Нагаи Кафу - Разговор о непристойном наедине
; Но что же тогда считать непристойными произведениями литературы и искусства? То, что возбуждает похоть в людях. А кого мы подразумеваем под словом "люди"? Всё общество, всех и каждого. Представим себе книгу, при прочтении которой у пяти из десяти человек возникает сладострастное желание, а остальные пятеро остаются совершенно равнодушными. То, что заставляет пятерых из десяти чувствовать себя неловко, явно является непристойным. А если только один из десяти почувствовал прилив весеннего настроения? Это вещь, имеющая привкус непристойности. Но является ли вещь с привкусом непристойности полностью непристойной? Тот, кто превыше всего ценит добродетель, не будет разбираться в величине зла. Он избегает всего, что даже близко к недоброму. Зачем же тогда нужно выяснять истинность или ложность непристойности?
; В литературе и искусстве много вещей, имеющих привкус непристойности. Следует ли отвергать все романы, описывающие любовь, и картины, изображающие обнажённое женское тело? Да, следует отвергать их все. Что хуже: любить добро настолько, что иногда слишком сильно ненавидеть зло, или жалеть зло и в итоге заразиться им? Отвергать то, что близко к непристойности – это не подпускать людей к опасности.
; Не подпускать к опасности – это хорошо. Но не слишком ли сильно мы боимся опасности и постоянно избегаем её? Не случится ли так, что, однажды ошибившись и приблизившись к ней, мы тут же провалимся и не сможем выбраться? Можно ли сказать, что вред от излишней строгости меньше, чем вред от излишней снисходительности?
; Редко бывает, чтобы выгода и вред от чего-либо не шли рука об руку. Бережливость легко переходит в скупость, культура – в распущенность, а воинственность – в похотливые мысли. Воинственный человек скажет: "Охота до женского пола – это лишь один из аспектов воинского духа. Белый нефрит не лишён мелких изъянов. Если при одном недостатке есть девять достоинств, стоит ли говорить об этом недостатке?" Человек утончённый скажет: "Похоть утончённого человека – это человеческая похоть, а не животная. Она не забывает, что основана на красоте человеческих чувств. Просвещённый человек, даже предавшись похоти, со временем обязательно одумается. И, одумавшись, он никогда не повторит своей глупости. А вот грубый мужлан, стоит ему однажды предаться похоти, обязательно утонет в ней. Утонув, он придёт в ярость и начнёт вершить самосуд". Ужас похоти заключается в грубости и невежестве, а не в самой похоти. Но кто из них прав?
; Вряд ли где-нибудь в мире так боятся непристойности, как в нашей стране. Обнажённые фигуры, представленные на государственных выставках, запрещено изображать на открытках. Названия пьес, содержащие слова "самоубийство влюблённых", не разрешается ставить в театрах. Всё это потому, что власть имущие опасаются, что это возбудит весеннее настроение у обывателей. Разве такие запреты не свидетельствуют о том, что японский народ – самый похотливый в мире? Верность императору и любовь к родине уже давно являются отличительными чертами японского народа. Не слишком ли много у нас отличительных черт?
; Известно, что в переполненном трамвае находятся люди, которые, пользуясь суматохой, позволяют себе различные шалости по отношению к пассажиркам. Кто-то, держась за поручень, украдкой заглядывает под мышку женщине и тайно наслаждается этим. Кто-то нарочно прислоняется к плечу соседней женщины, или украдкой обнимает её за плечи или за бёдра. Кто-то становится перед женщиной, вставляет её колени между своими ногами и время от времени сжимает их. Этим примерам нет числа. Это проделки похотливого человека? Или это проделки голодного человека? Похотливый человек – это тот, кто хочет, даже насытившись. Голодный же не выбирает еду, он просто жадно набрасывается на всё подряд. А насытившись, он неожиданно становится тихим.
; В дни праздников случается, что кто-то, проходя мимо молодой женщины, хватает её за ягодицы. Но он делает это не для того, чтобы изнасиловать её. Напротив, в публичном доме он может быть совершенно равнодушным. Таких людей много среди ремесленников Эдо. Это не похоть и не голод, тогда почему они пристают к женщинам? Просто потому, что это забавно. Непристойность – это интерес, понятный всем слоям населения. Такого всеобщего и демократичного интереса больше не найти. Когда Армия спасения прибывает в Японию, она начинает свою работу с проституток в Ёсивара. Весь мир с удовольствием обсуждает правильность или неправильность этого поступка. Чиновники, желая показать миру свои достижения, всегда ужесточают контроль над литературой, искусством и театром, а также устраивают облавы на проституток. Можно сказать, что всё это – хорошо продуманные шаги.
; Если люди любят непристойность, то следует говорить о том, чего следует остерегаться в непристойности. Поощрять её или запрещать – результат будет один и тот же. В обоих случаях люди говорят об этом и постоянно соприкасаются с этим. Улучшение, исправление, эволюция – это нынешние модные слова. Любовь к перечислению недостатков и обсуждению вредных последствий также является отличительной чертой японцев. О вреде непристойности легко говорить. Говоря об этом, слушатели обязательно радуются и толпятся вокруг. Кто же захочет быть глупым и обсуждать её пользу? Однако даже вредная вещь, если её правильно использовать, может превратиться в пользу. У табака есть свои достоинства, и у алкоголя есть свои заслуги.
; Превратить непристойность в комическое удалось поэтам периода Тэммэй. Стоит взглянуть на темы, такие как "Тоска по побегам бамбука", "Тоска по служанке". Сделать непристойность неповторимой и печально-прекрасной удалось авторам любовных романов школы Тамэнага. Превратить непристойность в основу для постижения жизни и общества удалось поэтам Сэнрю в стихах "Суэцумухана". Невозможно увидеть, насколько совершенно японское искусство гравюры на дереве, кроме как в сюнга (эротических гравюрах). Говорят, что тончайшая резьба выполняется зубами мыши. Однако я, как репортёр, ещё не убедился в этом. И лучше не убеждаться.
Свидетельство о публикации №225030801148