед классом Физики и Астрономии

   Л е н а.  А давайте, блин, сбежим?! Ну, сколько можно его ждать? Звонок то уже был, а его всё нет!
   Д и м а.  Ну как же, нельзя так…!
   В о в а (сидя на подоконнике и качая ногой).  Димка, тебе-б только физику не прогуливать!
   Д и м а.  Ну, я, это…
   Л е н а.  Да, знаем, знаем, ты-ж на «отлично» тянешь. Кстати, тебя это не касается, можешь оставаться и ждать своего Фарида, никто претензиев тебе не предъявит.
   М а р а т.  А, точно! Пошли в кино! Сегодня в «Чулпане» «Пираты двадцатого века» крутят. Там Ерёменко с Нигматулиным махаются…
   Г а л я.  Ребята, а давайте в «Батыр» рванём, там «Вам и не снилось» сегодня.
   С в е т а.  Вы как хотите, а у меня сегодня дела… (поворачивается и лебедем уплывает за углом коридора).
   Д и м а.  Ну может в «Чайку» тогда, там «Тайна третьей планеты»…
   В о в а. Так, идём на «Пиратов»! Кто со мной… айда?!
   Д а м и р.  Димон, оставайся и зубри свою гАстрономию!
   Д и м а (уверенно).  Нет, уж, я с вами, ребята!

                Днём ранее.

             Класс Физики и Астрономии

   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Эй, галёрка, я с кем разговариваю! (деревянная указка по столу – «тресь»)
   Г а л я (толкая Серёжу локтём).  Серёга, Серёга…
   С е р ё ж а (вздрогнув и перестав шептаться с Галей, поднимает голову, сверкая своим румянцем на щеках).  Да, Фарид Мазитович! Я вас внимательно слушаю.
   Ф а р и д М а з и т о в и ч (в бешенстве).  Ты мне ещё подерзи, подерзи..! (и мелок летит в Серёжу).
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Вы мне, что тут устроили, а? Я немного задержался, а вы? Сбежали!
   Л е н а.  Ну, мы вас долго же ждали…
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Чтооо? Лена! Уж ты… (указка второй раз об стол – «тресь» и её кусок немного попрыгав на столе, падает на пол). Да хоть весь урок, но вы должны сидеть в классе! Мало ли какие дела могут возникнуть у учителя, вы обязаны ждать, пока вам не разрешат уйти!
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  А ты, Света? Как тебе не стыдно! Ты же комсорг класса! Почему ты никого не остановила?

   Света опускает глаза и многозначительно молчит. А Фарид Мазитович со злостью в глазах обводит обрубком сломанной указки класс.

   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Вы понимаете, что нарушили дисциплину? Я вам всем ставлю двойки! Идите теперь и жалуйтесь хоть завучу, хоть директору, мне всё равно!

                Настоящее.

             Класс Физики и Астрономии.

   Ф а р и д М а з и т о в и ч (подозвав Диму в лаборантскую).  Дима, понимаешь, мне сейчас очень нужно отлучиться. Давай-ка проведи урок за меня, а то ведь опять сбежите, а мне потом по шапке надают.
   Д и м а (лупая удивлёнными глазами).  Н..нееет! Фарид Мазитович! Как можно…?! Я не смогу.
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Да брось, всё ты сможешь, всё ты знаешь. Мы же с тобой не одну олимпиаду вместе прошли, не дрефь!
   Д и м а.  Да, но…
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Никаких «но», давай-давай и не спорь с учителем.
   Д и м а.  Ну, да, но я же не учитель! И… я не знаю как себя вести… и вообще…
   Ф а р и д М а з и т о в и ч (улыбаясь).  А веди себя, как обычно. Просто прочитай им вот этот материал из учебника, а если будут вопросы объясни и всё. (прищурив хитро глаза смотрит на Диму) Или ты его не знаешь?
   Д и м а (возмущённо).  Шутите? Конечно, знаю!
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Ну и чудненько. Да! Если будут брыкаться, скажи им, что на следующем уроке я буду спрашивать этот материал. (а дальше ухмыляясь) И потом, ты мой должник. (хитро подмигивая) Я же тебе двойку не поставил! Всем поставил, а тебе нет. Не хочу портить тебе табель успеваемости. Я даже не спрашиваю почему ты убежал с того урока. Я же понимаю почему – чувство коллективизма, понимаю.
   Д и м а.  Ну, да. Спасибо, конечно!
   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Ладно, на тебя я не обижаюсь, тебе отставание по физике не грозит, а вот остальным….  Ладно, пошли. Я уже опаздываю.

   Из лаборантской выходят Фарид Мазитович в пальто и раскрасневшийся Дима.

   Ф а р и д М а з и т о в и ч.  Ребята, мне нужно отлучиться, урок проведёт Дима. И чтоб никаких прогулов! (обращаясь к Диме) Дима, скажешь потом мне, кто надумает вдруг сбежать. С ними у меня будет отдельный разговор. (повернувшись к классу) И двойками тут вы просто не отделаетесь! Буду к концу урока.

   Фарид Мазитович загадочно, глядя на всех, уходит, а в классе воцаряется гробовое молчание.

   И г о р ь (присвистнув нарушает тишину).  Фиу-ить. Дожили! Теперь ученик будет учить учеников!
   Л е н а.  А, что, это даже прикольно. (машет рукой) Диимаа! Ну, давай, начинай урок.
   В о в а.  Давай, Димка, дерзай! Научи-ка нас, как черпать знания в древнейшей из наук.
   Т а н я (широко раскрыв красивые глаза и кокетничая).  Ух-ты! У нас новый учитель?
   Д а м и р.  Да, Димон, давай заливай нам про, то, как космические корабли бороздят просторы вселенной.

   Дима подходит к учительскому столу и открывает учебник астрономии.

   Д и м а. (подражая учителю) Тема сегодняшнего урока : «Конфигурации и синодические периоды обращения планет».  ( и далее монотонно) Конфигурациями планет называют некоторые характерные взаимные расположения планет Земли и Солнца….
   Л е н а. Димочка, пожалуйста, с выражением читай. А то от твоего «загробного» мычания жутко становится.
   Д а м и р (подражая Шурику). «Минуточку, будьте добры помедленнее, пожалуйста, я записываю.»
   С в е т а (подперев голову маленькими кулачками и обратив чарующий взгляд на Диму).  Димочка, а ты мне пятёрку поставишь?
   Г а л я (состроив глазки Диме).  Димочка, а я тоже хочу пятёрку.
   Д и м а. Девочки, я бы с радостью, но вы же знаете, что я не могу.
   С е р ё ж а. Эээ нет, братец, тебя Фарид назначил нашим учителем сегодня, так будь добр ставь всем пятёрки.
   Д и м а (осмелев). Хрошо, тогда иди к доске и расскажи мне тему предыдущего урока: «Законы движения планет и искусственных небесных тел».
   С е р ё ж а (фыркая). Вот ещё…
   Д и м а. Вот, то-то же! А как ты хотел? Пятёрку за просто так?

   Класс умолкает, и Дима продолжает урок.

   Д и м а (читая учебник).  Легко видеть, что угол между направлением с Земли на Солнце и на внутреннюю планету…

   Через некоторое время класс потеряв интерес к развернувшимся событиям, начинает негромко гудеть, разговаривая друг с другом на свои темы.

   В о в а (вдруг перебивая Диму).  Нипонял, как можно видеть с Земли эти самые «внутренние планеты», ведь Солнце же своим светом не даёт их видеть?

   Дима берёт мелок, подходит к доске и рисует схему солнечной системы. Потом кладёт мелок, берёт обрубок сломанной указки и начинает объяснять.

   Д и м а. Ну смотри, когда Земля тут, а Меркурий тут…
   В о в а. Ааа…! Ну, теперь совершенно ясно! Спасибо Вам, дорогой учитель, объяснили, наконец, истину несведущему.

   В этот момент в класс входит директор школы и все почтительно встают в приветствии.

   Е в г е н и й  А н д р е е в и ч. Здравствуйте, ребята! (увидев отсутствие учителя) А где Фарид Мазитович?
   Д и м а (поспешно кладя указку на стол). А? Ээээ…
   С е р ё ж а. Так он…(но договорить не успевает, его толкает локтём в бок Галя)
   Г а л я (шёпотом). Тсс!
   Л е н а (придя Диме на помощь). Так он вышел… срочно.
   Е в г е н и й  А н д р е е в и ч. Правда? А куда он вышел?
   В о в а. Нууу… Судя по ускорению, которое ему придали… хм… некоторые обстоятельства…. (хихикая) Думаю найти его можно в туалете.
   Е в г е н и й  А н д р е е в и ч (задумчиво). Ага,… в туалете? Странно, а мне сказали, что видели его выходящим из школы. Дима, а ты чего у доски стоишь, с указкой?
   Д и м а. Так, это, Фарид Мазитович вызвал меня к доске, отвечать урок.
   Е в г е н и й  А н д р е е в и ч. Дима, тебя, к доске? У которого по физике и астрономии одни пятёрки? Не смеши меня, пожалуйста.  Я слышал, что ты вообще астрономию собрался сдавать экстерном.
   Д и м а. Ну, да…. Но я пока ещё не решил.
   И г о р ь. И что? А чем Димка отличается от нас всех?
   Е в г е н и й  А н д р е е в и ч. Да, Игорь, ты прав, ничем, разве только тем, что у тебя по предмету с плохо до совсем плохо. Ладно. (подозрительно глядя на класс). Передайте пожалуйста Фариду Мазитовичу, что я жду его после вашего урока у себя в кабинете.

   Директор уходит и в классе опять возникает гробовое молчание.

   И г о р ь (снова присвистнув нарушает тишину).  Фиу-ить. Во, блин! Похоже, наш Фарид влип. Наверняка, сдристнул без разрешения руководства, а кто-то его сдал. Интересно кто…?
   Л е н а. Да какая разница теперь кто? Главное мы его не сдали, хотя конечно стоило бы его проучить за наши двойки. Ну, да ладно, пусть живёт! Я на него зла не держу.
   В о в а. Да, хороший дядька! К тому же мы сами виноваты за прошлый раз. Ему видимо хорошо тогда «по шапке» надавали за опоздание, за не проведенный урок и за наши двойки, между прочим.

   Класс умолкает, но ненадолго. Дима продолжает читать учебник вслух, класс занимается своими делами и негромко гудит. Ближе к концу урока в класс, запыхавшись, вбегает Фарид Мазитович, на ходу снимая пальто.

   Ф а р и д М а з и т о в и ч (переведя дыхание). Фуух. Ну как дела? Весь параграф прошли?
   Д и м а. Да, Фарид Мазитович, уже заканчиваю. Тут это… кое-что произошло.
   Ф а р и д М а з и т о в и ч (насторожившись). Что?
   Д и м а. Евгений Андреевич приходил, Вас искал.
   Ф а р и д М а з и т о в и ч. А вы?
   Д и м а. Ну, мы сказали, что Вы в недалёком заведении коликами маетесь.

   Фарид Мазитович глубоко задумался и немного погрустнел

   Л е н а (немного издевательски). А ещё он просил передать Вам, чтобы зашли к нему после урока. Зачем, не сказал, но я думаю, чтобы обсудить с Вами наши двойки с прошлого урока. (потом остыв немного) Мы вас не сдали, если что!

   Фарид Мазитович садится на стул и молчит. И никто не решается нарушить это молчание. Потом он встаёт и говорит обращаясь ко всему классу.

   Ф а р и д М а з и т о в и ч. Спасибо, ребята! Вы себе не представляете, как важно было мне сегодня отлучиться. Спасибо! И ещё вот что: я вам всем ставлю пятёрки за сегодняшний урок. А тебе, Дима, я впредь разрешаю больше на уроки астрономии ко мне не приходить.
   Д и м а. Спасибо, конечно, Фарид Мазитович, но я уж как все, я с ребятами.


Дмитрий Зимин
06.03.2025 г.


Рецензии
Так вот оно, откуда пошло!))) Со школы еще. Здорово!
Молодец, что написал, теперь понятно примерно, какими ветрами тебя в астрономию задуло)) И одноклассникам, наверное, интересно будет почитать о делах давно минувших дней.

Наталья Никишкина   20.03.2025 12:45     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо! Спасибо большое, за такой тёплый отзыв! Да наверно даже не со школы, а с… тех времен, когда я ещё ходил в садик, наверно. Смешно, но мы со старшим братом всегда любили делать разные поделки. И однажды он загорелся телескопом. И мы его сделали! Из ватмана и бабушкиных очков. И мне на всю жизнь тогда запомнилась Луна – такая ГРОМАДНАЯ! А в школе уже был «Большой Школьный» http://proza.ru/2021/08/31/866 . А одноклассники были просто в шоке! Сказали, что пьесу обязательно надо поставить, и что актёров искать не надо. Все себя узнали.

Дмитрий Зимин 2   20.03.2025 15:30   Заявить о нарушении