История Лондона и России
Не надо завидовать. Оказаться в этом городе можно очень легко, если купить билет в аэропорту Vantaa за час-полтора до отправления. Это как горящие путевки в какой-нибудь санаторий. Главное, уехать от всего и всех, ну хоть на денек.
Какой милый язык вокруг, какие знакомые с детства буковки! Как будто и не выходила из кабинета английского. И маршруты, как игрушечные, на детской железке в Удельном парке были такие! А здесь, на острове, несмотря на дожди и туман муравьиные ходы для туристов со всего мира не просыхают.
В гостинице пахло синтетикой, как в самолете, слишком много всякой техники по уборке, устранению чисто английской плесени, тяжелых запахов сомнительных пряностей, мало свежести. А я приехала за ней!
Я “советскоязычная” - придумала слово, потому что язык родной у меня оттуда, а ведь только язык и выражает суть - путешественница без возраста, живу вне времени и пространства.
Меня не интересовали бутики, маркеты, бренды и все такое глянцевое или наоборот забронзовевшее, ставшее торговой маркой старого города. Хотелось живой истории, к которой и удалось прикоснуться благодаря случаю.
Наверное, я слишком странно улыбалась для чопорных англичан, или какая-то сила меня обнаружила, не могу сказать. Но я познакомилась с настоящим лондонским архивариусом, понимавшим мой язык! Это был человек постарше меня, но тоже неопределенных лет, в черном костюме, по имени Бен, а по фамилии Бэдекер. Да-да, с этого все и началось, с языка и фамилии.
Бен родился в Ленинграде, еще до Второй мировой войны. Семья выжила именно в Лондоне, куда удалось уехать во время НЭПа. Родители были известными галеристами, занимались выставками, интересовались театром. Они хорошо знали Лондон довоенный, когда Вест-Энд оставался популярным местом для театральных постановок, а такие знаменитые места, как «Ковент-Гарден» и «Розенкранц», привлекали зрителей из разных концов земного шара. В это время люди сходили с ума от джаза и всяких музыкальных выкрутасов, что отражало влияние американской культуры.
Лондон “щепетильный” по выражению Пушкина продолжал развиваться как международный финансовый центр. Уолл-стрит и Лондонский Сити правили бал. Британская империя оставалась мощной, и город туманов работал как сердце, мерный стук которого привлекал мигрантов, инвесторов, просто проходимцев и фантазеров со всего мира.
“Откуда такая фамилия?” - к вопросу Бен привык и не удивился. Конечно, надо знать, что Baedecker, название серии туристических путеводителей, впервые выпущенных в Германии в 19 веке. Путеводители включали карты, советы по маршрутам, описания достопримечательностей, гостиниц и ресторанов.
Родители Бена решили, что неплохо начать гешефт именно в туристическом бизнесе, в котором родственники из Германии уже преуспели. Как утверждала бабушка Роза, работа спасает от любой напасти, надо только найти свое дело.
Вот с таким человеком мне удалось познакомиться и говорить на том старом русском, который бытовал в семье Бена. Если бы не язык, мы бы не договорились!
А договорились о многом. Например, об экскурсиях по старому городу. Собственно, все началось с шутки: “Почему туристы в Пикадилли-Сиркус всегда навеселе? Потому что они знают: даже если потеряются, всегда можно найти пивную, где кто-нибудь из наших застрял!”
Пикадилли-Сиркус (Piccadilly Circus) — это одна из самых известных и оживленных площадей Лондона, расположенная в центре города. Она была открыта в 1819 году и изначально служила в качестве соединительного узла для нескольких улиц, включая Пикадилли, Лестер-сквер и Регент-стрит.
Мы проходим мимо ярких неоновых рекламных вывесок, которые меня не впечатлили. Но вот увидела знаменитый фонтан с Эросом. По словам Бена, это статуя Антероса, она часто ассоциируется с любовью и глупой романтикой, а на самом деле это про месть и насилие, ну в общем, кому чего не хватает.
Бен рассказал, что сначала кроме утилитарной функции - пить бесплатную воду из городского водопровода - не было ничего романтического в мыслях устроителей. Но когда несчастные бедняки украли прикованные цепями кружки, автор идеи Гильберт заявил о полном провале филантропии в его глазах.
Листая пожелтевшие страницы путеводителя за 1929 год, где все было по-немецки, обращалась к Бену за помощью. Он так увлекательно рассказал про тот Лондон, который увидели его родители!
Тогда они добрались морским путем, на пароходе из Германии. Это уже позже начались регулярные авиасообщения, однако багаж продолжали перевозить по воде еще долгие годы, вплоть до шестидесятых годов.
Его отец был крещеным евреем из-под Одессы, а мама, кажется, русская. Интересно, какой же был город Лондон в конце двадцатых!
Итак, железнодорожные вокзалы, они встречают и провожают путешественников вторыми и даже третьими после морских узлов и аэропортов.
King's Cross Station приветствовал пассажира, прибывающего с северного и восточного направления. Почти сто лет назад вокзал встречал сажей и гарью, ведь по путям бегали гудящие паровозы. Однако уже тогда в Лондоне вовсю работало метро. Подземные линии “трубы” разбросались в разные концы огромного города.
Когда-то другие предки Бена из Санкт-Петербурга добирались до Стокгольма, ведь Финляндия входила в Великое Княжество и сообщение с Россией и Англией было вполне удобным. Из города Гётеборг, с юго-запада Швеции, прибывали в Tilbury на станцию Fenchurch Street, тогда совсем рядом с City.
В годы НЭПа можно было отправиться через датский порт в английский Harwich на станцию Liverpool Street, так же в самом City. Город Харидж, расположенный на берегу Северного моря, был знаком многим русским эмигрантам первой волны.
В 1929 году в Лондоне действовали несколько старейших железнодорожных вокзалов. Это и Ливерпуль-Стрит (Liverpool Street Station), узел для поездов, прибывающих из Восточной Англии. И
Чаринг-Кросс (Charing Cross Station), вокзал для южного направления. И наконец уже упомянутый
Кингс-Кросс (King's Cross Station), связанный особенно с Северной Англией и Шотландией.
Какие легендарные названия - London Bridge, Waterloo, Charing Cross, Victoria, Paddington, Marylebone, и еще другие! По крайней мере девять железнодорожных вокзалов в Лондоне 1929 года были к услугам некоторых родственников Бена тогда.
Мы сидели в кафе и смотрели на дождливую улицу этого города-счастья для нас, советских. Бен рассказывал об истории Лондонского метрополитена. Оказывается, в 1813 году английский инженер изобрёл проходческий щит, с помощью которого был построен первый в мире тоннель, проложенный под водой в мягком грунте. Этот самый Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро. Первоначально проект предназначался для Санкт-Петербурга! Тогда планировалась постройка тоннеля под Большой Невой, однако постройка осталась нереализованной в связи со смертью императора Александра I.
“Как же все запущено в этой истории!” - сокрушаюсь я. Ну почему без царя-батюшки нам ну никак?
Свидетельство о публикации №225030701414