Сказ как связ 21 Зарубить на носу 22 Зарыть талант
Фразеологизм «зарубить на носу» означает крепко запомнить что-либо, усвоить раз и навсегда. Происхождение выражения связано с древнерусским обычаем: неграмотные крестьяне делали зарубки на деревянных дощечках, называемых «носами», которые служили напоминанием о долгах, важных делах или обещаниях. Со временем это выражение стало обозначать необходимость запомнить что-либо так, чтобы уже не забыть.
В Петербурге начала XIX века жил-был молодой чиновник по имени Аркадий Платонович. Человек он был честный и трудолюбивый, но с памятью у него было совсем плохо. Что бы ему ни поручали, он всё забывал. Коллеги по департаменту подшучивали над ним:
— Аркадий Платонович, вы бы себе заметку сделали! А то опять забудете!
— Да зачем мне ваши зарубки? У меня всё записано в голове! — отмахивался он с видом оскорблённого достоинства.
Но однажды его забывчивость привела к настоящему скандалу. К нему пришёл начальник департамента, важный и грозный Павел Иванович.
— Аркадий Платонович! — прогремел он. — Завтра нужно доставить важные бумаги в Сенат. Это дело государственной важности! Не подведите!
— Слушаюсь, Павел Иванович! Всё будет сделано! — вытянулся по струнке Аркадий Платонович.
Но как только начальник вышел из кабинета, Аркадий тут же занялся своими делами и забыл про поручение. На следующий день Павел Иванович спрашивает:
— Ну что, бумаги доставлены?
Аркадий побледнел:
— Ой-ой-ой! Совсем из головы вылетело!
Павел Иванович побагровел от гнева:
— Да как же так?! Это же государственное дело! Вы бы себе зарубку сделали где-нибудь, чтобы не забыть!
Аркадий Платонович задумался: «А ведь и правда... Может, попробовать?» Он взял деревянную линейку и сделал на ней первую зарубку: «Сенат». С тех пор всякий раз, когда ему нужно было что-то запомнить, он делал на линейке зарубку.
Дело пошло на лад: он стал меньше забывать. Но однажды случилась история, которая заставила его пересмотреть свои методы. К нему пришёл сам губернатор города.
— Аркадий Платонович! — произнёс он. — Завтра приезжает важный посол из Англии. Нужно встретить его на пристани и проводить в Зимний дворец.
Аркадий записал это дело на своей линейке и сделал пометку: «Посол». На следующий день он отправился на пристань... но по пути встретил своего приятеля Василия.
— Здравствуй, Аркаша! Куда путь держишь? — поинтересовался Василий.
— Да вот... сейчас... Эх! Забыл, зачем еду! — растерялся Аркадий.
Василий расхохотался:
— Ну ты даёшь! Может быть, у тебя записано?
Аркадий полез за линейкой... и тут понял, что оставил её дома на столе. Пока он возвращался за линейкой, посол уже добрался до дворца и был крайне недоволен таким «радушным» приёмом.
Губернатор устроил Аркадию разнос:
— Да как же так?! Ты ж зарубку делал!
— Так линейку-то я дома оставил... — развёл руками Аркадий.
Губернатор покачал головой:
— Эх ты... Ну что ж теперь делать?
Тут вмешалась секретарь департамента Анна Сергеевна:
— Да выбросьте вы эту линейку! Пусть лучше делает зарубки на своём настоящем носу! Может, хоть так начнёт запоминать!
Все засмеялись, а Аркадий задумался: «А ведь идея неплохая...»
С тех пор он стал делать зарубки не на линейке, а в своей памяти. Каждый раз, когда ему нужно было что-то запомнить, он говорил себе: «Заруби это себе на носу!» И надо сказать, дело пошло ещё лучше: он стал меньше забывать.
Прошло время. Министр внутренних дел приехал в департамент с проверкой. Он увидел Аркадия за работой и спросил у Павла Ивановича:
— Что это за человек такой? Вижу — толковый чиновник!
Павел Иванович улыбнулся:
— Это наш Аркадий Платонович. Раньше он всё забывал подряд, а теперь всё помнит как надо. Говорят даже: если хочешь что-то запомнить — заруби это себе на носу как Аркадий!
Министр рассмеялся:
— Вот это да! Надо бы мне тоже такую привычку завести.
Так фраза «зарубить на носу» стала популярной не только в департаменте, но и по всей округе. А сам Аркадий жил долго и счастливо: больше ничего не забывал и стал самым уважаемым человеком в Петербурге. Правда, злые языки поговаривали, что нос у него теперь был весь в шрамах от воображаемых зарубок.
22. Зарыть талант в землю
Выражение «Зарыть талант в землю» означает не использовать свои способности, дарования, не развивать их. Происходит оно из библейской притчи о рабе, который, получив от господина талант (древнюю денежную единицу), не пустил его в оборот, а закопал в землю. Со временем «талант» стал означать не только деньги, но и природные способности человека. Так фразеологизм приобрел переносный смысл: не развивать свой дар, пренебрегать им.
В некотором царстве, в некотором государстве, а если быть точнее, то в селе Кукуево, жил-был Ванька-дурак. Прозвали его так не потому, что был он и впрямь глуп, а потому как ничего путного не делал, целыми днями на печи лежал да в потолок плевал.
А был у Ваньки дар необычайный – голос ангельский. Как запоет, бывало, так вся деревня замирает, заслушивается. Птицы в лесу умолкают, коровы молоко сами в подойники сцеживают, а у баб слезы градом катятся – такая в его песнях тоска да удаль.
Сколько раз ему говорили: «Ванька, ты б в город подался, в консерваторию какую. Глядишь, знаменитым певцом стал бы!» А он только отмахивался:
— Ну вас к лешему! На кой мне эта слава? Тут на печи тепло, щи да каша есть – чего ж боле надо?
Так и жил Ванька, зарывая свой талант в землю, точнее – в печку.
Но вот однажды приехал в Кукуево заезжий продюсер из самой Москвы. Искал он новые таланты для своего шоу «Деревня ищет звезду». Услышал, как Ванька на завалинке «Ой, мороз, мороз» выводит, да, так и обомлел.
— Милок, — говорит, — да у тебя ж голосище – дай боже! Айда со мной в столицу, озолочу!
А Ванька ему в ответ:
— Чегой-то я попрусь в вашу Москву? Там, поди, и печек-то нету. Где ж я спать буду?
Продюсер аж за голову схватился:
— Да ты что, паря? У тебя ж талантище, а ты его в землю зарываешь!
— Ничего я не зарываю, — обиделся Ванька. — Я его на печке грею.
Но тут вмешалась бабка Матрена, божий одуванчик:
— Ванюша, касатик, а ведь прав человек-то. Нешто можно такой дар втуне держать? Это ж грех!
— Какой такой грех? — насторожился Ванька.
— А такой! — важно произнесла бабка. — В Писании сказано: коли дал тебе Господь талант, то не зарывай его в землю, а преумножай!
— Это как это – преумножай? — заинтересовался Ванька.
— А так! — подхватил продюсер. — Поедешь со мной, будешь петь на всю страну. Денег заработаешь – мама не горюй!
— Ишь ты! — почесал затылок Ванька. — А много ль?
— Да столько, что сможешь себе печку в каждой комнате поставить!
Тут уж Ванька не на шутку задумался. Представил он себе, как лежит на печке, а вокруг него еще печки, и на каждой по Ваньке. Красота!
— Ладно, — говорит, — уговорили. Поеду!
Собрала его деревня всем миром. Кто портянки дал, кто рубаху чистую, а дед Митрич даже гармошку свою подарил – для сценического образа, значит.
И поехал Ванька покорять столицу. А через год вся деревня Кукуево сидела у единственного телевизора в сельском клубе и смотрела, как их Ванька,
теперь уже Иван Кукуевский, на сцене Большого театра «Вдоль по Питерской» выводит.
Вернулся Ванька в родное село уже знаменитостью. Построил дом пятиэтажный, в каждой комнате по печке поставил, как и мечтал. Но только на них уже не лежал – некогда было. То гастроли, то съемки, то автографы...
А деревенские, глядя на его успех, призадумались. Стали свои таланты искать да развивать. Дед Митрич гармошку освоил, теперь на свадьбах первый музыкант. Бабка Матрена оказалась знатной сказительницей – книгу выпустила «Байки села Кукуево». Даже пьяница Федька нашел свое призвание – стал дегустатором на местном ликероводочном заводе.
И пошла слава о селе Кукуево по всей Руси великой. Стали туда туристы приезжать – на талантливых сельчан посмотреть да уму-разуму научиться.
А Ванька, когда в родные края наведывался, любил на завалинке с земляками посидеть да байки потравить. И частенько вспоминал, как чуть было свой талант не зарыл:
— Вот ведь как бывает, — говаривал он, поглаживая окладистую бороду. — Думал, на печи лежать – это и есть счастье. А оно вон где, счастье-то – в труде да в развитии талантов наших!
И подмигивал лукаво:
— А все ж таки хорошо, что я тогда с печи слез. А то б до сих пор в потолок плевал!
Так и зажило село Кукуево новой жизнью, где каждый свой талант нашел и в землю не зарыл. И стало оно примером для всей округи, как не нужно зарывать свои таланты, а нужно их развивать да преумножать.
А выражение «зарыть талант в землю» с тех пор в Кукуево считается самым страшным ругательством. Услышав его, любой кукуевец тут же бежит искать в себе скрытые дарования, чтобы, значит, не опозориться перед односельчанами и не прослыть лентяем.
Вот такая история приключилась в селе Кукуево, где чуть было не зарыли талант в землю, а вместо этого раскопали целую россыпь дарований. И теперь это село – настоящая кузница талантов, куда со всей страны едут поучиться, как свои способности развивать да в дело пускать.
2025 г
Свидетельство о публикации №225030700869