Псалом 13. Сказал низкий в сердце своём нет Бога

конспект лекций Е.А.Авдеенко                перевод с еврейского

Этот псалом дважды встречается в книге Псалтирь под №13 и под № 52.
 
«Руководителю хора. Псалом Давида»
 
«Сказал низкий в сердце своём: нет Бога. Они растлевают, делают мерзкое с поруганием: нет делающего благое». «Низкий» - означает оскорбительное, презрительное поведение по отношению к почтенному, к святому и высокому. В этом поведении заключается глупость и бессмыслица. Поэтому и перевели на греческий так, что этот человек безумен. Но на языке оригинала этот смысл богаче, ибо у него с разумом всё в порядке, просто он – низкий, и он знает и ориентируется только на низость. Как сказал Христос иудеям: «Вы от нижних, Я от вышних. Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23). «Нет Бога» - это говорит совсем не атеист, ибо  во времена Давида атеистов не было. Здесь Давид пророчествует о богоотступничестве в своём народе и о том духовном фоне, который всегда будет иметь место в истории Церкви. Иоанн Златоуст: «Низкий (безумный) был очень сообразительным. Он не сказал языком, но скрыл сердце, потому, что знал, что похуливший Бога вслух в то время побивался камнями». Низкие это те, кто полагают всё своё упование в земной жизни, поэтому «мир сей» - это земная жизнь одного человека, который хочет ей всецело овладеть. А что же для этого нужно предпринять? А надо всё и вся растлевать. Тогда возможно будет, будучи внизу, повелевать тем, что наверху. Глагол «Растлевать» был ключевым для понимания планетарного события – Великого Потопа. Перед Потопом было, как сказано: «Растлила всякая плоть путь свой на земле» (Быт.6:12). «И сказал Бог Ною: вот Я привожу к истлению их с землёю» (Быт.6:13) Т.е. Бог в Потопе истлил истлевшее. Как сказано в книге Премудрости Соломоновой – кто чем согрешает, тот тем и обуздывается. Это значит, что Бог не погубил никого, а Потоп погубил уже погибшее. Апостол Пётр: «Они в растлении своём истлятся», говорит о современниках, восставших на Христа. В Потопе произошло великое разделение на тех, кто жив, и тех, кто растлевает эту жизнь. То же самое было и во время пришествия Спасителя. Те, кто говорит, что нет Бога, не выражают этим просто факт личного убеждения. Это их активная жизненная позиция, это растление глобального масштаба, подобного Потопу. Далее: «делают мерзкое с поруганием». Т.е. они не только проливают кровь праведную, но выносят ещё и поругание на неё. Но, как сказано: «Мужа кровей и коварства гнушается Господь» (Пс.5:7), Конец стиха: «Нет делающих благое». Это значит, что нет таких как праведник, который полагает свою волю в Боге, чем совершает свои действия как благие. Такого праведника среди людей нет, говорит Давид, у которого только один выход – ждать Мессию. Отсюда следует:
 
«Господь с Небес призрел на сынов человеческих, чтобы увидеть есть ли разумеющие, ищущие Бога». Предмет божественного рассмотрения – человек на земле. В этом, по существу, весь смысл псалма. Но подобный уровень внимания и задач стоит и перед низкими и развратителями, которые зрят на весь мир, не иначе, как через желание губить этого человека на земле. «Есть ли разумеющие» в смысле – есть ли богопознание, узнающий Бога, состоящий в общении с Ним? Это на библейском языке называется – «Разум». «Ищущие Бога» сказано в том смысле, что даже намерения человека важны для Бога, не только дела. Это утешение для нас, ибо над всеми нами всегда висит немой вопрос: а вы, неразумеющие, вы хоть что-нибудь божественное и духовное ищете в своей жизни?.. Т.е. Бог ищет – есть ли ищущий.
 
«Каждый уклонился, вместе непотребными стали: нет делающих благое, нет даже до одного». Иоанн Кронштадтский пишет: «Вот мрачная картина растления человечества до пришествия Христа Спасителя. Нынешние люди в большинстве своём развращены и растлены в своих нравах не менее древнего мира. /Иоанн Кронштадский – «Золотые слова о значении веры православной» Слово 14. /
 
«Неужели не познают все делающие беззакония, съедающие народ мой, как едят хлеб? Господа не призвали».  Это те, кто превращает свою беду себе в питание. Такие зовутся – враги народа и это не чужие, это – свои, вот что страшно. Есть 8 этапов грехопадения: 1 – Помысел, 2 – Собеседование, 3 – Услаждение, 4 – Разжжение, 5 – Пленение, 6 – Падение, 7 – Совращение, 8 – Совместный грех. На уровне совместного греха в социуме есть два страшных явления: 1 – революция и 2 – системная коррупция. Если есть системная коррупция, то обязательно будет социальное потрясение, такое как, например, революция или война. Это делают те, кто растлевает общество, «делают мерзкое с поруганием» (Пс.13:1) А что должны познать эти делающие беззакония?.. А то, что эти беззакония обратятся на них самих.  Выражение «съедающие как едят». Это усиление смысла. Оно говорит, что пожирать народ свой и жить за счёт церковного достояния стало их естеством. Хлеб здесь является символом всякой пищи. Т.е. они жрут всё подряд. Они это не прекратят, они не подавятся и они никогда не насытятся. Здесь для сравнения очень интересно привлечь иудейские размышления на этот счёт. Вавилонский Талмуд: «Всякий, кто не грабит народ Израиля, не ощущает приятного вкуса, а кто пожирает народ мой, ощущает приятный вкус»…
 
«Там устрашатся страха, ибо Господь в роде праведных». Точнее было бы сказать – ужаснутся ужасом. Это следствие для тех, кто «съедающие народ мой, как едят хлеб». Т.е. эти паразиты будут поражены ужасом целиком, до последней клетки.
 
«Совет смиренного вы срамили, что Господь прибежище его». Здесь «совет» - это мысль, помысел, который можно высказать на совете своей души, или другому человеку, если вы с ним в совете. Т.е. «Совет смиренного» это – Церковь, а совет нечестивых – антицерковь, которая считает, что у них всё схвачено, и что упование на Господа совету смиренных не поможет. Есть десять Заповедей, в которых говорится о том, что нельзя делать, а этот мир говорит… да можно, всё можно, всё под контролем.
 
«Кто даст от Сиона спасение Израилю?»
 
«Когда возвратит Господь пленение народа своего, возрадуется Иаков, возвеселится Израиль». Это пишет Давид и до вавилонского плена ещё много лет. Но Давид пишет о духовном плене, ибо только в Церкви человек истинно свободен. Ещё он пишет о своих, которые пожирают свой народ и ведут себя как захватчики, ибо захватили народ божий в плен.


Рецензии