Глава 17. Христианское мученичество
Избранные Иисусом ученики были названы апостолами (Мк 3:14; Лк 6:13). Слово апостол в буквальном смысле значит — тот, кто послан вперед : они были призваны, чтобы проповедовать, быть посланниками Иисуса Христа к людям,его вестниками.
"И поставил из них двенадцать, чтобы с ним были и чтобы посылать их на проповедь от его имени" (Мк 3:14).
Посылая апостолов на проповедь, Иисус предупреждал :"Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками...и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется." (Мф.10:5-24)
В своей «утешительной речи» Христос также говорил об ожидающих учеников преследованиях.Объявляя о своем удалении к Отцу,Иисус предсказывал страдания апостолам: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня..»(Ин 16:1-4).Но если „кто открыто признает Меня пред людьми, того Я, Сын Человеческий, признаю перед Отцом Моим Небесным. А кто от Меня отречется перед людьми, от того и Я отрекусь перед Моим Отцом Небесным. ..Сберегший свою жизнь для себя – потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня – обретет ее» (Мф. 10:32-39, ). И
«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?...Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк 14: 26-26; Мф.10:37 ).
Куда же ученики должны следовать за ним, как не туда, куда Он ушел,т.е. на Голгофу? Они знали: Он воскрес и взошел на небо; туда и им нужно следовать за ним : «дабы всякий , верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Следует же за Иисусом тот, кто проходит через все ужасы и переносит их. «Отвергнись себя» - сказал Он, что значит : не иметь никакой любви к себе, чтобы взять крест, то есть избрать смерть и искать смерти, причем смерти позорной, какой смертью считался крест . Тот, кто следует за Ним, избирает крест, умирая для мира.Следовать за Христом — означает подражать Ему, быть смиренным, каким Он был; смирение - первый шаг к вершине.Тот, кто следует за Ним,-всегда ожидает смерти, постоянно должен быть готовым к ней,чтобы вступить в живой союз с Богом: ТАК повелел Иисус.
Иисус предупреждал своих учеников : общество будет преследовать их и подвергать гонениям; их поведут в судилище к правителям и царям;их будет преследовать семья, их близкие и дорогие им люди посчитают их сумасшедшими и безумными и закроют перед ними дверь. Иногда христианин может оказаться перед самым тяжелым выбором: повиноваться Христу или повиноваться близким и друзьям .
Если земные привязанности, кровные узы представляют решительные препятствия к последованию за Христом, если надо избирать или то или другое, то следует решительно отказаться от первых, «возненавидеть» их ради Христа и, разорвав с ними все, последовать за Ним. И тогда - « Иисус сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28) И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф 19:29; Мк 10:29-30).
Неудачное ученичество
Но хотя Иисус постоянно обучал своих учеников, они не понимали Учителя,его учение, его цели. Он « учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие , и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов сих» ( Мк 9: 31-33).
Вот Иисус и ученики уже на пути в Иерусалим. Судьба его окончательно определена: Он идет на смерть. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников и стал им говорить, что с Ним будет: «Вот мы идем в Иерусалим. Сына Человеческого отдадут в руки старших священников и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки язычников. И те будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют. Но через три дня Он воскреснет. ». И вот ТОГДА, в тот момент, когда Он открывал ученикам, что ждет его, что ждет их, " подошли к нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали то, что было главным на тот момент для них: „Учитель, мы желаем, чтобы ты сделал нам , о чем попросим: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, другому по левую, в славе Твоей "( Мк 10:32-40)...
Потом, «когда ушли они на Масличную гору,Иисус говорит им :
– Все вы отступитесь от Меня, как сказано в Писании: «Сражу пастуха –и овцы разбегутся»... – "Даже если все отступятся, я нет!" – возразил Петр. – "Верно тебе говорю," – сказал ему Иисус, – "сегодня, в эту самую ночь, прежде чем дважды пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься. Но Петр говорил с еще большим жаром: – "Даже если придется с Тобой умереть, не отрекусь!" Так говорили и все остальные (Мк 14.26-31)».
Иисус обращался ко всем ученикам,предсказывая, что они отступятся от него, но его предсказание о том, как поведет себя Петр, еще печальнее: в эту самую ночь, еще до наступления рассвета, прежде чем дважды пропоет петух,Петр отречется от Иисуса, причем трижды. Ученик не только не захочет разделить судьбу Иисуса (а смысл ученичества заключается именно в этом) , но и откажется от самого Его имени.
В час Гефсиманской молитвы ученики, которых Иисус просил помочь Ему молитвой и бодрствованием, спят. Марк не пытается извинить такое поведение ближайших друзей Иисуса: настал час испытания – и они спят, не бодрствуют вместе с ним. В словах Иисуса Петру звучит горький укор: «И часа не мог пробыть без сна?»
Тот час, которого так страшился Иисус, настал. Все покинули Его и убежали.Петр постыдился признать Его даже не под пытками и не для того, чтобы избежать смерти. Он пугается женщины, свидетельство которой в те времена вообще не имело никакой силы. Петр трижды отрекся от Христа, хотя и обещал остаться верным, даже если придется с ним умереть (14.31).
Все они оказались "провалившимися учениками", не выдержавшими испытаний...
В следующие за смертью Учителя часы ученики пребывали в крайней растерянности. Как и все иудеи того времени, они верили в Мессию- Царя, победителя, они надеялись, что "Он есть тот, который должен избавить Израиль", а Он не мог спасти самого себя.Вся их деятельность не имела никакого смысла.…Они забыли или не поняли Его слова о предстоящей казни и Воскресении. У них не было никакой определённой надежды, разочарованные, они считали всё конченным.
Но несмотря на «неудачное ученичество», любовь этих людей по существу воскресила Иисуса, и именно благодаря рвению, с которым апостолы отстаивали веру в его Воскресение, крошечная иудейская секта смогла превратиться в крупнейшую мировую религию.
Как утверждают апологеты, вера в Воскресение превратила деморализованных последователей распятого проповедника в неустрашимых свидетелей и мучеников ранней церкви. Их можно было бросать в тюрьмы, подвергать истязаниям, но их нельзя было заставить отречься от веры в то, что «на третий день Он восстал».
Вдруг ,чуть ли не за одну ночь , ученики стали — неустрашимыми. Пётр, который недавно отрекался от Иисуса, вдруг, под угрозой смерти, во весь голос заявил, что Иисус воскрес из мертвых!
Пятидесятница
Эта удивительная метаморфоза- превращение растерявшихся трусов в неустрашимых героев веры произошла, согласно Деяниям, в результате чуда- мистического сошествия на учеников Святого Духа .
Известно, что апостолы после Воскресения и Вознесения Иисуса оставались в Иерусалиме до дня Пятидесятницы ( т.е. 50 дней после Пасхи) — даты, которая знаменует начало церковной деятельности и апостольской проповеди. В этот день еврейский народ празднует праздник Шавуот , во время которого отмечается пятидесятый день явления Бога на горе Синай. С этого дня мало что известно о том, что произошло с каждым из апостолов: В Евангелиях нет данных о местонахождении учеников. Только в книге Деяний (12:1-4) говорится о смерти Иакова и заключении Петра в тюрьму.
Пожалуй, мы никогда достоверно не узнаем, что же произошло в День Пятидесятницы.Остановимся лишь на некоторых, наиболее значимых, с точки зрения верующих, представлениях учеников Христа , помимо тех наставлений Иисуса, о которых говорилось выше, используя рассказ о тех событиях в книге "Деяний" и Евангелии.( О Пятидесятнице и „сошествии св. Духа“ на апостолов см. ПРИЛОЖЕНИЕ )
Апостолы знали, что являются свидетелями Христу. Свидетель — человек, который говорит о том, что видел, о том, что Он знает из личного опыта и что сказанное им — истина; такого человека нельзя остановить.По-гречески свидетель и мученик определяются одним словом "мартус": свидетель должен был быть готовым стать мучеником.
Вся первохристианская Церковь была преисполнена Духа Святого, и в Нем она обретала источник своей силы. О Духе Святом ,«которого Бог дал повинующимся Ему», сообщается в Деяниях (5:32).Для первохристианской общины Св.Дух был главной реальностью :Дух Святой вдохновлял и направлял верующих, был для них источником повседневного мужества и силы, помогающим им выстоять в опасной ситуации; «христианская радость», независящая от окружающих условий, — это по убеждению верующего, - результат Деяния Святого Духа.
В Деяниях подчеркивается факт Воскресения (точнее, ВЕРА свидетелей в этот факт) как окончательное доказательство того, что Иисус действительно был Избранником Божиим. Воскресение Христа имело чрезвычайно важное значение для первохристианской Церкви: без Воскресения скорее всего, не было бы самой Христианской Церкви. Когда ученики Иисуса проповедовали центральное значение Воскресения, они исходили из личного опыта. После распятия Христа они были сломлены и сбиты с толку; мечты их были разбиты и их жизнь была потрясена до основания. Именно воскресение Учителя изменило все и сделало боязливых героями.
Первохристианская проповедь
В своих проповедях Ап.Петр и др.первохристианские проповедники всегда подчеркивали тот важный факт, что распятие Христа было величайшим преступлением в истории человечества.
Они всегда подчеркивали важность воскресения Христа, без чего христианская Церковь никогда не имела бы права на существование.
Факт воскресения Христа подтверждал для его последователей , что Он несокрушим, что Он действительно является Господином жизни и смерти. Этот факт был для них неопровержимым доказательством того, что за ним стоит Бог, и следовательно,- сила, которую ничто не может остановить. Нет границ тому, что может Он сделать с ними и через них. В этом секрет христианской жизни. Пока христианин думает о том, что он сам может сделать, его беспокоят неудачи, разочарования и страх, но при убеждении «не я, а Христос во мне», - он обретет « силу Божию».
Петр проповедует о Втором пришествии Христа, что должно означать, что история движется к определенной цели.Он утверждает( Деян 3:6), что все, что произошло, было предсказано пророками.
Иудеи отказывались принять идею об Избраннике Божием, который должен страдать; но Петр настаивает на том, что, если они хорошо изучат Писания, то сами обнаружат все это.
Первосвященники не верили в воскресение из мертвых,и именно эту истину провозглашали апостолы. Саддукеи пытались сохранить дружеские отношения с римлянами. Римское правительство в общем терпимо относилось ко многому, но общественные беспорядки оно подавляло беспощадно. Саддукеи считали, что если апостолам позволят продолжать действовать, то это может привести к бунту и беспорядкам, которые станут причиной катастрофических последствий. Поэтому, они предполагали задушить это движение в самом зародыше, и поэтому главные проповеднки Петр и Иоанн были так быстро взяты под стражу.
Один верующий так объяснял секрет христианского свидетельства :« Христианин столь боится Господа, как он не боится ни одного человека».Для Петра и Иоанна существовало нечто значительно большее: их личное общение с Иисусом Христом и вера в истинность его воскресения; они были столь убеждены в этом, что готовы были рисковать своей жизнью.
После ареста Петра и Иоанна и запрета пропаганды Благой вести, среди христиан возникло глубокое смятение в предчувствии гонений и неприятностей, которые их ожидают. Но они не подчинились распоряжению синедриона не говорить о Христе. Напротив, у них тогда зародилось новое, еще более глубокое убеждение в могуществе Божием : С ними Всемогущий Бог, они вспоминали, как Он страдал и как Он восторжествовал , и это укрепляло их веру.
Они молились, чтобы им было даровано мужество. Они знали, что своими силами они не смогут выдержать все гонения, поэтому они обращались к той Силе, которая сильней всех сил.И ТОГДА "исполнившись Св. Духа" они обрело мужество, необходимое , чтобы свидетельствовать «с дерзновением», хотя их свидетельство могло стоить им жизни( Деян., гл 4).
Их неожиданным союзником окзался законоучитель, раббан Гамалиил, которого называли «Краса закона» (Деян 5:33;42).Фарисея Гамалиила не только уважали; его любили. Он был благочестивым человеком, намного терпимее, чем его товарищи. Когда синедрион был готов применить насилие против апостолов, Гамалиил вмешался.
Вероучение фарисеев представляло собой сочетание рока и свободной воли. Они верили, что все в руках Божиих, но человек все равно несет ответственность за свои поступки: «Все предначертано, но каждому дана свобода выбора». Гамалиил предупредил синедрион быть осторожными, если они решатся употребить свою свободу воли против Господа. Он утверждал, что если это вероучение не от Бога, оно само умрет. И он привел два примера с неудавшимися «мессиями» Февдой и Иудой Галилеянином, чье движение распалось с их устранением.Синедрион прислушался к словам Гамалиила и, вновь пригрозив апостолам, отпустил их.
А апостолы пошли, радуясь.Радость эта объяснялась тем, что им удалось доказать свою верность Христу, пострадать за Христа.
Свидетельство о публикации №225030800148
Позволю себе замечание: утверждение автора, что «Смерть Иисуса это модель поведения для его последователей» справедливо только отчасти. Это не совсем так, поскольку сам Иисус вторичен, Он конструирует свою модель поведения на основании 2-ой и 4-ой книг Маккавеев, которые упоминает И.Лощинин.
Обязательно нужно отметить, что в кн. Маккавеев преследование иудеев язычниками, мотивируется еврейскими грехами, которые вызвали гнев Господа. По версии автора 2-ой кн. Маккавеев, именно кровь праведников, кровь мучеников, убитых за свою твёрдую верность иудаизму, спасительна для иудеев. Очень характерны слова седьмого брата-мученика, который говорит, что его смерть прекратит гнев Всевышнего, который имел основания для осуждения евреев. И чуть ниже он говорит, что это сработало, язычники были повержены, значит- Бог смилостивился и Иехуда Маккавей стал непобедим. Автор 2-ой Макк не погружён в Храмовый ритуал, в храмовую жизнь, как и Иисус, он так же превозносит силу молитвы и трансцедентальность Господа. Для Иисуса и для автора 2-ой Макк святость народа, важнее святости места (Храма) и судьба Храма напрямую связана с верностью народа Яхве. Автор 2-ой кн.Маккавеев заинтересован в святости своего народа, как и Иисус, а кровь Иисуса, как и кровь мучеников, в 2-ой книге Маккавеев, искупает грехи еврейского народа. В Евангелиях и Маккавейских книгах одна идеологическая схема. В отличии от автора 1-ой книги Маккавеев, где героями и спасителями Израиля являются Хасмонеи, с оружием в руках отвоевавшие религиозную и политическую свободу своего народа, автор 2-ой Макк. не фанат милитаризма, не певец побед Иехуды, там нет глорификации войны за свободу, а настоящие герои это мученики за веру. Именно они «спасители», а не те, кто добился независимости Израиля мечём. Точно так же считал Иисус, который отказывался от материального милитаризма в борьбе с римлянами, в пользу того же инструмента, что и мученики 2-ой кн. Маккавеев. Иисус стремился смазать своей кровью ржавое колесо истории, вызвать страданиями Б-го Сына, запаздывающий Апокалипсис. Ту же модель проповедует и автор 4 книги Маккавеев, где Хашмонеи не играют никакой особой роли. 2-я книга Маккавеев полна божественных вмешательств, как Евангелия, в ней тоже действуют ангелы, а тема загробной жизни и посмертного воздаяния является приоритетной, как и для Иисуса.
Поэтому логично предполагать, что Иисус непосредственно вдохновлялся строками Маккавейских книг.
Видимо, аналогично мотивированы и христианские мученики, которые действительно подражали своему Учителю, который вынес модель мученичества из Маккавейских книг. Несомненная связь мотивации христианских мучеников, с персонажами Маккавейских книг, они так же, как и Иисус, стремились ускорить «конец времён» и своими мучениями, вызвать второе пришествие, христианский апокалипсис.
Конечно, верно и замечание автора, что все жизнеописания апостолов носит апологетический характер и призваны предать адептам уверенность в истинности бытия и учения Иисуса. Это не биографии реальных людей, а прескриптивная литература, для которой реальность вторична. Что характерно для любых религиозных текстов, в них мало исторической достоверности, а приоритет отдан теологии.
Игорь верно отмечает, как евангелист фиксирует понимание апостолами своей роли. Это не удивительно, ибо Иисус обещал им мирскую власть: «И сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Лк. 22:30). Они ждали именно этого, стать главами колен, то есть библейскими судьями. Синоптики, писали о Иисусе и апостолах так, как им бы хотелось их видеть, как диктовала актуальная им реальность. Но живая история иногда проступает поверх картины мира евангелистов, где Иисус стал Богом, а апостолы святыми. Апостолы простые «люди земли» ам-хаарец, они не интеллектуалы, не храбрецы. Они просто разбежались, когда Иисуса арестовали, но «легион ангелов» не спустился воевать за Него, а потом они прятались по щелям и боялись так сильно, что посылали вместо себя женщин. Но вера, которую Иисус смог им внушить, заставила их найти объяснения непоправимому. И это автор отмечает очень хорошо.
Сергей Дедал 27.04.2025 17:39 Заявить о нарушении
Еще раз благодарю за информацию о Маккавейских войнах- вопрос, признаюсь, изученный мной весьма поверхностно.
С уважением,
Игорь
Игорь Лощинин 28.04.2025 00:26 Заявить о нарушении
Скорее всего не так. Иисус активный апокалиптик, Его модель это провокация вмешательства Бога. Точно так же, как фигуранты Великого восстания были уверены, что ввязавшись в безнадёжную драку с Римом, они не оставят Господу иного выбора, как стать за их спинами и вмешаться в ход истории.
"В качестве образца поведения Он предлагает себя самого и твердо верит, что однажды Бог воскресит его из мертвых."
Я склонен думать, что Иисус, судя по его словам на кресте, до последнего скорбного вопля "Для чего Ты меня оставил?" был уверен, что Отец появится во Славе, в последний момент и возведёт Его живым на Небеса, посадит царствовать над святым народом Израиля. Он надеялся именно на это... А вся синоптическая история посмертном бытии это попытка синоптиков примирить скорбную реальность, с своими несбывшимися чаяниями. Они не могли принять, что Он был просто казнён и умер в мучениях.
"книг Маккавеев, которые не являются частью Еврейской Библии (Танаха) "
Это совершенно не важно, поскольку никакого канона в иудаизме не было. Важнее количество копирований, которое говорит о популярности текста.
Сергей Дедал 28.04.2025 10:54 Заявить о нарушении
1.Иисус- активный апокалиптик, Его модель -это провокация вмешательства Бога.твердо верит, что однажды Бог воскресит его из мертвых."
"Активность" Иисуса как апокалиптика проявляется в его стремлении ускорить наступление Царства Божьего ценой своей жизни ( как Вы выразились- "провокация вмешательства Бога"), и в основе этой "активности" - вера,"что однажды Бог воскресит его из мертвых".
2."Иисус до последнего скорбного вопля "Для чего Ты меня оставил?" был уверен, что Отец появится во Славе, в последний момент и возведёт Его живым на Небеса, посадит царствовать над святым народом Израиля. Он надеялся именно на это".
Эта уверенность в том, что Бог не допустит его гибели , сочеталась у Иисуса с верой , что Бог ВОСКРЕСИТ его.
3.Относительно книг Маккавейских. "никакого канона в иудаизме не было"
Не уверен, что не было "никакого канона". Как показывают исследования "Библейского канона Иисуса" , в центре внимания для Христа, как и иудеев первого столетия, был Закон Моисеев, а также книги, которые наиболее часто упоминаются и цитируются в Кумранских свитках, в числе которых нет Маккавейских книг( или почти нет). В Библейском каноне использовались писания, составленные после того времени, когда, как считалось, пророчества в Израиле прекратились, а именно после Артаксеркса (350-330 г до н.э.). Автор 1 книги Маккавеев сообщает, что в его время пророческого служения в Израиле не было. Флавий полагал, что книги, написанные после Артаксеркса( точнее, во времена Ездры) в св. Писание иудеев не входят. В любом случае, наверно, нельзя говорить о значительном влиянии этих книг на Иисуса. Во всем НЗ всего 19 ссылок, где упоминаются Маккавейские книги.
Еще раз благодарю Вас за внимание , за интересные и важные дополнения и замечания.
С уважением,
Игорь Лощинин 28.04.2025 14:07 Заявить о нарушении