Код доступа для технократов

Код доступа
для технократа

Моему поколению земная жизнь была дарована во второй половине двадцатого и первой половине двадцать первого веков. Нам довелось «на изломе эпох» наблюдать, как интенсивное технологическое развитие влияет на сознание и язык «новых», поступающих в жизнь людей. Всё большая часть общества, стремительно возрастая количеством, личностно формируется в условиях  быстро изменяющихся материально-технологической и соответствующей ей информационной сред. Эти изменения столь значительны, что вправе называться революционными, поскольку в довольно непродолжительное время  повлекли масштабные качественные переходы в новые технологические уклады.
Этот процесс предопределил формирование особого вида сознания и соответствующего ему  «нового» языка. Языка — и как инструмента общения (обмена информацией), и как самого содержания-инструмента мышления, индивида и соответствующих социальных групп. 
Действительно, можно сказать, что и в предшествующие эпохи проблема сохранения и передачи от старших и мудрых новым поколениям накопленного и проверенного опытом традиционного знания (глубокого, мировоззренческого уровня, а значит, основополагающего, фундаментального и, соответственно, наивысшей ценности) всегда стояла остро. Но во времена вырвавшегося на свободу «из пут архаики и старины замшелой» локомотива научного и технического прогресса, «несущего на всех парах человечество к всеобщему счастью», острота этой проблемы повысилась многократно. Можно сказать: до предела. И основная причина тому — критическая утрата способности представителей «новой городской универсальной культуры», замкнутой на технологическом обеспечении жизни людей и экономическом развитии, связанном с постоянным повышением уровня потребления, а коротко сказать —  потребителей и «технократов», слышать, видеть, воспринимать сам язык традиции. Язык, единственно обеспечивающий сохранение, возможно, главного сокровища человеческого — достоверного гуманитарного знания. То есть системного знания о самом человеке, о всех возможных воздействиях и взаимодействиях, о том, что было и остаётся неизменным, о том, что познано, и о том что не познано, но существует.
Трудно отрицать, что очень значительная часть представителей, так называемой «современной», условно городской культуры, автоматически закрываются, как-бы отгораживают себя, помещают себя в «стеклянный сосуд», в моменты или в ситуациях, когда им приходится сталкиваться с языком традиции, когда до их слуха доносятся, например, такие слова, как «душа», «дух», «духовная жизнь», «грех» «святость», «покаяние», «исповедь», «молитва», «благость», «сердце» (не как орган сердечно-сосудистой системы или смайл-символ), «заповеди», «Бог», «Истина».

Подумалось, что этому самозамкнутому, изолированному сознанию может помочь и оказаться полезной следующая «формула», «код доступа», ключ, позволяющий приоткрыть запертую дверь к традиционному знанию.

***
Человек в теле, отчасти как и любое животное, — биоробот. От животного человек отличается способностью к абстрактному мышлению, связанной непосредственно и выраженной языковым (символическим) аппаратом, способностью оперировать большими объёмами информации, значительно бОльшими, и наличием воли. Но главное отличие — это способность доверять, принимать на веру (воспринимать как достоверную) информацию без проверки личным опытом. Именно своей волей человек, достигший относительной взрослости, относительной зрелости, то есть сознательной дееспособности, способен выбирать, или влиять на выбор своего программного обеспечения, добавлять, обновлять или удалять «программный продукт (приложения)», обеспечивая, тем самым, самонастройки. От рождения личность формируется в заданной не ею культурной, информационной среде. Но, по большей части, в современной, технологически развитой, условно «городской» культуре, человек, ещё в молодом (то есть способном к обучению) возрасте получает свободный доступ к разнообразным источникам мировоззренческого (фундаментального, основополагающего) знания, относительно системного, или же разрозненного.
Если начальные настройки, формирующиеся от рождения в культурно-информационных средах семьи, школы, общества, не содержали развёрнуто данного отправного системного элемента, то в сознании индивида возникает некий вакуум в этой части, который, скорее всего, заполняется мишурой (фрагментарными, бессистемными, или мало систематизированными иллюзиями), удалёнными от действительного положения вещей. То есть знание неистинное. Ложное.
Заданные алгоритмы действия нашей операционной системы (биоробота), реагируют на нестройность (пробельность, противоречивость) начальных вводных, идентифицируют это состояние, как неполнота, как неполадки, (в ином языке, возникает «томление души») и инициируют поисковые (интеллектуально-волевые) усилия личности с целью восполнения такого важнейшего недостатка.
Существенная проблема заключается в том, что алгоритмы, определяющие работу человеческого сознания, требуют заполненности соответствующих «ячеек», самих позиций в мировоззренческой конструкции индивида, то есть стремятся к заполненности, как таковой, но не оценивают первично достоверность, истинность воспринятого знания. Таким образом, этот пласт сознания может сформироваться негодным материалом — ложным знанием, на котором будет выстраиваться вся конструкция личности. Основанная на ложном, а значит, непрочном основании конструкция чревата разрушением, деструкцией. Такая конструкция предопределяет распад, разложение души. Образ мысли формирует образ жизни.

В большей или меньшей степени выраженности душа человеческая чувствует даже на подсознательном, интуитивном уровне такие неполадки, недостатки своего программного обеспечения, но необъяснимую (неосознанную) тоску об этом чаще всего утоляет негодными средствами, отвлекающими эрзац заменителями (ересями, самостийным мудрованием, оккультной мистикой,  культом тела, тягой к власти, забвениях в потребительстве, в том числе, эмоциональном, коллекционированием впечатлений, вплоть до химических способов изменения сознания и состояний, тяжёлых зависимостей). В условиях культурной разнородности, информационной и социальной вседозволенности, агрессивной захламлённости информационных сред, трудно неискушённому индивидуальному сознанию, без посторонней помощи нащупать поисковые ориентиры, соприкоснуться с истинным знанием, восстанавливающим целостность, душевное здоровье такого сложнейшего создания, как Человек.
Трудно довериться. Доверить себя. Поступить в веру. Поверить. Приступить к многотрудному практическому изучению и принятию развёрнутого системного спасительного знания религиозной традиции.

Подумать!
Если же позволить себе частичное использование языка и понятийного ряда традиции, то следует отметить, что многие авторитеты традиционного общества, в том числе, религиозного знания, говорили о наличии такого свойства души человеческой, как особенность её реагирования на соприкосновения с правдой, или с Истиной. Все составные части души человеческой отзываются проявлениям Истины. И в этом Её сила и власть. Даже тогда, когда рассудочная часть личности находится в заблуждениях или «в тумане неведения», в глубинах душевных живёт та её частица, тот «духовный орган», что имеет врождённую настройку на Истину. И пока душа умом ли начально, сердцем ли, не увидит проблески Истины, Её свет, Её лучи,  так и будет в беспокойстве, в отсутствие целостности и знания о целостности, поскольку целостность души отдельного человека возможна лишь в принятии Истины, в соединении с Нею.

О надстоящем абзаце: не слишком ли тонкая материя? Причём, практического свойства. Уместно ли здесь об этом? И удачно ли сформулировано? Вопрос  не столько читателю, сколько себе.

И, если программист (в общеупотребимом смысле) создаёт алгоритмы действия машин, их «поведения», то жизнь людей и каждого человека созидается иным «Программистом», Истиной, но влияют на неё (на нашу жизнь) в человеческой среде, в обществе, разные «программисты». Вопрос в том, кому эти «программисты» служат, сами живут «по какой программе»? Взрослый умом человек волен выбирать свою программу, трудиться для её «инсталлирования», — либо ту, что имеет конечной целью его спасение, его соединение с Истиной, где всё подчинено этой цели, либо какие-то другие программы, имеющие малые и ложные, пусть внешне «красивые», но гибельные в конечном итоге цели.

Январь 2025


Рецензии