Помню в детстве я...
На самом деле это была не совсем деревня. Посёлок городского типа, райцентр, с градообразующим машиностроительным
заводом называвшимся почему-то "механическим" и множеством прочих организаций.
Дороги тогда были только по названию, а не по предназначению. Асфальтом помнится были покрыты только несколько километров от областного центра -Свердловска, и то только в двух направлениях: По так называемому Московскому тракту, дороге которой шли когда-то "Во глубину сибирских руд" ссыльные каторжане. Далее и в ту и в другую сторону от Свердловска шло щебёночное покрытие а ещё дальше покрытие отсутствовало от слова -совсем.
Где была возможность проехать с минимумом остановок на откапывание своих авто там и дорога.
Кстати некоторые названия населённых пунктов отражали и порой до сих пор отражают те, стародавние времена
Село Первомайское километрах в семидесяти от губернского города на запад старожилы до сих про помнят как Гробово, А райцентр Камышлов где-то километров в двухстах до сих пор так и называется.
Не так давно наткнулся в инете на статейку где автор рассказывал о Камышловских "Кулибиных" которые строят самодельные вездеходы потому, что ни на какой другой технике по их городу проехать нельзя.
И ведь люди верят . Верят не думая, что через Камышлов проходит федеральная трасса на восток вплоть до самого дальнего.
В Гробово делали гробы и хоронили умерших на этапе, а в Камышлове ловили в камышах беглых каторжан. Очень подходящим для побегов местом те края казались не желающим покорно отбывать наказание.
Добраться до малой Родины моей семьи. -Того посёлка из Свердловска было несколько вариантов: -В объезд двести двадцать с копейками километров по московскому тракту в сторону столицы, до другого райцентра, а потом ещё шестьдесят от него до нашего посёлка.
-Можно было было через восемьдесят км на запад, свернуть налево, проехать километров сорок до другого райцентра что тоже граничил с нашим районом границы с нашим районом, и далее через поля тридцать километров.
Но этим путём можно было добраться только в сухую погоду.
Был вариант напрямки, по дороге до тракта которую прогребали и протаптывали для лесовозов вывозящих лес. Но там тоже только большие лесовозы со всеми ведущими мостами пробирались а весной и осенью мост через реку Уфа разбирали... Посёлок на другом берегу а не попасть.
Мотоциклы правда мужики перевозили на лодках, а что до автомобилей то -никак.
Я как то чуть не попал в ловушку. Доехал на мотоцикле до реки, а мост разобрали.
Лёд у берегов подтаял, но ещё стоит.
Смотрю а от берега до льда брошена доска и по той доске местные выпивохи в магазин на том берегу бегают.
Я тоже решил попробовать. Завёл мотик, включил скорость и побежал рядышком. Перебежал и поехал к бабушке отдохнуть.
После обеда отдохнув приезжаю к друзьям.
"-Какой дорогой ехал -спрашивают"?
-Через Сосновку -отвечаю.
-А как через Уфу перебрался?
-По льду.
-Так река то пошла?!
Я в восемь утра переправился а лед на Уфе тронулся в десять.
Ангел наверно меня сохранил? Он не раз беду от меня отводил...
Самое оптимальное было купить билет на самолёт и через сорок пять минут ты на месте.
-Ещё вариант забыл: -Шесть часов на поезде до города в моём первом варианте, потом три часа на автобусе. Шестьдесят километров автобус тащился три часа, и часто пассажирам приходилось покидать ПАЗик, чтоб вытолкать его из очередной "Лывы"* или снежного заноса. вот и представьте состояние тогдашней дороги.
Самолётом лететь было одно удовольствие. -Если -конечно морской болезнью не страдаешь.
Порой трясло и болтало так, что после приземления пассажиры выходили из самолёта с бледными лицами и несколькими так называемыми "гигиеническими" пакетами.
Но я приступами тошноты как то не страдал, хотя бывали моменты когда содержимое желудка стремилось выйти наружу нетрадиционным путём..
Жалко, конечно, что построив мало-мальские дороги малую авиацию угробили.
Раньше аэродромы были повсюду и до любой точки в области, можно было добраться за время в пределах часа -полутора, а за несколько часов вообще в любую точку страны.
И цены на те авиаперелёты были вполне подъёмные для простого труженика.
Плюс до конкретно нужной тебе точки какое-то время тратилось -естественно.
Так многие и сейчас в пределах одного города добираются из точки "А" в точку "Б" часами.
Без всякой романтики, в душном авто с порванными в клочья нервами-прошу заметить.
Правильно говорят, что имеем не храним, -потерявши плачем.
Это ли не прелесть- Аэропорт чуть-ли не в центре города -выходишь из автобуса, или троллейбуса покупаешь билет и через час ты уже дышишь воздухом своей малой Родины Самолёты -кстати летали чуть ли не каждый час, а когда пассажиров было много то делали дополнительный рейс.
Потом аэропорт перенесли аж в другой город километрах в двадцати или даже тридцати, а освободившиеся площади застроили многоэтажками.
Довольно долго ещё стояло само здание аэропорта и кусок земли вокруг, краеведы пытались сделать это здание историческим, но в прошлом, или позапрошлом году и его снесли. Сейчас нагородили каких-то непонятных конструкций. Говорят будет автовокзал? Я так думаю, сделают в духе модного ныне глобализма. Все площадки города и пригородов соберут в одном месте и людям придётся добираться до автовокзала дольше чем до собственно мест куда им нужно ехать.
Как я говорил -на лето меня отправляли к бабушке. Иногда с кем то из знакомых, или родственников, а чаще просто подходили к кому-нибудь из летевших тем же рейсом и просили взять с собой пацанёнка.
" -Вы только на время посадки, полёта и выхода из самолёта последите а там он сам убежит к бабушке!"
Аэродром находился на горе, называемой до сих пор "аэродромовской" на одной окраине посёлка а бабушка жила на другой.
Сейчас за такое у родителей сразу бы детей отобрали, а тогда это было обычное дело.
Я до бабушки добирался обычно несколько дней. Потому, что родители и я вместе с старшим братом до отъезда в Свердловск жили как раз под той, "аэродромовской " горой. Я конечно по пути заходил к друзьям детства и застревал там надолго.
Сотовой связи тогда не было, стационарные телефоны были только у избранных счастливчиков и о том, что меня "выслали"к ней бабушка понятия не имела.
Посылать телеграмму родители нужным не считали.
"-Большой уже, в школу ходит -сам доберётся!"
А ходил я тогда во второй, или третий класс.
Неделями беспризорничал, ночевал то у одних, то у других, чтоб не надоедать и чтоб вопросов не возникало разрешена ли мне такая вольность?
Бабушка пыталась конечно познакомить меня с ребятами по соседству, но мне те ребята были не интересны и я опять просился сбегать к моим друзьям и получив разрешение бежал.
Мне кажется бабушка и не очень печалилась моим отсутствием. Тем более что она и сама то жила можно сказать на иждивении у сына, сводного брата моей мамы.
Хочется рассказать о моих путешествиях туда и обратно. Во времена моего детства асфальт и в городе то был только на центральных улицах, к примеру на нашей улице Торфорезов он был проложен только до школы где я и учился восемь лет. Дальше шла грунтовка время от времени подсыпаемая щебёнкой и разравниваемая бульдозером. Я только недавно понял почему в фильмах тех времён ребята катаются на велосипедах и самокатах, а у нас этих признаков детства не было? Да потому кататься было не где. По ямам да канавам на самокате с его маленькими колёсиками далеко не укатиться, а велосипеды были роскошью доступной только родителям с высокими заработками. Жить богато и скопидомничать, в нашем, пролетарском, частном секторе было как бы неприлично.
Были конечно и в наших краях люди непьющие, не курящие, жившие в достатке и неге, но к ним относились как то с недоверием смешанным с презрением. Помню был Дядя Толя Макрушин, который работал сталеваром.
Он первый на улице купил машину Жигуль копейку отстояв несколько лет в очереди. Потом построил кооперативную квартиру и съехал с нашей улицы.
В посёлке где я обитал летами асфальта не было от слова совсем.
Зато там были тротуары из досок. По центральным улицам конечно в основном и по одной стороне, но зато с одного конца посёлка до другого.
А ещё были и до сих пор есть деревянные переходы через речку протекающую через весь населённый пункт.
Так классно было ходить по этим доскам! особенно во время и после дождя. Идёшь бряк каблуками бряк, а рядом грязь и мокрая трава.
Шаг вправо шаг влево и ты весь в грязи...
А ещё там были "Фрунзенские, Долгомошенские, Центровские , Пристанинские, Половинские, Афанасовские и ещё какие-то?
Районы, улицы и ближайшие деревни меж собой враждовали. Дети и подростки конечно. Взрослым враждовать было не с руки. В основном все работали на заводе и делить им шибко было нечего.
Бабушка моя так и не привыкла называть посёлок его официальным названием.
Говорила "-Живу в заводе; -Переехали в завод...
А потому что жила она в молодости в селе с названием: "Арти" с речкой "Артя" а потом (ещё при царе) недалеко речку перекрыли плотиной и на берегу образовавшегося пруда построили завод. В отличие от множества частных на Урале завод уже в 1811 стал государственным тогда называли "Казённый".
Ну и соответственно бабушкины Арти стали Старыми Артями, а завод стал просто Артями. Но для бабушки они так и остались Арти и Завод.
Это наверное ещё от бабушкиных предков осталось у неё? Посёлок то основан в 1783 году.
Бабушка с сыном, маминым братом а соответственно моим дядей проживали за так называемым: "-Долгим мостом".
Думаю название дал и правда довольно длинный поднятый над землёй тротуар всё из тех-же досок но с перилами.
В этом месте посёлок делил "Широкий лог" весной затопляемый водой вот и строили пешеходный мост поднимая его повыше.
До моста был центр, а уже после него Долгий мост, а с другой стороны от центра тоже отделённого речкой "Чекмаш" шла улица Фрунзе и власть держали "Долгомошенские" пацаны. Появляться на чужой территории было чревато мордобитием.
Мои друзья жили на Фрунзе и соседних улицах. Там мои родители построили дом там и прошло моё бесштанное детство вплоть до шести лет, когда мы переехали в Свердловск.
Мне при моих перемещениях от друзей к бабушке и обратно приходилось проходить по территориям аж трёх враждующих компаний.
Территория центровских была как бы зоной не особо строгой, там бывали и фрунзенские и долгомошенские. Как бы буферная зона. Нейтральная полоса что-ли? Вроде Иерусалима с его смешением наций, верований, обычаев.
Или типа нынешних зон где миротворцы в голубых касках свои порядки диктуют.
Интересно получалось: Иду по фрунзенской зоне ответственности меня останавливают и спрашивают -кто такой откуда -зачем?
От ребят (друзей) иду к бабушке друзья с Фрунзе. Ладно -иди.
-Дохожу до долгого моста останавливают там. И снова: Кто такой, откуда -зачем?
Так к бабушке иду она у меня там то живёт. И тоже: -Ладно -иди.
Ни разу меня не тронули ни те ни другие.
А вот друзья мои не раз огребали будучи "зажатыми" на чужой территории.
Хотя вру! -Раз получил по мордасам.
Причём от своих можно сказать.
Уже перед армией стал я в посёлок ездить на мотоцикле. Ну и с девкой познакомился. Катал немного, возле её дома крутился, тарахтел своим М -106.
И остановили меня трое ребят живущих по соседству с той девушкой. Я не был уж очень известной личностью и они не знали меня, я не знал их.
Стали предъявлять, чтоб к их девушкам не ездил. Я тоже хамить начал. Ну и получил естественно пару раз по "наглой роже".
Своим друзьям рассказал и пошли мы на разборки.
Обменялись зуботычинами, я конечно при численном превосходстве свою крутизну показал. -Потом подтянулись ребята постарше кто-то отслужил уже, кто-то отсидел.
Потолковали и разошлись без претензий.
Через много лет, уже в девяностые вернувшись на свою историческую Родину устроился на завод и что-то получая на центральном складе в качестве оплаты за труд столкнулся я с той девочкой -уже кладовщицей и не узнал её! (Тогда вместо зарплаты завод рассчитывался товарами со склада или услугами. Была не зарплата а "под зарплату".
Интересное время было. Жены подавали на алименты, чтоб хоть какую то копеечку живыми деньгами с мужей иметь.
Я не узнал тогда в даме за тридцать знакомую девятиклассницу.
А она узнала меня но сама не стала напоминать о нашем знакомстве. Не понравился я ей.
Старый и лысый поделилась с кем-то а те уже мне передали.- Её муж получше будет -сказала...
Выделенную на обратный билет и мелкие расходы пятёрку естественно проедал, а по мере взросления уже и пропивал.
Приходилось просить у кого то из друзей, у них естественно тоже с карманными деньгами было туго, но всё таки в конце концов на билет я находил.
А после шестнадцати сдал на права и уже на мотоцикле ездил в посёлок...
.................
Что-то уже много написалось? Уже и не помню о чём рассказывал о чём -нет и вообще о чём изначально хотел поведать???
Приторможу пожалуй пока, до появления желания продолжить свои мемуары...
Пусть это будет главой первой из возможно и других последующих.
Простите но вычитывать и править никаких сил и желания -нет.
Может быть, когда-нибудь??
.......................
8.03. 2025г.
*Лыва: -лужа "Лишь ближе к пожару толпился и бегал кой-какой народ, гундели красные машины, по заведённому здесь обычаю качая воду из лыв и озерин, расположенных меж домов и улиц. В. П. Астафьев, «Царь-рыба», 1976 г
(Сноска какая-то? Наверное где-то про "лыву" писал раз толкование скопировал?)
....................
На фото я с отцом на "массовке" перед переездом в Свердловск.
Свидетельство о публикации №225030801184