К 4. Глава 49 Элам

Всем известны великие цивилизации и империи Месопотамии — Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. Однако не многие знают, что на протяжении всей их истории рядом с ними, на юго-востоке, существовал Элам, который пережил всех их. Элам был достаточно известен в древнем мире и представлял собой серьезную силу. К сожалению, со временем он был почти забыт, и даже современные исследователи уделяют ему мало внимания. Это вызывает большое сожаление, ведь Элам — это уникальная страна и народ, которые до сих пор хранят множество своих тайн. Право, существовавшее в древнем Эламе, было по-своему уникально, а государственное устройство этой страны было исключительным, не встречающимся больше нигде, кроме Элама. Престолонаследие, кровосмешение и фатриархат — всё это делает Древний Элам самым загадочным и трудноисследуемым государством древности.

 

Элам, также известный как Елам (шум. Ним, аккад. Эламту), представлял собой историческую область и древнее государство, располагавшееся на юго-западе современного Ирана, в провинциях Хузестан, Фарс и Лурестан. В эламских текстах страна именуется Hatamti, а иногда и Hal-tamti, что, возможно, является более архаичной формой, где Hal означает «страна». Элам находился в низменной, а в средней и верхней частях — в горной долине рек: на западе — Эвлея (современный Карун) и на востоке — Хоаспа (современная Керхе), которые впадали в высохшую теперь лагуну Персидского залива. Кроме того, эламиты жили в окрестных горных районах.

Следует отметить, что первоначально название Элам не относилось ко всей стране в целом. В ранний период она делилась на ряд областей, которые сохраняли свою политическую независимость: Аван, Адамдун, Аншан (Анчан), Варахсе, Симашки, Шушен (Сузы), Б/Парахсе (позже Мархаши) и другие. Названия некоторых из этих областей часто фигурировали в титулатуре эламских царей. С конца III тысячелетия до н. э. все эти области были объединены под эгидой Элама. Центром и столицей государства стал город Сузы. Еще одним крупным восточным центром Элама был Анчан (современный Тепе-Мальян в Фарсе).

Язык людей, населявших Элам, остается загадкой. Он не имеет никаких связей с другими языками мира. Лингвисты так и не смогли определить, к какой из изначальных языковых макрогрупп (ностратическая, сино-кавказская, аустрическая и другие) он относится. А ведь именно из этих групп произошли почти все современные языковые семьи, от индоевропейской до сино-тибетской. Это язык-изолят, изолированный даже в большей степени, чем шумерский или баскский, и его происхождение остается неизвестным. Хотя существует множество гипотез, ни одну из них нельзя назвать полностью достоверной. Одна из версий утверждает о его родстве с дравидийскими языками.

Также неясно, как возникла письменность эламитов. Изначально они использовали пиктографическое (рисуночное) письмо, которое применялось для записи документов хозяйственной отчетности на протяжении 400 лет. В их арсенале было около 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. На глиняных табличках в виде рисунков изображались крупный рогатый скот, кувшины, вазы и другие предметы. Такие таблички были найдены не только на собственно эламской территории (в Сузах, Аншане и других местах), но и в Центральном Иране (в местности Сиалк) и на крайнем юго-востоке Ирана, в 300 км от Кермана, на Тепе-Яхья, что свидетельствует о широком распространении эламской культуры.

С XXIII века до н. э. пиктографическое письмо было заменено эламским линейным слоговым письмом. Знаки линейного письма состояли из комбинаций различных геометрических линий, обозначавших не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Этими знаками (а их насчитывалось около 80) можно было записать не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты. Клинопись эламиты заимствовали только после завоевания Элама Саргоном Аккадским.

Археологические материалы затрудняют определение того, кто раньше научился писать — шумеры или эламиты. Протоэламская письменность датируется, как и протошумерская, концом 4 тысячелетия до н. э. Однако протоэламскую письменность и выросшее из нее эламское линейное письмо так и не удалось полностью расшифровать, и поэтому ученые предпочитают не упоминать о них.

До сих пор неизвестно, откуда появились эламские племена. Они сильно отличались от других народов Междуречья. Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) в своей книге называет население Элама «азиатскими эфиопами». Удивительно, но многие из племен, населявших Элам, были темнокожими. Даже сейчас в Хузестане часто можно встретить темнокожих людей (хотя и не негроидного типа). Они в основном считают себя арабами и разговаривают между собой по-арабски. Археологические данные указывают на связь населения некоторых районов Элама с культурой индской долины — цивилизацией Мохенджо-Даро и Хараппы. Некоторые историки напрямую выдвигают версию, что они являлись родственниками дравидских племен Индии.
 

Эламское линейное письмо

В эламитах скрывалась загадочная личность, которую трудно разгадать. С одной стороны, они обладали необычайно живым воображением, воплощая в камне самые причудливые мифические существа. С другой стороны, их характер можно описать как мрачно-сухой, упорный, сосредоточенный на конкретном и реальном, с презрением ко всему излишнему. Этот глубокий пессимизм, свойственный их натуре, лежал в основе их восприятия. Современники эламитов описывали их как грубых, резких, слишком благоразумных и слишком серьезных. Создавалось впечатление, что они никогда не смеются.

 

Скульптурное изображение головы эламита XV-XIV века до н.э.

Из Библии и связанных с ней письменных источников мы узнаём, что эламиты внушали соседям суеверный ужас. Их считали колдунами и ведьмами. Для шумеров они были «вандалами» и одновременно неженками. В шумерской пословице говорится: «Если эламит заболел, у него от страха зуб на зуб не попадает». Шумеры считали эламитов излишне претенциозными и алчными. Однако, учитывая, что это было мнение противников, к нему стоит относиться с осторожностью. Если обратить внимание на терракотовую голову эламита из Суз, можно увидеть, что лицо мужчины очень суровое, лишённое какого-либо выражения. Но всё это скорее относится к фольклору, а что же мы знаем о государстве Элам на самом деле?

Элам был одним из древнейших государств Передней Азии и имел весьма продолжительную историю — более двух тысяч лет. Мало какие государства могут этим похвастаться. Не все вопросы многовековой истории Элама изучены в одинаковой степени. Всю историю Элама можно условно разделить на четыре периода:
1) Протоэламский период: 3200 до н.э. — 2700 до н.э., протекавший локально в Сузах.
2) Старый эламский период: 2700 до н.э. — 1600 до н.э., до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.
3) Ближний эламский период: 1500 до н.э. — 1100 до н.э., период до вавилонского вторжения в Сузы.
4) Неоэламский период: 1100 до н.э. — 539 до н.э.
В 549 году до н.э. Элам завоевали персы и это событие стало окончанием их истории. Персы настолько адаптировали культуру порабощённой страны, что Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 н.э.) даже называл эламитов предками персов.

История Элама может быть понята только в том случае, если не упускать из виду основную особенность природных условий страны — связь равнины с нагорьем. Именно сочетание плодородных, обильно обводненных пашен и садов Сузианы с богатыми древесиной и полезными ископаемыми плоскогорьями, и горными цепями Аншана на севере и востоке равнины послужило предпосылкой и основой для развития самобытной истории и культуры. Вероятно, потребовались значительные усилия в течение нескольких сотен лет, чтобы произошло слияние жителей Сузианы с преимущественно кочевыми, пастушескими племенами аншанских горных областей в единый этнос. Создаётся также впечатление, что политическое единство страны было под силу лишь сильным правителям. Когда таковые отсутствовали, области Элама снова возвращались к своему прежнему, разобщенному состоянию.

Протоэламский период.

О так называемом протоэламском периоде известно не так много. Согласно археологическим раскопкам, первые следы человека на месте будущей столицы Элама — города Сузы — были обнаружены в 7000 году до нашей эры. В ходе раскопок Суз археологи нашли керамику с рисунками, датированную 5000 годом до нашей эры. Сам город Сузы как город, а не просто поселение, возник около 4000 года до нашей эры. Эти данные свидетельствуют о том, что протоэламская культура существовала здесь ещё со времён неолита.

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших Западный Иран, к земледелию и скотоводству. Постепенно племена, жившие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи, начали опережать остальных в уровне развития. Уже в начале IV тысячелетия до нашей эры там развивалось поливное земледелие, и появились крупные населённые пункты, окружённые глинобитными стенами.

В середине IV тысячелетия до нашей эры отмечается значительный прогресс в ремеслах: керамика изготавливалась с помощью гончарного круга, распространялись литые металлические топоры и булавы с навершиями в виде животных, цилиндрические печати. Социальное расслоение также происходило: выделялась общинная знать во главе с вождями-правителями. Об этом свидетельствуют погребения правителей, которых хоронили в специальных гробницах в сопровождении запряжённой быками повозки и насильственно умерщвлённого возницы. Этот обряд напоминает обряд захоронения в царских гробницах Ура в Шумере.

 
 

В конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры на территории Элама происходил бурный расцвет земледельческо-скотоводческих общин. В это время в различных районах страны возникали новые поселения. Однако происходящие изменения не ограничивались только количественным ростом общин. В земледелии начали активно использовать плуг, серпы и зернотерки. Керамическое производство также претерпело существенные улучшения, появились специальные гончарные горны сложной конструкции.

Во всех основных областях обитания раннеземледельческих племен широко распространились амулеты-печатки, служившие для обозначения собственности. Равнинная часть Юго-Западного Ирана, известная как Сузиана, постепенно превратилась в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы, льна, эммера (вид пшеницы) и фруктов. В это же время установились прочные торговые связи с Месопотамией.

 

Раскопки города Сузы

Относительное однообразие в развитии общин, характерное для раннего энеолита, нарушилось. Появились объединения племен. Особенно выделялась Сузиана, где почти одновременно с Шумером начался процесс становления городской цивилизации. Кроме Сузианы, немного позже возникли государственные объединения Аван, Аншан, Кимаш и Симаш. Следует отметить, что связи между этими объединениями укреплялись. Хотя отдельные эламские племена продолжали вести кочевой образ жизни, в долинах рек люди уже перешли к оседлому земледелию. Что касается населения горных районов, то даже во второй половине III тысячелетия до н.э. оно продолжало жить в условиях первобытнообщинного строя, основным занятием жителей было скотоводство. Все эти знания историков в период до 2500 года в основном опираются на раскопки знаменитого города Сузы.

Экономическая, и государственная организации в Эламе.

В III тысячелетии до нашей эры основной формой экономической и социальной организации в Эламе были сельские общины. Эти общины объединяли всех свободных людей, независимо от их родственных связей, и владели землей на коллективных началах, обрабатывая её сообща. Общины управлялись старейшинами, которых избирало народное собрание каждого города или деревни. Народное собрание и выбранные им должностные лица решали спорные вопросы, разбирали имущественные тяжбы и судили преступников.

Однако с начала II тысячелетия до нашей эры в Эламе начали активно развиваться частные хозяйства, что привело к имущественной дифференциации и распаду сельских общин. Свободные общинники лишались земли и орудий труда, а земля сосредоточивалась в руках отдельных экономически могущественных семей. На смену сельским общинам, которые к концу II тысячелетия до нашей эры перестали существовать, пришли домашние общины. Производители, входившие в эти общины, были связаны родственными узами. Домашние общины также коллективно владели землёй, сообща обрабатывали её и делили доходы между собой.

Со временем в домашние общины могли объединяться и люди, не связанные родственными узами. Для этого нужно было лишь заключить договор о «братстве» и передать свою землю и скот в общинное пользование (что-то вроде колхозов?). Вступив в общину, крестьяне утрачивали свою собственность и, принимая участие в обработке земли, получали за это часть урожая. Иногда общинам приходилось прибегать к ссудам зерном или деньгами, отдавая в залог свои дома или сады. Кроме погашения ссуды кредитор требовал также уплаты процентов. Постепенно процессы имущественной дифференциации привели к разложению домашней общины, распаду коллектива семей как единой хозяйственной ячейки, разделу общинного имущества между отдельными членами и даже к аренде и продаже земли.

Наряду с общинными и частновладельческими хозяйствами в Эламе существовали царские и храмовые хозяйства. Храмы владели крупными земельными владениями, занимались торговыми и ростовщическими операциями, давая в долг под проценты зерно, деньги и так далее. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, а остальные обрабатывали храмовые рабы и общинники за определённую плату. Однако в I тысячелетии до нашей эры в результате бесконечных войн и многократных вторжений чужеземцев на территорию Элама храмовые хозяйства оказались разорены и перестали играть видную роль в экономической жизни страны.

В Эламе были развиты искусства изготовления керамики, ткацкое дело и обработка камня. Также хорошо развивалась металлургия. Кроме земледелия и ремесла, основным занятием населения была охота. Очевидно, что эламские города вели оживлённую торговлю с Месопотамией, Ираном и другими территориями, расположенными в северной части Передней Азии.

В III–II тысячелетиях до нашей эры в Эламе сформировалась уникальная система государственной организации, которая имеет важное значение для понимания истории этого древнего государства. Во главе федеративного государства стоял верховный правитель, носивший титул «суккалмах» («великий посланец»), который часто дополнялся титулами Аншана и Суз. Ему подчинялись многочисленные правители-вассалы. Наряду с верховным правителем государством управлял его заместитель — обычно старший брат царя, который носил титул «суккал» («посланец») Элама. Резиденция управителей находилась в месте, откуда происходила династия, но не в Сузах. В древнейший период она располагалась в Аване, затем в Симашки, а позднее — в Аншане. Третью ступень государственной иерархии занимал наместник или царь города Сузы, который был сыном верховного правителя. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха.

Отец, следующий по возрасту брат отца и старший сын составляли правящую тройку Элама. Эта структура проистекала из древнеэламского права наследования и из слабой связи между отдельными областями. Благодаря этому триединству руководящая верхушка государства была подвижной, так как управитель (и будущий наследник трона) не засиживался в постоянной резиденции, а регулярно объезжал отдельные земли, входящие в государство. Отец и сын, то есть верховный царь и правитель Суз, напротив, постоянно находились в столице царства — Сузах.

Согласно обычаю, после смерти царя власть переходила к его брату. Эламский государственный строй основывался на фратриархате — праве братьев на наследование трона, а не сыновей. Довольно часто место отсутствующего брата занимал двоюродный брат. Если же поколение родных и двоюродных братьев переставало существовать, то правитель Суз (старший сын царя) мог стать верховным правителем и назначить собственного сына правителем Суз. Однако часто у него не было сыновей, и тогда приходилось назначать племянника.

Существует один обычай, характерный только для Элама. После смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего, получая тем самым право на престол. Она же, в свою очередь, нередко приходилась сестрой обоих братьев. Последствия подобного кровосмешения не могли не сказаться на правилах наследования. Нередко сын наследовал отцу просто потому, что после смерти правителя не оказывалось в живых ни одного из его братьев или племянников, а возможно, потому, что у него никогда их и не было. Браки между братьями и сестрами и разделение власти между тремя правителями определяли государственный строй Элама. Ничего подобного никогда и нигде на земле больше не встречалось.

Старый Эламский период.

Ниже я привожу список всех царей старого периода Элама.

Ранние эламские цари (приблизительно 2700-2600 годы до н.э.)
1) Неизвестный по имени царь Элама — правил приблизительно в 2700 году до нашей эры, будучи современником Эн-Мебарагеси, царя Киша.
2) Хумбан-Хапуа I (возможно, идентичен Хумбабе) — правил около 2680 года до нашей эры, также являясь современником Гильгамеша, царя Урука.
3) Хумбан-Шутур (или Хумбастир) — точные даты его правления остаются неизвестными.
4) Кудур-Куку-Мал — его правление неизвестно.

Аванская династия (около 2600—2078 годы до н.э.)
Первые три царя из династии Авана также занимали трон Междуречья.
1) Неизвестный по имени царь Авана — правил приблизительно в 2580 году до нашей эры, будучи современником последнего царя первой династии Урука.
2) ...Лу — точные даты его правления неизвестны.
3) Кур-Ишшак — правил 36 лет, приблизительно в 2550 году до нашей эры. В это время он был современником Лугаль-анне-мунду, царя Адаба, и Ур-Нанше, царя Лагаша.
4) Пели — правил около 2500 года до нашей эры.
5) Тата I — точные даты его правления неизвестны.
6) Уккутанхиш — его правление также неизвестно.
7) Хишуташ — даты его правления неизвестны.
8) Шушунтарана — его правление неизвестно.
9) Напилхуш — даты его правления остаются неизвестными.
10) Киккусиветемпти — его правление также неизвестно.
11) Хишепратеп I — точные даты его правления неизвестны.
12) Луххишшан — правил приблизительно до 2325 года до нашей эры, являясь сыном Хишепратепа I.
13) Хишепратеп II — правил с 2325 по 2311 год до нашей эры, сын Луххишшана.
14) Имахсени — правил приблизительно в XXIV веке до нашей эры.
15) Хелу — его правление также приходится на этот период.
16) Хита — был современником царя Аккада Нарам-Сина.
17) Шинпихишхук — его правление неизвестно.
18) Кутик-Иншушинак — правил около 2190 года до нашей эры (современный царю Ура Ур-Намму), сын Шинпихишхука.
19) Неизвестный по имени царь Авана — правил приблизительно до 2078 года до нашей эры, когда Сузы были покорены армиями Ура.

Династия Хамази (около 2530—2030 годы до н.э.)
1) Хатаниш — правил приблизительно 7 лет около 2530 года до нашей эры.
2) Неизвестные по имени цари — их правление остается неизвестным.
3) Зизи — точные даты его правления неизвестны.
4) Ур-адад — даты его правления также неизвестны.
5) Лу-Нанна — его правление остается неизвестным.
6) Ур-ишкур — правил с 2041 по 2037 год до нашей эры.
7) Варад-наннар — его правление завершилось после 2037 года до нашей эры.


Царство Шерихум (около 2400–2300 до н.э.)
1) Энкихи — правил приблизительно до 2371 года до нашей эры.
2) Энру — царствовал около 2316 года до нашей эры.
3) Неизвестный по имени царь Шерихума — правил до 2305 года до нашей эры и также занимал трон Аншана.

Династия Аншана (около 2350–1970 до н.э.)
1) Неизвестный по имени царь Аншана — до 2305 года он правил Шерихумом и Аншаном, но затем потерпел поражение и был отправлен в Аккад.
2) Шалабум — с 2068 по 2064 год до нашей эры, взял в жены дочь Шульги, царя Ура.
3) Либум — после 2064 года, вел несколько войн против Ура.
4) Неизвестный по имени царь Аншана — около 2041–2037 годов до нашей эры, женился на дочери Шу-Суэна, царя Ура.
5) Неизвестный по имени царь Аншана — правил до 2017 года, взял в жены дочь Ибби-Суэна, царя Ура.
6) Кутир-Наххунте — около 2006 года до нашей эры, завоевал Ур в союзе с Хитран-Темти, царем Симашки, и перенёс статую Наннара из Ура в Аншан.
7) Неизвестный по имени царь Аншана, прод. Шуилишу, царь Исина, вернул статую Наннара в Исин.
8) Эпарти II — Суккалмах и царь Аншана и Суз, взял в жёны дочь Иддин-Дагана, царя Исина, в 1973 году до нашей эры.

Царство Тукриш (около 2350–2250 до н.э.)
1) Ауталуммаш — около 2350 года до нашей эры.
2) Иммашкуш — после 2292 года до нашей эры.
3) Киклипаталиш — после 2292 года до нашей эры.

Царство Хухнур (около 2350–2000 до н.э.)
1) Зина — около 2325 года до нашей эры.
2) Неизвестный по имени царь Хухнура — около 2100 года до нашей эры.
3) Неизвестный по имени царь Хухнура — до 2041 года до нашей эры.
4) Симхузия — от 2041 года до нашей эры.
5) Неизвестный по имени царь Хухнура — до 2017 года до нашей эры.

Династия Симашки (около 2100–1928 до н.э.)
1) Неизвестный по имени царь Симашки — современник и вассал Кутик-Иншушинака, царя Авана.
2) Гирнамме I — точные даты правления неизвестны.
3) Тазитта I — точные даты правления неизвестны.
4) Эпарти I — точные даты правления неизвестны.
5) Тазитта II — точные даты правления неизвестны.
6) Гирнамме II — около 2033 года.
7) Ларак-Луххнан — до 2028—2022 года.
8) Тан-Рухуратир I — точные даты правления неизвестны.
9) Киндатту — точные даты правления неизвестны, сын Тан-Рухуратира I.
10) Хутран-темпти — около 2006 года, завоеватель Ура.
11) Пепи — точные даты правления неизвестны.
12) Индатту-Иншушинак I (Идатту I) — прод. Шу-Илишу, царь Исина и Билалама, царь Эшнунны, сын Пепи.
13) Тан-Рухуратир II — прод. Иддин-Даган, царь Исина, сын Индатту-Иншушинака I.
14) Индатту-Иншушинак II (Идатту II) — более 3 лет, точные даты правления неизвестны, сын Тан-Рухуратира II.
15) Индатту-напир — точные даты правления неизвестны.
16) Индатту-темпти — до 1928 года? до нашей эры.

Наиболее древнее письменное упоминание о государстве Элам датируется приблизительно 2680 годом до нашей эры. В этот год знаменитый шумерский город-государство Киш освободился от власти Элама. Это краткое упоминание стало началом письменной истории эламитов. В это время в Аване утвердилась новая династия, основателем которой, вероятно, был Пели. Однако история этого периода известна не очень хорошо. Ясно одно: уже в глубокой древности между Шумером и воинственными племенами Элама происходили столкновения.

Политическая история Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. Страны часто воевали друг с другом, заключали мирные договоры и имели оживленные торговые и культурные связи. В XXIV—XXIII веках до нашей эры Элам был включен в состав Аккадского государства. В XXII—XXI веках до нашей эры, при царях III династии Ура, Элам оставался под господством Двуречья, но во второй половине XXI века до нашей эры он добился независимости. При царе Кутир-Наххунте I (1730—1700 гг. до н.э.) эламиты вторглись в Двуречье и, как говорится в одной вавилонской надписи, на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». До середины XIV века до нашей эры Элам сохранял свою независимость, но затем был надолго завоеван вавилонянами.

Это очень краткая политическая история Элама, но, чтобы рассмотреть её подробнее, нам необходимо обратиться к истории других государств Междуречья, поскольку их истории тесно переплетаются. Поэтому я оставляю за собой право излагать политическую историю Элама в главах, посвящённых другим государствам, до момента завоевания Элама Вавилонией.


Рецензии
Спасибо за интересный и информативный текст. Обязательно зайду ещё.
Удачи!

Георгий Тележко   16.05.2025 13:24     Заявить о нарушении