Захотелось в джаз
окунуться в джаз,
где от Армстронга —
парафраз,
где свободы дух забродил ещё в рабах,
а слова запекались на засохших губах,
но ритм работы сам движения задавал,
и — да наступит когда-нибудь
бал-карнавал…
Сбросить с себя вериги
запретов, законов, религий…
придавил груз — открывай шлюз,
уходи в блюз.
Прокричаться с улыбкой, кто был бы ни рад,
от фальцета до хрипа, как Хейли Рейнхарт,
чтобы трепетным степом Каро Эмеральд —
босоногим, как в детстве,
ступить на асфальт.
А Утёсова джаз? Он конкретно для нас.
Марш весёлых ребят — то был славный парад
под горшков перестук, под мычания звук,
ритм свободы, и — тут же —
пастушечий бич,
но легко нам на сердце —
запевай и не хнычь.
И тебе Морган Джеймс или Эллингтон Дюк —
в волны стресса забросят спасательный круг,
усмиряя в гармониях блюза
колыхания внутренних мук.
Слушай, боли глуша,
плачь под песню, душа.
Чтоб сквозь риффы синкоп и чрезмерный би-боп,
как от грохота рока — окунуться в барокко,
или в индиан-фьюжен…
выбирай стиль, что нужен.
А джазмен в том храме, где Бог не в золочёной раме,
когда свой спиричуэл ведёт, а не крестит лоб,
исполняя рутинную требу,
может, чуточку выше в стремлении к Небу,
чем обложенный утварью поп?
Я не фанат джаза, и многие люди не любят джаз или считают так, что не любят, однако…
Джаз очень разнообразен в своих проявлениях как музыкальное творчество,
и некоторые элементы джазового искусства были восприняты иными жанрами,
как, впрочем, и сам джаз развивался и впитывал в себя всё лучшее и новое.
Сегодня – это далеко не музыка чёрного континента, а феномен широкого масштаба.
Джаз, как вид искусства, проделал хотя и не слишком долгий, но значительный путь
творческого развития, накопления багажа форм, приёмов и выразительных средств.
Он популярен в лучшем смысле этого слова, но никогда не выходил на передний план,
как возникавшие модные течения музыки, которые захватывали сердца и уши целых поколений,
но потом с ними, повзрослевшими, уходили незаметно в тень новых молодёжных предпочтений.
И в этом смысле ДЖАЗ – уже классика.
Мне нравится способность джаза к переосмыслению и подачи хорошо забытого старого
в новом звучании, его многоплановость как по возможностям инструментовки, аранжировки,
так и по разнообразию вокальных приёмов в сочетании с ненавязчивыми, легкими формами
артистического сопровождения в естественном раскрепощении тела и мимики.
А ещё – лёгкая ирония ко всему на свете, как и неизменная самоирония, без которых джаз
давно бы уже превратился в нечто архаичное и не востребованное.
«По результатам исследований доктора Роберта Заторре
из Монреальского неврологического института,
занимающегося исследованием влияния аудиоинформации на мозг,
джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки,
требующих от мозга сложной и напряжённой работы
для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий.
Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации
является для мозга ещё более сложной задачей.
Музыкальное образование, и импровизация как его часть,
являются эффективными инструментами
для повышения интеллектуальных способностей…»
30 апреля — Международный день джаза
Фотография для иллюстрации заимствована
с Яндекс-портала
Свидетельство о публикации №225030801119