Часть 33. Эпилог. Слава Богу за всё!
Святитель Игнатий Брянчанинов.
Он был мыслителем духовным, богословом,
аристократом, консерватором, монахом,
и просто в жизни человеком одиноким,
своей душою выпадавший из реалий.
Духовному аристократу было трудно
вписаться в общество легко и без проблем,
ведь расслоение сословное подспудно
его соделало чужим – и тем, и тем.
Так получалось, что все высшие круги
российского и образованного общества
по-европейски стали жить и быт вести,
считая даже духовенство за ничтожество.
Фактически вся образованная паства
на пастырей смотрела сверху вниз,
отвергнув напрочь допетровские устои,
ища иначе в земной жизни парадиз*.
Инакомыслием богат век XIX,
но и на классиков богат он был, конечно:
Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов,
Толстой и Гоголь, Чехов, Достоевский.
Между интеллигенцией и Церковью
образовалась тогда ценностная пропасть,
не понимали Брянчанинова намерений,
его к монашеству не приняли наклонность.
Ведь в обществе он слыл белой вороной,
был исключением из всех привычных правил:
— Он мог бы стать влиятельной персоной!
Зачем в монашество ушёл российский барин?
Святитель, будучи так в грамоте подкованным,
пытался свет всем, кто во тьме был, донести,
в своих трудах он прославлял Святую Троицу,
к познанью Бога приглашал народ прийти.
Он говорил, что мало знать Новый Завет,
нужно ещё и понимать, что в Нём написано.
Его понять поможет лишь монах – аскет,
кто оставался во Христе все дни пожизненно.
Но ведь язык древних отцов Христовой Церкви
за сотни лет неимоверно устарел,
чтоб был он ясен и простому человеку –
об этом только лишь святитель и радел.
Чем больше подвергался он нападкам
со стороны – и светских лиц, и духовенства,
тем больше Истина была ему понятна,
тем было больше в нём и чувств, и ощущений.
Он мог, используя науки, объяснять,
на современный лад, всем критиканам,
что значит в жизни Божья благодать,
и дай, Бог, с нею пребывать всем россиянам.
Любя Россию, иерарх о ней писал,
что, несмотря на потрясения и войны,
она, родимая, взойдёт на пьедестал,
хоть и прольётся, в тяжких муках, много крови.
«О, великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие!.. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси... Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси... И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих» – из молитвы святителю Игнатию в конце акафиста.
Парадиз* – здесь в значении райской жизни.
23.02.2025 г.
Свидетельство о публикации №225030801289