6 Шлюпочный переход Беломорск Керчь, 1977 года

Фото 1977 года из архива Л. Б. Долматова. Капитан3 ранга Марущенко — кормчий "Мурмана",
Рассказ участника.
Статья 6. Триумфальное завершение.

От Должанской косы, из станицы Камышеватской нам предстоял переход через Приморско-Ахтарский залив, вдающийся на восток в сушу на 25 км. То есть предстояло пройти 50 км по открытому морю вне видимости берегов. Ночью ветер чуть стих. Но, когда утром, ещё затемно, отошли от берега, ветер снова усилился. Кубанец дул так же неутомимо, как все последние дни.

Мы правили на ЮГ, отталкиваясь от Полярной звезды, поблёскивающей неприметно на середине высоты небосклона. Как сговорившись, юные гребцы выискивали её глазами над транцем яла и видели… метеорный поток Кассиопеид. Звёзды падали. У курсантов даже возникло опасение за целостность Полярной. — Как бы и той не сорваться со свода небес!

Небо светлело, звёзды гасли. С рассвета шли по шлюпочному магнитному компасу. Чтобы двигаться на ЮГ при свежем восточном ветре, пришлось идти левым бейдевиндом, со значительной поправкой на дрейф; то есть штурман Марущенко, кормчий “Мурмана”, держал курс 160 градусов по магнитному компасу.

На катере мы шли на одном фоке. Кубанец раздувал парус, потому зарифили на оба ряда рифов и приспустили реёк. Открытое море: до берега по левому борту — 25 км, справа — весь Азов! Здесь доставало простора для волн! В левую скулу катера бил и бил упругий накат. Волну нет-нет да и перекидывало через борт внутрь яла. Несколько часов еле успевали её вычерпывать и совками, и кружками.

Пройдя большую часть пути, мы увидели на горизонте судно. Оно правило к нам и приближалось. Вблизи мы различили сейнер и радовались помощи. Поравнявшись, рыбаки прокричали, что они полным ходом бежали спасать нас. Увидев две «тряпки», болтающиеся над морем, они решили, что кто-то терпит бедствие, т. к. никто же сам не выйдет в открытое море на «скорлупках» в такую погоду. Очень удивились, разглядев нас вблизи; восхищались, что мы не просим о спасении, а продолжаем уверенно идти своим курсом. Рыбаки нас провожали до видимости земли.

Дальше мы следовали вблизи и вдоль берега. Волнишка, не имея шири для разбега, подуспокоилась. Теперь полностью подняли на мачтах рейки и развязали все рифы. Безлюдные пляжи понеслись по левому борту долгой чередой. Шли с большим креном на правый борт, так что вода подходила под самый планширь. Чуть не черпали воду из-за сильного бокового ветра, но, на счастье, без волн из-за близости берега. Уже темнело, когда мы проходили место впадения реки Кубань. Не заметили или не обратили должного внимания на шесты, что торчали из моря? — Так или иначе или оба сразу, но мы «влетели» в сети, и чуть не перевернулись! Спустили паруса и пошли на вёслах. В этот день мы прошли 151 км.

Эту последнюю ночь похода провели опять на воде — штормовались на якорях напротив станицы Голубицкой. Нам на гребнях волн иногда был виден верхний край экрана открытого кинотеатра, где шёл фильм. А нам казалось, что люди собрались на берегу поглазеть на нас, «бедных». На пляже было светло от фонарей. Всё-таки мы смотрели на них больше, чем они на тёмные шлюпки в отдалении. Никто за ночь не сомкнул глаз: снова надо было вычерпывать забрызгивающую внутрь воду. Мы так же надели рокон-буксы, что бы не мокнуть.

К утру ветер стих. Закончился недельный шторм. И мы сперва на парусах, а с середины Керченского пролива на вёслах, пройдя последние 40 км, вошли в Керчь. На календаре было 04.09.1977. Перед входом в бухту, умывшись на берегу и переодевшись в форму № 2 (белые фланки и фуражки в белых чехлах), мы впечатлили экипажи кораблей ВМФ, стоящих здесь. Люди любовались нашей греблей, маневрированием шлюпок, чётким исполнениям команд; они переходили с борта на борт, чтобы дольше нас видеть. За 63 дня перехода мы стали классными гребцами, сработались до автоматизма и отлично смотрелись со стороны.

За следующие пару дней в Керчи мы, наконец, побывали в школах на занятиях выпускных классов, рассказывали про наше МВИМУ, в чём и была цель похода. Съездили на экскурсии на гору царя Митридата и в Аджимушкайские катакомбы. 7-го сентября (после 3-х ночей в гостинице) на ИЛ-18 дополнительным рейсом улетели из Симферополя в Мурманск.

Мы опоздали к началу семестра, к 1-му сентября, но ректор Б. П. Долматов дал всем нам отпуск по 10 дней. Тем более, что МВИМУ всё равно не училось, а работало на «картошке» на «Бич-базе» до середины сентября. Все мы были счастливы и горды от совершённого нами, как бы порою трудно не было. Память о походе сохранили на всю жизнь!

Краткие итоги похода:

1) На вёслах прошли рекордные 72 км за 14 часов по Онежскому озеру.

2) Под парусами максимум за день мы прошли 151 км по Азовскому морю.

3) Всего переход составил 4.052 км за 63 дня (; с 04 июля по 04 сентября).

4) Прошли ; 57 шлюзов.

На нашем катере «ЯЛ-10» родным был только Грот-парус на кормовой Грот-мачте, а Фок разрезной (с Кливером) и с рейком, который поднимается на мачту и к которому подвязаны паруса, были от Фока ЯЛ-6. Поэтому, Фок с Кливером были чуть ниже и уже, т.е. меньше по площади, чем «родные». Но, несмотря на это, при полном попутном ветре Фордевинд без Грот-паруса почти не отставали от ЯЛ-6. Это при одинаковой-то площади парусов, хотя размер и загрузка нашего катера были намного больше. Так сказывалась гладкобортность бортов, когда доски обшивки идут встык друг к другу, а не в накладку, как на ЯЛ-6. При фордевинде паруса крепили «бабочкой» к выносам, перпендикулярным бортам: к левому выносу, которым служил багор, раскрепляли кливер; фок крепили справа на вынос, которым служило весло.

В следующие шлюпочные походы МВИМУ ходили только судоводители 3-го курса. Эти походы считались шлюпочной практикой. Они проходили более массово, с большим количеством ялов, но менее продолжительно, так как делились на этапы.

05 марта 2025 года. Консультант и соавтор Дмитрий Соколов.


Рецензии