Господь отнял сон от царя

                Господь отнял сон от царя

Глава 6 книги Есфирь начинается словами:
«В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел принести
памятную книгу дневных записей; и читали их пред царем».

В этом эпизоде впервые в исторической летописи событий упоминается прямое вмешательство Всевышнего. Позволю себе добавить личное восприятие происходящего. В это же время, по распоряжению царицы Есфирь, в заречном пригороде Сузы продолжается пост, организованный Мардохеем. Пост идёт второй день.

Как уже было описано ранее, древний пост предполагал полный отказ от воды и пищи; ночи, проведённые на пепле, и ношение вретища. К посту привлекались не только люди, но и животные. Скот не выводился на пастбища, вся живность оставалась в загонах и сараях. Обезумевшие от жажды и голода животные громко выли и ревели. Люди, ослабленные постом, доходили до исступления.

Трудно даже представить, каким трубным гласом звучал этот единый вопль, обращённый к Всевышнему. Эхо многоголосых стенаний, отражаясь от крепостных стен, вторгалось в монументальные залы царского дворца, преломляясь внутри сводов.
Неудивительно, что впечатлительный Артаксеркс, потрясённый этим кошмарным гулом, лишился сна. В поисках ответа на своё смятение он велел читать ему записи хроники.
И именно в этих записях он обнаружил, что совсем недавно было предотвращено покушение на его жизнь, но спасителя — Мардохея — никто даже не отблагодарил. Более того, его всесильный наместник Аман не только не предотвратил заговор, но теперь сам пришёл к царю с просьбой казнить Мардохея.

Артаксеркс осознаёт свою несправедливость. Он приказывает воздать Мардохею почести и начинает размышлять: не слишком ли он возвеличивает тех, кто лишь льстит ему, но не способен защитить? А истинным служителям он платит забвением?

Ситуация резко меняется. Вот как об этом сказано в тексте:
«И пересказал Аман Зереши, жене своей, и всем друзьям своим все,
что случилось с ним. И сказали ему мудрецы его и Зерешь,
жена его: если из племени Иудеев Мардохей, из-за которого
ты начал падать, то не пересилишь его, а наверно падёшь пред ним."

"Они ещё разговаривали с ним, как пришли
евнухи царя и стали торопить Амана идти
на пир, который приготовила Есфирь».
Здесь стоит обратить внимание на фразу: «пришли евнухи и стали торопить». Это больше похоже не на дружеское приглашение, а на арест.
Дальнейшие действия Артаксеркса и царицы Есфирь, а особенно мастерски составленное обвинение против Амана, демонстрируют невероятную тонкость в принятии решений монархов державы Ахеменидов. Каким контрастным проявлении утончённой мудрости они обладали по сравнению с некоторыми современными правителями!

Хотелось бы подробнее раскрыть особенности управления великой державой Ахеменидов, показать, как древние мудрость и традиции влияли на их судьбы. Но об этом — в продолжении...


Рецензии