Ч 22. Свято-Троицкая Сергиева Приморская Пустынь

 «Опытно познал я таинственное значение молчания Христова пред Пилатом и архиереями иудейскими. Какое счастье быть жертвой, подобно Иисусу! Или нет – какое счастье быть распятым близ Спасителя, как был некогда распят блаженный разбойник, и вместе с этим разбойником от убеждения души исповедовать: достойное по делам моим приемлю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».
Святитель Игнатий Брянчанинов.

Служить в приморской Свято-Троицкой обители –
отнюдь не радостная, в целом, перспектива,
ведь влажный климат был опасен для святителя,
так как, итак, здоровье часто подводило.

Все зданья находились, там, в упадке –
все храмы, корпуса и хозпостройки
ремонта требовали. Эти неполадки
игумен сразу оценил по-философски.

О дворянине молодом и образованном,
который свою жизнь связал с монашеством,
заговорили все в столице в скором времени,
к нему и двинулись аристократы тогда массово.

Отец Игнатий с высшим обществом общался,
хотя и знал – как может быть оно коварно,
но не заискивал, льстить людям не старался,
кто б они ни были; прилюдно ли, приватно.

Обитель встретила архимандрита нерадушно,
он, по прибытии в неё, вновь заболел,
но, тем не менее, настолько был загружен –
ни сил, ни времени недоставало, чтоб поел.

Три первых года тяжело болел святитель,
был измождённым от страданий и ослабленным,
лишь с Божьей помощью, да ангела-хранителя
освобождался он от хворей тихой сапою.

Столичные аристократы удивлялись
тому, как быстро при нём лавра развивалась:
возникли новые церковные постройки,
повсюду были благолепие, порядок.

Став благочинным Сергиевой лавры
архимандрит в неё привлёк таких монахов,
в ком был хороший певческий дар – голос,
нашел и регента прекрасного для штата.

Протоиерей Петр Турчанинов жил поблизости,
он коллективом хора стал руководить,
и как духовный композитор с эффективностью
для хора музыку умело стал творить.

Бывать в обители стал часто и М. Глинка,
он помогал улучшить пение на клиросе,
так, в результате, с популярностью всемирной,
хор в себе лучшие таланты сконцентрировал.

Объединённое единым духом братство
в монастыре приумножаться стало быстро,
монах, и инок, и послушник был там счастлив,
и дверь обители для всех была открыта.

Вникал в келейную жизнь каждого насельника,
как духовник, игумен мудро, рассудительно,
для всех являлся он прекрасным собеседником –
от молодого и до старого включительно.

Архимандрит Игнатий вёл и переписку
с монахами и христианами обычными,
он утешал всех тех, кто был в болезни
или в изгнании по-доброму, тактично.

Вдруг неожиданно со стороны разных особ
возникла зависть к Брянчанинову и злоба,
и полетели в его сторону тогда:
то оскорбления, то вздор, то ложь, то шёпот.

И даже жаловаться стали императору
завистники на настоятеля обители,
столкнулся он с большущею досадою,
враги дышали в спину жаждою погибели.

Его изгоем называли, «барчуком»,
так как пришёл к церковному служению
отнюдь не из «поповской среды» он,
уж слишком был по-светски образованным.

У настоятеля «обители придворной»
ревнивцев желчных появилось – пруд пруди,
среди которых даже было духовенство,
он оказался между двух огней.

Его душа большие муки претерпела,
но даже в этом Божий промысел присутствовал,
с азартом принялся он вновь за чтенье,
и сам писал, чтоб христиан в трудах напутствовать.


Святитель Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов) был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни с 1833 по 1857 годы.

09.02.2025 г.


Рецензии