Дверь... Комедия с философским уклоном
Сашка, девочка, по внешнему виду неформалка, увлекающаяся, но зависит мнения окружающих.
Роза, сестра Сашки, старается не выделяться, неуверенная в себе, но скрывает это за насмешками; носит одежду унисекс.
Оракул, на первый взгляд серьёзен и строг, находится между реальным и нереальным миром, держит «Весы правосудия», оценивает поступки других, делает выводы и даёт напутствия; одет просто, по-домашнему.
Скука, (он или она) комичный персонаж, передвигается между двумя мирами, воздействовать на людей может только в реальном мире.
Время, по-настоящему строгий персонаж, в руках большие часы.
Часовщик, сорок лет отвечает за работу часов, внезапно помолодел.
Зонт, (он или она) романтик, одежда в стиле начала XX века, с зонтом в руках.
Бумага, ценит красивые мысли и каллиграфию, одета в белое платье с ассиметричным подолом.
Чернильница, бережёт свои чернила.
Перо, (он или она) не верит в свои способности, с гусиным пером для каллиграфии в волосах.
Дневник, (он или она) полон чужих мыслей и чувств, в руках держит большой дневник в кожаной обложке.
Королева белых шахмат, одета в белое платье, с короной на голове.
Королева чёрных шахмат, одета в чёрное платье, с короной на голове.
Балерина, из музыкальной шкатулки, мечтательница, одета в розовую балетную пачку с юбкой «шопенкой».
Художник, имеет философский ум, умудрён опытом, испачкан краской.
Купчиха, оживший персонаж в недописанной картине, сидит за пустым столом, в раме, в созданной инсталляции; одета, как дама на картине Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».
Кукла, оптимистка, борец с трудностями, одета в поношенное бальное платье.
Пажи, половина в чёрном, половина в белом, сопровождают своих королев.
Наше время. В квартире двух сестёр появляется таинственная, ранее невидимая, Дверь. Это портал в сказочный мир, где оживают предметы, и происходят основные события.
Действие первое
Сцена 1
На сцене темно, луч света падает на фигуру Оракула около таинственной Двери. Оракул стоит на пьедестале.
Оракул. (декламирует).
Слежу за миром тысячи лет,
От большинства и следа нет.
Они впустую жизнь проводят,
Судьбой их скука хороводит.
Людей таких то лень снедает,
То злость и страхи наполняют.
Им зависть жжет и гложет души,
И только лесть их слышат уши.
Таланты даром пропадают,
Мечты, как звёзды угасают.
Раз сердце больше не горит,
Для скуки этот дом открыт.
Сцена 2
На сцену комично вышагивает Скука. Её появление сопровождает луч света.
Скука. А вот и я! Куда вы без меня? Я ваше оправдание перед самим собой за вашу жизнь, за вашу лень, за страхи, за побег от счастья, от мечты. Я понимаю вас получше вас самих. Оставьте вредное самокопание, попытки прыгнуть выше головы. Вы живёте в сером скучном мире и, как я, серы и неприметны. (Хихикает.) А если вы случайно загоритесь и возомните из себя творца, я тут как тут: верну с небес на землю! И лишь увижу шанс своей победы, то мимо точно не пройду. (Зажигается свет, Скука показывает в сторону Розы.) Вот здесь живет моей души отрада. Одна из девочек ленится день и ночь. Закомплексована, не верит в свои силы, мне на радость. Сестра её, увы, сложней. Натура яркая и постоянно всем увлечена. Но и она, надежда есть, не дура: бросает всё, лишь ей подставишь ножку. (Злорадно потирает руки, хихикая).
Сцена 3
Сцена разделена на две комнаты. Вдали по центру Дверь, рядом с ней Оракул на задрапированном под длинную ниспадающую юбку пьедестале. Оракул наблюдает за происходящим в реальном мире, где живут Сашка и Роза.
Сашка на своей половине разбирает ноты, бренчит на укулеле.
Роза у себя, лежит на полу, учебник по истории на лице, руки под головой, ноги согнуты, одна закинута на другую, качает ногой.
Скука на цыпочках подбирается к Розе, делает пасы руками над её головой, как гипнотизер.
Роза. (из-под учебника). Сашка, заканчивай уже струны мучить, уроки делать мешаешь! Все равно толку не будет. Думаешь, тебя заметят? Насмешила! Много вас таких.
Сашка перестает бренчать на укулеле и, сделав, последний «бац» по струнам, откладывает инструмент.
Сашка. Уж как-нибудь без поучений лентяйки обойдусь! Что, снова дрыхнешь под учебником?
Скука отрывается от Розы и проникает в комнату Сашки, пристраивается за её спиной и начинает «колдовать».
Роза. Помнится, кто-то недавно художника из себя мнил. И что? Рисуешь свои комиксы? Ты, Сашка, не хуже других. Может, даже лучше, только жизнь иначе устроена. Наплюй! Меньше ожиданий, проще жить. Слышала такую народную мудрость?
Сашка. Выбесить меня решила?! На больное давишь?! Ну получай, сестричка! (резко подрывается, открывает папку со своими рисунками, с досадой мнёт их и кидает в сторону комнаты Розы.) Надоело! Все крылья мне пообломали! Радуйтесь теперь! Вы там все лучшие, а я, так, бездарь! Рисовала – не оценили, пела – рот закрыли, балериной стать мечтала – растяжка оказалась не та. Теперь родной сеструхе музыка моя не нравится! И для конкурса красоты у меня, наверное, ни рожи ни кожи. А я и не претендую! Не нужна мне ваша корона!
Сашка берёт укулеле в руки, прижимает к себе, садиться на колени спиной к зрителям и начинает плакать, её плечи вздрагивают.
Оракул качает головой и кладёт чёрный камушек на одну сторону «Весов правосудия».
Роза стягивает учебник с лица, садится, смотрит в сторону комнаты Сашки.
Роза. Прорвало Сашку. Я вот и не парюсь. Мне вообще всё до лампочки. Перед кем бисер метать? Одна сплошная скука!
Скука, услышав слова Розы, хихикает, выходит на первый план.
Скука (декламирует).
Всем мечтателям наука,
Вас прикроет только скука.
Неудачи спрячь за лень,
Пустотой заполни день.
Не смотри на время,
Что-то делать – бремя.
Бей баклуши, отдыхай,
И скучай, скучай, скучай.
Скука «гипнотизирует» зрительный зал.
Оракул, наблюдая за происходящим, решает помешать Скуке и помочь девочкам. Он освещает волшебным лучом таинственную Дверь. Оракул включает мигающий режим, чтобы привлечь внимание Сашки и Розы к Двери.
Роза. (замечая свет). Что это? Дверь какая-то. Откуда? Здесь же стена была. Сплю? (Щиплет себя за руку.) Ой! Нет, не сплю. Сашка, иди скорей! Здесь что-то странное. Саш, заканчивай рыдать, я не шучу! Ты раньше видела эту дверь?
Сашка прекращает плакать, подходит к Розе и тоже застывает перед неизвестной дверью.
Сашка. Вау! Что за дверь в нашей квартире? Вроде ж ее здесь никогда не было.
Роза. Вот и я говорю. Магия какая-то.
Сашка. А что за ней?
Роза. Не знаю.
Сашка. Давай посмотрим?
Сашка дёргает ручку таинственной Двери, раздаётся скрип, Сашка переступает порог и исчезает за Дверью, за ней следует Роза.
Скука торопится вслед за Сашкой и Розой.
Действие второе
Сцена 1
Нереальный мир. Оракул продолжает стоять на своём пьедестале.
На сцене Время с большими часами. Время с серьёзным выражением лица крутит стрелки часов в обратную сторону. Время пока невидимо для других персонажей.
Перед часами вздыхает часовщик, чешет затылок, обходит часы со всех сторон.
Появляются Сашка и Роза. За ними крадётся Скука (в этом мире она видима для всех). Сашка и Роза озираются, их внимание привлекает часовщик, который топчется вокруг больших часов.
Сашка. (хватает часовщика за рукав). Эй, мальчик, остановись. Не подскажешь, где мы? Что за странное место?
Часовщик. (не вникая в Сашкин вопрос). Смотрите, что происходит! Стрелки часов в другую сторону бегут. Целый день разобраться не могу.
Сашка. Да, странно. Может, так бывает?
Часовщик. Не бывает, исходя из моего сорокалетнего опыта.
Сашка. (засмеявшись). Ну ты загнул! Хорошо сохранился. Сорока тебе точно не дашь.
Часовщик. Шутить изволите, барышня? Мне давно за шестьдесят перевалило. У меня опыт часового мастера ого-го какой!
Роза. (шутливо). Хорошо в роль вошёл. Дед часовщик из первого «Б».
Часовщик останавливается, ощупывает своё лицо с удивлением и испугом.
Часовщик. Ой, беда! Да что же это происходит? Пропали усы и морщины! Молодею не по дням, а по часам! Вот почему я всё забывать начал, с шестерёнками да стрелками не справляюсь. Того гляди, скоро в младенца превращусь! Что же это делается?! Что за место такое?
Роза. Вот и мы интересуемся, что это за место?
Время. (становится видимым). Место это волшебное. Здесь всё возможно. Дверь в этот мир найти не легко, большое везение в неё войти. Сюда приходят за ответами, за мудростью, в поисках истины. С пустыми душами никто не уходит. Но вы опоздали. И Время может обидеться, если его не ценят. Тратили люди меня попусту. Драгоценные минуты, часы, дни, месяцы, годы своей жизни в лени проводили и скукой оправдывались! Я решило это исправить и повернуло стрелки часов вспять. Я проучу всех! Весь мир верну к началу! Тогда все поймут мою важность! (начинает петь под музыку «Put On Your Dancing Pants» Reed Mathis.)
Стрелки у часов верчу,
И само я вспять лечу.
Возверну к началу мир.
Время – истинный кумир!
Без меня жизнь пропадёт,
Не начнётся, не пройдёт.
Не родится, не умрёт.
Важен времени полёт!
Прогоню из мира скуку!
Прекращу их жизни муку.
Часовщик. Да когда же я ленился? Всю жизнь работал, часовые механизмы чинил, за их ходом следил, тебе, Время, помогал. А теперь ты и меня вместе с лентяями изничтожить хочешь? За что? Остановись, прошу тебя!
Время. Не могу. Если остановлюсь, жизнь и вовсе на Земле закончится. Я только бежать могу. Или туда, или обратно.
Сашка. Жуть какая! Мы же только жить начали, ещё ничего толком сделать не успели, ничему не научились! Роза, скажи!
Роза. А я что? Мне всё равно, пусть делает, что хочет.
Сашка. Ты что, Роза, не понимаешь? Нас же с тобой тогда не будет!
Роза. (ухмыльнувшись). Зато динозавры вернутся.
Сашка. Мы их всё равно не увидим. И папу с мамой больше не увидим.
Роза. (скинув браваду). Что-о? Оно не шутит? А если мы стрелки этих часов в другую сторону покрутим?
Время. Меня повернуть не сможете, только часы сломаете. Готовы за порчу имущества ответить? Не забывайте, вы в гостях!
Роза. Вот влипли… (обращаясь к Времени.) И что мы можем сделать, чтобы ты прекратило свой бег в прошлое и вернуло всем настоящее и будущее?
Время. Не ты ли недавно была равнодушна и часто говорила, что тебе жить скучно?
Роза. Я соврала. Если честно, мне не скучно, мне…страшно. Я никому не интересна. У меня нет друзей! Никто не хочет тратить на меня своё время!
Время. Тебе просто не хватает уверенности в себе. Понимаю твоё оправдание. Хорошо, я дам вам шанс вернуть свои жизни. Пока вы здесь, докажите, что человечество может измениться. Только помните, у вас на это считанные часы. Скоро ваша память обнулится, и вы исчезнете… Все исчезнут.
Сашка. Так что же нам сделать? Как тебе доказать?
Время. Оракул будет вам судья и проводник. Не упустите свой шанс.
Оракул. На моих весах, барышни, оценка вашего дня. Видите, как много чёрных камней, и нет ни одного белого? Спросите, почему, за что? Я отвечу. За отказ от счастья, от настоящих себя. Вы разучились играть, вы боитесь мечтать. Ваш интерес стал зависеть от оценки других людей. Еще немного, и ваша драгоценная жизнь превратилась бы в сплошную скуку. Но ещё не всё потеряно. Я показал вам Дверь в этот волшебный мир. Здесь вы окунетесь в сказку. Играйте в неё! Играйте открыто и свободно! Но помните, от вашей игры зависят жизни других существ.
Роза. А если мы ошибёмся?
Оракул. Прислушайтесь к себе, ваше истинное Я никогда не ошибается.
Сашка. А как его услышать?
Оракул. Прежде всего надо перестать прятаться от себя. Вы сделали первый шаг, начали задавать вопросы, значит вы готовы получить ответы. Я с радостью кладу за вас белый камушек на чашу весов. Теперь в путь! На поиски вашего истинного Я!
Скука во время этого разговора скучала, сложив руки в замок на груди и нервно шлёпая ногой об пол. Иногда Скука вставала руки в боки, закатывала глаза, переминалась с ноги на ногу и всячески демонстрировала недовольство. В этом мире у неё не было власти. Она никак не могла повлиять на девочек.
Когда сёстры отправились на поиск своего «истинного Я» (ушли за кулисы), Скука вышла к зрителям.
Скука. (декламирует).
Связаны у Скуки
В этом мире руки.
Но верю, человек
Не победит вовек.
Завидует всему,
Спесив не по уму.
Другого осмеёт
И глазом не моргнёт.
Сцена 2
На сцене Оракул (на своём пьедестале), Сашка, Роза и Скука. Появляется старый сломанный Зонт. Он кружится в танце и поет. Он поёт одну ноту «ля», он не знает других, но он счастлив, на его лице улыбка.
Зонт. (напевает). Ля, ля, ля, ля…
Сашка. Роза, мне мерещится, что этот зонт поёт и танцует?
Роза. Тогда и мне мерещится. Он ещё и смеётся. Тут одно из двух: или мы с тобой сошли с ума, или этот зонт.
Зонт. Ля, ля, ля. Я, действительно, пою. Ля, ля, ля…
Роза. Его зациклило несчастного. Это простительно, ведь он сломан.
Зонт. Я не несчастный, я очень счастливый! Слышите, капает капля с крыши на чердаке? Это дождь поет: «Ля, ля, ля». Я выучил его чудесную песню! Я назвал её «Музыка дождя»!
Роза. (с ухмылкой). Счастлив блаженный. Вышел себя показать. Сначала выучи все ноты, поставь голос, научись петь. Слушать тебя невозможно.
Улыбка счастья сошла с лица зонта. Оракул нахмурился и положил чёрный камушек на весы.
Сашка. Какая ты колючка, Роза! Так и меня всю жизнь гасили. Давай лучше отремонтируем этот Зонт. Тогда он сможет выйти под дождь и услышит целую симфонию звуков!
Оракул улыбнулся и положил на весы белый камушек.
Зонт. Я был однажды под дождем, но давно. Очень давно. Тогда я не успел расслышать песню дождя, её заглушил гром. А налетевший сильный ветер сломал мои спицы. С тех пор я никогда не гулял. Обо мне все забыли, бросив среди хлама на пыльном чердаке. Но недавно случилось чудо: крыша прохудилась, и на мой купол упала капля дождя, спев звонкое «ля». За ней упала вторая и тоже пропела «ля»! Капли били по мне целый час: «Ля, ля, ля, ля, ля…» И я выучил их чудесную песню!
Роза. (с сочувствием). Больно, наверное, было? Ведь били по одному и тому же месту.
Сашка. Ничего ты не понимаешь, Роза. Искусство требует жертв!
Роза. Давай лучше вправим ему спицы.
Зонт. А вы можете? Ради музыки я потерплю!
Сашка и Роза починили зонт. Как только они это сделали, с улицы донеслись звуки дождя. Зонт, услышав их, полетел под дождь (к краю сцены).
Зонт. (поёт под музыку «The Trapezist» Quincas Moreira).
Звуки кружатся вместе со мной.
И отбивают такт по мостовой.
Дождь напевает мне, манит в свои края,
Песня дождя окрыляет меня.
Если мечтаешь, это не зря.
Нити судьба сплетёт и для тебя.
Счастье слетит с Небес, только подставь ладонь.
Да не потухнет в душе огонь.
Оракул тихо похлопал в ладоши и положил на весы ещё один белый камушек.
На сцене появляется Время.
Время. Кто тут так счастлив? О, да это старый Зонт! Я помню его грустную историю. Он долго плакал один на чердаке. Потом уснул. Казалось, смирился бедняга с горькой судьбой. Но вот прошло пол века, и что я вижу? Он танцует и поёт!
Зонт. Капли дождя разбудили меня, а эти девочки починили. Теперь я бесконечно счастлив! Я могу гулять под дождём и петь вместе с ним!
Скука. (зрителям). Не понимаю я его счастья. Бегает мокрый и горланит. Чего не спалось на тёмном уютном чердачке?
Скука передразнивает танец Зонта.
Время берёт Скуку за шиворот и оттаскивает за кулисы.
Оракул. Если ты будешь верен своей мечте, Вселенная сделает всё, чтобы ты её осуществил. Хотя для этого и самому придётся потрудиться.
Сцена 3
На сцене Сашка, Роза и Оракул. Выбегает Чернильница. Она напугана, но её бег аккуратен, она старается не расплескать чернила. За Чернильницей бежит Перо. К их бегу присоединяется Бумага.
Сашка. Эй, народ, полегче! Что вы бегаете друг за другом кругами? Кто кого ловит и зачем?
Роза. (с усмешкой). В догонялки играют. Нам предлагалось тут поиграть. Стоит к ним присоединиться?
Чернильница. (задыхаясь). Я убегаю от Пера.
Перо. А я убегаю от Бумаги и бегу за Чернильницей.
Бумага. А я догоняю Перо и Чернильницу, потому что хочу, чтобы на моей белоснежной поверхности Перо написало что-то красивое. Тогда жизнь моя не пройдёт даром, и я не истлею за ненадобностью в тесной папке на пыльной полке.
Роза. Так в чём проблема? Перо, напиши на бумаге, раз она хочет.
Перо. Мне не дано. Я не могу само ничего придумать, тем более красивое. Но я умею писать чужие мысли.
Сашка. Ты уверено, что не можешь? Ты когда-нибудь пыталось само что-то сочинить?
Перо. Эээээ…Нет. Не пыталось. Я не смогу. На Земле столько умных и талантливых, куда мне до них?
Роза. (в сторону). Я узнаю в этом Пере себя. Я тоже никогда не пыталась что-то сделать, была уверена, что не смогу. Есть другие, лучше, талантливей, так к чему стараться? Сашку высмеивала, а сама просто не верила в себя. Не зря Время хочет, чтобы мы все изменились. Чтобы я изменилась.
Перо. Я боюсь. А если не получится, и надо мной будут смеяться?
Сашка. Да, это очень обидно. До слёз.
Перо. (погрустнев). Ну вот.
Роза. Все этого боятся. Будешь из кожи лезть, а никто не оценит.
Бумага. Я оценю! Без тебя, Перо, и тебя, Чернильница, моя жизнь пройдет даром.
Перо. А если я совершу ошибку и всё испорчу?
Бумага. (засмеявшись). Значит, я стану черновиком! Но моя жизнь всё же не будет напрасной, ведь я пожертвую собой ради друга, ради тебя!
Чернильница. А я не хочу ничем жертвовать. Я не дам вам свои чернила. Моя миссия хранить чернила, а не раздавать их.
Сашка. Если ты не дашь чернила, они просто засохнут. Ты станешь грязной и бесполезной. И тебя выбросят за ненадобностью. Но если твоими чернилами будут писать, а они закончатся, в тебя вольют новые. Твоя миссия хранить чернила ради того, чтобы Перо писало на бумаге, понимаешь? Так вы все будете счастливы.
Чернильница призадумалась над услышанным. Такие мысли были ей не знакомы.
Чернильница. (оглядывая себя и смахивая с себя пролившиеся капли). Почему я раньше об этом не подумала? Засохну, стану не красивой?! Я, прибывшая на корабле из самого Китая, и на свалку?! Перо, скорей бери мои чернила и напиши хоть что-то! Главное побольше!
Роза. (смеясь). Сашка, а ты красиво сказала. До Чернильницы сразу дошло.
Перо. Красиво?.. О! Я знаю, что напишу на бумаге: «Будьте все счастливы»! Ведь это красиво, правда?
Бумага. (демонстрируя радость). Мне это нравится! Пиши! Вот здесь! Нет-нет, вот здесь! (Поворачивается спиной).
Сашка. (улыбнувшись). Глядя на вас, я уже счастлива!
Роза. И я! Для меня это был хороший урок.
Перо, Бумага и Чернильница, в танце убегают писать свой общий шедевр.
Оракул улыбается и кладёт два белых камушка на весы.
Скука совсем заскучала в сторонке.
Скука. Теперь здесь писака появился! Теперь испишет счастьем всю бумагу! И глупая Чернильница туда же. Того гляди, себя и Музой возомнит.
Появляется Время, жмет Сашке и Розе руку.
Время. Второй для вас зачёт! (обращается к Скуке.) А ты, проныра, снова здесь?! А ну-ка, прочь отсюда!
Время хватает Скуку за шиворот и уводит со сцены.
Оракул. Если ты живёшь, значит у тебя есть своя миссия. Ищи её. А когда найдёшь, неси её без страха. Не жди одобрения толпы. Возможно, ты пришёл в этот мир только для кого-то одного. Но вы оба станете счастливы. А счастье, я вам скажу, заразно. (Улыбается).
Оставшись один, Оракул спускается с пьедестала. В его руках дневник. Он садится на пол и начинает читать.
Сцена 4
Роза и Сашка выходят на сцену и видят читающего Оракула.
Оракул то улыбается, то смахивает слезу.
Сашка. Роза, думаешь нам стоит к нему подойти? Кажется, он плачет. Может, ему помощь нужна?
Роза. Оракулу наша помощь? Да ладно, он знает больше других!
Оракул замечает девочек, спешно встает, прячет дневник за пьедесталом, всходит на него, возвращает своему лицу строгость.
Дневник, ожив, выходит из-за пьедестала.
Роза. Сейчас узнаем, в чём тут дело.
Сашка. Думаешь, это та тетрадь, над которой плакал Оракул?
Дневник. Кажется, вы обо мне? Я удовлетворю ваше любопытство. Если вы заглянете в мою душу, вы сразу поймете, кто я. Вот вам небольшая подсказка:
Каждый может написать
О том, что думает, в тетрадь.
Страницы исписаны вдоль-поперек.
Закладкой мне служит засохший цветок.
Сашка. Я поняла! Ты – Дневник! Но чей? Оракула?
Дневник. На мои страницы может излить свои чувства всякий, чье сердце горит. Мне и улыбку дарили, и слезами заливали. Только давно уже никто ничего не писал. Не понимаю, что случилось? Пропали романтики в этом мире? Может, вы, прелестные барышни, заполните страничку? А то я начинаю чувствовать себя никому не нужным.
Роза. Я пас. Никогда дневников не писала, да и поделиться нечем.
Оракул нахмурился и громко кашлянул.
Сашка. Похоже, Дневник у Оракула в любимчиках. Того гляди, он нам ещё чёрных камней накидает, тогда как домой вернёмся?
Роза. Я не смогу, Сашка, извини. У меня фантазии – ноль. Может, ты в этом дневнике что-то черкнёшь?
Сашка. (Дневнику). Я как раз хотела тебе предложить свои мысли. Вот только ручки у меня нет. Надо Перо с Чернильницей позвать.
Оракул. Я уже позвал.
На сцену вбегают Перо и Чернильница.
Роза. Как у него тут всё схвачено!
Сашка. Высоко сижу, далеко гляжу.
Перо. (девочкам). Давно не виделись. Нужна моя помощь?
Чернильница. Не твоя, а наша!
Сашка. Да, очень нужна ваша помощь. Мне нужно сделать запись в этот дневник.
Перо. Что писать будем? Что-то красивое?
Сашка. Я еще не придумала. Сейчас, настроюсь.
Дневник. Мне нужны чувства, понимаете? Искренние чувства! Это должно идти от сердца!
Сашка. ОК.
Сашка проходит в раздумьях в одну сторону, потом в другую. Оракул, Роза, Перо, Чернильница и Дневник провожают её молчаливым взглядом, предвкушая что-то очень и очень красивое.
Сашка. (остановившись). Вот!
Все ожидающие повеселели.
Сашка. Нет, не то. Сейчас еще подумаю.
Дневник на мгновение погрустнел, но быстро вернулся к предвкушению счастья.
Оракул подбоченился, Роза повторила за Оракулом это движение, а следом за ней поставили руки в боки Перо и Чернильница.
На сцене, напевая и кружась, появляется Зонт.
Зонт. Вы все здесь? Я так счастлив сегодня! Весь день танцую и пою.
Дневник. Наконец, я вижу, что кто-то счастлив! Уважаемый Зонт, не можешь ли ты поделиться своим счастьем со мной?
Зонт. С радостью поделюсь! Я могу подарить тебе целый куплет своей песни! Перо, ты поможешь мне написать?
Перо. Я готов, диктуй.
Зонт. (повторяет второй куплет своей песни).
Если мечтаешь, это не зря.
Нити судьба сплетёт и для тебя.
Счастье слетит с Небес,
Только подставь ладонь.
Да не потухнет в душе огонь!
Дневник. (аплодируя). Превосходно! Вдохновляюще! Эти строчки точно по мне! Буду их постоянно перечитывать. А теперь я жду шедевр от нашей гостьи. Сегодня мне очень везёт!
Сашка. Извините, что-то у меня нынче творческий ступор. Не знаю, что написать, кроме: «Я вошла в эту Дверь, и всё началось».
Дневник. Пиши. В этом есть какая-то недосказанность, какая-то тайна. Будет над чем поразмыслить. Это напомнило мне слова нашего Оракула, когда он впервые понял свою миссию. Вот послушайте…
Оракул. Спасибо, что вспомнил обо мне, Дневник. Я сам прочту присутствующим свои строки. (Оракул спускается с пьедестала и декламирует.)
Я открыл эту Дверь и упал.
Огляделся и понял, что слеп.
Незнакомец во мне рыдал,
Разум крикнул, как я нелеп.
Я до крови кусал язык,
За молчание в темноте.
Но внезапно раздался крик.
Как от Истины на кресте.
И включился во мне Свет,
Я отринул навек Тьму.
Получил на вопрос ответ
И оставил свою тюрьму.
На свободе обрел мечту
И шагнул к ней, забыв страх.
Мне отныне всё по плечу,
Моё счастье в моих руках!
Все присутствующие захлопали Оракулу.
Сашка. Ну я не Оракул, я только учусь.
Оракул. Учиться – это открывать то, что ты уже знаешь. Разве вы уже не поняли, почему сюда попали?
Роза. Открыть себя настоящих.
Сашка. Поверить в себя, обрести внутреннюю свободу.
Дневник. У меня есть строчки от нашего художника об этом! (декламирует).
Я был неопытен и слаб,
Боялся в точку не попасть.
Немой певец, безвольный раб,
Которым движет чья-то власть.
Душа ж хотела два крыла,
По небу кистью провести,
Из радуги сложить дома,
Свободу в цвете обрести.
В себя поверить, сделать шаг,
Согласно правилам игры,
Взять в руку кисть, как древний маг,
И краской воссоздать миры.
Сашка. Круть! Сразу захотелось к рисованию вернуться!
Роза. А мне начать.
Оракул улыбнулся и положил на весы два белых камушка.
На сцену из-за кулис выглянула Скука.
Скука. (зрителям). Подумаешь, писаки какие. Я бы тоже могла написать, только мне это скучно-о-о…
Скука демонстративно зевнула и скрылась за кулисами.
Сашка взяла перо и написала в дневнике свою фразу.
Перо. Дневник, хочешь я тоже напишу тебе свои мысли? Красивые.
Дневник. Я только за! Как же мне сегодня везёт!
Чернильница. У меня для всех плохая новость: во мне чернила закончились.
Оракул. Это горе не беда. Идем, я заправлю тебя чернилами.
Дневник. (взяв за руку Перо). Мы с вами!
Оракул, Дневник, Перо и Чернильница уходят. Оракул вскоре возвращается и встает на свой пьедестал.
Сцена 5
На сцене, сражаясь веерами, как шпагами, появляются белая и чёрная шахматные королевы. За ними маршируют их пажи-пешки. В руках пажей флаги с рисунком шахматной доски (в чёрно-белую клеточку). Звучит боевая музыка.
Королева чёрных шахмат. Мы победили! Сдавайся!
Королева белых шахмат. Сама сдавайся! Белые победили!
Королева чёрных шахмат. Никогда! Будем биться на смерть!
Королева белых шахмат. Конец твой близок!
Королева чёрных шахмат. Нашла, кого брать под защиту! Короля, что больше шага сделать побоится! Смешон, труслив и бел, как моль.
Королева белых шахмат. На своего бы поглядела! Бегун на дистанцию в клетку, да ещё в костюме трубочиста! (Хохочет).
Сашка. Подождите, подождите. Подруги, вы чуть нас со сцены не смахнули. Что вообще тут между вами происходит?
Королева чёрных шахмат. Не встревай! У нас шахматная партия!
Королева белых шахмат. Я убью её, и тогда, наконец, закончится эта пятидневная игра!
Сашка. Понятно. Одно не понятно: почему вы не признаете ничью и не начнёте игру заново? Вы же шахматы! Это игра умов, а не кровавые битвы. Сыграйте заново!
Роза. Мы, кстати, можем с этим помочь. Сашка – за белых, я – за чёрных. Тем более, нам Время здесь играть рекомендовало.
Королева чёрных шахмат и Королева белых шахмат застывают в схватке, скрестив веера, и недоумевающе смотрят на девочек. Пажи, во время сражения всячески проявлявшие друг к другу недружелюбие, тоже застывают с гримасами на лицах.
Королева чёрных шахмат. Если никто сейчас не победит, наша игра не закончится.
Роза. Она закончится ничьёй, и каждая из вас получит новый шанс на победу. А если я чёрными сыграю, то победа вам обеспечена.
Сашка. Ага, мечтай! Я не хуже тебя играю! Сколько раз выигрывала!
Королева белых шахмат. Кого-то они мне напоминают. Хотя, я думаю, что они дело говорят.
Королева чёрных шахмат. Так ты сдаёшься?
Сашка. Нет, она просто показала, что умнее некоторых.
Королева чёрных шахмат. Это камушек в мою чёрную клетку?
Сашка. Нет. Это камушек в наш огород. Если что-то однажды не получилось, можно сделать это снова, сколько угодно раз. Без слёз и трагедий, легко и играючи! На промахах жизнь не заканчивается.
Королева чёрных шахмат. Если я соглашусь на ничью, то только одновременно с врагом!
Роза. Это же игра, Ваше чёрное величество, какие враги? Лишь во время игры вы противники, а за кулисами вы можете вместе дружно попить чай с тортиком.
Сашка. Вот-вот. Получайте удовольствие от соревнования на доске, но не относитесь к победе или поражению серьёзно. Иначе первая зазнается, а вторая опустит руки.
Роза. Завтра одной повезёт, послезавтра – другой. А сегодня пусть победит дружба!
Королева белых шахмат. Ну что, бросаем свои веера на раз, два, три?
Королева чёрных шахмат. Чур, я считаю!
Королева белых шахмат. Нет, давай вместе!
Королева чёрных шахмат. Ладно, давай. Раз. Два. Три!
Обе королевы не бросили веера, а только раскрыли их перед своими лицами. Веера сломаны.
Королева чёрных шахмат. Какая хитрая, веер свой не бросила!
Королева белых шахмат. А сама-то, чем лучше?
Королевы улыбаются, пряча улыбку за веерами.
Королева белых шахмат. Отлично, ничья! Теперь мы можем вновь расставить фигуры и сразиться! Отчего-то стало весело при этой мысли!
Королева чёрных шахмат. Да, я тоже чувствую себя неплохо!
Королева белых шахмат. Так может, перед игрой чаю с тортиком?
Королева чёрных шахмат. Нет, мне лучше чёрный кофе со сливками.
Королевы смеются и уходят, оживленно разговаривая.
Королева белых шахмат. А помнишь, как после девятнадцатого хода, наш конь сразу три ваших пешки взял?!
Королева чёрных шахмат. Да, было дело. Только ваш конь тут же нашим слоном был съеден!
Пажи маршируют за королевами, гордо поглядывая друг на друга.
Оракул, удовлетворённо кивая головой, кладет два белых камушка на свои весы.
Скука всю сцену подглядывала из-за кулис, но теперь решила выползти и высказать (зрителям) свое мнение.
Скука. (декламирует).
Испортили такую схватку!
Как сабли бились веера.
Я был за белую лошадку.
Э-э-э…
Помчусь развлечься на бега!
Скука исчезает за кулисами. Появляется Время.
Время. Как тут дела? Опять победа?
Роза. (улыбнувшись). Да нет, скорее уж ничья.
Время. Ничья бывает повесомей, если закончилась вражда… (Ищет глазами по сцене). А где же эта вредина? (девочкам.) Никто незнакомый тут не появлялся, беды не натворил?
Сашка. Да вроде обошлось без бед. Но появлялась бледная фигура. Про лошадиные бега тут что-то говорила.
Роза. Должно быть, на ипподром умчалась ставки делать.
Время. Опять куда-то вляпаться решила. Пойду-ка поищу. За ней здесь нужен глаз да глаз.
Время уходит.
Оракул. Вся жизнь игра. Ты волен завершить одну партию и приступить к следующей. Не бойся ошибок, смотри на них, как на приключения с препятствиями. А если захочешь, ты волен вернуться к началу, поработать над ошибками и довести дело до совершенства. В любом случае лови момент счастья от процесса игры, чем бы она не закончилась!
Сцена 6
На сцене большая музыкальная шкатулка. Внутри неё на одной ноге стоит балерина.
Оракул на своем пьедестале. На сцене появляются Сашка и Роза.
Сашка. И что нам нужно разрулить на этот раз? У кого какая проблема?
Оракул. Ищущий находит.
Роза. (обращает внимание на шкатулку, подходит к ней). Сашка, смотри, вроде, музыкальная шкатулка, а в ней балерина стоит, как неживая.
Сашка. А ты за ручку покрути, может, балерина оживёт?
Роза прокрутила рукоять музыкального механизма. Шкатулка заиграла, и балерина в ней закружилась.
Балерина. (недовольно, вертясь на одном месте). Зачем вы потревожили меня? Стояла себе спокойно, никого не трогала. Повеселиться решили?
Роза. (опешив от таких слов неблагодарности). Я тебе помочь хотела. Ты же балерина, а не танцуешь!
Балерина. Какая я балерина? Кружусь на одном месте, приклеенная к этой шкатулке! (кружится и поёт под музыку “Whitefish salad” Latasha.)
Кружусь, как заведённая,
Шкатулкой увлечённая.
И отдыха не знаю,
Пока она играет.
Приклеена я к ней на век,
Хотя я тоже человек.
В покое сцена снится.
Но это не случится.
Сашка. Похоже, ей не хватает свободы самовыражения. Надо бы помочь.
Роза. Давай её освободим от шкатулки! Посмотрим, как тут всё устроено… Всего-то клей. Это легко! Сашка, тяни её за одну руку, а я за другую.
Сашка и Роза тянут Балерину и отрывают от шкатулки. Освободив, они отпускают балерину, и та падает на пол (на шпагат).
Балерина начинает рыдать.
Балерина. Выходит, без этой шкатулки я никто? Ничего не умею? Зачем вы меня от неё оторвали? Зачем вы её завели? Я могла спать и видеть сны! Во снах я танцую на сцене настоящего театра! А теперь я не могу даже стоять. Всё, жизнь моя кончена! Мечты мои разбиты! Приклейте меня назад! Хочу в шкатулку!
Роза. Ну вот, медвежью услугу оказали. Теперь нам чёрный камушек опять прилетит. (Роза посмотрела на Оракула).
Сашка. Ещё не всё потеряно. Из каждой неудачи надо вынести какой-то урок.
Роза. Только для кого сейчас был урок? Для балерины или для нас?
Сашка. Для всех! Если мы сможем изменить её настрой, то всё у неё получится.
Роза. И как мы это сделаем?
Сашка. Давай завалим её комплиментами. Нахвалим с три короба, поднимем самооценку.
Роза. Я в комплиментах ничего не шарю. Я только критиковать и высмеивать могу.
Сашка. Уж я-то это знаю. А измениться не хочешь? Попробуй ей сказать что-то приятное. Вот смотри. (Сашка обращается к балерине.) Не плачь, ты упала с непривычки, но ты настоящая балерина! Поверь, если ты встанешь на ноги, то сможешь танцевать!
Роза. (Балерине). Э-э-э…Ты это, не плачь. Ты же красивая такая. Вон, на шпагате сидеть умеешь, а Сашка нет. И кружишься, как бабочка. Давай, успокойся. Мы поможем тебе подняться. Вот, держи руку.
Роза и Сашка подают Балерине руки и ставят её на ноги.
Сашка. (Балерине). Я тебе, знаешь, как завидую? Ты лёгкая, воздушная, танцевать умеешь. А мне медведь на ухо…Ой, на ногу наступил. И как ты кружиться научилась? Я так никогда не смогу.
Балерина. Легко! Главное слушать музыку. Попробуй. Встань на носочки, вот так, руки перед собой, закрой глаза и представь, что ты с каждым витком танца поднимаешься всё выше и выше, к звёздам!
Сашка выполняет за Балериной первые движения. Балерина прислушивается к музыке шкатулки и забывает о том, что она больше не приклеена к механизму. Балерина начинает танцевать так, как просит её душа.
Балерина. Смотрите, я танцую! Я по-настоящему танцую! Я свободна! Я счастлива! Счастлива! Счастлива!
Оракул, Сашка и Роза аплодируют Балерине. Балерина кланяется им и в танце покидает сцену.
Балерина. (напоследок). Я свободна!
Оракул удовлетворённо хлопает и кладет два белых камушка на свои весы.
Из-за кулис выглядывает Скука. Смотрит на Оракула и девочек, потом на зрителей.
Скука. Подумаешь, я тоже так могу.
Скука, комично подражая Балерине, пролетает до других кулис и скрывается за ними.
Оракул. Не отворачивайся от своей мечты, даже если кажется, что она неосуществима. Если ты можешь от неё отказаться, значит, это была ложная мечта. Спроси себя, чего же ты истинно хочешь? А если не знаешь, пробуй всё, чтобы узнать себя лучше.
Сцена 7
На сцене Сашка, Роза, Оракул (на пьедестале), возле Оракула стоит Время, появляется Художник. За ним на цыпочках крадётся Скука. Время ловит Скуку за рукав и оттаскивает за кулисы, чтобы не мешала. В руках у Художника картина, на плече сумка с красками и кистями. Он ставит картину, отходит, смотрит на неё, возвращается и делает дополнительные мазки кистью. К Художнику подходят Сашка и Роза.
Сашка. Какая красота! Я завидую Вашему таланту! Я тоже когда-то рисовала, но у меня не получилось.
Художник. Это невозможно! Если ты рисуешь, значит, у тебя что-то получается.
Сашка. Что-то – это не значит «красиво». Красиво, это когда всем нравится, а мои рисунки не все оценили.
Художник. Ты в этом уверена? Многие художники, признанные нынче великими, умерли в нищете. Мало кто покупал их картины при жизни. Они рисовали не ради славы, они просто не могли не рисовать. Они выражали себя через холст и краски. Они ломали шаблоны. Они терпели осуждения и насмешки, но благодаря их смелости человечество открыло новые направления в искусстве! Если ты взяла карандаш или кисть в руку, никогда не бросай их. Разве ты не была счастлива, когда рисовала?
Сашка. Была. И даже очень была счастлива. Но…
Художник. Никаких «но» тут быть не может! Меня, например, выгнали из художественной школы, потому что я не стал вместе с другими рисовать куб на столе. В тот момент меня увлёк пейзаж за окном, и я не смог его проигнорировать. Я потерпел неудачу в глазах учителя и одноклассников, но я не бросил кисть! Я продолжил писать то, что мне нравилось. Позже я научился рисовать и куб, и другие предметы. И это помогло мне увидеть строение домов и городских улиц. Всему приходится учиться, даже если что-то поначалу кажется скучным. Потом мы говорим «спасибо» и неудачам, и урокам.
Роза. Но не каждый же может научиться рисовать.
Художник. Каждый может. Просто рисовать он будет по-своему. Учёба лишь познакомит его с основами. Но нет жёстких правил в искусстве. Их можно нарушать и даже совершать революцию. (Художник рассмеялся.) Подарю-ка я вам, барышни, краски и кисти волшебные. Попробуйте для начала рисовать ими. Уверяю, у вас всё сразу получится.
Художник, напевая (под музыку «The Trapezist» Quincas Moreira) делает ещё несколько мазков на своей картине.
Художник. (поёт).
Радужным светом взмахну на холсте,
Цветом прольётся дождь красок во тьме.
Звёзды зажгут огни, глядя на мир с небес,
В вальсе закружатся город и лес.
Слышал сегодня эту мелодию от Зонта. Вот прицепилась, теперь сам её мурлычу весь день. Она мне творить помогает.
Художник протягивает Розе свою сумку с красками.
Роза. Это мне? Я даже никогда не думала рисовать.
Художник. Ты только начни! Это дело затягивает. На всю жизнь. А сколько счастья получишь! Кто же от счастья отказывается? И вообще, ты знаешь, что каждый художник – волшебник?!
Роза. Ну так уж и волшебник?
Художник. Скоро поймёшь. А пока до встречи, барышни. Пойду своё волшебство творить.
Роза. А краски?
Художник. У меня их много.
Художник уходит, унося свою картину.
Оракул. Если в тебе есть желание, то появится и сила, чтобы его осуществить.
Сцена 8
На сцене недорисованная картина. За рамой сидит живая Купчиха, перед ней стол, на нём изображён только самовар, в руке Купчихи пустое блюдце, еды на столе нет. Купчиха расстроена, причитает.
Купчиха. Ох, несчастная я, горемычная! Есть хочу! Пить хочу! Не дорисовал горе-художник мою картину! Посадил меня за пустой стол, даже чаю не налил! Сижу голодная, только пыль собираю. Помогите, люди добрые!
На сцену комично выбегает Скука, останавливается у картины, хихикает, достает из-за пазухи бублик, дразнит Купчиху, прислушивается в сторону кулис, отбегает в сторону, прячется.
Появляются Сашка и Роза.
Роза. Смотри, там тётенька с картины кричит. Кого-то она мне напоминает. Как думаешь, Сашка?
Сашка. «Купчиху за чаем» Б. Кустодиева. Известная картина. Не помнишь? Мы её в Русском музее в Питере видели.
Роза. Точно! Вспомнила. Но, кажется, на картине чего-то не хватает.
Купчиха. Еды и не хватает! Голодаю какой день, уже со счёта сбилась. Исхудала вся, одни кости да кожа остались. Скоро меня люди узнавать перестанут. Не Купчихой звать станут, а Кощеем Бессмертным.
Роза. Чем помочь-то тебе? У нас с собой еды нет. Сами пообедать не успели.
Купчиха. Мне не ваша еда нужна, а своя, нарисованная. Помочь хотите, изобразите на моём столе фрукты, конфеты, бублики. Чаю в блюдце налейте, и будет мне счастье, а вам «спасибо» от меня да доброе имя.
Сашка. Так есть же у нас краски и кисти! Волшебные даже! С ними мы легко тебе поможем. Вот только вспомнить надо, что там у Кустодиева на картине было?
Роза. Арбуз там точно был, помню!
Сашка. Ага, был. Ты арбуз рисуй, а я пока подумаю, чем еще накормим.
Купчиха. Что тут думать? Я же сказала, побольше мучного и сладкого. Всему рада буду. Исхудала совсем.
Сашка. Ладно, ладно. Сейчас всё будет сделано по Вашему заказу.
Роза и Сашка рисуют, на картине появляются смешные изображения арбуза, бубликов, «петушок на палочке».
Купчиха довольна, смеётся.
Купчиха. Чаю плеснуть не забудьте!
Сашка. Вот тебе чай! Я тебе ещё баночку варения вишнёвого нарисую.
Купчиха. Я вишнёвое не очень люблю. Мне бы малиновое.
Сашка. Да легко!
Роза. (Сашке). Там на картине ещё кот был. Я кота нарисовать не сумею. Ты сама давай.
Купчиха. Вот кота мне не надо! Ещё один рот на мои сладости претендовать будет!
Нет уж, оставьте, как есть! (Купчиха берёт со стола бублик, откусывает.) Вот спасибо, барышни! Спасли меня от голодной смерти. Всем рассказывать о вас буду, как о великих художниках. Как зовут-то вас, сердешные? Подпись свою на картине поставить не забудьте. Что за картина без подписи?
Сашка и Роза подписываются.
Роза. Ну что. Идём дальше? Может, кому-то ещё нужна помощь в этом мире?
Сашка. Идём.
Роза и Сашка уходят.
Оракул кладет белый камушек на свои весы.
Оракул. Всё имеет свою причину. Отдавая, мы приобретаем. И в ожидании своего счастья стоит потрудиться для счастья других.
Сцена 9
На сцене Оракул и Кукла. Кукла смотрит на небо (наверх, в сторону зрительного зала). Кукла улыбается, показывает пальцем на небо.
Кукла. Вон там звезда упала! Ох, не успела загадать. Ну ничего, дождусь другую… Ах! Вот ещё! Хочу, чтобы Дуняша снова стала со мной играть! Чтобы мы, как раньше, смотрели на звёзды, гуляли по вишнёвому саду, качались на качелях. У меня столько желаний, что падающих звёзд не хватит! Но я верю, что Дуняша за мной вернётся, и мы будем снова всё делать вместе! (начинает танцевать и петь под музыку «Moonlight in Mexico» Jimena Contreras.)
Я звезды соберу
И лучик света в мир понесу.
Я друга в каждом встречном найду,
Им счастье и любовь подарю.
Откроются сердца,
И запоет со мною Земля,
Не будет больше в мире вражды.
И сбудутся у всех их мечты.
На сцену, крадучись, выходит Скука.
Скука. (обращается к Кукле). Чего это ты жизнерадостная такая? У тебя вон и рука болтается, и причёска «я упала с самосвала, тормозила головой», и платье старое, а ты тут веселишься. Брошенная, небось? Плакать должна. Почему не плачешь?
Кукла. Я тебя не понимаю. Жить так прекрасно! Посмотри вокруг! Звёзды сияют, Луна улыбается, ветерок прохладный, цветы кругом. Чудо, как хорошо! Зачем мне плакать?.. Ой, смотри, опять звезда падает! Скорей, загадывай желание!
Скука. (расстроенно). Всё, упала. Ты поздно сказала.
Кукла. Не грусти. Сегодня звездопад. Скоро другая полетит. Давай подождем.
Кукла и Скука садятся на край сцены и смотрят «на небо» (в сторону зрителей).
Скука. Вон, вон! Летит! (Скука что-то тихо прошептала).
Кукла. Загадала?
Скука. (со счастливой улыбкой, первой в её жизни). Да.
Скука прислушалась. Из-за кулис раздаётся шум.
Скука. Мне того… бежать надо. Позже загляну.
Скука убегает, на сцене появляются Сашка и Роза. Их с улыбкой, помахав Скуке, встречает Кукла.
Кукла. Ах, какие прелестные барышни! Вы, как моя Дуняша! Вы тоже пришли полюбоваться на звёзды?
Сашка. Можем посмотреть, если приглашаешь.
Роза. Падают?
Кукла. Да. Сегодня звездопад.
Все трое смотрят на небо.
Кукла. А давайте вместе загадаем желание! Мы так с моей Дуняшей делали.
Роза. Можно. Какое?
Кукла. Давайте попросим счастья! Счастья для всех!
Сашка. Пойдёт, хорошее. Кто первый звезду увидит, показывает на неё, и мы вместе кричим: «Счастья для всех!»
Сашка, Роза и Кукла смотрят на звезды, на три стороны неба. Роза первая замечает падающую звезду и показывает на неё рукой.
Сашка, Роза и Кукла (хором). Счастья для всех!
Оракул кладёт на свои весы три белых камешка.
На сцене появляется Часовщик.
Часовщик. Кому тут починка требуется? Кто тут Кукла?
Кукла. Я. А что?
Часовщик. Ко мне грустная личность недавно подошла, очень просила, чтобы я тебе руку починил. Дай-ка, посмотрю. Эта рука?
Часовщик приподнимает левую руку куклы, и её рука безжизненно падает.
Кукла. (от боли.) Ай!
Часовщик. Так-так. Думаю, справлюсь. Потерпи немножко.
Часовщик одним движением вправляет кукле руку.
Кукла делает танцевальные движения руками.
Кукла. Ах, я снова здорова! Как я счастлива!
Часовщик. Ну дело сделано. Пойду Время искать. Работа предстоит важная.
Часовщик подмигнул зрителям и ушёл довольный и загадочный. Он что-то знает про планы Времени.
Сашка. (Кукле). Я бы тоже хотела что-то для тебя сделать! Хочешь, я расчешу твои волосы? Ты станешь ещё очаровательней.
Кукла. (захлопав в ладоши). Ах! Хочу, хочу!
Роза. А я могу обновить твое платье. У нас с собой есть волшебные краски и кисти. Они творят настоящие чудеса!
Сашка и Роза окружают Куклу и приводят её в порядок.
Кукла предстаёт чистенькой и ухоженной, как новая. Кукла оглядывает себя, улыбается, хлопает в ладоши, расправляет юбку, делает реверанс.
Кукла. Ах, ах, ах! Я стала, как новенькая! Теперь моя Дуняша непременно ко мне вернётся! Пойду её искать. Спасибо вам всем! Спасибо звёзды! Я очень, очень, очень счастлива!
На последних словах Кукла, танцуя, удаляется.
Оракул кинул на весы ещё один белый камешек.
Роза отложила сумку с красками в сторону, когда слушала радостную Куклу.
Из-за кулис, крадучись, появляется Скука, хватает сумку с красками, убегает.
Роза и Сашка замечают Скуку в последний момент.
Роза. Сашка, кажется, она украла наши краски? Поймаем её!
Роза и Сашка бросаются в погоню.
Сцена 10
На сцене появляется Скука. Тихо крадётся, оглядываясь по сторонам. В её руках краски и кисть.
Скука. Еле смогла стащить эти краски. Волшебные, говорят. (Хихикает.) Что ж, поглядим, какие они волшебные. Вот, и бумагу нашла. (Скука достаёт из-за пазухи бумагу, свернутую трубочкой, расправляет). Тьфу, уже испачкать успели! Что это на ней написано? «Будьте все счастливы». Хм. Все, значит и я? (Хихикнула). Что же мне нарисовать на этой бумаге? Красивое надо. Череп с костями? (задумывается.) Нет, не оценят. О! Придумала! Автопортрет! (Скука касается кистью жёлтой краски, рисует, затем касается чёрной,) Всё, готово! Вылитая я!
Скука поворачивает рисунок к зрителям, на нём большое жёлтое солнце со скучающим лицом. Скука не замечает, что к ней со спины подошёл Художник. Услышав голос, Скука пугается.
Художник. Понравились краски? Согласись, волшебные. Автопортрет у тебя чудесный получился. Хочешь ещё что-то нарисовать?
Скука успокоилась, что её не ругают, и кивнула. Художник прошептал Скуке что-то на ухо. Скука выбрала красную краску, помахала кистью над листом бумаги и повернула изображение к зрительному залу. Это было большое улыбающееся сердце.
Скука. Что ещё нарисовать? Так! Точка, точка, запятая… (Скука быстро рисует и показывает зрителям рисунок смеющейся ромашки).
На сцену, кружась, вылетает балерина. Натыкается на Скуку.
Балерина. Ах, извините. Я сегодня танцую, танцую, никак не могу остановиться от счастья. Как заведённая.
Скука. Сложно это – танцевать?
Балерина оглядывает Скуку с ног до головы.
Балерина. Не хочу Вас огорчать, но нужна постоянная практика. А ну-ка встаньте на носочки. Покружитесь. Сделайте «ласточку».
Балерина демонстрирует, Скука нелепо и комично пытается повторить.
Балерина. Хорошо. Я думаю, у Вас получится. Надо только включить музыку.
На сцену, напевая, выходит Зонт.
Зонт. Хотите я для вас спою? Я выучил целых семь нот и теперь пою очень красиво!
Балерина. Давайте, давайте, нам как раз не хватало музыки.
Появляется Кукла.
Кукла. Я тоже хочу танцевать!
Скука подбегает к Кукле.
Скука. Со мной потанцуешь? Я только что научилась!
Кукла с улыбкой делает реверанс и кивает головой в знак согласия.
Балерина. А я теперь буду без партнёра?
К Балерине подходит Художник, делает кивок головой.
Художник. Я готов пригласить Вас на танец.
Балерина. Чудесно! Я не против такого кавалера.
Зонт. Танцуют все! (Скука и Кукла, Балерина и Художник танцуют под песню Зонта).
Счастье приходит, скуку гоня.
Я защищаю всех от дождя.
Солнце включило свет, но я создам вам тень,
Радостью полон мой каждый день.
Балерина, Скука, Художник, Кукла и Зонт выразили одобрение общим криком самим себе за танец и песню.
На сцену выходят Сашка и Роза.
Сашка. Я вижу весело у вас здесь. Уважаемый Художник, прима-Балерина, музыкальный Зонт, жизнерадостная Кукла, мы снова встретились!
Все на сцене отреагировали на приветствие Сашки по-своему. Балерина и Кукла сделали реверанс, Художник поднял руки в замке и изобразил жест дружбы, Зонт послал воздушные поцелуйчики.
Сашка. (о Скуке). А этот силуэт мне кажется знакомым.
Скука, смущается и протягивает Сашке сумку с красками.
Роза. Точно! Та самая воришка.
Кукла. (о Скуке). Это мой добрый друг!
Художник. (представляя Скуку). Знакомьтесь: это начинающий, но уже очень талантливый портретист.
Скука улыбнулась после слов Куклы, с удивлением отреагировала на комплимент Художника, посмотрела на девочек и подтвердила сказанное о ней кивком головы.
На сцену выходят Время и Часовщик. Часовщик несёт часы Времени.
Скука, испугавшись разоблачения, решает бежать.
Время. Скука, остановись! Не убегай. Ты удивила меня больше всех. Эти барышни помогли жителям нашего мира решить многие проблемы, и сами изменились, учась на чужих ошибках. Но то, что ты, Скука, превратишься в свою противоположность, удивительно. Это настоящее чудо! Благодаря тебе у меня не осталось сомнений, что мой ход, ход Времени, стоит вернуть. Живите все дальше!
Оракул. То, что гусеница считает Концом Света, я называю рождением бабочки. Вы познали себя настоящих, отныне будьте верны себе. Летите к своей мечте наперекор всем страхам! Когда вы решитесь быть счастливыми и свободными, все препятствия на пути превратятся для вас в весёлые трамплины. Будьте же все счастливы!
Сашка. Спасибо за всё, друзья! Я многому научилась у вас.
Роза. Мы многому научились. Спасибо!
Оракул. Вам пора, барышни, Дверь домой для вас открыта. Но если вы захотите нас навестить, будем всегда рады.
Кукла. Будьте счастливы!
Зонт. Возвращайтесь!
Балерина. Спасибо вам большое! До новой встречи однажды! В театре! В настоящем театре!
На сцену выбежали друг за другом Перо, Бумага, Чернильница и Дневник.
Перо. Подождите, я напишу что-нибудь красивое для вас!
Бумага держит чистые листы, Перо пишет на них, складывает и протягивает Сашке и Розе.
Перо. Не смотрите пока. Дома откроете. Это сюрприз.
Дневник. Может быть, кто-то хочет и мне что-то написать?
Роза. Я хочу. Перо, помоги, пожалуйста. (Перо протягивает Розе перо, и она пишет, произнося слова вслух.) Всё только начинается…
Все присутствующие захлопали.
Оракул показал девочкам на Дверь. Они собрались уходить, но из-за кулис раздались крики Королевы белых и Королевы чёрных шахмат. Королевы выбежали на сцену, их сопровождали пажи.
Королева белых шахмат. А с нами попрощаться?! Мы даже партию бросили, так торопились.
Королева чёрных шахмат. Только начали, пару ходов сделали, и вдруг новость прилетела, что вы нас покидаете. Пришлось согласиться на ничью.
Сашка. Я вижу, вы подружились. Я рада!
Роза. Вы стали для нас хорошим примером, мы с Сашкой теперь тоже будем дружить. Спасибо и до встречи!
Сашка. Теперь мы вроде со всеми простились. До встречи друзья!
Подойдя к Двери, девочки вновь услышали крик. Купчиха появилась на сцене без рамы.
Купчиха. Про меня забыли! Фух, запыхалась. Не удивляйтесь, я оставила своё место не насовсем, конечно, ведь там мой стол с разными вкусностями. Но ради вас я вышла из картины и пришла попрощаться. А что, так нельзя было?
Художник. Можно, конечно! Нет таких правил в искусстве, которые нельзя нарушить, особенно, если это для доброго дела.
Роза. Как здорово, что Вы нашли в себе смелость выйти. Теперь я за Вас спокойна.
Сашка. И я. Теперь Вы не пропадете, голодной не останетесь.
Художник. (Купчихе). Если что-то понадобится, найдите меня. Я с радостью нарисую Вам, что угодно. Могу новый дом написать или новое платье. Всё, что захотите.
Купчиха. Вот спасибо! А кота сможете? Как-то скучно стало одной на картине. Поесть не с кем. Пообщаться, чаю попить.
Художник. Легко! Сейчас гостей проводим и отправимся создавать кота.
Оракул. Я не говорю вам «прощайте», я говорю вам «до свидания».
Роза и Сашка помахали всем собравшимся и скрылись за Дверью.
Скука. Разрешите, я их провожу! Как-то расстаться с ними я еще не готова. Как родные стали.
Скука проскакивает в открытую Дверь.
Оракул. Надеюсь, она сбежала не для того, чтобы взяться за старое.
Все оставшиеся на сцене молча и с грустью смотрели в сторону Двери, за которой исчезли девочки и Скука.
Оракул. Не расстраивайтесь. Рано или поздно истинных друзей ждёт новая встреча.
Действие третье
Сцена 1
Квартира Сашки и Розы. Сашка на своей половине бренчит на укулеле, Роза у себя читает учебник по истории. Рядом с Розой сидит Скука, любуется на девочку.
Скука. Роза, я тебя всё спросить хочу, что для вас Перо написало? Уж очень мне любопытно.
Роза. Пожелание, на всю жизнь.
Скука. А какое пожелание? Счастья?
Роза. (смеясь). А ты догадлива. Но ещё секрет, как всю жизнь оставаться счастливой.
Скука. А в чём секрет, расскажешь?
Роза. Скоро узнаешь.
Скука. Роза, а чем займёмся, пока Сашка там на укулеле играет?
Роза. Мне историю к завтрашнему уроку выучить надо.
Скука. Хочешь помогу? Я в истории подкована. С начала создания мира живу.
Роза. Ого! Расскажи мне тогда, знаешь, про что?..
Сашка. Роза, ты там с кем? Не с Музой нашей?
Роза. С ней!
Сашка. Попроси её ко мне зайти. Никак концовку не придумаю. Может, поможет.
Скука. Один момент, Шурочка! Уже лечу! Розочка, я скоро. Вернусь, расскажу тебе всё, что было, от создания мира!
Скука перебегает на половину Сашки.
Сцена 2
На сцену выходит Оракул, останавливаются в центре, у края сцены.
Оракул. Хотите, я подскажу вам, как легко оставаться счастливыми всю жизнь? Это очень просто! Будьте, как дети!
Конец
Пьеса написана для детских театральных студий. Музыка к песням находится в свободном доступе, и взята из бесплатной фонотеки сайта YouTube.
Свидетельство о публикации №225030701243
Работая с конкретной детской театральной студией, я вижу, как сложно руководителю подобрать материал для постановки. Дети разные по полу, возрасту и способностям, их может быть много больше, чем ролей в существующих пьесах, да и не все авторы разрешают другим использовать свои произведения. А детей нужно всех задействовать, включить в совместную творческую работу, дать возможность каждому проявить себя и на сцене, и в коллективе. Мне, как автору, приходится учитывать особенности каждого маленького актёра и состав коллектива. Порой пьсы приходится подгонять под обстоятельства: добавлять героев, менять их пол, возраст, а от кого-то и избавляться по разным причинам. Если вы в своей работе с детьми сталкиваетесь с теми же проблемами, вы можете свободно использовать мои пьесы, используя их, как костяк для своих сценических постановок. Я понимаю ваши сложности. Творите со своими маленькими актёрами, ставьте свои спектакли "по мотивам" моих пьес.
Мила Чмелёва 07.03.2025 15:40 Заявить о нарушении