Рассказ сорок первый. Родина Мать зовет!

Родина Мать зовет!
Навязчивая идея добраться до Волгограда грела меня около года, под эту историю я даже запланировал отдельный отпуск. Изначально, маршрут был куда длиннее, дольше и интереснее, но несвезло.
Первая часть пути во многом повторяла прошлогоднюю поездку в Пензу (см. "В земли предков"), поэтому особых откровений по пути в Рязань я не ожидал, даже остановки и заправки делал в тех же местах, а в Рязани забронировал ту же гостиницу на ночлег. Предвкушая вечернюю полноценную прогулку по городу, потому как добраться я планировал засветло к семнадцати часам, после Гуся-Хрустального Коняш начал чихать и реветь, и тут мой настрой на благостный исход этого путешествия пошатнулся. Приключения начались.
Осмотрев мотоцикл в Туме, попинав по его колесам, протерев фару и, на всякий случай, заменив свечи, продолжил движение дальше, но недуг у Коняшки только усугублялся.
Последние десятки километров до Рязани проходили с ужасным шумом, мотоцикл совсем не слушался газа, местами терял мощность и даже пару раз заглох, но все-таки до гостиницы мы добрались.
На месте я резко начал искать хоть кого-нибудь нам в помощь, ведь был вечер субботы, что мне грозило остаться без техподдержки до понедельника. В принципе, так и получилось, но все же прошерстив интернет я выявил несколько контактов, которые в дальнейшем нам помогли.
Вообще, за последний уикенд лета я серьезно погрузился в мототехнический бизнес Рязани, и сейчас могу смело рекомендовать тот или иной мотомагазин или мотосервис. Забавно, но в процессе исцеления Коняшки я общался с тремя специалистами, и всех их звали Ромами.
В субботу я дозвонился первому Роме, который ради меня откуда-то сорвался и мы встретились у его мотосервиса с оригинальным названием "Мотосервис". После недолгих манипуляций был поставлен диагноз "прогар прокладок глушителя" плюс "пробой левой свечи из-за плохих контактов", от чего как раз произрастал неприятный шум старого советского двухтактника и плотный черный нагар на левой свече зажигания. Договорившись на следующий день с утра, поискать запчасти и устранить эти проблемы я с небольшим облегчением уехал на ночлег.
Однако, мне не давала мысль о том, что с утра в воскресенье мы как-то сможем найти нужные запчасти и починиться, тем более по пути в Волгоград я напросился в гости к своему бывшему флотскому начальнику, который успешно пенсионерит в городе Моршанске, и вся моя концепция идеального путешествия терпит фиаско. Поэтому, не переставая сканировать интернет, я выявил одну-единственную точку в городе, где в воскресенье продают мотозапчасти - "Мотоначинка". Так что в начале десятого воскресенья я уже был там. 
Кстати, доехал я туда не без приключений, из-за того, что пока я катился до Рязани на низких оборотах у меня вырос расход бензина, и, думая, что у меня есть ещё запас топлива в пятьдесят километров, мы благополучно обсохли в начале Куйбышевского шоссе. Благо, в километре от этого места я видел заправку, и обратно к заправке мотоцикл тащил уже я.
Вообще, было классно: воскресный утренний город, пустые улицы, ты тащишь в горку мотоцикл, который показывает признаки клинической смерти...эээх, красота, настроение отличное. Самое приятное в этот момент было осознание того, что за последние три с лишним года своих странствий это был первый такой серьезный случай с неисправностью мотоцикла (надеюсь, последний), и я уже давненько имел план действий на такой случай - скрутить госномер, сжечь мотоцикл и двигаться домой пешим порядком или попутным транспортом, ну или по возможности отправить его транспортной компанией в Ярославль, а самому ехать поездом.
Купив прокладки на глушак, я отправился в "Мотосервис", однако, прождав там около часа, и не дозвонившись до мастера (никто не брал трубку, оказывается они ночами занимаются ремонтом, а утром отсыпаются, но меня это не очень устраивало), я начал искать другие варианты с починкой. Самый простой и очевидный способ был обратиться в мотомагазин, что я и сделал, а там они мне подскали другого мастера, который может принять нас, несмотря на выходной день.
Мастер Рома из motouniversal_rzn охотно принял меня, быстро провел диагностику и взялся за ремонт, правда, только с утра понедельника, но все же уже какая-то ясность. В итоге выяснилось, что в левом корытце карбюратора каким-то неведомым способом сломалось пополам топливорегулирующая игла, отчего левый цилиндр у меня просто не работал, что в свою очередь послужило катализатором на прожиг прокладки глушителя. Учитывая, что оригинальную иглу найти в тот момент было совершенно не реально, Роман поставил какую-то другую иглу, меньшую по размеру, как временное решение, чтоб хотя бы проехал пятьсот километров до дома. Забегая вперед, скажу, что проехал я на такой времянке 2200 километров и мот до сих пор на колесах.
В итоге, у меня было целое воскресенье насладится Рязанью, что я и сделал. Сел на ближайший троллейбус и вылез на случайной остановке, откуда начал свой променад. В итоге я гулял около семи часов подряд, пройдя почти всю туристическую часть Рязани.
Город довольно пешеходный и большой, поэтому бродить там весьма удобно и даже долго. Не имея конкретной цели я шёл туда, куда меня влекли улицы и дорожки. Хотя нет, одна цель у меня была - памятник Сергею Есенину - символ Рязани, который как-то выпал из поля моего зрения в предыдущие разы посещений.
Добравшись до Есенина, я встретил женщину, которая всем своим видом была похожа на иностранку, однако, рязанское лицо это впечатление нивелировало. Тем не менее, разговорившись с ней на почве фотографии (она меня попросила её сфотографировать), выяснилось, что она уже давно живет в Италии, хотя сама с Рязани. Примечательно в этой встрече то, что когда она начинала эмоционально о чем-то рассуждать, то незаметно для себя, местами вставляла итальянские слова или фразы, это было забавно слушать.
Днем понедельника Коняшку починили и у меня встал вопрос: ехать домой или рискнуть продолжить путь дальше? Ехать домой слишком просто, так что мы покатили на юг к намеченной цели.
В виду того, что иголка короче оригинала, то подача топлива была настроена под эту иглу, и смесь была слишком обогащена, отчего динамика мотоцикла изменилась, было ощущение того, что едешь на пониженной передаче, долго набираешь обороты и быстро их сбрасываешь - не очень приятно для резвого мотоцикла, которому нужно шустро обгонять пелотоны фур. Но все же за сутки дальнейшего пути я к этому привык, более того, подрегулировав подачу воздуха немного скорректировал эти негативные явления.
Долгими зимними вечерами я иногда заглядывал в тревел-блоги о красивых и интересных местах и одно из них было у меня по пути - это Старожиловский конный завод. Основатели этого завода - отец и сын фон Дервиз, судя по всему, немцы по происхождению. Младший фон Дервиз тяготел к европейским архитектурным традициям, поэтому конюшни выстроены как цитадель или средневековый замок с башнями и фасадами в виде крепостной стены, а вокруг в больших загонах пасутся лошадки преимущественно одной породы - русской верховой лошади. В свое время, после экспроприации этого предприятия большевиками, там проходил службу Г.К. Жуков.
Далее меня ждал Тамбов. Тамбовщина в этом странствии стала для меня настоящим открытием. Честно говоря, я представлял её как классическую южно-русскую черноземную степь, но нет, здесь и холмы и леса и поля и гаишники меня остановили, проверили документы и отпустили и все это как-то одновременно. Даже увидел такое любопытное наименование "Степной лесхоз", оказывается, это когда степные зоны засеивают лесными деревьями, преимущественно хвойными, для улучшения сельхоз климата засушливых степей. Весьма редкое хозяйство, во всяком случае, в интернете я нашел только два таких лесхоза - в Тамбовской и в Омской областях.
В глубокие сумерки я добрался в свой суровый тамбовский хостел, с правилами поведения как в пионерском лагере, устроился и побежал осматриваться, время то было начало девятого.
Из-за того, что подавляющее количество наших сограждан о Тамбове, ничего кроме как "Тамбовский волк тебе товарищ!" не знает (да и я тоже не знал до недавнего времени), я немного поведую за этот край.
Между прочим, что касается "тамбовского волка", я по наитию искал волков-символов региона, как грибы в Рязани, но особо то и не нашел, и видел их только в виде деревянных скульптур у лесничеств и не более. Оказывается, "тамбовский волк" - это обидное наречение для местных, так как означало то, что местные мужики в периоды отхожего промысла брались за любую работу и за малую плату, чем демпинговали рынок труда, преимущественно в Москве и Подмосковье, поэтому их звали "волками", также называли и других таких же работников из Брянска или Липецка, например. Но после подавления Тамбовского восстания 1920 - 1921 годов и после пары культовых советских кинокартин на слуху остались только "тамбовские волки", которые, как известно, были большевикам не товарищами.
Город, как и большинство городов нашей страны, появился как крепость для защиты от кочевников Дикого поля в середине семнадцатого века, но вскоре надобность в нем как в крепости отпала и последние триста лет тамбовский край был житницей страны, в свое время даже занимал ведущее место в мире по производству махорки, а в городе Моршанске, одной из первой, была построена табачная фабрика.
Тамбов, как и Великий Новгород, весьма скромен по населению, особенно, будучи областным центром, всего чуть мень трехсот тысяч жителей, тем не менее очень обаятелен, благодаря малоэтажному строительству в центре города и уютной набрежной на реке Цна, местами похож на наш Рыбинск или даже на Кострому.
Южный климат даёт о себе знать, поэтому вечером 30 августа я гулял среди пышной зелени, стрекочущих цикад (на дороге даже богомола видел), теплое время суток и праздная молодежь, в окружении уличной иллюминации, создало ощущение морского курорта.
Приглядевшись в темноте к местным стройным и высоким колокольням Спасо-Преображенского собора и Казанского монастыря, утром я повторил свой вечерний маршрут, только с фотоаппаратом на перевес (ночные кадры совсем не получились). Далее меня ждал шестисоткилометровый пробег по южной степи.
В тот момент к динамике мотоцикла я ещё привыкал, поэтому дорога туда была немного скомкана, однако, мне это не мешало взирать по сторонам и наслаждаться бескрайними полями и сильным боковым ветром. Ветер!!! Это был мой главный противник, который нарушал мою дорожную медитацию, особенно, когда проезжала мимо встречная фура, от потоков которой меня перетряхивало, поэтому при встречах с дальномерами (а их было очень много!) мне приходилось каждый раз прижиматься к баку, чтоб снизить парусность и уменьшить тряску, утомительно. Однако, дорога была прямая и хорошая (Р-22), местами ремонтировалась, но это не мешало движению, так что можно очень быстро ехать, причем, камер на участках Воронежской и Волгоградской областей почти не было, даже удивительно.
К концу дня я заметно утомился, и последнюю сотню километров ехал на морально-волевых, а Волгоград предательски так и не появлялся, зато когда я все же в него въехал, меня охватило мощное чувство полного удовлетворения. Пока было ещё светло, я старался добежать до хостела, предусмотрительно выбранного рядом с Мамаевым курганом, но вечерний час-пик, и огромный по площади город, не давал так просто это сделать, но мы с Коняшкой справились.
Изначально, я планировал остаться в Волгограде на пару дней, ведь это город-миллионер, в котором кроме Мамаева кургана имеется огромное количество достопримечательностей, но финансовые затраты на ремонт сократили мои туристические аппетиты.
Тем не менее, увидеть своими глазами главную высоту России, огромный мемориал и Родину Мать - это было моей давнишней мечтой, к которой я шёл лет десять. Весь город пронизан духом Сталинградской битвы, оно и не мудрено, ведь он был основательно разрушен и, во многом, благодаря, носившему тогда имя Сталина, был восстановлен и отстроен за полтора десятка лет.
Я же, последний день лета провел в полупустой уличной чайхане под звуки русского шансона и восточных мотивов, пожалуй, такого оригинального дня рождения у меня никогда не было.
Думаю, надо будет вернуться сюда с семьей и погостить основательно.
К сожалению, мой традиционный закольцованный маршрут в этой поездке не удался, хотя я хотел проехать от Волгограда далее через Саратов и Ульяновск, но все-таки гонять недолеченного Коняша по средней Волге я не стал, тем более меня заждались в Моршанске.
Путь из Волгограда на Тамбов оказался быстрее и проще, потому что я уже не думал, что мотоцикл может окончательно сломаться, и, с чистой от тяжких дум головой, мчался обратно на север.
Правда, заметив, что вдоль дорог стоят лавки с местными бахчивыми, решил для себя, что будет кощунственно выехать из арбузного края и не попробовав дары лета. Выбрав себе дыньку на два кило и горсть домашнего винограда, уж было хотел куда-нибудь пристроится в чистом поле отзавтракать, но заметив мои мытарства, продавщица любезно предложила перекусить у неё в закутке, а я не против, а то за последние двое суток я разговаривал только с мотоциклом и иногда по телефону. Так что путник с обходительными манерами, милой улыбкой и жалостливыми кошачьими глазами всегда найдет себе место у костра туземцев)).
После Тамбова на заправке встретил мотоциклиста со свердловскими номерами, конечно же спросил откуда он, на что парень Андрей уклончиво говорил, что из села. Я все-таки уточнил у него из какого, и надо же - из Сарапулки. На что я ему поведал про свою сакральную связь с сарапульским въездным знаком (см. "Сарапулка"), видать, мир гораздо теснее, чем пожет показаться на первый взгляд.
К Моршанска я добирался уже на излете последних теплых дней, потому как на следующий день был дождь, и как раз в этот день я благополучно отдыхал у своего сослуживца (Анатолий Викторович и Елена, привет!). Все таки четыре дня в пути в седле дают о себе знать, особенно, на неприспособленном к дальним странствиям мотоцикле, и лишний день отдыха мне был просто необходим.
А покуда за окном шел дождь, и хозяева были настолько радушны, что меня откармливали полутора суток как на убой, плюс ещё культурная программа. Дай Бог каждому! Давненько я так не прибывал в гостях, чтоб от пуза и все удобства! Да и вообще, очень приятно, когда тебя где-то искренне ждут. Спасибочки! Поэтому не зарастет в Моршанск тропа из Ярославля.
Кстати, впервые за три года я посетил в поездке музей, благо, именно к моему приезду местный краеведческий музей открыли после реставрации, так что мы с Викторовичем не преминули этим воспользоваться, даже попали на занимательную двухчасовую экскурсию по четырем залам музея, потому как увлеченная экскурсовод-краевед пыталась рассказать нам про все экспонаты музея (между прочим, весьма интересная коллекция икон, деревянных храмовых скульптур, европейской и русской живописи и скульптуры) и всё, что связано с создателем музея Петром Петровичем Ивановым (это я запомнил по-ходу на всю оставшуюся жизнь).
Последний день пути оставлял во мне двоякое ощущение. Казалось бы, я хотел съездить в Волгоград и я съездил туда, но мой ментальный заряд на долгое обширное странствие не оставлял меня в покое, да так, что при подъезде к Шацку я всерьёз размышлял пуститься в разгуляй ещё на денек, тем более стартовая позиция была очень удобная, хоть в Саранск, хоть в Ульяновск, хоть в Нижний Новгород. Но все же здравый смысл и текущее положение дел направили меня домой.
Прохват в семьсот километров я решил одолеть одним днём, хотя к исходу этого самого дня, я однозначно пожалел о своем волевом решении. Здесь сложилось так, что вместо того, чтобы ехать через Рязань, я решил проехаться через земли предков - Спасск-Рязанский, ну а там, как выяснилось на месте, был поврежден понтонный мост, так что пришлось ждать около часа, пока его приведут в порядок. Ещё полчаса я простоял на ж/д переезде пред Гусь-Хрустальным, благо, там успел за это время насобирать мешочек маслят. Ну и самое печальное - это дождь, который настиг меня во Владимире и не отпускал вплоть до дома.
Из-за тяжелых туч скорые летне-осенние сумерки очень рано переместились в полную темноту, плюс интенсивный дождь, который заливал мне визор, да и всего меня (я даже по ошибке с трассы в Суздаль заехал), так что обратно я ехал медленно и вслепую, отчего седьмая сотня километров в позе мотоэмбриона становилась очень мучительной и чрезвычайно мокрой и заметно холодной.
Единственным приятным открытием этого дождливого вечера стала новая полуокружная дорога в Иваново от владимирской трассы на ярославскую дорогу, которую открыли совсем недавно, поэтому не пришлось петлять по Иваново лишние полчаса.
Скрипя зубами, к нулям мы приехали домой, оставив за плечами шесть суток странствий и 2755 километров пути. И все же чувство "сбитого лётчика" почему-то меня до сих пор не оставляет, и с этим надо что-то делать, но, пожалуй, это уже начало новой, совсем другой истории.

05.09.2021


Рецензии