Моменты русской жизни

Начало 16 века. Два мужичка-крестьянина сидят на упавшей березе у разрушенной избы и общаются.
- Татарове окаянные сызнову нагрянули, люда избили без числа, отроков младых и красных девиц такоже побили али в полон увели, - говорил тот, что помоложе, русый парень в порванной рубахе.
Седой крестьянин, постарше, уныло слушал и кивал и затем сказал:
- Скорбно положение наше, простого люда. Оброк, нищета, засуха, татарове обижают да свои же бояре люд обирают. Но не печалься, Василий! Придет добрый царь, все наши горести разрешит.
Оба замолчали и посмотрели вдаль, словно бы с надеждой на далекого доброго царя.

1570 год. Поход опричного войска Ивана Грозного на Торжок. После карательной экспедиции город сожжен и разграблен опричниками, а на улицах лежат тела погибших жителей. Мало кому из жителей удалось выжить.
Старуха лет 70 идет по улицам, безутешно плача. Безумными глазами смотрит она на лежащие между сожженных изб тела.
- Господи, спаси и сохрани! - рыдает она. - Пошто нам бедным сии горести? Мои сыны усечены, погибли невинно. Царь наш христианский, православный, красно солнышко, наверняка не ведает ничего о сем злодействе превеликом. Царь-то наш добрый, Господь его спаси, а опричники творят зло супротив воли царской, и бояре запроданцы до сего государство довели!

1938 год. Бутовский полигон. Группу людей с связанными руками ведут на расстрел. Это были бывшие офицеры РККА.
Их выстраивают у выкопанной заранее траншеи. Палачи вытаскивают стволы из кобуры, взводят. Один из приговоренных громко говорит, очевидно, обращаясь к своим сослуживцам, стоявшим в одном ряду и словно произнося команду:
-Три-четыре...
И ряд приговоренных кричит:
- Да здравствует товарищ Сталин!
Звучит залп, приговоренные падают в яму, сраженные пулями.

2018 год. Екатеринбург. Люди выстроились у памятника, идет видеосъемка. Одна из участниц мероприятия говорит:
- Уважаемый Владимир Владимирович! Слезно прошу вас помочь нам. Здесь 157 человек. Мы не дольщики, не пайщики. Мы буквально стали бомжами, отдали деньги застройщику Воробьеву Владимиру Леонидовичу, а он нас кинул. Нам никто не помогает, ни губернатор, ни министерство строительства. Мы 100 писем пишем каждый месяц, но помощи ни от кого не видим. Прошу вас, умоляю, помогите!
Еще несколько человек из толпы высказываются, затем, словно по команде, становятся на колени и говорят все вместе:
-Владимир Владимирович, помогите нам!


Рецензии