Вступительные экзамены на физфак МГУ, 1964 г

Вступительные экзамены в МГУ им. М.В.Ломоносова.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА

Не секрет, что требования к вступительным экзаменам в каждом вузе имеют свою специфику. Об этом знают те, кто уже прошёл через испытания. Конкурс на физфак МГУ в 1964 был огромный, не менее 10 человек на место.

Если учесть, что медалистов принимали без конкурса при сдаче первого экзамена на пять, а демобилизованным достаточно было получить положительные оценки, то для оставшихся претендентов конкурс возрастал в несколько раз. К этому надо было добавить тех, кто в течение года, а то и двух оттачивал свои математические знания на подготовительных курсах МГУ.
Отсев был огромным, особенно на первом экзамене, по математике.

Помню громадную очередь для сдачи документов на физфак МГУ. Я никогда не видела такую толпу людей. Очередь двигалась медленно, мы изнывали от нетерпения и усталости. Наконец, сдали документы. Мы получили экзаменационный лист с перечнем предметов, которые нам предстоит сдать. Оказалось, что нас со Славиком разделили по разным общежитиям и потокам. Как и у всех, мои первые два экзамена были по математике — письменный и устный. Затем следовали химия, сочинение и физика.
 
После первого экзамена я почти не общалась со Славиком, с которым мы приехали из Степанакерта, чтобы вместе поступить в МГУ. Дело в том, что меня поселили в женское общежитие, а его — в мужское. Мы обустраивались и готовились к экзаменам каждый в своём общежитии, и поэтому потеряли друг друга из виду.

*********************
 Я смутно помнила, что в этот период, летом 1964 года, мы со Славиком ходили в Кремлевский Дворец съездов, но забыла, когда это было.
Во время антракта после первого звонка зрители в партере вместо того, чтобы занять свои места, начали двигаться влево от сцены. Послышались аплодисменты. Слава, взяв меня за руку, потянул за собой, и мы оказались в толпе, которая смотрела вверх. Взглянув туда же, мы увидели в ложе НИКИТУ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЁВА в окружении свиты. Он улыбался и, стоя, тоже аплодировал.
Мы, юные граждане СССР, были в восторге. Где бы мы могли, кроме как в Москве, убить двух зайцев: услышать оперу и увидеть живого Генерального секретаря КПСС (ни я, ни Слава его фанатами не были). Тогда телевизоров не было и мы видели только его фотографии в газетах.

Доп. В интернете я обнаружила информацию о том, что 18 июля 1964 года в Кремлёвском Дворце съездов Н.С. Хрущёв слушал оперу Ш.Гуно «Фауст» в исполнении Тбилисского академического театра оперы и балета им. З.Палиашвили. Думаю, мы видели его в этот день.
*********************

Письменный экзамен по математике проходил в большой поточной аудитории физического факультета. Экзаменаторы или их помощники, возможно, аспиранты, ходили по рядам, расположенным амфитеатром, и раздавали билеты в запечатанных конвертах.

Мне было очень жаль, что мы со Славой оказались в разных группах, хотя документы сдавали вместе. Нас посадили далеко друг от друга.

Не помню точно: задач было пять или семь, но, скорее всего, семь. На их решение нам выделили четыре часа.

Ходили слухи, что одна из задач по математике считается нерешаемой. Я не поверила, потому что в таком случае можно было бы подать апелляцию и оспорить результаты. Однако я предполагала, что среди задач могут быть сложные или необычные, и надеялась, что мне не попадутся такие.

Хотя благодаря усилиям нашего учителя математики тов. Газаряна мы получали достаточно хорошие знания в школе, мы могли не знать о некоторых хитростях, которым обучали на подготовительном курсе физического факультета.
 
Я всегда любила решать математические задачи, особенно сложные. Поэтому, быстро разобравшись с лёгкими, я погрузилась в решение двух более трудных.

Одно уравнение никак не хотело решаться. Я пыталась одним методом, потом другим - красивого решения не получилось и, махнув рукой, придумала некую сложную конструкцию, которая не доставила мне удовольствия, но принесла некоторое удовлетворение от того, что с уравнением я тоже справилась.

Меня беспокоило то, что, исписав целый лист с обеих сторон, я не успела переписать своё витиеватое решение в чистовик. Чтобы ответ не затерялся среди других записей, я выделила его жирным шрифтом, надеясь, что проверяющий обратит на него внимание.
 
Во время устного экзамена экзаменатор, молодой мужчина, прежде чем показать мне письменную работу, спросил:
— Почему вы приехали в Москву? У вас в Армении есть хорошая математическая школа.
Я была не готова к такому вопросу и смутилась. В ответ я что-то невнятно пробормотала, что-то вроде «мне нравится физика». А сама подумала: «Причем здесь математическая школа? Я же не собираюсь поступать на мехмат».
 
Он бегло взглянул на мою работу и отметил, что две задачи не зачтены. Одна из них — то самое злополучное уравнение, над которым я долго мучилась. Экзаменатор не стал смотреть решение, не пытался разобраться в моих расчётах и счёл, что правильный ответ был получен случайно. «И так бывает?» - подумала я, но не стала спорить.
 
Вторую задачу он не зачёл, потому что я забыла в ответе поставить знак «-» при правильном числовом значении.
Я не совсем поняла, в чём заключается суть устного экзамена, поскольку экзаменатор не задавал дополнительных вопросов.

Свои положительные оценки я получила, но сникла, поскольку было ясно, что конкурс провалила. С такими оценками вряд ли можно было на что-то рассчитывать.

Потом, когда мы в общежитии разбирали, кто как сдавал, девочки, мои соседки, сказали мне, что я себя неправильно вела. Надо было спорить, настаивать, доказывать, не соглашаться.
Многие из тех, кто получал высокие оценки, поступали именно так. Возможно, что я не совсем была уверена в себе и быстро сдавалась. Но я не помню, чтобы когда-либо в школе я боролась за оценку или требовала её повышения. Я не считала это возможным.

На экзамене по химии я столкнулась с ситуацией, похожей на ту, что была на математике. Два молодых экзаменатора не могли понять, как я решила задачу, хотя ответ был правильным.
Пригласили другого экзаменатора — пожилую женщину. Она развела руками и сказала:
— Не понимаю, как вы смогли прийти к такому решению. Ответ верный, но само решение неправильное. Удивительно, что вы нашли правильный ответ. Возможно, это просто случайность.

Поскольку на остальные вопросы я ответила, из-за неверного решения задачи, как они заявили, мне поставили «4». Я не ожидала этого, но спорить не стала.

Сочинение тоже писали в поточной аудитории (амфитеатром). Я села на последний ряд. Увидев темы, написанные на доске крупными буквами, я сразу же выбрала свободную тему «Атом на службе мира». Я бы сейчас очень хотела увидеть это сочинение, мне самой оно понравилось. Я писала его на подъёме, поскольку накануне в одном из журналов (возможно в «Огоньке») прочла про Хиросиму и Нагасаки, как готовилось это чудовищное преступление, про лётчиков, сбросивших бомбу и про то, какие перспективы использования мирного атома ждёт человечество. Получила 4/4. Я не поверила оценке, пошла на апелляцию, чтобы уточнить (не оспаривать). Оказалось, что я не полностью раскрыла тему (здесь нечего возразить, всё субъективно), а по поводу второй четвёрки – оказалось, что два знака пунктуации не там поставила. «Ура!» – обрадовалась я. Неплохой результат. А ведь кто-то пытался меня убедить, что я написала выпускное сочинение на «3», хотя за все время учебы в школе я никогда по сочинению оценки ниже 5/4 не припомню. Но это другая история.

И наконец, последний экзамен – физика. Я пошла на экзамен без настроения, по инерции, а может, из любопытства. Его сдавали в обычной аудитории, впрочем, как и химию. На экзаменационные вопросы я ответила, но с дополнительным вопросом «зависла». Насколько я помню, вопрос был довольно простым — о наклонной плоскости и ускорении тела.

Экзаменатор что-то мне говорил, я же думала о своём. Со мной такое бывает. Не исключено, что я думала о том, как быть дальше, возможно о Славе.
- Вы же понимаете, что конкурс большой, вы не поступите, - не знаю зачем, сказал экзаменатор. Может он увидел, что я перестала бороться, хотел подбодрить?
- Да, я понимаю. Решила попробовать.

Не помню, что он поставил. Но это уже не имело значения. С первого экзамена я знала, что в МГУ не пройду. С одной четверкой еще можно было поступить… с моими оценками – однозначно нет. Но хоть попробовала.

Я считаю, что приняла верное решение сдавать вступительные экзамены в МГУ до конца, хотя и понимала, что с моими баллами шансов на поступление нет. Но зато я смогла проверить себя и свои знания.

В тот момент я оказалась перед сложным выбором. Вернуться домой и приехать через год или попробовать поступить в другой вуз, как это делали многие? Как поступить? Что предпринять? Эти вопросы не давали мне покоя.

Накануне я позвонила домой и сообщила маме, что не поступила в МГУ. Я планировала забрать документы и вернуться домой. Мне не хотелось отказываться от своей мечты: я решила подготовиться и подать документы в МГУ на следующий год.
Мама была очень расстроена и стала упрашивать меня не делать этого, а попытаться поступить в другой институт.

Фото из открытых источников.

Продолжение следует. http://proza.ru/2025/03/05/41


Рецензии
Очень интересно!
Такой большой конкурс на физфак - только потому, что это МГУ. На периферии такого конкурса не было.
Кстати, если кто-то считает, что МГУ готовит лучших специалистов, посмею заверить, что это не так. Престиж - да!
Но среди медиков пальму первенства отдавала Пермскому меду. Свердловский и Московский с ним и рядом не стояли (работала в кадрах - по качеству работы принятых из этих ВУЗов и сделаны мои выводы). Зато "Москва" - это всегда руководитель(престиж!). Как в анекдоте про студента:
- Кто сказал, что я буду работать врачом? Я буду Главным Врачом!

Подумала, может поэтому так хреново и жили, что именно Москва была кузницей министерских и высших чинов - кадров для всех отраслей народного хозяйства? :)

Надежда Шевцова   06.06.2025 04:14     Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда!
Спасибо, что прочли мои воспоминания. Я тоже прочла вашу публицистку. Хочу сказать, что материально мы жили тяжело, но никогда я не скажу, что жили мы хреново. Мы довольствовались тем, что было. И в деревню ездила на каникулы. В наших деревнях люди жили своим трудом и не жаловались. Помню, заготовки на зиму мы покупали в деревне. Многого не хватало. Но была мечта! Почему МГУ? Не знаю. Разве не удивительно, что девчушка из глубокой периферии, Степанакерта, мечтала о Москве? Наше образование было не хуже, чем в Москве или других городах России. Разве ничего хорошего не было в СССР?
Наверное, помня о плохом, не стоит забывать и том хорошем, что было в СССР. Извините, если пошла не в ту степь. Я могу только благодарить то время, в котором жила. Наивно? Может быть. Спасибо еще раз за внимание. Ваши публикации полемичны, с чем-то могу согласиться, с чем-то нет. Но пока я не готова к их обсуждению.

Лаура Симонян   06.06.2025 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.