Лыжница Николая Дормидонтова

Самую раннюю картину спортивной серии «Лыжница», написанную Николаем Дормидонтовым в 1931 году, отличает акцент на человеке. Несмотря на обилие деталей, на первый план он выводит молодую и задорную физкультурницу.

В 30-е годы прошлого века Николай Дормидонтов много и детально на практике изучает жизнь спортсменов. Он становится частым гостем стадионов и спортивных площадок, присутствует на тренировках и соревнованиях. Более того, на одном из крупнейших стадионов Ленинграда – «Динамо» – для него создали мастерскую. Именно здесь художник написал свои самые на сегодня известные полотна.

«Лыжница»
Главная героиня картины «Лыжница» – молодая физкультурница. Художнику удалось передать её задор, энергию. Однако эту работу сложно назвать реалистической в общепринятом понимании. Лицо и фигура девушки стилизованы, движения скованы и неестественны, условен колорит…

На первый взгляд, «Лыжница» точно пытается выйти из мира реальных жизненных объёмов и материальности. К сожалению, ответ на вопрос: куда спешит эта физкультурница, получить невозможно. Зато любители творчества Дормидонтова твёрдо знают, что именно в 30-е годы художник из всех тем выбирает спорт, силу и красоту человека.

Его полотна украсили десятки спортивных учреждений Советского Союза. Ну а картину «Лыжница» можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Художник Николай Дормидонтов
Художественное образование шестнадцатилетний Николай Дормидонтов начал в петербургской Школе Общества поощрения художеств под руководством Рериха, Маковского, Билибина, Щусева.

В свободное от занятий время ученик рисовал с антиков музея Академии художеств. Вскоре это усердие принесло плоды. Работы Дормидонтова получают высокие оценки, а один из натюрмортов приобрели для школьного музея русского искусства.

Октябрьская революция не меняет его планы. В 1918 году Дормидонтов поступает в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). Вскоре Наркомпрос командирует молодого художника, имеющего некоторый оформительский опыт, в Белоруссию. Однако на административной работе он не задерживается. С началом Польской войны Дормидонтов добровольцем вступает в Красную армию. Его направили в политический отдел штаба Западного фронта, где он оформлял агитпоезда, агитпункты, писал декорации для театров и клубов Красной Армии.

В 1920 году красноармеец возвращается в стены ПГСХУМ, много занимается и совершенствуется. От Кузьмы Петрова-Водкина Дормидонтов перенял тягу к «трёхцветке» в живописи, системы, прозванной студентами «трехплёткой» (красный-жёлтый-синий). Через два года в числе первого послереволюционного выпуска ПГСХУМ он получает диплом художника. Издательство «Прибой» командирует молодого живописца писать портреты путиловских рабочих.

Главная тема — спорт
Параллельно Дормидонтов начал выставляться. Он состоял в художественных объединениях «Шестнадцать», «Цех художников», преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. В это время мастер часто бывает в творческих командировках. В результате создал большое количество произведений, посвящённых Балтийскому судостроительному заводу, шахтам Урала, Донбасса, Днепрострою.

Затем его главной и наиболее раскрытой темой становится спорт. Самыми удачными в этот период искусствоведы называют монументальные полотна «Спартакиада Балтфлота» (1933) и «Футбольный матч СССР — Турция» (1935). А славу ему принесла написанная в 1936 году картина «С. М. Киров на лыжной прогулке» (1936). Именно в ней художник в первый раз сумел передать портретные черты своих моделей.

Позже коллега Дормидонтова по творческому цеху Борис Иогансон найдёт в его работах влияние немецкой «новой вещественности». А в картинах «Окраина Ленинграда. Музыканты» (1928) и «Лыжница» отметит влияние немецкого экспрессионизма и Питера Брейгеля Старшего.

Серия «Ленинград в блокаде»
В годы Великой Отечественной войны Николай Дормидонтов находился в блокадном Ленинграде. В этот период он создаёт графическую серию «Ленинград в блокаде» из шести листов. События развиваются в ней в хронологической последовательности.

Первый лист — «Зарево над Ленинградом» — передаёт жизнь города под массированными налётами немецкой авиации. Следующие два рисунка — «Очередь в булочную» и «Во дворе» — рассказывают о трудностях блокадной зимы 1941-1942 годов.

Четвёртый лист серии — «Срочный заказ для фронта», показывает цех ленинградского завода. Листы «Очистка города» и «У воды» изображают подвиг рядовых жителей города: на одном мы видим взрослых и детей, расчищающих улицы от снега, на другом — группу людей, пришедших к восстановленному водопроводному крану. Увидеть эту серию можно в Русском музее.

После войны Дормидонтов создал полотна «Ленинградский завод» (1947), «Десант в Пинске 12 июля 1944 году» (1951), «Эвакуация раненых» (1954).

Жизнь после войны
В послевоенные годы художник впервые начал писать в жанре пейзажа, и постепенно он переместился в центр его творческих интересов. Чаще всего рисовал село Рождествено в Ленинградской области.

Николай Иванович Дормидонтов скончался 24 октября 1962 года в Ленинграде на 65-м году жизни. Похоронен на Богословском кладбище.

Его произведения экспонировались на зарубежных выставках. В Нью-Йорке в 1924 году он был самым молодым из участников. Потом выставлялся в Афинах (1927), Лондоне (1934) и других городах.

Интересный факт. Рисунок Дормидонтова «Погрузка соли (Солеварни в Новом Усолье)» находился в списке 256 наиболее ценных произведений искусства (под № 40), конфискованных немецкой зондеркомандой в Музее изобразительного искусства города Сталино (сегодня это город Донецк, ДНР, авт.). Все предметы были отправлены в распоряжение командующего немецкой группы армий «А» генерал-фельдмаршала В. Листа. Судьба экспонатов неизвестна.

Время показало, что сейчас Николай Дормидонтов очень востребован. К примеру, в декабре 2010 года на торгах MacDougall’s его картина «Зима в Юкках» была продана за 74 тыс. фунтов стерлингов, почти в три раза превысив нижний эстимейт.

Работы художника находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музее им. С. М. Кирова, Центральном музее Вооружённых Сил (Москва), в частных коллекциях России, Украины, Германии, США.


Рецензии