Покушения на Александра II. Школьные уроки истории
Наверное, я оказала не лучшую помощь внучке. Обратила ее внимание, что недовольство царями, руководителями есть всегда, Но только на Александра II, ОСВОБОДИТЕЛЯ, случилось 6 покушений, а некоторые историки утверждают, что даже 10. Почему?
Члены «Народной воли» и другие разночинцы, а именно эта группа приняла активное участие в покушениях, не считаясь с собственными жизнями, не были какими-то маньяками, они радели за народ, за русское государство. Это были образованные люди, вменяемые. Выходцы из разных слоев.
Степан Халтурин — рабочий, столяр — краснодеревщик. Учился сначала в Орловской уездном училище, потом Вятском техническом училище.
Андрей Желябов родился в семье крепостных крестьян, сумел выбраться из этой среды. Керченское уездное училище (Мужскую Александровскую гимназию) окончил с серебряной медалью. Начинал учиться и в университете да был отчислен за свои взгляды на организацию общества.
Софья Перовская. Отец — потомок графа, губернатор Петербурга. Мать — дворянка. Аларченские женские курсы, акушерские курсы, диплом народной учительницы. Руководитель последнего покушения на Александра II, со смертельным исходом. Первая женщина, повешенная в России.
Сам Александр II — фигура в истории России явно позитивная. Отменил крепостное право. Подавил восстание поляков в 1863/64 годах. Провел несколько реформ. Реформы, как мы знаем на своей «шкуре» (извините) безболезненными не бывают. И потому отношение у всех разное.
Вспомните, что говорит об отмене крепостного права Фирс, герой пьесы «Вишневого сада» А.П. Чехова.
Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев. Перед каким несчастьем?
Фирс. Перед волей.
Лопахин. Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли.
Фирс. А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все вразбродь, не поймешь ничего.
Как же во всем этом разобраться? Наплевать на все, и тихо-мирно перечислить один за другим покушения на императора - Освободителя? Или озадачиться этим самым «почему»?
Во времена моего обучения в школьной и институтской программах главными были объективные и субъективные причины всего происходящего, инициатива не возбранялась ни в одном предмете. Может быть, это анахронизм, а, может быть, так нас учили не клиповому сознанию, а логическому освоению материала?
"Три пути ведут к знанию, - говорил Конфуций, -: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это самый горький".
На фотографии: Храм Воскресения Христова на Крови (храм Спас на Крови) — православный храм-памятник в Санкт-Петербурге. Сооружён на месте, где 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Свидетельство о публикации №225030801274