Согласно доброй традиции, в этот день в Тресте

 Рерихов приветствуют женщин-творцов – художниц, скульпторов, фотографов,
всех тех, для кого искусство и культура являются неотъемлемой частью жизни.

Друзья!
Из Сети


«Птица человечества не может лететь на одном крыле». В имении Рерихов (Индия) отметили
Международный женский день
В весенний воскресный день накануне 8 марта 2021 года в имении Рерихов торжественно отметили Международный женский день.
Согласно доброй традиции, в этот день в Тресте Рерихов приветствуют женщин-творцов – художниц, скульпторов, фотографов,
всех тех, для кого искусство и культура являются неотъемлемой частью жизни. Вот и в этом году главным событием праздника
стало открытие выставки «Rima Rimowa» произведений искусства традиционной буддийской живописи тханка индийской
художницы Кришны Таши Палмо.
Обращаясь к участникам и гостям праздника с приветственной речью, индийский куратор Международного Мемориального Треста
Рерихов (ММТР) Рамеш Чандра сказал, что в этот праздничный день хотелось бы выразить признательность женщинам всего
мира, поговорить о равных правах для женщин в семье и в обществе, вдохновить женщин на творчество. Роль женщины-
художницы в искусстве является актуальной темой современности. Женщина была, есть и будет не только вдохновителем, но и
талантливейшим творцом прекрасных произведений.
Г-н Чандра высоко оценил представленную в Выставочном зале ММТР выставку и объяснил, что искусство тханка – это не картины
и рисунки в традиционном смысле, это изображения Будды и божеств буддийского пантеона, выполненные на ткани минеральными
красками и предназначенные для поклонения, для исполнения специальных ритуалов, для медитации.
Главная героиня праздника, художница Кришна Таши Палмо родилась в Лахуле (штат Химачал Прадеш). С 2006 по 2011 год она
училась искусству буддийской живописи тханка в художественной школе TCV в Патликуле. Ее работы участвовали в национальных
и международных выставках. В настоящее время она вместе со своим мужем Тензином Кришна живет и работает в Катрайне,
недалеко от Наггара. Кришна не только мастер тханка, она создает портреты, занимается современной живописью, пишет стихи.
«Я верю в положительные энергии и в то, что все происходящее имеет под собой причину», – говорит художница. Выступая перед
гостями, она рассказала, что этим утром ее муж увидел удивительный сон. Ему приснилась индуистская богиня, Мать. Поскольку
муж Кришны буддист и не очень знаком с индуистской религией, она объяснила ему, что, скорее всего, ему явилась во сне Богиня
Дурга. «В его сне она была прекрасной женщиной, – рассказывала Кришна, – она была видимой. И она сказала одну вещь: не
существует религий и различий. Есть только истина. Проснувшись, мой муж был очень счастлив, потому что он понял, что нет
отдельно индуизма и буддизма, в основе всего лежит истина. И это был очень положительный знак для нашего приезда в имение
Рерихов, благословение, послание, что все есть истина».
Молитвой Богине Дурге начала свою речь г-жа Рита Сингх, почетный гость праздника, член исполкома Академии искусства,
культуры и языка штата Химачал Прадеш, президент Akhil Bhartiya Sahitya Parishad, основатель-президент Mahila Sahityakar
Sanstha. Г-жа Сингх подчеркнула важность празднования Международного Дня Женщин в Индии и во всем мире и поблагодарила
руководство ММТР в лице российского и индийского кураторов за прекрасную организацию праздника и заботу об имении Рерихов
и произведениях искусства и культуры, которые в нем хранятся.
Д-р Рита Сингх отметила, что уже на заре цивилизации женщины играли ключевую роль в обществе. Начиная с ведического
периода, женщины пользуются уважением и почетом за их выдающиеся достижения во все времена во всех странах. Каждый
может оценить работу, проделанную ими в качестве Матери, Сестры, Жены и Друга. С давних времен лозунг «Равенство для всех»
отражает требование справедливости в отношении женщины на рабочих местах, в обществе и дома и признание равноправия
женщин в видимой реальной форме.
Г-жа Сингх подчеркнула, что уверенное лидерство, демонстрируемое женщинами в любых обстоятельствах и во всех сферах
жизни, делает им честь и достойно подражания. Не случайно темой Международного женского дня – 2021 стало признание
первостепенной роли женщины в условиях постковидного мира, в ситуации, когда экономика оказалась надломленной в связи с
долгим карантином. По своей природе женщины более мужественно и терпеливо переносят неблагоприятные обстоятельства, и во
время пандемии женщины всего мира сыграли важнейшую роль в спасении жизней миллионов людей в качестве заботливых
матерей, сестер и жен.
Рита Сингх выразила признательность премьер-министру Индии г-ну Нарендра Моди за его приветственное обращение ко всем
женщинам – борцам с коронавирусом в Индии и в мире и поблагодарила главного министра штата Химачал Праддеш г-на Джай
Рам Такура за большую работу в области повышения благосостояния женщин Химачала. В завершение своего выступления она
выразила благодарность ММТР за организацию таких мероприятий, которые утверждают достоинство женщин и их право на
творческое самовыражение.
Российский куратор ММТР Лариса Сургина, работающая в Тресте по направлению Международного Центра Рерихов (Москва),
напомнила собравшимся о двух выдающихся женщинах семьи Рерихов – Е.И.Рерих и Девике Рани.
Елена Ивановна, жена Николая Константиновича Рериха, образованнейшая женщина своего времени, философ, мыслитель,
писатель много строк своих писем и произведений посвятила значению женщины в нашем мире.
«Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины, – писала она. – Грядущее время снова должно, как в
лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и
сотрудником. Ведь всё Величие Космоса слагается двумя Началами. Основа Бытия зиждется на равноценности двух Начал.
Возможно ли умаление одного из них?!
Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы в значительной степени являются следствием порабощения и
унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерация некоторых народностей имеют в основании
рабскую зависимость женщин».
«Птица человечества не может лететь на одном крыле», – вспоминала Елена Ивановна слова индийского философа
С.Вивекананды. И утверждала, что «в руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое
значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества».
Девика Рани, невестка Е.И.Рерих, жена ее младшего сына Святослава и первая леди индийского кинематографа, не только
разделяла и поддерживала взгляды Елены Ивановны, но и сама была олицетворением лучших женских качеств. Девика
происходила из высшего сословия Индии, но, как вспоминала К.А.Молчанова, близкий друг Святослава Николаевича и Девики
Рани, в ней не было ни кастовых предрассудков, ни малейшего высокомерия по отношению к кому бы то ни было. Став в
молодости актрисой, Девика Рани сознательно бросила вызов своему сословию. Это был ее гражданский акт во имя поднятия духа
индийской женщины.
Своей высокой внутренней культурой и интеллигентностью Девика покоряла всех, кто ее знал или видел на экране. Выйдя замуж
за С.Н.Рериха, она стала не только его женой и музой, но и беззаветно преданным ему другом и помощницей. А их союз стал
олицетворением дружбы между Россией и Индией.
Радостным подарком для всех участников и гостей праздника стало выступление коллектива учителей детской Академии искусств
имени Е.И.Рерих Международного Мемориального Треста Рерихов под руководством преподавателя музыки, сотрудника ММТР
Аншула Кумара. По традиции музыкальная программа началась с пения молитвы в честь богини Сарасвати – покровительницы
знаний и искусств. Затем под аккомпанемент индийского ударного инструмента табла (в исполнении Анупа Кумара)
преподавательница танцев Мамта Такур исполнила народный танец Северной Индии. А Пушпа Деви вместе с Сапной Такур и
другими учителями Академии спела несколько современных индийских песен. Под аплодисменты зрителей к выступлению
присоединился Д.М.Сургин, помощник российского куратора ММТР. В российско-индийском исполнении задушевно и
проникновенно прозвучала старинная гималайская песня «Далеко ли до Чамбы».
Женщине-матери был посвящен танец под музыку известного современного индийского композитора А.Р.Рахмана. Этим
символическим танцем завершилась праздничная программа в честь Международного женского дня в имении Рерихов".https://icr.su/rus/
...Други!
Это событие произошло четыре года назад, но наверняка такое празднование 8 Марта в Индии традиционно.
Пожелаем друзьям-индийцам, всем представительницам женского пола счастья, удачи и здоровья!
Как и всем русским женщинам, носителям Добра и Света!
В.Н.




********
Ольга Лазарева. Грани Света и тьмы. О Записях Е.И.Рерих и пути совершенствования


Приходя на землю в различные исторические эпохи, великие люди всегда вызывали противодействие невежественной среды,
не могущей вместить высокий Свет Духа и величие их подвига. Гиганты мысли и сердца становились объектами нападок и
клеветы низких сознаний, неспособных воспринять светлые и созидательные идеи. Клеветали как на самих светоносцев, так и
на их труды. Кроме таких невежественных реакций людей, не принимающих Свет, возникало много непониманий их трудов и
искажений высоких Истин, ими приносимых. Не обошла эта участь и нашу великую соотечественницу Елену Ивановну Рерих,
выдающегося мыслителя, автора ряда философских трудов и создательницу совместно со своим духовным наставником
Учения Живой Этики – Провозвестия Новой Эпохи, или философии Космической реальности.
После осуществления чиновниками Минкульта в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года незаконного захвата общественного Музея
имени Н.К.Рериха и всего наследия Рерихов, принадлежащего Международному Центру Рерихов (МЦР), невежественные
толкователи стали использовать в своих публикациях и ту часть захваченных архивных материалов, которая не подлежала в
настоящее время обнародованию. Речь идет о дневниках Елены Ивановны, в которых она вела записи бесед со своим
духовным Наставником – Великим Учителем. Рассчитанные в большей степени на сознание людей будущих поколений, эти
сокровенные труды содержат материалы, которые в основной своей части не могут быть поняты нынешним человечеством.
Сознание большинства людей, не очищенное от нравственных пороков и заблуждений, еще не готово к восприятию тех Истин,
которые даны на далекое будущее. Потому сама Елена Ивановна указала сроки публикации своих дневников. В письмах
своим корреспондентами она отмечала, что Записи будут сохраняться в особом месте и станут доступны для ознакомления,
вероятно, не раньше ста лет после ее ухода [1, с. 439], [2, с. 16], то есть примерно около 2055 года. В полном объеме они
должны были увидеть свет еще позднее. В одну из тетрадей Елена Ивановна вклеила страничку, на которой записала слова
своего Учителя: «Яро напишешь новую книгу о своем огненном опыте – ярую мы оявим для потомства. Но ярые записи
целиком оявлены будут не раньше трехсот лет после твоего ухода» [3].
Людмила Васильевна Шапошникова, принявшая наследие Рериха для создания в Москве общественного Музея имени
Н.К.Рериха, писала в одной из своих публикаций: «Святослав Николаевич передавал это наследие Советскому Фонду
Рерихов, впоследствии переименованному в Международный Центр Рерихов. Среди всего остального были и дневники
Елены Ивановны... В один из дней у меня состоялась беседа со Святославом Николаевичем насчет этих дневников. Он
сказал, что это самое важное, что есть в наследии, что часть из них опубликована и вошла в книги Живой Этики, а
часть ждет своего часа. Сейчас публиковать эти дневники нельзя, а что касается публикации целиком, то ее придется
ждать немало времени. Потом мне были выданы инструкции, как обходиться с дневниками» [4]. Людмила Васильевна и
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Семья Рерихов ; Эволюционные действия Рерихов ; Живая Этика ; Пакт Рериха ; МЦР ; Музей имени Н.К. Рериха
Л.В. Шапошникова ; Защита ; ОНЦ КМ ; Конференции ; Чтения ; Культурно-просветительская работа ; Творческие отделы
Главная страница » Новости » Новости МЦР » 2025
МЦР строго соблюдали установленные сроки. В соответствии с договоренностями в 1994 году увидела свет небольшая часть
дневниковых Записей, опубликованных в сборнике под названием «У порога Нового Мира». В 2000 году сборник вышел в
дополненном виде. Постепенно читатель знакомился с той информацией, которую он мог воспринять и усвоить. Вполне
возможно, что такие публикации продолжались бы и далее, если бы Международному Центру Рерихов не был бы нанесен
удар чиновниками Минкульта и Государственного музея Востока (ГМВ), разрушившего постоянную экспозицию общественного
Музея Н.К.Рериха и нарушившего его большую культурную работу.
Незаконно захваченные, а по сути, украденные дневники Е.И.Рерих в нарушении авторских прав и всех этических норм были
спешно опубликованы захватчиками в открытом доступе на одном из сайтов Государственного музея Востока. Выданные
раньше времени материалы проявили у людей самые разные эмоции и реакции. «Розовый период в развитии рериховского
движения со слайд-программами, выставками, возвышенными выступлениями уже закончился», – закричали одни,
утверждая, что пора сдавать практический экзамен – читать Записи и постараться при этом не сойти с ума. При этом они не
вспомнили саму Елену Ивановну, которая, имея эти Записи, продолжала знакомиться с новейшими научными достижениями,
философской мыслью Востока и Запада и не устранялась от жизни, а принимала активное участие в широкой культурной
работе на благо мира. Другие люди на обывательском уровне принялись обсуждать сокровенные понятия и явления. А
некоторые начали создавать ложные интерпретации, добавляя к ним цинизм и оскорбления.
Конечно, Записи Елены Ивановны Рерих несут в себе высокую энергетику и глубочайшие знания, которые помогут
преобразить сознание будущего человека, утвердить новые пути в его эволюции. Но эта же высокая энергетика, как
обоюдоострое оружие, может повредить неготовое сознание, не очищенное от страстей и пороков. «Дать
неподготовленному сознанию слишком много, – писала Елена Ивановна, – все равно что дать ребенку играть с
заряженным револьвером» [5, с. 465]. Потому во всех Учениях первым этапом на духовном пути было утверждение
определенных нравственных качеств, то есть исполнение этических Заветов Учителей. Это тот фундамент, без заложения
которого все остальное построенное здание не сможет стоять и рано или поздно развалится. Об этом же говорил и Христос в
своей притче о доме, построенном не на прочной скале нравственности, а на песке, и смытом при первом вихре. «А всякий,
кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» [6].
В одной из своих статей Н.К.Рерих описывает беседу с ламой, где они говорят о Высоких Истинах: «Я слышал, что жизнь
Чома де Кереша не была удачливой, – говорил ему лама. – Грюнведель, о котором ты упоминал, сошел с ума, потому что
оба они прикоснулись к великому имени Шамбалы из любопытства, не понимая его глубочайшего значения. Опасно играть
с огнем, хотя огонь может быть величайшей пользой для человечества» [7, с. 38]. Такая же бережность и внутренняя
подготовленность должна сопровождать и все, связанное с Записями Елены Ивановны. «Бесцельное любопытство должно
трансформироваться в искреннее познание, в приложение высших принципов к повседневной жизни» [7, с. 38].
Во всех Учениях кандидаты, желающие стать учениками и приобщиться к Высокому Знанию, проходили этап послушания, при
котором они должны были выработать определенные качества и избавиться от пороков, научиться владеть собой. В общинах
Преподобного Сергия основой монастырской жизни была дисциплина, основанная на труде и молитве. Будда, прежде всего,
утверждал в будущих учениках дисциплину духа. «Только когда воля подвижника рождалась подобно льву, и серебряная узда
духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка [Будда] приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже
постепенно ученик посвящался в тайны знания» [8]. И в Учении Живой Этики также подчеркивается эта дисциплина,
основанная на принятии Иерархического Начала и следование Его указаниям. Это тот естественный духовный путь, который
позволяет человеку правильно развиваться и неискаженно воспринимать Истину.
Как сложная многомерная информация и высокая энергетика Записей может отразиться на неочищенном и неготовом
сознании человека можно увидеть на примере Владимира Росова, который широко пользовался ранними Записями Е.И.Рерих
для своих книг и диссертации. В них он полностью исказил облик и творчество Рериха, превратив Николая Константиновича,
величайшего художника, мыслителя и общественного деятеля, в политического авантюриста. Взяв ряд фрагментов
дневниковых Записей, относящихся к далекому будущему и к духовному плану Бытия, Росов представил эти фрагменты в
виде исторических действий Рериха на земном плане, которые он якобы осуществлял в 20-30-е годы прошлого столетия. Так у
него возникло утверждение о «Новой Стране», представленной читателям как новое государство, которое Николай
Константинович будто бы планировал создать в безжизненных пустынях Центральной Азии во время своих экспедиций.
Известно, что Новой Страной Рерихи называли новую будущую Россию, но Россию духовно преображенную. «В Учении
указана Россия как Страна Новая, – писала Елена Ивановна, – которая будет находиться под Покровительством
Преподобного Сергия, но для этого она должна сначала воскреснуть духом и омыться» [9, с. 193]. Именно с воскрешения
духа ее народа и обращения его сознания к Облику Преподобного Сергия Радонежского и начиналось строительство Новой
России. И осуществлялось оно как на высоком духовном плане, так и земными действиями при помощи лучших
представителей страны, в том числе Рерихами. «Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия» [10, с. 207], – писал
Николай Константинович, указывая на Небесный образ своей Родины. «Но эта Россия ещё не имела времени и возможности
выявить свой истинный и чудесный лик» [11, с.16], – добавляла Елена Ивановна к его словам. Своими культурными
проектами, мыслями, творениями Рерих пробуждал потенциал русской души, давал направление для творчества своего
народа, утверждал его в Свете и тем созидал облик будущей Новой Страны.
Росов же превратил это высокое духовное действие, осуществляемое Рерихом, в построение нового государства путем
орошения азиатских пустынь и заселения их людьми, причем с одновременным ведением боевых действий и перекраиванием
границ государств.
Так, Росов берет цитату из Записей Е.И.Рерих о том, что за 36-й год оформится Новая Страна. В этой цитате указывается на
формирование тонкого, надземного образа будущей России в то время. Но Росов заявляет, что Николай Константинович во
время Маньчжурской экспедиции 1934-35 годов планировал к данному сроку перекроить карту Сибири и даже всей Азии [12, с.
144, 175]. Причем в качестве основной стратегии образования нового азиатского государства Росов представляет оживление
пустыни Гоби, которое должно было, вероятно, начаться уже через два года! [13, с. 172] Подобная фантастичность
утверждений совершенно не смутила «историка» Росова, который принял свое искаженное восприятие Записей за «ключ к
пониманию описываемых событий» [14].
Но если Росов попытался придать своим фантазиям научность, то другой «писатель» – Олег Шишкин создает иной вариант
наветов на Николая Константиновича Рериха. Для этого он пишет авантюрный роман «Рерих. Подлинная история русского
Индианы Джонса» в стиле «желтой» прессы, где на протяжении всей книги оскорбляет, высмеивает и лжет не только на
Н.К.Рериха, но и на его жену и другиню Елену Ивановну. Большим нападкам со стороны Шишкина подвергаются также ее
дневниковые записи бесед с Учителем, на основе которых было собрано Учение Живой Этики. В своем рвении опорочить
Е.И.Рерих Шишкин доходит до того, что ставит ее глубоко философские труды в один ряд с трудами гитлеровских нацистов.
Посвящая значительную часть одной из глав книги нацистам службы СС, их исследованиям и переписке (что не имеет ни
малейшего отношения к Рерихам), Шишкин представляет дневниковые Записи Елены Ивановны аналогичными темным
чревовещаниям нациста Карла Марии Вилигута, человека, считавшегося черным магом и являвшегося «духовным»
наставником Гиммлера по части нацистской идеологии, разработке ее ритуалов и символике. А Гиммлер, как хорошо
известно, был руководителем службы СС, на идеологической основе осуществлявший истребление целых народов,
организовывая концлагеря, медицинские опыты над людьми и другие злодеяния.
Шишкин пишет: «Этот старик [Вилигут] <…> признался, что обладает наследственной памятью и путем освобождения
уровней памяти, скрытых подсознанием, якобы получает от своих предков древние знания. Причем посредством
чревовещания. Его техника напоминала пророчества Елены Ивановны. И так же, как и она, Вилигут вел дневник – в него
записывались чревовещания, связанные с родовой памятью. Вилигут был и автором дизайна кольца СС с изображением
мертвой головы и плана по созданию орденского замка СС Вевельсбург» [15, с. 560-561]. Остается только ужаснуться такому
объединению Шишкиным самого Высокого и чистого с самым темным и низким!
Есть еще один человек, который взялся за Записи Е.И.Рерих и на протяжении последних лет пишет статьи на платформе
Дзен, стараясь всеми мерами дискредитировать и Рерихов, и их труды, и особенно сокровенные Записи. Имя свое он
скрывает под псевдонимом «Антарес». По его утверждениям в комментариях к своим работам, первоначально он был
последователем Рерихов и на протяжении 30 лет пытался изучать Учение Живой Этики, но так и не смог его понять и усвоить.
Неизбежные философские понятия противоположностей, на которых построен весь Космос и которые требуют совмещения
для их осмысления, «Антарес», принял за противоречия Учения. Но еще Елена Ивановна писала, что без умения совмещать
пары противоположностей (бинеры) дальнейшее познание действительности будет не только бесполезно, но и вредно.
«Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, таким оно
осталось и теперь, – отмечала она. – Ибо противоположности являются на самом деле только символами большого и
малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение
противоположностей» [2, с. 316].
Кроме того, для первичного понимания Учения Живой Этики сознание человека уже должно иметь соответствующий уровень
культурной подготовки и духовных накоплений, иначе смысл Учения для него останется закрытым. И тем более закрытым
останется понимание более высоких истин. Когда же неподготовленный человек прикасается к трудам, сущность которых он
не в состоянии осознать, то он неизбежно начинает или осуждать их, или интерпретировать в значительном искажении. Это
мы и видим у «Антареса», собственная неспособность которого усвоить Высокую Мудрость привела его к обвинению во всех
смертных грехах Рерихов, в том числе и Елену Ивановну, неоднократно предупреждавшую об опасности и вредности
преждевременного подхода к Великим Истинам. «Слишком большой Свет может ослепить,. – писала она, – <…> Если
сознание нечто не может воспринять, оно легко начинает кощунствовать, и вред получается огромный» [11, с. 53].
И теперь, наполняя свои писания ложью и оскорблениями в адрес Рерихов, «Антарес» доходит до абсурдных заключений. Он
заявляет, что Учителя человечества не раз вдохновляли «величайших творческих личностей» на написание «прекраснейших
книг, наполненных Красотой и духовным Знанием». Но все эти великие личности «были недостойны даваемого Знания»,
«совершенно не соответствовали тем Истинам и Красоте, которые излагаются в записанных ими великих
произведениях». Великие творцы, создатели духовных Учений и произведений искусства, по утверждению «Антареса»,
являются порочными и самообольщенными людьми, медиумами, которые просто механически передают то, что получили
Свыше. Потому всякое почитание лучших представителей мировой культуры и религий, по его мнению, – это просто
фанатизм, который требует изживания. Можно привести и еще множество других кощунственных утверждений «Антареса», но
уже этого достаточно, чтобы увидеть всю искаженность его мышления, оскорбляющего не только Рерихов, но и всех
высочайших представителей мировой Культуры, религиозных и философских деятелей всех эпох.
Нет ничего удивительного, что в мире появляются подобные глубоко невежественные и темные писания. Несмотря на разные
причины, по которым они создаются, их всех объединяет та или иная реакция на заложенный в трудах Рерихов Свет, на
невозможность принять его. Высокая энергетика Е.И.Рерих и ее трудов раскрывает сущность каждого, прикоснувшегося к ее
облику и творчеству, высвечивает те мысли и чувства, которыми наполнен внутренний мир самого человека. И если человек
обладает неизжитыми пороками и страстями, то они и начинают выявляться в творениях таких людей. Кроме того, все в
нашем мире воспринимается по сознанию. Одни и те же понятия и явления часто имеют совершенно различное толкование у
людей разного уровня развития. Так понятие любви, которое у духовно развитого человека предстает в виде высокого
чувства, ведущего к творчеству Красоты и самопожертвованию, у низкого сознания становится его противоположностью –
распущенностью и развратом. Неочищенное и искаженное сознание людей, как кривое зеркало, отражает высокие истины в
виде безобразных уродств.
Очень хорошо отмечен этот закон в тибетском предании об Асанге, буддистском мыслителе, двенадцать лет искавшем
Майтрейю Будду. Несмотря на все свои усилия, Асанга не мог воспринять почитаемый им Облик до тех пор, пока в его сердце
не пробудилось сострадание и любовь ко всем живым существам. Только после этого он получил видение желаемого.
Н.К.Рерих так описывает дальнейшее: «И тогда явился человеку сам Майтрейя Будда и сказал:
“Давно уже Я с тобою, но не замечаешь и гонишь, и плюешь на Меня. Вот сделаем испытание. Пойди на базар. Я буду на
плече твоем”.
Пошел человек, зная, что несет Бога, но шарахнулись от него люди. Разбежались. Носы заткнули и закрыли глаза.
“Почему бежите вы, люди?”
“Что за ужас у тебя на плече? Вся в язвах смердящая собака”.
И опять не увидели люди Майтрейю Будду. И увидели, чего каждый достоин» [16, с. 217].
К сожалению, распространением Записей Е.И.Рерих из архива МЦР в интернете дело не ограничилось. В 2022 году Олег
Болдырев и его издательство «Прологъ РХ» в ходе сотрудничества с Государственным музеем Востока (ГМВ) начинает
публикацию всех Записей в бумажном варианте. Причем, в предисловии к изданию этого материала было тщательно скрыто,
каким путем Записи оказались в ГМВ. Читаем: «В 1990-х годах начали издаваться также и материалы первого архива,
называемого “московским” по месту его нынешнего хранения. В 2018 году был создан и выложен в свободный доступ
электронный вариант московского архива Е.И.Рерих…» [17, с. 3]. В действительности, архив, названный «московским»,
является частью наследия Рерихов, захваченного ГМВ при поддержке Минкульта, и принадлежит Международному Центру
Рерихов на основании распоряжения Святослава Николаевича Рериха. До разгрома общественного Музея Н.К.Рериха и
незаконного захвата всего наследия этот архив никогда не находился в месте «его нынешнего хранения», то есть в ГМВ.
Материалы из Записей Е.И.Рерих в 1990-х и 2000-х годах издавались МЦР, что было отмечено выше.
Планы по распространению дневниковых Записей Елены Ивановны у издательства «Прологъ РХ» были большие.
Планировалось издать во многих томах Записи Огненного Опыта, а в дальнейшем и все остальные материалы. Но нужно
сказать, что выпустив в 2022 году две напечатанные книги «Огненный Опыт» и одну из серии «Записи Откровения», в начале
2023 года Болдырев в возрасте всего 59 лет скоропостижно уходит из жизни, и издание бумажного варианта книг
прекращается. Редактор издательства Елена Конева, ранее занимавшаяся подготовкой к публикации контактерских трудов
Владимира Павлюшина (Константина Устинова), продолжила работу по изданию Записей, но только в электронном виде. Но
через год с небольшим после смерти Болдырева и она тоже уходит из жизни, и весь масштабный проект издательства
«Пролог РХ» останавливается. Найдется кто-либо, кто захочет повторить их путь, – пока неизвестно. Попытка выдать на
широкую неподготовленную публику все материалы о преображении внутреннего человека путем Огненного Опыта,
запрещенные их Авторами к преждевременной публикации, конечно, могла привести к печальным последствиям.
В Учении Живой Этики и в трудах Рерихов можно прочесть много информации о тонких энергетических структурах человека –
о его нервных центрах; об огненной мощи, присущей человеку, – психической энергии, высшим проявлением которой является
мысль. Эволюция направляет человечество к овладению высокими энергиями, которое, в конечном итоге, должно привести к
пробуждению в человеке его огненных центров, к объединению земного мира с Мирами Высшими и, таким образом,
преобразить всю окружающую жизнь. Но Огненный Опыт, связанный со сложными энергетическими процессами и раскрытием
высших центров в человеке, в наше время еще не доступен основной массе людей, так как современное человечество
обладает еще слишком грубой, сугубо материальной энергетикой, к тому же нарушенной многочисленными пороками.
Пути же повышения энергетики человека лежат в пространстве нравственности и этики и связаны с очищением и
расширением сознания, способностью воспринимать Красоту, работой на Общее Благо и с рядом других факторов, о которых
говорят книги Живой Этики. Это тот неизбежный путь дальнейшей эволюции человечества, который должен привести к
утончению сознания и к восприятию высокой энергетики Космоса, основу которой составляет Огонь. Только после этого на
земле могут создаться условия для раскрытия высших центров людей, и только тогда Записи Елены Ивановны станут,
действительно, практическим руководством на духовном пути и явятся порогом Нового Мира. «Ведь большинство полагает,
что достаточно заинтересоваться кн[игами] Учения, чтобы у них раскрылись центры! – писала Е.И.Рерих. – Мало кто
хочет понять, что для этого прежде всего нужно внутреннее очищение и подвиг сердечный» [18, с. 259]. И, конечно,
необходим Учитель, который приходит лишь в момент готовности сознания человека.
А пока материалы, описывающие Огненный Опыт, не только ни могут быть понятыми и примененными современным
человеком, но чтение их может нанести непоправимый вред неготовому сознанию. Такие книги, как несвоевременно
издаваемые дневниковые Записи Елены Ивановны, могут подтолкнуть неподготовленных и неразумных людей к
насильственному раскрытию центров с помощью механических средств, описание которых широко распространено в
различной литературе и интернете. Кроме того, погружаясь в чтение и изучение огненных процессов организма без
соответствующей подготовки, человек даже неосознанно может пробудить действие той или иной энергии, которой он не
сможет управлять, и последствия могут стать катастрофическими. «Человек уявлен восприемником всех Сил Космоса, –
записала Е.И.Рерих слова Учителя, – но вместе с тем он является преобразователем их в полезные или вредоносные
воздействия соответственно его нравственному развитию» [19, с. 290]. Высокие энергии, раньше времени пробужденные
в неочищенном и грубоматериальном человеке, могут повредить неподготовленный организм, вызвав различные
расстройства и болезни, и даже преждевременную смерть. Именно, неготовность сознания основной массы человечества к
восприятию Высоких космических энергий явилась той причиной, по которой МЦР в настоящее время не осуществляет
публикация Записей Елены Ивановны в полном объеме.
В своих письмах Елена Ивановна много писала об опасности насильственного развития внутреннего человека и
преждевременного раскрытия центров, в том числе и о возможности воздействия собственной мысли и воображения на этот
процесс. Но только естественный духовный путь может привести в будущем к утончению и огненному преображению нашего
существа. «Те, кто с нами, должны идти путем духовного совершенствования и естественного развития высших центров,
не прибегая ни к каким другим способам» [20, с. 395], – отмечала она. «Все скрытые силы развиваются в человеке
постепенно, по мере овладения им низшими проявлениями его природы…» [5, с. 504] «Но явление [возжжения] хотя бы
одного центра требует уже сотрудничества Надземного Наставника и необыкновенной нравственной чистоты» [1, 34].
Множество советов по духовному развитию оставила нам Елена Ивановна в своих трудах, множество ступеней этого пути
отмечено ею. При своей жизни она написала огромное количество писем с объяснениями положений Учения Живой Этики и
его применением. Ее письма – это образец бережного отношения к каждому корреспонденту, которому давалось лишь то, что
он мог вместить и усвоить. Самые разные вопросы затрагивались ею. Наряду с земными практическими советами она давала
понимание грандиозности нашего Мироздания и Космических законов, сущности Высшего Начала Бытия, эволюции
внутреннего человека. Большое значение уделялось ею развитию психической энергии. Елена Ивановна также подробно
осветила и условия, при которых становится возможным постижение тайн Бытия и раскрытие внутренних сил человека,
пробуждение и трансмутация центров. Она постоянно повторяла, что только правильный путь развития людей, начинающийся
с нравственного самосовершенствования, очищения и расширения сознания, а также утончения всех чувств может дать
осознание и применение в жизни Высоких Истин, в том числе и оставленных в ее Записях для будущего. А устремление и
любовь к избранному Учителю является важнейшим условием, без которого продвижение и постижение Высшего становится
невозможным.
В одном из писем Е.И.Рерих писала Мирону Тарасову: «Именно советую больше думать о духовном совершенствовании,
нежели о Космогонии. Без очищения сердца, без расширения сознания путем Живой Этики нельзя получить истинного
знания. Так, искоренение одной дурной привычки принесет Вам больше, нежели заучивание наизусть всех существующих
систем Космогонии. Ведь истинное понимание приходит к нам через близость и объединение сознания нашего с
сознанием Иерарха, но ведь объединение это может совершиться, лишь когда наша внутренняя сущность настолько
очистится, что будет в состоянии принимать или отвечать на вибрации, посылаемые Вел[иким] Учителем. Не устану
повторять о применении Указаний Учения в жизни каждого дня и потому снова советую Вам заняться работою над собою.
Именно, как сказано в “Агни Йоге”, изберите три из Ваших худших качеств и постарайтесь освободиться от них. В этом
будет заключаться огромная победа» [9, с. 197].
Для развития мышления Елена Ивановна советовала писать рефераты по выбранным из Учения темам, делать подборки тех
или иных понятий Живой Этики. Она рекомендовала изучать труды Е.П.Блаватской и историю теософского общества,
знакомиться с различными культурами и философиями, новыми научными достижениями, развивать чувство красоты,
знакомясь с изобразительным искусством, слушая хорошую музыку и т.д. И, конечно, принимать деятельное участие во всей
нашей жизни, принося свои силы на Общее Благо.
«Ибо ничто так не очищает мыслей и не подымает вибраций наших, как искусство, в этом божественная мощь его, –
писала она. – Повышение вибраций наших есть то, к чему должен стремиться каждый приблизившийся к Свету, к Учению,
ибо лишь при таком повышении или напряжении могут происходить утончение и трансмутация наших нервных центров,
этих восприемников тончайших пространственных энергий, что есть цель нашего существования. Потому и в книгах
Учения столько места уделено понятию Красоты. Сказано: «”Понимание Красоты спасет Мир”» [9, с. 54].
Большое значение Еленой Ивановной придавалось развитию сердца и пробуждению великой силы Любви, без чего
невозможно духовное продвижение даже несмотря на большие интеллектуальные познания и чтение духовных Писаний. «…
Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием, – замечала она. – Она живет в сердце человека, и
потому первым качеством ее будет сердечность. Если человек будет читать духовные и культурные заветы, а сам
будет становиться черствым и злобным, то, значит, не ”в коня был корм”» [20, с. 440]. «…Интеллект, эрудиция никогда
не являлись главными факторами приближения, – пишет она в другом письме. – Часто именно интеллект развивается за
счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем отражает
Великую Истину как в кривом зеркале. Люди именно претворяют каждое великое начинание в своем кривом зеркале.
Отсюда такие искажения Учений...» [5, с. 306]
Любовь к своему ближнему, к труду, к Родине, к Учителю – разные аспекты все той же единой Любви также рассматривались
Е.И.Рерих. Она утверждала, что «Любовь – сама сущность Бытия» [1, с. 81], потому нужно учиться любить. «”Любящее
сердце превыше всего” – так говорил Будда, так сказал и Христос. “Любовь есть ключ ко всем достижениям” – говорит
Учение Жизни. Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический
народ!» [21, с. 306]
«Люди утратили любовь к ближнему, утратили любовь к труду созидающему и к совершенствованию во всей красоте
космического бытия и гибнут сейчас в злобе, ненависти и разврате, золотом покрытом, но золото не скроет и не
исцелит язвы смердящие» [1, с. 119]. «Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви, любовь к Иерархии есть
величайшая радость и восхищение духа, но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может
вместить их все в своем сердце» [11, с. 194].
В одном из своих писем Елена Ивановна описала как трудности, так и радости непростого, но единственно возможного пути
Духа и отметила силу все той же Любви, несущей все возможности продвижения. «Путь совершенствования, путь Учения
Жизни, истинно, не легок, – отмечала она, – но как он богат, как широк он и как все трудности его преображаются в
лучшие достижения наши, когда мы идем, неся в сердце всерастущую любовь к Тому, Кто указал нам, где и в чем наша
истинная радость. Эту радость никто и ничто не может отнять от нас. Радость расширения сознания, радость
сотрудничества, радость любви и приближения. Родные, больше всего храните эту любовь Вашу, ибо способность
любить, или, лучше сказать, дар любви, является сезамом от всего. Любовь – основа всех достижений, всех дарований,
любящее сердце – залог всех возможностей. Даже страдания в любви лишь способствуют очищению и утончению чувств
наших. Любовь все берет, но она и все дает. Истинно, любовь включает всю Вселенную, потому не бойтесь ничего, ибо
все самое тяжкое может быть пережито, изжито и преображено любовью в самое прекрасное. Ведь любовь есть основа и
величайший рычаг Мироздания. Все миры зачинаются космическою любовью, все держится лишь любовью. Помня этот
основной вселенский закон, отнесемся бережно, со всею устремленностью к развитию в себе этого величайшего дара,
хранителем которого является наше сердце.
Сейчас, когда мир переполнен ненавистью, самою жестокою формою человеконенавистничества, которое может
привести к рушению планеты, будем утверждать о любви в ее космическом значении. <…>
Пусть молодые сердца, не отравленные еще лицемерием, этим ядом, погубляющим лучшие ростки сердца,
прислушаются к словам любви, рассыпанным, как жемчужины, в книгах Учения Жизни. Пусть зажгут свои светильники
огнем неугасимым в стремлении к красоте беспредельного совершенствования, символом которого является Облик
Вечного Учителя. Родные, любите Учителя!» [21, с. 104-105]
Так указан путь совершенствования и подхода к более глубокому познанию. А Записи Елены Ивановны Рерих в лучший срок,
когда сознание человечества будет готово и наконец подойдет к постижению духовных аспектов жизни, дадут все
необходимое для дальнейшего развития и преображения нашего существования. Святослав Николаевич так сказал об этих
Записях: «Они одни могут напитать целую эпоху» [22, с. 185]. Их вечный Свет и глубочайшие Истины, в них заложенные,
явятся духовной основой будущего Нового Мира. Мира не только добра, справедливости и единства всего человечества, но и
величайших возможностей познания величия Космоса и его отражения – Микрокосма, то есть самого человека.

Список литературы
1. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М.: МЦР, 2009.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008.
3. ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. № 147. Цит. по: Татьяна Книжник. «Самомнение подсказывает, что все должно быть
доступно…». Еще раз о дневниках Е.И. Рерих. Дата
обращения: 11.01.25.
4. Шапошникова Л.В. Предатели. https://icr.su/rus/protection/copyrights/predateli.pdf Дата обращения: 15.01.25.
5. Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000.
6. Евангелие от Матфея 7:26-27.
7. Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000.
8. Озарение. Ч. II, XII, 1.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001.
10. Рерих Н.К. Оборона //Рерих Н.К. Нерушимое. Новосибирск: Вико, Алгим и ТОО Аура, 1992.
11. Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006.
12. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Книга I: Великий План. СПб: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.
13. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Книга II: Новая Страна. М.: Ариаварта-Пресс, 2004.
14. Росов В.А. Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы).
Автореферат. 2005. 1930-e-gody Дата обращения: 18.01.25.
15. Шишкин О.А. Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса. М.: АСТ, 2022.
16. Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
17. Рерих Е.И. Огненный опыт. 1924-1940. Т. 1. М.: Прологъ РХ. 2022.
18. Рерих Е.И. Письма. Т. V. М.: МЦР, 2003.
19. Рерих Елена. Изучение свойств человека // Рерих Елена. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
20. Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2002.
21. Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2007.
22. Рерих С.Н. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2005.
Л.В. Шапошникова. Попрание воли Е.И. Рерих недопустимо. 12.02.2008
Публикация на Rutube-канале МЦР

https://icr.su/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
8 марта 2025 года


Рецензии