Часть 28. Крестьянский вопрос

«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли призван – не смущайся, но если и сможешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся»
(1 Кор. 7:20-21).

Несколько лет епархиальной жизни
прошли для нового епископа в трудах,
он рассуждал и о судьбе родной России,
где вера в людях угасала на глазах.

Из-за влияния безнравственной Европы
немало душ свернули с верного пути,
росло неверие и суеверие в народе,
из-за чего крестьянский бунт грозил Руси.

В российском обществе дискуссии велись
о даровании крестьянам их свободы,
пытались в стране бунт предотвратить –
такими были у дворян в те дни расчёты.

От правил мира независим был Игнатий,
вступил в полемику с атеистическим крылом,
он был и против либеральных мнений, кстати,
а потому тогда для многих стал врагом.

«Нельзя пытаться обустроить жизнь земную
лишь социальными и политическими средствами,
вне Церкви, без Христа – процесс впустую,
так как гордыня это и самонадеянность.

В свободе внешней нет спасения душе,
рождаются в ней: зависть, подозрения,
и клевета, и недовольство, и вражда.
Как результат – плачевные последствия».

Епископ Ставропольский напечатал
два обращения к духовным лицам,
в них косвенно предостерёг и государя,
мол, без реформ в крестьянском деле зло сгустится.

Против отмены крепостничества святитель
отнюдь не выступал, лишь говорил
о добром смысле Воли Бога в жизни,
чтоб каждый внутренней свободой дорожил.

Считал епископ, что свобода начинается
с преодоления духовного невежества,
во вседозволенности бдительность снижается,
что неизменно ведёт к горестным последствиям.

Сначала надо людям души очищать
от мерзкой скверны, исцеляться всем духовно,
и лишь потом уж внешний мир менять,
чтоб трансформировалось общество бескровно.

Увы, воинственно настроенные люди
не пожелали понять слов отца Игнатия,
их мракобесием назвал в журнале* Герцен,
отца – «сапёром во Христе» и «воспитателем».

Мол, «воспитателя московских Магдалин»,
(писал он грубо, оскорбительно и прямо),
пора бы выслать на Камчатку, чтоб остыл,
чтоб не морочил людям головы упрямо.

Другую щёку не подставил Брянчанинов,
он делом христианской чести счёл –
себя и Церковь защитить от унижений,
дал вскоре умный оскорбителю отпор.

В журнале* – в оппозиционном еженедельном русском журнале «Колокол», основанном А.И. Герценом и Н. П. Огарёвым в 1857 году. В нём писали об установлении в России демократии и отмене крепостного права.

18.02.2025 г.


Рецензии