Рассказ тридцать восьмой. Вологодские росы
С недавних пор июнь стал для меня неким священным месяцем "рамадан", потому что в период нарастающих белых ночей меня неустанно тянет на севера, и, чтобы часть пути была обязательно в сумеречных туманах...ммм. Так удачно, что Вологодчина отлично подходит для подобных странствий.
В течении последних месяцев кропотливого изучения возможных мест будущего паломничества неоднократно натыкался на уникальный во всех отношениях городок Тотьма. Уникальность же его крылось в том, что в глубинных недрах Русского Севера возник и сохранился такой самобытный город, ничем не уступающий по своей древности и музейности Ростову Великому, Переславлю-Залесскому или Угличу, плюс ко всему прочему, как бы это странно не звучало, но тотемские купцы были основными колонизаторами Русской Америки. То есть взгляните на карту и проанализируйте, где Тотьма и где Америка!
Но немного изучив историю вопроса сразу становится все немного понятнее. Дело в том, что до возникновения Санкт-Петербурга и выхода к Балтийскому морю вся морская торговля России с внешним миром проходила по рекам Русского Севера, в том числе по Северной Двине, Шексне и Сухоне, а также через сеть озер, которая естественным образом имеется в этих местах (Кубенское, Белое и др.), и далее к Белому морю. Поэтому в допетровские времена Тотьма, Великий Устюг и Архангельск были на коне (прямо как я, каламбур, каламбур), в основном в этих местах промышляли солевареньем, пушниной и деревом, особенно, в этом преуспели местные крупные монастыри, поэтому уже в постпетровскую эпоху с открытием, или точнее сказать с доступностью для Российского государства, крупных соленых озер в прикаспийских землях и новых менее прихотливых путей сообщения расцвет Русского Севера и заканчивается, но не в Тотьме! Местные хлопцы прикинули, коль традиционный торг уже не так прибылен как в прежние времена, то решили открывать новые горизонты, покуда финансовые резервы и обширный опыт ведения дел в суровой северной глухомани ещё имел место быть. Таким образом, тотемские купцы возглавили "мейнстрим по колонизации далеких восточных земель времен семнадцатого века" и организовали не один десяток экспедиций в Сибирь и в Северную Америку, где попутно основывали достаточно крупные русские поселения, такие как калифорнийский Форт-Рос, я уже не говорю про Алеутские и Командорские острова, Аляску и западное побережье Канады. Как раз в этот период и проходило строительство всего того, что мы имеем сейчас. Уже в девятнадцатом веке, ветер международных и внутренних дел поменялся, и Русский Север превратился в один общий уездный край, хотя я этому только рад, ведь эта историческая ситуация законсервировала там ту самую аутентичную северную самобытность, хотя местные жители наверняка со мной не согласны и желали бы большего прогресса и развития, ну, к нашему удовлетворению, ни им это решать)).
Сам путь до Тотьмы был весьма предсказуем и прост и особых приключений не сулил, единственное, что можно отметить так это то, что я встретил на очередной заправке Макса из Вельска (Макс, привет!), было приятно увидеть сурового единомышленника, потому как его "драга", так же и мой Коняш, был в мошкаре, размазанной ровным слоем по фронтальной проекции мотоцикла. Сразу видно человек едет из леса в другой лес.))
Меня немного смущала дорога от поворота с федералки на Тотьму, но я был приятно удивлен 143-километровому участку этой дороги, которую я оцениваю на твердую четверку. Честно говоря, в каком состоянии дорога на Великий Устюг и Котлас от Тотьмы я сказать не могу, но местные мне говорили, что особых проблем нет, а это звучит как вызов туда отправиться.
Изначально мой план состоял лишь в том, чтобы добраться до Тотьмы, погулять там и переночевать, потому как интернет-прогноз погоды не сулил ничего хорошего, я имею в виду дожди и грозы, но к утру я понял, что прогнозы как всегда врут (кого я обманываю, я же сам отчасти учился на метеоролога и это очень непредсказуемая стихия), а моя душа требовала бОльшего. Не долго думая, я решился на крутую авантюру, но об этом позже.
Тотьма - это очень ухоженное место, местами напоминало мне аккуратные владимирские города, с пониманием того, что сюда регулярно ездят туристы, поэтому благоустройство в целом заметно. Жаркая погода, придорожная белая пыль, тополя и одинокие сосны местами меня окунали в типичные краснодарские станицы, где выращивают арбузы, но возможно дело было в том, что я жил в гостинице, где хозяева- армяне во дворе жарили шашлык, во всяком случае южный шарм там точно присутствовал и я его отчетливо чувствовал с каждой новой партией шашлыков на мангале.
С утра я решил встать раньше обычного, но мои соседи (тургруппа), которые уезжали в четыре часа, решили заодно разбудить и меня, а покуда солнце уже вовсю светило, я быстренько собрался и помчался обратно, ведь это забавно, что тебе надо ехать в Белозерск, до которого 420 верст, но в семь утра ты уже в Вологде.
Пока я мчался до Вологды встретил лису, которая чего то нюхала на обочине, и почти поравнявшись со мной, резко дала стрекоча причем поперек дороги прямо мне под колеса, так что братцы и сестры, если заметили дикое животное на пути лучше снижайте скорость, пока оно не ретируется в лес. Я же лисичку не задавил, не переживайте, она ускакала, зато её хорошенько разглядел. Она была похожа на лису из мема, которая нервно курит - ободранная, худая и с неврозным взглядом.
Вообще лисы меня преследовали постоянно, начиная с того, что на гербе Тотьмы изображена черная лисица, на которой, как говорила Екатерина Вторая, тотомчане отрабатывали свои выдающиеся охотничьи навыки, поэтому по всему городу расставлены изваяния лисиц, ну и под конец странствия, уже под Грязовцом, в тумане мелькнула ещё одна лиса, более расторопная чем предыдущая.
Белозерск, город до которого я не добрался в 2019 году (см. "В эту белую ночь"), но вот пришло время расплаты. От Череповца на Белозерск трасса в хорошем состоянии, так что смело езжайте, никаких проблем. Вообще в Вологодской области основные дороги сделаны по прямой, вот как на карте нарисовали так и проложили, это делает их скоростными и предсказуемыми.
Самое забавное, меня удивляет тот факт, что эти вологодские или костромские города, будь то Белозерск, Тотьма, Галич, Сольвычегодск или Кириллов совершенно не известны широкому среднероссийскому туристу, почему то я раньше про них ничего не знал и не ведал, а ведь они по возрасту и стати сопоставимы с городами "Золотого кольца", поэтому неожиданно и приятно открывать в зрелом возрасте такие вот жемчужины. Едешь такой в глухом лесу сотни километров, а здесь, бац, и кремль стоит! Ты такой: "Стойте, стойте, что происходит!? Это, что средневековые крепостные стены!? Здесь, что поляки осаду проводили?! Казанские татары набеги совершали!? Да как они узнали, что здесь вообще что-то есть, в глухом дремучем лесу???". А нет, жизнь бурлила в этих местах за тысячи лет до нас, ни чуть не тише чем в Киеве, Новгороде или Суздале, разве что по-медленнее.
Примерно такие мысли меня посетили, когда я въехал в Белозерск, гулял по нему и добрался до городского пляжа на Белом озере. Прочитав на табличке в местном кремле, как князья Белозерские откликнулись на зов Дмитрия Донского и пошли с дружиной на Куликово поле и почти полным составом там сложили головы, я немного засомневался. Но потом вспомнил, что в музее Куликово Поля (на минуточку, это - Тульская область) видел список удельных князей, которые прибыли в войско Великого князя Дмитрия, в том числе с Галича, Белого озера и Вятки. И теперь представьте как осуществлялась связь между княжествами в четырнадцатом веке, чтобы всех оповестить о войне, согласовать условия участия в компании, собраться в одном месте, организованно выступить и принять бой с врагом. Честно говоря, даже в существующих реалиях это очень проблематично.
Так как утро у меня началось раньше обычного, на тепленьком песочке из мелкого ракушечника я покемарил на час-полтора и уже было собрался ехать обратно с ночевкой в Череповце, но местные жители убедили двигаться в сторону Кириллова, тем более от Белозерска через Шексну бегает бесплатный паром (!), что сокращает путь со 140 до 40 километров, а времени всего то было четыре часа дня. Я так подумал, что вот и возможность вернутся в Вологду другой дорогой, да и вообще проехаться по сумеркам в свете белых ночей. Тем более в Кириллове у меня тоже был должок - Горецкий женский монастырь, о котором я наслышан уже давненько, как об основной вологодской достопримечательности.
Я подумал: "Итак, я имею десять километров гравийной дороги до парома и двадцать километров от него, шоссейную резину, отсутствие устойчивой связи, чтобы убедится, что бесплатный паром существует и как он работает, масляную протечку на вилке у Коняшки, шесть литров бензина до Кириллова и неумолимо приближающиеся вечер и ночь. Никаких шансов на успех, так чего же я жду, в путь!".
Главным открытием этого тура стало, что на четвертом году мотоциклизма я самостоятельно научился правильно ездить по гравийке или грунтовке. Дело в том, что раньше эти участки дорог я преодолевал медленно, потому что мотоцикл водило из стороны в сторону, он скользил по камням и песку, и была высокая вероятность падения. Проехать так пару километров не особо то и сложно, но вот тридцать - это уже напряжно. Поэтому после десятка километров мытарств я наконец то включил голову и подумал: "Почему мот скользит на грунтовке? Это, наверное, резина, а самое главное переднее колесо зарывается в грунт. Что нужно сделать, чтоб оно не зарывалось? Надо разгрузить переднюю вилку. А как это сделать? Надо поддать газу и держать высокие обороты на низкой передачи!" И я, как Иисус пошел по воде, только в моем случае - уверенно поехал по гравийному грейдеру, правда, не более сорока-пятидесяти километров в час, все таки резина то у меня шоссейная, но и это уже не пять и не десять!
Успешно преодолев водные и гравийные преграды я добрался до Кириллова и сделал множество красивых фотографий, потому что в предзакатном солнце с фигурными облаками все фотографии красивые. Горецкий монастырь меня не слишком то удивил, однако, широкое течение Шексны в этом месте очень впечатляет, я не думал, что эта река настолько широка.
Обратно я выбрал трассу вдоль Кубенского озера и просто впитывал в себя вечернее рыжее солнце, особо не торопясь, потому что я за эти пару дней всё переуспел.
Вишенкой на торте для меня стали сумеречные туманы в низинах там, где проходит дорога от Вологды на Ярославль. Я просто в них окунался и барахтался...мррр.
Уже ночью, возвращаясь из гаража домой, прислушивался к летним ночным шорохам и думал, насколько эти моменты глубокого удовлетворения скоротечны и неуловимы. "Это была славная охота...", но, пожалуй, это уже совсем другая история.
14.06.2021
Свидетельство о публикации №225030801295