Дети и агада

   В одной деревне, где смешивались звуки еврейских молитв и запах свежевыпеченного хала, люди знали друг друга по именам, и каждый четверг, когда вечерело, собирались вместе, чтобы поделиться историями из своего прошлого. Эти истории были своеобразными Агадот - рассказами, наполненными мудростью и уроками, которые передавались из поколения в поколение. Среди них особо выделялась одна. Это был рассказ старого раввина Хаима, который, несмотря на свой возраст, был полон энергии и жажды знаний. Так однажды, во время празднования Песаха, Хаим собрал вокруг себя детей деревни. Он посмотрел на их любопытные лица и начал говорить о том, как важно помнить свою историю.
   Начал он так.
   Когда-то давным-давно жил в нашем краю человек по имени Давид. Он был простым крестьянином, который всю жизнь работал на своих полях. Но однажды к нему пришла старая женщина и сказала, что у него есть дар: «Ты поэт»,- произнесла она: «и твои слова могут исцелять». Давид был поражён. Он никогда не думал о том, что может писать стихи. Однако, когда старуха ушла, он начал пробовать. Он стал писать о природе, о своих чувствах, о радостях и горестях. Его стихи начали тревожить сердца людей, и вскоре к нему стали приходить соседи, у которых не было ни надежды, ни радости. Давид читал им свои строки, и благодаря ему они вновь находили свет в своих жизнях.
   Но пришло время, когда в деревню пришла беда. Сухая засуха опустошила поля, и все жители стали терять надежду. Давид не знал то, что делать, но решил организовать встречу для всех. Он собрал людей на площади и сказал: «Я хочу вам прочитать свои стихи, чтобы вернуть нам надежду».
   Собралось много людей, они сидели под открытым небом. Давид начал читать, и его слова словно окутали их теплом. Он говорил о жизни, о силе духа, о том, как важно объединяться в трудную минуту. Слушая его, люди вспомнили о том, что они – не только жертвы обстоятельств, но и носители света, который может помочь друг другу. И вдруг внезапно небосвод потемнел, а затем посыпались крупные капли дождя. Люди закричали от радости и бросились к небу, благодарили Всевышнего за этот дар. Они поняли то, что могут изменить свои жизни, объединяясь и поддерживая друг друга.
   Раввин Хаим, закончив рассказ, посмотрел на детей и увидел, что они внимательно слушают. Он говорил им о важности слова, о том, что каждый из них может стать носителем света, и что их истории тоже могут стать Агадот. И добавил: «Пусть ваши голоса звучат, когда настанет время делиться», и улыбнувшись добавив: «Каждая история, каждое слово имеет силу. Не бойтесь делиться ими. Помните: в единстве - сила, а в словах - жизнь».
   Дети, вдохновлённые рассказом, покинули площадку с новыми идеями и решимостью. Каждый из них вошёл в свою собственную историю, готовый творить, делиться и осветить мир вокруг себя.
   И так, зажгись свет, который никогда не гаснет, соединяя сердца всех, кто стремится к Всевышнему, помнит и рассказывает свою Агаду.

      Емельянов-Никитин В.Н. (Сефер Шалом а-Хаим, том 4, Знакомство с Агадой мусар – Дети и Агада).

   Примечание: «А на вопрос:- Может ли человек современного мира создавать новые Агадот? Отвечу так - ребе Нахман из Брацлова ввёл в хасидизм новый элемент - народные сказки. До ребе Нахмана из Брацлова хасиды рассказывали друг другу лишь истории о прославленных цадиках. Сами же сказки и притчи Нахмана представляют собой аллегорические сказания. По-русски сказочные истории Ребе Нахмана опубликованы в издании - Сказочные истории. Таким образом, если у человека (разумеется, насытившего себя Торой, Мидрашим и Каббалой) имеется такая возможность и хоть немного способности, как создавать небольшие этические рассказы, но с глубоким смыслом и моралью, в знак повествования о Всевышнем и прославления Его, и с элементами жизни и быта (разумеется, еврейскими), то это не возбраняется. Наоборот, если в новых Агадот затрагиваются моменты поучения и нравоучения в виде иносказаний и намёков, в формате не противоречащей еврейскому учению и традиции, то это приветствуется».


Рецензии