Глава 19. Раннехристианское мученичество как один

   Глава 19.Раннехристианское мученичество как один из факторов успеха  Христианства

        При всем преувеличении масштабов раннехристианского мученичества , нельзя отрицать тот факт, что оно действительно было . С верой в воскресение Иисуса Христа зародилось движение, поднявшее его на сверхчеловеческий уровень. Именно вера в Воскресение привела к тому, что последователи стали называть его Богом.
Но если мученичество апостолов, т.е. тех, кто  «видели и слышали» Иисуса, можно объяснить тем, что они лично его знали  и безусловно, верили в его Воскресение, будучи  непосредственными свидетелями явлений им воскресшего Христа , то как объяснить  мученическую смерть  массы тех людей, которые никогда не знали не только самого Иисуса, но и тех первых, кто свидетельствовали о Нем? О мученичестве самих апостолов,   доподлинных сведений не имеется,  существуют только предание, легенды, наполненные преувеличениями и фантастическими чудесами . Но о мученичестве и подвигах веры их последователей, этих безымянных фанатиков, умирающих за доверие к своим учителям, известно доподлинно.Христианские мученики обрекали себя на страшные мучения за веру в воскресшего Христа , за его победу над смертью.

            Смерть Иисуса как модель поведения для его последователей

     В те времена большинство иудеев ждали, что Мессия придёт в блеске воинской славы и освободит их от римской тирании. Но последователям Иисуса его кончина дала новое понимание победы и смерти.
Смерть Иисуса ради последующего Воскресения стала для христиан моделью поведения. Во времена гонений на вопрос «Как бы поступил Иисус?» правильным ответом было «Иисус бы принял смерть».
    Иисус напрямую сообщал ученикам и последователям , что тем следует ожидать и собственного взятия под стражу. Более того, они должны «взять свой крест» и следовать за ним (Мк 8:34-38). Целые поколения толкователей приложили потом массу усилий, чтобы интерпретировать его слова образно, но для древних христиан они звучали абсолютно конкретным призывом к мученичеству.
    Основным мотивом, который влиял на поведение мучеников, было  их стремление к смерти за Христа, желание приобщиться к его мукам.
«Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего», – обращался епископ Игнатий Антиохийский к римлянам ("К Римлянам", глава 6) . Древние христиане стремились во всей полноте подражать своему Учителю, вплоть до своей насильственной смерти.
   Христианство  росло, а с ним росло и число мучеников. Согласно историку Евсевию (IV в.), в первые два столетия христиан мучали, били и резали. В цирке их заставляли сражаться с гладиаторами и терзали хищными животными, в тюрьме рубили головы ,  на площади сжигали … Христиан арестовывали и казнили , но пред лицом всех страстей мученики сохраняли мужество и непоколебимость. Даже в периоды самых яростных гонений, под угрозой пытки  они не отрекались от своей веры, предпочитая благополучной семейной жизни на земле мученичество и единение с Господом на небе.
Казалось бы, постоянное преследование с одной стороны и готовность пойти на смерть с другой должны были поставить под угрозу само существование христианства. Если все погибнут за веру, кто останется, чтобы представлять её? Но мы знаем, что всё случилось ровно наоборот. Когда древние христиане описывали распространение своей религии, то успех они относили на счёт мученичества.  Тертуллиан писал в конце III столетия, что «кровь христиан – это семя (церкви)». В  представлении христиан мученичество было необходимой частью исповедания, сохранявшей их веру и умножавшей число последователей. Популярность историй о страданиях мучеников сыграла важную роль в распространении христианской вести, массово привлекая людей ко крещению
     Игнатий, ученик апостола Иоанна,  управлял Антиохийскою Церковью и «сам же в себе скорбел о том, что еще не достиг надлежащей любви к Иисусу, и совершенного достоинства ученика. Он помышлял, что исповедание посредством мученичества теснее соединит его с Господом».
Из  Послания к Римлянам Игнатия Антиохийского(гл. 4-7):
"Я пишу Церквам, и свидетельствую всем, что я добровольно умираю за Бога. Прошу вас,оставьте меня соделаться пищею зверей, чрез которых можно приобрести Бога. Я пшеница Божия, и должен быть измолот зубами зверей, чтобы сделаться чистым хлебом Христовым. Даже ласкайте зверей, чтобы они соделались для меня гробом, и нисколько не оставили моего тела, дабы я по смерти не сделался кому в тягость. Тогда я буду по истине ученик Христа, когда мир не увидит и тела моего. Молитесь обо мне Христу, чтобы я сими средствами соделался жертвою,. .. теперь я начинаю быть учеником. Ничто видимое, или невидимое не удержит меня в том, чтобы приобрести Христа. Да приидут на меня огонь и крест, толпы зверей, удары, терзания, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, злые мучения от диавола: только бы я приобрел Христа. Нет никакой для меня пользы в удовольствиях мира, ни в царствах века сего. Мне лучше умереть во Христе Иисусе, нежели царствовать над концами земли. Ибо какая польза человеку, если он и целый мир приобретет…. " .( Христианское чтение. 1822. Ч. 8. ).
Игнатий делится не только эмоциями, но и формирует богословие. Он утверждает, что, только встав на путь мученичества, он наконец становится учеником, то есть последователем Христа в подлинном смысле слова. Выбрал он этот путь подражания Господу и "сораспятия" добровольно.
Мечта Игнатия сбылась в 107 году в правление императора Траяна, когда епископ Антиохийский был растерзан львами на арене, то есть именно так, как он мечтал.
Игнатий – не исключение, не отклонение от нормы в свое время:  его мировоззрение и было нормой для ранней церкви. Мученический венец в это время рассматривается как наивысшая честь, оказанная Христом Своим последователям, наилучшая возможность для христиан выразить свои убеждения.
      Как «самый выдающийся мученик»  характеризуется  епископ Смирны  Поликарп, который был учеником апостола Иоанна Богослова и считался самым уважаемым богословом Малой Азии.За ним следовало множество учеников, мученичество Поликарпа  служило примером для всех Смирнских христиан.
      На страницах своей «Церковной истории» Евсевий   рассказывает о гонениях в Палестине, Кесарии, Фиваиде и во многих других местах. При этом он упоминает, что нередко прямо во время этих массовых казней новые христиане выходили вперед, публично исповедуя свою веру и требуя казни...Еще читали приговор одним мученикам, как уже со всех сторон к судейскому помосту сбегались другие люди и объявляли себя христианами, не беспокоясь о пытках, ужасных и разнообразных; бесстрашно проповедуя Бога Творца, они с радостью, с улыбкой и благодушием принимали смертный приговор и до последнего вздоха пели благодарственные песни Творцу» .
    
       Социальный состав мучеников, как и всей христианской Церкви, не был однородным, и это, отчасти, вместе с их психическим состоянием и мотивами, определяло поведение на суде во время допросов и в темнице. Можно выделить несколько групп мучеников в зависимости от их поведения.  Среди них были мученики, которые призывали на себя все страдания, какие только могло изобрести нездоровое воображение - их собственное или судьи и палача; можно также выделить так называемых мучеников-«ораторов», произносивших на суде длинные апологии христианской веры и обличения язычества. Существовали и «простые герои», смиренно исповедовавшие свою веру и терпевшие за это все пытки и казни, которые доставались на их долю. Чаще всего с их уст не слетало ничего, кроме короткой фразы «Я христианин». В основном это были простые, необразованные люди, ремесленники, солдаты, рабы и вольноотпущенники, не обладавшие даром красноречия и не умевшие понять иногда тонкую игру слов, вследствие чего они ограничивались только признанием в христианстве в ответ на любую обращенную к ним реплику.
     Немаловажную роль в поведении и мотивации мучеников играли видения, которые удостаивались некоторые из них (или им их приписывали). Чаще всего эти видения были непосредственно связаны с концом жизни таких визионеров или с загробной жизнью, в которой они видели награду за свои страдания.

     Тертуллиан завершает свою «Апологию» пафосными словами: «Нам ничего не нужно в этом мире, разве только то, как бы поскорее выйти из него…. Распинайте нас на крестах, подвергайте пыткам, осуждайте, истребляйте. … Но никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха; она скорее располагает к секте нашей. Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся...Да, мы хотим страдать; но так, как и воин хочет войны. Он переносит ее не с удовольствием, так как с нею связаны страх и опасность. Однако он и сражается всеми силами, и, побеждая, радуется в сражении.. Поэтому мы побеждаем, когда нас убивают» .
      Для язычников слово о кресте и практика «сораспятия Христу» виделись полнейшим безумием. Учитель одного из гонителей христиан императора Марка Аврелия писал: «Какая удивительная глупость и невероятная дерзость! Они презирают верные мучения в настоящем, но боятся неизвестных в будущем; они боятся умереть после смерти, а пока они умереть не боятся: вот до чего у них надежда заглушает страх, обольщая утешительной мечтой о воскресении».

     Следует отметить, что христиане не подвергались постоянным преследованиям со стороны римлян. И лишь немногих христиан действительно казнили, а когда это происходило, то казнили их часто по причинам, которые в современном мире назвали бы «политическими». В римских источниках существует очень мало исторических или археологических данных о «широко распространенных» гонениях христиан. А там, где у нас действительно есть свидетельства преследований в середине III века, остаётся неясным, были ли они направленны именно против христиан   Исследователи раннего христианства  сходятся во мнении, что существует очень мало свидетельств преследования христиан. Хотя в текстах Древней церкви есть упоминания о смерти христиан, они расплывчаты и часто преувеличены.
     Все современные публикации о мученичестве имеют три источника: либо непосредственно средневековые рукописи, либо основополагающие труды вроде «Церковной истории» Евсевия, либо другие вторичные публикации, основанные в том числе на первых двух. Каждый из названных источников может оказаться полезен для изучения мученичества, но обычно от нас ускользает, что у их авторов были какие-то свои вполне определённые цели, и эти цели достигались посредством разных приёмов. Например, рассказывая о римской церкви середины II века, Евсевий использовал мученическую смерть епископа Поликарпа для осуждения ереси маркионитов, которую активно осуждал Поликарп
     Большинство рассказов о раннехристианских мучениках передавались из поколения в поколение и принимались как подлинные на основе традиции.Однако подавляющее большинство этих историй было написано спустя долгое время после событий, которые они якобы описывают. Большая часть имеющейся информации исходит от более поздних авторов, особенно от анонимных агиографов, которые в спокойные времена редактировали, перерабатывали и даже подделывали истории о мучениках.Они отсылают к богословским идеям, которых не существовало в описываемый период, и содержат элементы, заимствованные из других древних источников.Существует разница между гонением и судебным преследованием. Гонитель преследует представителей определенной группы для незаслуженного наказания только из-за их принадлежности к этой группе. А в судебном порядке физическое лицо преследуется по закону, потому что данное лицо нарушило закон.

     В том, что ранние христиане были готовы умереть за свои убеждения, виделся признак истинности христианского послания. Разве апостолы были бы готовы страдать и умереть за Иисуса, если бы он не воскрес из мертвых на самом деле? Разве ранние христиане были бы замучены, если бы христианство не было истинным? 
Ранние христиане ценили святых как праведников, имеющих особую связь с Богом. И, как уже отмечалось, не было лучшего аргумента в пользу искренности убеждений человека, чем тот факт, что он готов за них умереть. 
        Богословское оправдание страданий как некоего блага часто связано с идеей подражания страстям Христовым. Его страдания послужили во благо, поэтому и другим хорошо бы страдать как Христос.
Идея добровольного принятия страданий в подражание смерти Иисуса распространилась по всей христианской литературе о мученичестве. Предполагается, что Иисус даёт нам высший образец нравственного поведения, реализуемый через жертвенную любовь, подражая которому человек может достичь спасения. Мучеников глубоко чтили простые верующие.  Мученики были отчасти супергероями, отчасти знаменитостями и теперь, как говорит церковь, они вознаграждены блаженством и высшими почестями, недоступными этому миру.
 
                Не-христианские мученики

    Многие люди, и учёные в их числе, утверждают, что в христианском мученичестве есть что-то особенное и неповторимое, и что до христианства мученичества на самом деле не существовало. Однако, это не так. При большом разнообразии мнений о ценности такого рода смерти, своих павших героев уважали, почитали и превозносили и евреи, и греки с римлянами.Не только в христианстве , но и в древнем мире уважались люди, готовые умереть за свои убеждения.Античная Греция и Рим тоже имели своих «героев-мучеников».Иногда эти прецеденты воспринимались в качестве «мученичества до Христа».
        Истории  из Книги Даниила , напр., Седраха, Мисаха и Авденаго; в огненной печи (Дан 3) или Даниила во рву со львами (Дан 6) стали важными сюжетами для последующих поколений христиан, моделью поведения как для евреев, так и для христиан.Праведным страдальцам не следует бояться, потому что их награда придёт после смерти. Даниил описывает небесную книгу, в которой записаны имена праведников, и сообщает, что «спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.»  (Дан 12:1-3) . Не может быть, говорит Даниил, чтобы Бог оставил праведников в их страдании и смерти. Они пробудятся к вечной жизни в будущеми получат награду за свои добрые дела.
    В IV Книге Маккавеевописана история  семи братьев Маккавеев и их матери , которые вскоре после начала религиозных гонений на евреев Антиоха IV Эпифана в 167 г. до н. э., были схвачены, и им было приказано принести жертву языческим богам.Старший из сыновей , дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери. Остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил  матери склонить её сына к отречению, чтобы ей остался хотя бы последний сын, но мать укрепляла и последнего сына в исповедании Истинного Бога, потребовав от сына последовать примеру его старших братьев. Мальчик  так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
Мученики Маккавейские представлены образцом мужества и нравственной стойкости,  они (как и автор книги Даниила) абсолютно уверены, что за свое поведение будут оправданы и вознаграждены в будущем. Эту историю  знали многие христиане  и воспринимали ее идеи.Ссылки на Маккавеев и сравнения с ними неопровержимо доказывают, что христиане считали своих мучеников частью ветхозаветной традиции. Христиане полагают, что Ветхий Завет содержит ряд пророчеств об Иисусе и церкви. Они объединяют Ветхий и Новый Заветы в одну традицию, поэтому не делают разницы между их персонажами, а своих мучеников воспринимают как продолжателей единого наследия, свидетелей той же самой истины.Однако,смерть именно за Христа и, соответственно, за истину, оказывается другой, особенной...
     Христианское мученичество – совершенно новая концепция и страница истории. Ее главный исток- в добровольной крестной смерти Иисуса Христа как искупительной и невинной жертве для спасения человечества от греха и вечной погибели.
Иисус учил своих последователей : «Кто открыто признает Меня пред людьми, того Я, Сын Человеческий, признаю перед Отцом Моим Небесным. А кто от Меня отречется перед людьми, от того и Я отрекусь перед Моим Отцом Небесным. ..Сберегший свою жизнь для себя – потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня – обретет ее» (Мф. 10:32-39, ). Христианские мученики знали и помнили эти слова...
Таким образом, христианское мученичество – это бескомпромиссная верность радикальному призыву Христа.
С точки зрения первых христиан, мученик – это борец веры, торжественно преодолевающий страх  и  подобно Христу,  попирающий смерть собственной смертью.
Сами страдания мучеников и  смерть за веру производили такое сильное впечатление, что зрители проникались сочувствием, а некоторые из них обращались в христианскую веру.
Христианское мученичество бесспорно, являлось одним из факторов, способствующих успеху распространения Христианства.
Истории мучеников воодушевляли и продолжают воодушевлять людей. Сами личности мучеников являлись источниками утешения, вдохновения и духовного руководства. Но важно, за что именно они лишились жизни;  до какой степени отредактированы раннехристианские истории. Смерть при до конца не выясненных обстоятельствах – это просто одна из бесчисленных древних смертей.


Рецензии