Часть 26. Епископ Кавказский и Черноморский
уже святителя Игнатия к епископству,
через знакомых его – тех, кого он знал,
с кем он обменивался знаньями и мыслями.
Уж так случилось – Ставропольская епархия,
буквально за год до того, чуть не распалась,
была проверка, и со слов отца Евгения*,
в ней слишком много беззаконий оказалось.
Кавказский же наместник Муравьёв*,
давненько, лично, знавший Брянчанинова,
и пригласил его пожить средь казаков,
чтоб исчерпалась там проблема щекотливая.
Отец Игнатий сразу, было, отказался,
просил его не ходатайствовать об этом,
в письме он на свою болезнь ссылался,
предупреждал, что и Синод не примет это.
Всё так и вышло поначалу, как сказал.
Владыка Петербургской митрополии,
после Синода, Государю объяснял –
мол, не учился он в Духовной академии.
Но в скором времени владыка Никанор,
уж так случилось, неожиданно скончался,
митрополит Григорий* с этих пор
на его место призван был распоряжаться.
Новый владыка близко знал отца Игнатия,
с ним находился и в духовной переписке,
он предложил ему Епископскую кафедру,
на этот раз святитель сразу согласился.
Хиротонисать в Епископа Игнатия
планировалось в Новгороде, наперво,
но возведён он был в Епископа Кавказского,
ведь место в Новгороде было уже занято.
То назначение архимандрит Игнатий
принял с волнением и трепетом в душе,
по Воле Божией простился в Лавре с братией.
Кто в Бога верует, тот истинно блажен.
25 октября 1857 года при значительном стечении общества, в Святейшем Синоде происходило наречение, а 27-го в Казанском соборе совершена хиротония архимандрита Игнатия во Епископа Кавказского и Черноморского, при весьма многочисленном стечении народа.
Речь святителя Игнатия Брянчанинова при наречении его в Епископа:
«Ваше Святейшество!
В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси, егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши (Ин.;21:18).
В дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни: чаях Бога, спасающаго мя от малодушия, которым обличается в человеке недостаток благодатного развития, и от бури страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира (Пс.;54:8:9). Монашество нравилось и нравится мне само по себе! Но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть Епископом7 своего сердца, и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом – вот высота, к которой привлекались мои взоры.
Недолго пользовался я свободою юности: вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным Промыслом. Всемогущая десница Его, вопреки предположению моему, внезапно восхитила меня из глуши лесов и пустынь, – поставила в обитель преподобного Сергия, на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного (Пс.;103:25). Трудно испытывать пути Божии! Только Дух Божий испытует глубины Божия (1Кор.;2:10). Просвещенные Духом, святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение, в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачевством: учением Христовым8.
Всматриваясь в недуги души моей, признаю такое положение существенно нужным для меня. Но как объясню себе то призвание, которым Вы, Священнейшие отцы, ныне призываете меня? Что обрели Вы во мне, и что я могу представить Вам, кроме множества недостатков моих? Страшен для меня сан Епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтоб вместо назидания не принести мне соблазна братиям моим, и не уготовать себе большого осуждения на суде Христовом. Счел бы я более верным для спасения моего и более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустыни, в созерцании греха моего.
И опять я страшусь! ... Страшусь воли моей, чтоб, последуя ей, не последовать вместо Бога самому себе, и тем не навлечь на себя непредвидимого бедствия9. Тесно ми отвсюду (Дан.;13:22)! В недоумении моем, отрицаясь себя, предаю и временную и вечную участь мою в руце Бога моего. Связанный избранием Вашим и повелением Августейшего Помазанника Божия, с покорностию и трепетом преклоняю главу под бремя, могущее сокрушить недостойного.
Не преставайте укреплять меня назиданиями вашими! Не отриньте, когда, по завещанию Св. Духа, приду к вам за словом разума, за словом душеспасительным. Дух Святый заповедал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор.;32:7). Простирая на меня руки, чтоб облачить меня великим саном Архиерейства, прострите их и молитвенно о мне к Богу, являющему силу Свою в слабости человеческой. Что ж касается до меня, то я, в сей грозный для меня час, ищу успокоения совести моей, и нахожу его в безусловной преданности воле Божией, в сознании и исповедании пред Вами обилия моих немощей».
Отца Евгения* – архиепископа Астраханского Евгения (в миру Александра Филипповича Баженова).
Кавказский наместник Муравьёв* – известный военный Николай Николаевич Муравьёв-Карский.
Митрополит Григорий* – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий, в миру Георгий Петрович Постников, первоприсутствующий член Святейшего Синода (1856—1860).
13.02.2025 г.
Свидетельство о публикации №225030801269