Отношение к женщинам в нашей стране в периоды с 18
Первый.
Я за счастливую семью, за рождение детей по взаимной любви.
Второй.
Я уважаю достойных мужчин.
Которые ведут себя как мужчины, с достойным уважением к женщине, не только своей маме или сестре, но и к жене, дочери и другим женщинам.
Имея двух сыновей, мне важно, какие мужчины их окружают, каких мужчин они ставят себе в пример.
Сегодня, перед Международным женским днем, я хочу вспомнить отношение к женщинам у нас в стране на трёх временных отрезках.
1. Отношение к женщинам и их позиция в обществе в царской России (19 век) до Октябрьской революции 1917 года.
2. Отношение к женщинам и их позиция в обществе в СССР.
3. Отношение к женщинам и их позиция в обществе в 1990-е годы.
4. Финал статьи
Я не стала рассматривать положение женщин на Руси до девятнадцатого века.
Вы можете найти информацию о Домострое, очень занимательно.
Выбить из жизни русского человека уставы Домостроя как показывает история, было сложно.
Поэтому многие правила так и остались в российском обществе и стали меняться только после революции 1917 года.
Хотя...
Интересный факт
В Домострое закрепилось право мужа бить жену плетью за любую провинность: считалось, что побои очищают женщину от грехов и укрепляют её душу.
Тогда и появилась поговорка - " Бьёт - значит, любит".
*****
Есть мужчины, которые до сих пор живут по правилам Домостроя, забывая о том, что у нас уже давным-давно всё не так.
Отношение к женщинам и их позиция в обществе в царской России, до революции 1917 года.
Какое же отношение было к женщинам в 19 веке до Октябрьской революции 1917 года?
– Женщины не имели избирательных прав;
— Женщинам было запрещено работать в правительстве и общественных учреждениях;
— Женщины не могли учиться в университетах до 1863 года, после 1863 года только слушать лекции, не быть студентками;
— Женский труд оплачивался в разы меньше мужского;
— Замужняя женщина не могла пойти работать, ей нужно было получить разрешение мужа;
— У женщин не было своего паспорта.
Сведения о жене вписывались в паспорт мужа, а до этого в паспорт отца.
В законе было прописано, что жена должна подчиняться мужу, её личные желание в расчет не принимались.
Суров был закон о разводе.
Основным поводом могла служить только измена супруга, но доказать это было практически нереально.
Только у вдов было больше прав и привилегий.
В литературе девятнадцатого века можно найти произведения, где женщины лишают себя жизни.
Вспомним пьесу А.Н. Островского "Гроза".
Как сложно жить в обществе, которое ты никак не может изменить...
Кратко хочу напомнить вам эту пьесу и основные проблемы, которые поднимает современник дореволюционной России, А.Н. Островский.
Пьеса была написана в 1859 году.
Это реалистическая пьеса, которая отражала назревшие проблемы в обществе.
А именно положения молодой девушки.
Её полное бесправие, невозможность выходить замуж по любви.
Обязанность терпеть издевательства свекрови, мужа, родителей.
Измена Катерины, которая легла в основу сюжета - это попытка идти по зову сердца.
А её признание в этом и самоубийство, доказательство чистоты её души.
Что же в пьесе?
В город Калинов приезжает Борис, за наследством умершей бабули.
Но всё наследство у его дяди Дикого.
Тот отдавать деньги не хочет.
Борис влюбляется в Катерину Кабанову.
Катерина замужем за Тихоном и живёт в его доме вместе со стервой - свекровью Кабанихой.
Кабаниха то обвиняет сына, что жена ему стала дороже матери, то обвиняет его, что он ведёт себя как тряпка.
Тихон обвиняет во всех своих пороках мать.
У Тихона есть ещё сестра - Варвара.
До замужества Катерина жила счастливой жизнью и её никто не обижал и не ограничивал.
В то время замужним женщинам нельзя было гулять одним, что очень тяготило Катерину.
Ложь - основа семьи Кабановых и в такой семье было очень сложно жить Катерине.
Она привыкла жить честно.
В какой-то момент она понимает, что не любит мужа и помышляет о смерти.
Не видит другого выхода.
А дальше?
Катерина встречается тайно с Борисом.
На эмоциях всё рассказывает мужу и свекрови.
Свекровь полная злобы и яда хочет задушить её.
Муж готов простить.
Катерина не выдерживает и прыгает в Волгу.
Муж сожалеет и винит во всем мать.
Сестра сбегает от матери.
Борис сослан в Сибирь своим дядей.
Кратко пересказала вам пьесу для понимания картины того времени.
Пьеса затрагивает не только любовную линию, но и социально важные вопросы.
Но основной проблемой конечно является ,на мой взгляд, положение женщины в обществе.
Кстати вопрос женского бесправия в середине и конце 19 века стоит остро не только в Российской империи, но и во всём мире.
Английские драматурги такие как Джон Голсуорси например, в своей "Сага о Форсайтах", в " Собственник" описывает Сомса Форсайта, который относиться к своей жене как к вещи.
Но в отличии от героини А.Н. Островского у Ирэн, супруги Сомса Форсайта , другая судьба.
Она смогла отвоевать себя и своё право на женское счастье.
Так мы с вами подходим к концу 19 века с его общемировой ситуацией - тотальным патриархатом.
Видим, что до гражданской революции в царской России отношение к женщине было как приложению к мужу.
Позиция почти полного бесправия, зависимости.
У женщины до Октябрьской революции не было свободы выбора, свободы передвижения, возможности жить свою жизнь, так как она этого хочет!
И как следствие начинает появляться новое поколение женщин, которые готовы бороться за свои права и вести за собой других женщин.
Более подробно я хочу остановиться на Кларе Цеткин.
Клара Цеткин
Клара Цеткин ( Айснер) родилась в Германии в 1857 году, закончила свой жизненный путь в СССР в 1933 году.
Именно она считается автором идеи Международного женского дня - 8 марта.
Своё первое образование Клара получила в частном педагогическом заведении, где познакомилась с кружком революционных эмигрантов из России.
В числе которых, был её будущий гражданский муж - Осип Цеткин.
После гонений на социалистов в Германии, Клара переезжает в Париж, где уже был Осип.
Там у них родилось два сына.
Жили бедно, работали за копейки.
Клара дружила с дочерью Карла Маркса, общение с Лаурой и её друзьями укрепляли её знания в различных направлениях.
Вернувшись, домой, в 1890 году, Клара активно боролась за права женщин.
Их право голосовать, смягчение трудового законодательства, боролась за права женщин из рабочего класса
Германии.
Она возглавляла женское отделение Социал-демократической партии Германии.
И организовала издание женской газеты "Равенство".
Спонсором стал Роберт Бош (тот самый Bosch).
Она говорила и верила, что только в социалистическом обществе женщины, как и рабочие, получат полное владение своими правами.
Клара Цеткин знала В.И. Ленина и дружила с его супругой Надеждой Крупской.
Клара Цеткин не была феминисткой, она считала, что всё должно быть в балансе и по желанию женщины.
Больше всего она боролась за ликвидацию классового общества.
В 1910 году в Копенгагене Клара предложила учредить Международный женский день.
Разумеется, к учреждению Международного женского дня имеют отношения митинги и забастовки в Нью-Йорке, в 1908 году.
Потом в Петрограде ( Санкт-Петербург)
в 1917 году.
Все эти годы женщины боролись за свои права.
Клара Цеткин была яркая и сильная духом женщиной.
В честь Клара были названы улицы, образовательные учреждения, фабрики, премии.
Интересный факт
Крестьяне к концу существования царской власти составляли более 80% населения.
Отношение к женщинам и их позиция в обществе в СССР.
И так, как же изменилась позиция женщины после Октябрьской революции?
1. В СССР женщина имела свой паспорт;
2. Имела право голосовать;
3. Имела право свободно выбирать профессию.
Тут как раз встал вопрос повальной женской неграмотности.
Ведь она мешала многим факторам, тормозила развитие.
Поэтому в СССР стали активно решать
эту проблему.
Девочек не просто учили, им помогали мыслить шире, не мыслить стереотипами и пробовать себя в разных сферах деятельности.
4. Так женщины получили доступ к профессиональному образованию;
5. Женщины могли спокойно выходить замуж и разводиться.
6. Мужчины были обязаны платить алименты, даже если ребёнок рождён вне брака.
7. После 1944 года увеличились льготы для многодетных семей.
Можно сказать, что справедливость наконец-то восторжествовала.
Но, к сожалению, были и перегибы.
От советской женщины требовалось рожать и идти работать.
Для этого создавались ясли, детские сады, пионерские лагеря.
Интернаты.
Выходит свободу выбора дали, но не совсем.
И тут выросло целое поколение детей воспитанных бабушками и дедушками.
Вроде бы жизнь женщины стала лучше, но были нюансы.
Отношение к женщинам и их позиция в обществе в 1990-е годы.
Переходим к третьему отрезку времени, а именно к 1990-м годам.
Я несколько раз переписывала эту часть статьи.
Изначально он был эмоционален.
Потом агрессивен.
А потом я решила, что сейчас про 1990-е и так много говорят, пишут, снимают фильмы и сериалы.
Поэтому я рассмотрю этот период и отношение к женщинам и их позицию, кратко, на примере трёх известных песен того периода.
Татьяна Буланова, "Спи, мой мальчик" (Колыбельная)
"Не зови ты мишку папой
Не тяни его за лапу
Это - мой видно грех
Папы есть не у всех"
"Баю, бай, ах если б видел.
Папа твой, кого обидел.
Разве б мог так легко,
Быть от нас далеко?
Спи, мой мальчик маленький.
Спи, мой сын.
Я уже не плачу - прошло
Спи цветочек аленький - я с тобою рядом,
Будет все у нас хорошо".
Каждый раз как слушаю эту песню, слёзы на глазах.
Почти у каждого третьего моего знакомого нет отца или он есть, но был отчим.
Моё поколение, рожденные в СССР, но этап нашего взросления пришёлся на 1990-е годы.
Мы хорошо понимаем эту песню.
Для многих ребят и девчонок из моего двора жить без папы было нормой.
Да что тут далеко ходить, я сама выросла без родного отца, но мне повезло, у меня есть отчим.
Сотни женщин, в 1990-е годы плакали под эту песню, сидя одни, с малышом на руках.
А папы? Что эти папы?
Им было не до семьи, ведь столько соблазнов.
Алкоголь
Многие женщины и мужчины увлеклись им, крепко.
Перестройка делала своё дело.
Всё шло по плану.
Брошенные дети, кто с бабушками, кто сам по себе, кто в детском доме, кто на улице, борделе, кто в преступной группировке.
Да...
Времена...
Вторая песня группы "Комбинация"
"Два кусочека колбаски"
"Год новый наступил
стало нечего
Ты меня пригласил
И сказал доверчиво
Милая ты моя
Девочка голодная
Я накормлю тебя
Если ты не гордая
Я накормлю тебя
Если ты не гордая
Наш свадебный салат
Платье подвенечное
И этот сервелат
Буду помнить вечно я
Ты стал теперь крутой
Никого не слушаешь
Помнишь ли, милый мой
Что с тобой мы кушали?
Помнишь ли, милый мой
Что с тобой мы кушали?"
"Два кусочека колбаски" знают почти все.
Популярная песня 1990-х годов.
Но сколько в ней грусти.
Ведь многие молодые девчонки так хотели быть модными, хотели лучшей жизни, как заграницей, в итоге теряли свою честь и достоинство.
Фраза - " Береги честь с молоду ",
потеряла себя в начале 90-х годов.
Я хорошо, кстати, помню это время.
Джинсы - варёнки, химия на голове, голубые тени, яркие помады и кассетная музыка.
Колбаска - салями - праздник!
Я вкус не помню, но помню вид.
Что сказать...
Пусть этот плачевный опыт, останется в прошлом нашей родины.
Третью песню, которую хочу рассмотреть, это - "Реквием", Ирины Понаровской.
“Закройте занавес, бросайте в зал финал.
Проклятье шлю тебе, моя работа!
Но не дай, Бог, чтоб эту струйку пота
Увидел на лице весёлый зал!
Дай мне, Бог, дай мне, Бог,
Удержать тяжелый вздох!
Подскажи скорее мне, суфлер, улыбку.
В горле крик пересох,
Но сыграть дай мне, Бог,
До конца мою первую скрипку".
" Проклятье шлю тебе, моя работа!"
Как знакома эта фраза многим женщинам, например, таким как моя мама.
Маме в начале 1990-х было уже за сорок лет.
Ей приходилось много работать, с перерывами на короткий сон, до 6-ти утра.
Я помню, как она приходила с работы, ела и садилась заниматься подработкой.
Маме пришлось тянуть одной всю семью.
Пришлось стать железной женщиной, которая как в песне - "Но не дай, Бог, чтоб эту струйку пота
Увидел на лице весёлый зал!"
Мама никогда не показывала нам как ей тяжело.
Никогда не срывала на нас свою усталость.
Никогда не грузила проблемами, я и так всё видела и понимала.
Хотя работу свою мама очень любила.
На мамином примере я видела, что не у всех срывает голову от жизни в другой стране, от шмоток импортных, от "крутых" парней.
Очень важно, на мой взгляд, с юности формировать у девочек уважение к себе, своему телу, уважение к своей национальности, помнить и почитать свои корни.
Формировать любовь к музыке, искусству, чтению, спорту, танцам.
Об этом забыли многие родители в 1990 годы.
Забыли многие, но не все!
Итоги
Три временных отрезка периода с 1800 по 2000 годы, показали нам, что женщинам в нашей стране жилось не сладко!
Как же хочется, чтобы ситуация менялась только в лучшую сторону.
И как мы, женщины, себя будем чувствовать, такое же мироощущение мы передадим своим детям и внукам.
Мне очень хочется, чтобы в сознании молодых парней не формировали пережитки прошлого.
Долой домостройкие устои в головах будущих отцов!
В дружной и любящей друг друга семье будут расти дружелюбные и открытые к любви и добру дети.
Берегите себя женщины!
Уважаемые мужчины берегите женщин, девушек и девочек, как драгоценные цветы, как то, что нельзя обижать, причинять боль, только любить.
С праздником!
Свидетельство о публикации №225030701692