Чайка по имени Джонатан Ливенгстон

Инсценировка повести Р.Баха - Алексея Зевакина.

***Алексея Зевакина, поэта, артиста театра "Вымысел" из города Верхний Уфалей уже нет в живых. Но в паять о нём я решила опубликовать эту инсценировку, потому что сама использовала её в постановке на школьной сцене. Этот эскиз романа очень прозрачен, но передаёт суть философии сильных духом.

1. Шум моря. Cпящие чайки, в разных позах, разных местах.  Просыпается Джонатан  –  он радуется утру,  смотрит на спящих собратьев, делает разминку. Видит в небе летящих белых птиц, зовет, стремиться за ними. Улетает.

2. Просыпаются остальные чайки. Они вступают в привычные для себя отношения. Услышав гудок рыболовного судна, чайки разом бросаются в одну сторону. Идет борьба, свалка, драка.  Стая исчезает.

3. Мать дает наставления Джонатану.

Мать. Почему, Джон, почему? Почему ты не можешь вести себя, как все мы? Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья да кости.
Джонатан. Ну и пусть, мама! Я хочу знать, что я могу делать в воздухе, а что не могу. Я просто хочу знать.
Отец. Послушай-ка, Джонатан, зима не за горами. Рыболовные суда будут появляться все реже, а рыба, которая теперь плавает на поверхности, уйдет в глубину. Если тебе непременно хочется учиться, изучай пищу, учись ее добывать. Полеты – это, конечно, хорошо, но одними полетами сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь ради того, чтобы есть….
Джонатан.  Хорошо, я попробую.
     По сцене «пролетает» чайка, затем другая, еще... С разных направлений. Где-то бросили корм. Джон увлекается за ними. Борьба за жирный кусок. Ему это надоедает, он швыряет чайке добытую пищу и с презрением смотрит на всеобщую суету.

4. Появляется вожак. Стая воздает должное вожаку. Вожак  и стая уходят. Джонатан остается один.
Джонатан. Какая бессмыслица! Я мог бы потратить это время на то, чтобы учиться. Мне нужно узнать еще так много.

5. Джонатан продолжает свои тренировки. Чайки подсматривают за ним. Джонатан обессиленный падает, стая с радостными криками исчезает, празднуя свою победу.
Джонатан. Все! Я должен забыть об этом безумии и довольствоваться тем, что я такой, какой есть, - жалкая слабая чайка!

6. Появляется Ангел. Он пытается помочь Джонатану, расправить его безвольные крылья. Джонатан сопротивляется.

Джонатан. Не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
Ангел. Чайки никогда не летают в темноте! Спустись! Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Джонатан. Вот в чем разгадка! Все, что мне нужно, - это крошечное, совсем маленькое крыло. Все что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полёта двигать одними только кончиками. Короткие крылья!
7. Джонатан снова тренируется.

На этот раз у него получается лучше! Чайки снова подсматривают за ним.  Джонатан обращается к стае.
Джонатан. Представьте, насколько полнее станет теперь жизнь. Мы покончим с невежеством, мы станем существами, которым доступно совершенство и мастерство. Мы станем свободными! Мы научимся летать!

8. Стая колеблется, но тут появляется вожак.

Старейшина. Джонатан Ливингстон! Выйди на середину! Ты покрыл себя позором перед лицом своих соплеменников. Ты попрал достоинство и обычаи Семьи Чаек… Настанет день, Джонатан Ливингстон, когда ты поймешь, что безответственность не может тебя прокормить. Нам не дано постигнуть смысл жизни, ибо он не постижим, нам известно только одно: мы брошены в этот мир, чтобы есть, и оставаться в живых до тех пор, пока у нас хватает сил.
Джонатан.  Собратья! Кто более безответственен, чем чайка, которая открывает, в чем значение, в чем высший смысл жизни, и никогда не забывает об этом? Тысячу лет мы рыщем в поисках рыбьих голов, но сейчас понятно, наконец, зачем мы живем: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными! Дайте мне возможность, позвольте мне показать вам, чему я научился!
Все. Ты нам больше не брат!
Все закрыли уши и повернулись к Джонатану спинами, исчезая в темноте. Джонатан остается один.
Джонатан. Не поверили! Не захотели поверить в радость полета, не захотели открыть глаза и увидеть! Как жаль! Как жаль!

9. Джонатан продолжает свои тренировки. Ангел следит за ним.

Ангел. Каждый день он узнавал что-то новое. Он узнал, что, придав телу обтекаемую форму, он может перейти в скоростное пикирование и добыть вкусную пищу из той, что плавает в океане на глубине… Он научился спать в  воздухе, научился не сбиваться с курса ночью, когда ветер дует с берега, и мог пролететь сотни миль от заката до восхода. С таким же самообладанием он летал в полном морском тумане и прорывался сквозь него к чистому, ослепительно сияющему небу, в то самое время, когда другие чайки жались к земле, не подозревая, что на свете существует что-то, кроме тумана и дождя. Он научился залетать вместе с сильным ветром далеко вглубь материка и ловить на обед аппетитных насекомых. Он научился летать и не жалел о цене, которую заплатил за это.

10. Появляется Джонатан. На сей раз он весь в белом.

Джонатан.  Я понял, почему так коротка жизнь чаек: ее съедают скука, страх и злоба! О, если бы об этом забыть, можно прожить долгую счастливую жизнь!
Джонатан парит в небе, наслаждаясь полетом. Это полет счастливой жизни!
Появляются  белые чайки, они подключаются к танцу Джонатана.
Джонатан. Прекрасно! Кто вы?

1 чайка. Мы из твоей стаи, Джонатан.
2 чайка. Мы твои братья.
1 чайка. Мы прилетели, чтоб позвать тебя выше.
2 чайка. Чтобы позвать тебя домой.
Джонатан. Но дома у меня нет. Стаи у меня тоже нет. Я изгнанник.
1 чайка. Мы летим сейчас на вершину Великой Горы Ветров.
Джонатан. Я могу поднять свое тело еще на несколько футов, но не выше.
1 чайка. Ты можешь подняться выше, Джонатан, потому что ты учился.
2. Надо только забыть о границах своих возможностей. Этих границ не существует.
1. Поверь в это и ты полетишь куда захочешь!
2 чайка. Ты окончил одну школу, теперь настало время начать другую.
Джонатан. Я готов!
Чайки летят. Постепенно они исчезают в темноте.


Рецензии