Партизаны в городе

Мы, между собой, чтобы как - то обозначить место, в котором  находимся, называем "Сопка". Это степь с возвышением, ровным как стол, на котором обустраивается действующая взлётно-посадочная полоса. Здесь проводятся испытательные полёты новейшего истребителя, который впоследствии, спустя несколько лет, лётчик - предатель, перегонит в Японию. У нас аврал, мы по 12 - 14 часов занимаемся монтажом котельного оборудования, остро необходимого авиамеханикам. Устаём страшно и в казарме только спим. На дворе начало декабря, для Забайкалья начинается  самое неприятное, морозы до минус 50.  После отбоя, не мог заснуть, сидел в сушилке, курил. Основной монтаж завершили, остались мелочи, скоро закончим, но почему так тревожно?
(Сушилка - специальное горячее помещение - для просушки одежды и обуви).
 
В казарме, с резким шумом появился дежурный по части, стройный, подтянутый капитан Лещёнок, с незнакомым майором. Хотел поднять роту по тревоге, но увидел меня:
 -"На ловца и зверь бежит".
Сказал:
 -"Поднимай два - три человека из своей бригады, поедите в Читу, там какое - то ЧП по твоей части. Майор расскажет".

 Майор оказался представителем УНР, нашего головного управления. Тот пожал мне руку:
 -"Собирайся, про тебя вспомнил батя, поможешь нам выпутаться из поганой ситуации".
 Батя - это полковник Меркушев - начальник УНР-148, который спасал меня, дисциплинарного залётчика, от Совгавани, дисциплинарного батальона.
Что за "поганая ситуация", расспрашивать ночью не дело. Собрались, поехали. Газ - 66, тентованный, а на улице минус 20. Валенки, бушлаты - всё равно не сахар.
Под утро приехали в часть и после непродолжительного отдыха нас доставили в 39 железнодорожную бригаду, последний батальон которой убыл в село Февральское, Сележдинского района, Амурской области, на БАМ.
 На месте железнодорожной бригады остался только взвод охраны и несколько офицеров.
Гарнизонную котельную, 8 котлов ( в том числе два паровых для столовой, из которых один в резерве) обслуживал гражданский персонал.

Без объяснений повели прямо в котельную. Там рассказали, что провели реконструкцию, поставили новые котлы "Универсал", запустили и всё чудненько и чистенько. Наступил декабрь, ночью минус 40, кочегары давай поддавать жару и котлы встали, не горят. В котельной тепло, а в пустых казармах и столовой полопались батареи. Коллапс. В две каптёрки взвода охраны тепло нагнали обогревателями. Две паяльные лампы, труба диаметром 150 мм. и длиной два метра с тройником посредине, плюс дежурный. Тепло как в Африке. Солдат спит, служба идёт.

Этот тип обогревателей в Сибири знали все. АИ-76 стоил 7 копеек за литр, летняя соляра - 3 копейки, цена газводы с сиропом.

О ЧП с отоплением в части никто никуда не докладывал, а зачем? Кочегарам тепло, солдатам тепло.

Между тем, штаб Забайкальского военного округа запланировал военные сборы и обучение резервистов на освободившихся площадях 39 ОЖДБр и тут такой казус!

Как узнали?

Пришли поезда с Иркутска, Братска, Тайшета, Тулуна, Улан-Удэ и др. Завели в казармы. Пузатенькие отцы семейств попали от жён и детей из тёплых квартир в огромные ледниковые пещеры - казармы. Отборный мат и звериный вой - это мягко сказано. А поезда всё прибывали...

В течение суток, сотни партизан оккупировали весь центр города. Оккупировали все помещения где было мало - мальски тепло.

Подъезды домов, где живут высокопоставленные офицеры, их заносчивые жёны и избалованные дети, вдруг превратились в присутственные и отхожие места. Естественно, все неудобства партизаны заливали водкой, в непотребном количестве.
- А что?
- Право имеют.
Далее происходило то, что обычно происходит с пьяными людьми.

Узнал ли об этом Пётр Алексеевич Белик, генерал армии, тогдашний командующий ЗАБВО, не знаю.
Белик П.А., в годы ВОВ, командир 8 отдельного мотоциклетного полка, звание героя СССР получено в феврале 1943г. Безмерно уважаемый командир, офицеры округа боялись опозориться перед ним.

Осознав ситуацию, я принялся изучать паспорт котла и строительные чертежи. Один из потухших котлов быстро разобрали и обнаружили забитые жирной сажей дымоходы. Зачистили, заново собрали , запустили. Кормили прямо на объекте, кормили хорошо.

На следующий день забрали на объект сразу после завтрака. Ситуация накалилась до звона в воздухе. После запуска, котёл остановился через 14 часов работы. Не помогали ни принудительный наддув, ни принудительный отсос в дымовую трубу.

Сначала появились полковники, затем подтянулись генералы. Дело приняло нешуточный оборот.

Наконец, вчитавшись в какой уже раз в паспорт, увидел рекомендуемое топливо - антрацит. А у нас уголёк лёгкий, бурый. Черновские копи. Разбираться с особенностями конструкции некогда, пусть профессора разбираются. Поменяли схему обмуровки, создали дополнительные каналы - дымоходы и пошло. Запомнилось то, что двадцатилетним хлопцам, кирпичи подавали седовласые полковники.
Надо было видеть и слышать как загудели "Универсалы", которым не дали времени на просушку.

Затем ситуация повторилась в Атаманово в котельной "Школы поваров". Заселили ДОСы и разморозили.

В нашей армии и разбулдяйства и добросовестности хватало всегда. Хорошо! когда сохраняется связь времён и есть понимающие седовласые полковники и дисциплинарные залётчики, по которым плачет дисбат.

Как говорил поэт: "Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться"


Рецензии