Проевропейские тенденции, Ч. 1

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской духовной академии, высказывает свои опасения относительно экуменического движения, которое стремится объединить различные религиозные идеи и практики, но совсем не с целью поиска истины.

В то время как ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) издает научные работы, посвященные, например, Панненбергу, на повестку дня выходит вопрос: действительно ли в рамках православного университета стоит изучать протестантских богословов, когда в истории нашей страны есть свои, русские религиозные мыслители?

Немецкий мыслитель акцентирует внимание на историческом контексте, однако, необходимо помнить, что Божественное Откровение – неизменно.  Христос во все времена один, Новый завет – это язык, благодаря которому христиане, живущие в XXI веке могут понять древних Отцов Церкви, подвиги первых мучеников за Христа. 

Взгляды Панненберга, хотя и интересные, подвергают сомнению целостность и основополагающие истины православной веры. Православное учение основано на богодуховненных текстах, на духовном опыте, традиции и «мистическом» восприятии Божественного Откровения. Духовная жизнь христианина основана на богообщении, а есть ли место в рационалистическом подходе – богообщению?

Христос сказал: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Он дал Новый завет, чтобы мы могли жить по-христиански. Развитие технического прогресса неизбежно, оно как раз и составляет субпродукт исторического развития. И чтобы выжить во все времена, не погубить душу – нужно жить по-христиански. Для этого Христос дал Новый завет, богодуховненные тексты, руководство к христианской жизни, в которой только и возможна жизнь духовная, богообщение.

Многознайство не заменит духовную жизнь. Необходимо помнить о важности сохранения православной традиции для противостоянию современным экуменистическим тенденциям. Нужен храм, а не школа.


2025


Рецензии