Часть 27. Первые шаги епископа на Кавказе
на Ставропольской кафедре открылись,
хотя Синод и сократил доход епископа,
проблемы в Крае никуда не испарились.
Едва он въехал в Ставрополь, как встретил:
голодных иноков с протянутой рукой,
архиерейский дом настолько был там беден,
что даже пищи не имелось никакой.
В своём епископстве Игнатий продолжал
всегда к пасомым относиться благородно,
он очень часто, что имел, всё раздавал,
лишь только б не было средь иноков голодных.
Новый епископ сразу лично побывал
во многих храмах и соборах на Кавказе,
в своих поездках о проблемах узнавал,
везде беседуя с народом, духовенством.
Он приложил в делах немало своих сил,
чтобы в епархии повсюду стал порядок,
при этом честь с достоинством ценил,
всегда считал их поругание бестактным.
— Христианин, — по мнению святителя,
— не может руки распускать – кого-то бить,
ведь это униженье чьей-то личности,
не должен верующий так же и гневить.
Так перво-наперво в духовных семинариях
изверг епископ заушения* учащихся,
и их таскание за волосы – мучения
от воспитателей и прочих людей старших.
И в учреждении по управлению епархией
пришлось порядок наводить Преосвященному,
протоиерей там был один весьма талантливый,
но очень хитрый и коварный одновременно.
Его духовные и нравственные качества
не раз пытались исправлять, да – бесполезно,
вот и пришлось от Крастилевского избавиться –
Синод его из Консистории извергнул.
В личный состав Кавказкой Консистории
приехал новый ректор Семинарии,
другой инспектор появился в скором времени,
а после прибыл уж и новый секретарь туда.
Когда духовное правление епархии
почти всецело обновилось, то тогда
и началось её внезапное развитие,
с успехом стали завершаться все дела.
С приходом нового епископа епархия
под покровительство взяла из духовенства –
тех, кто по старости не мог уже трудиться,
чтоб пропитать себя и деток малолетних.
Заушение* — это удар по уху или по щеке, а также грубая угроза и оскорбление.
Отрывок из поучительной резолюции епископа Игнатия в журнале Ставропольской семинарии относительно наказаний провинившихся воспитанников:
«Наказание заушениями, дранием за волосы и за уши да будет извергнуто из духовных училищ. В ту минуту, когда воспитатель собственноручно наказывает воспитанника, в эту жалкую минуту человечество терпит нравственное унижение и в лице воспитанника, и в лице воспитателя. Но в лице воспитателя такое унижение несравненно глубже, нежели в лице воспитанника. Воспитатель такими действиями лишает себя уважения воспитанников, их любви и доверенности. Высокий, благородный характер воспитателя есть главнейшая узда и гроза для воспитанников… Благочестивый и благонамеренный воспитатель должен положить себе за правило не прибегать в час своего гнева ни к выговору, ни к наказанию. Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам. Наказание да будет плодом зрелого, беспристрастного суждения, только при этом условии оно благотворно для детей и возвышает в мнении их воспитателя».
15.02.2025 г.
Свидетельство о публикации №225030801273