Фикция вместо науки
15.11.2013
Академию РАН в России оказались готовы отстаивать практически всенародно. Реформа российской науки вызвала бурю негодования в обществе. Основная позиция критиков реформы – развал академического образования и традиций российской научной школы. В этой буре возмущения иногда все же возникают предложения от самих ученых разобраться в том, что же сейчас из себя представляет российская наука. Сегодня нашим собеседником стал известный профессор Александр Исаев, доктор экономических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
- Александр Аркадьевич, давайте конкретизируем. Наука – это вообще понятие довольно обширное. О чем конкретно мы с вами поговорим?
- Скажу сразу. Лично мне наиболее близко определение "науки" как совокупности законов (закономерностей) функционирования природы, человека, общества. Однако сегодня я бы хотел рассмотреть ту подмену понятий, которая уже давно происходит в нашем обществе, включая ученых. Общаясь с коллегами, анализируя все последние тренды, я заметил, что сегодня, к сожалению, мало кто видит разницу между "наукой" и "методологией". Чтобы показать разницу между наукой и методологией (совокупностью методов и принципов решения различных проблем), обычно я рассказываю студентам историю китайского императора Цинь Шихуанди. У великого императора был один «пунктик». Он хотел долго жить. Для этого он собрал множество лекарей и потребовал, чтобы они предложили ему эффективный метод продления жизни. Далее все было печально. Лекари предложили Цинь Шихуанди регулярно употреблять… соли ртути. Помучавшись несколько лет, полностью разрушив нервную систему, Цинь Шихуанди умер, едва перевалив за пятьдесят.
- Здесь можно говорить о некомпетентности врачей, предложивших такое средство. Однако как эта история соотноситься с нашей темой?
- Для всех нас сегодня понятно, что до того, как предлагать соли ртути в качестве средства продления жизни конкретного человека, лекари должны были получить информацию о том, как соли ртути влияют на человеческий организм. Другими словами, выявить закономерности влияния солей ртути на организм человека. Ну, а поскольку информации о таких закономерностях у них не было, для Цинь Шихуанди закончилось все печально. Именно особая важность информации о законах (закономерностях) развития природы, человека, общества привела, как к особой деятельности – научной (т.е. направленной на получение такой информации), так и появлению ученых. И понятно, что все настоящие ученые по все времена пользовались исключительным уважением среди людей. Кстати, вот вы знаете определение понятию «наука» согласно "авторитетным" справочникам, словарям?
- Крайне условно. Не скажу так, как написано в словаре.
- А вот именно в словарном определении и есть очень важный для нас момент. Любопытно, как трактовала понятие «наука» Большая советская энциклопедия. «Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания… Непосредственные цели Н.— описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности». И хотя это определение далеко от совершенства, главное в нем присутствует: цель научной деятельности – открытие законов. (От себя добавлю, выявление закономерностей, характера влияния различных факторов на объект исследования). Однако, как нередко бывает, существует немало людей, которые, не отвечая признакам настоящих ученых, очень стремятся называться таковыми, использовать все преференции, которые дает принадлежность к кругу ученых. По сути, речь о недоученых.
- Александр Аркадьевич, я всегда была убеждена, что стать ученым – это удел, скажем так, единиц. Требуется много сил, много знаний и даже особого склада ума. Как же при таких требованиях можно говорить о псевдоучености?
- А давайте теперь проследим последовательность действий как раз таких "якобы ученых" на пути легализации права называться «учеными». Прежде всего, необходимо было размыть само определение понятия «наука». Логика тут проста. Если никто не знает, что такое «наука», то «ученым» может называться любой. Это привело к тому, что абсолютно устоявшееся в общественном сознании, отраженное во всех толковых словарях, определение понятия «наука» было размыто и подменено другими определениями. Одним из приемов размытия определения понятия «наука» является введение в оборот другого понятия - «методология».
- А я всегда была убеждена, что методология – это не только отдельное направление науки, но и непременная часть каждой….
- О да. Множество работ было посвящено тому, чтобы выдать методологию за науку. Причем хочу сказать сразу. Я прекрасно отношусь к понятию «методология как наука». Если есть ученые, которые выявляют законы (закономерности) формирования принципов и методов решения различных проблем, то вопросов к ним нет. Однако сегодня под "методологией", как правило, понимают не законы (или закономерности), а совокупность принципов и методов решения различных проблем. А вот тут «наука» и «методология», - это уже, как говорится, «две большие разницы». Помните Цинь Шихуанди? Думаю, что он как никто другой почувствовал бы разницу между «наукой» и «методологией» в данной трактовке.
Дальше – больше. В самые авторитетные нормативные акты органов государственной власти, посвященные аттестации научных кадров, были включены термины, отождествляющие «науку» и «методологию». В частности в паспортах многих научных специальностей появились понятия типа «теоретические и методологические основы того или иного вида деятельности». Несостоятельность такого подхода видна невооруженным глазом.
Дело в том, что существует три пути получения научных знаний: 1) путь теоретизирования, 2) путь экспериментирования и 3) путь интуитивный. Однако результатом продвижения по этим трем путям должно быть одно: законы (закономерности). В этой связи методология как совокупность методов и принципов решения различных проблем "наукой" не является, по определению. Таким образом, диссертации, содержащие одни методологические разработки, не могут быть признаны научными в принципе.
Увы, но в нормативных актах государства до сих пор отсутствует определение терминов «наука» и «методология», что мешает поставить большую жирную точку в этом затянувшемся споре.
СПРАВКА: Александр Исаев, человек в науке не случайный. Еще студентом он получил за свою научную работу правительственную награду - благодарность Министерства среднего и высшего специального образования РСФСР. Особую известность как ученому ему принесли исследования влияния фиктивных товарно-денежных отношений на развитие реального сектора экономики, а также создание принципиально нового направления в психологии бессознательного – психопрограммистики, которая сегодня успешно применяется на практике, в частности, при создании эффективных бизнес-технологий. Публикуем его статью о проблемах аттестации современных ученых.
Свидетельство о публикации №225030701827