Приложение 12. Праздник Пятидесятницы-день рождени
Праздник Пятидесятницы, посвященный сошествию Святого Духа на апостолов, считается днем рождения христианской Церкви.
Пятидесятница («Шавуот») – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до рождения Христа у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Во времена Иисуса это был праздник первых плодов и годовщина дарования Закона. В этот день совершались праздничные процессии паломников в Иерусалимский Храм.
В евангелии Пятидесятница- это день «сошествия Святого Духа» на апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса . Это также день физического воплощения традиции : чудесные явления , описанные в Деяниях, имеют параллели в книге Исход(Исх 19:16-20; 20:18-21).
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Иисус Христос перед распятием посвящает свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Он объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним: «Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14:16–17,;26,;15:26).
Книга Деяний апостолов представляет собой рассказ о распространении христианской Церкви по всей Римской империи. Одно из первых главных событий этого повествования происходит через пятьдесят дней после смерти Иисуса на иудейском празднике Пятидесятницы.
Последователи Иисуса собираются вместе в доме в Иерусалиме и переживают обещанное нисхождение Духа Святого:
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого» .
Выбежав наружу, апостолы начинают проповедовать благую весть на языках иудеев «из всякого народа под небом», посетивших Иерусалим во время праздника ( Деян.2:1-13):
Многие очевидцы озадачены этой суматохой," и все изумлялись и дивились" , но были и те, кто "насмехаясь, говорили они напились сладкого вина". И тогда Петр , "возвысив голос свой" , принимается проповедовать собравшейся толпе.В своей импровизированной проповеди он говорит, что наблюдаемое ими является исполнением обещаний Бога, данным через пророков. Он говорит им об Иисусе, о смысле его смерти и Воскресения, убеждая их покаяться.Результат был не менее поразительным, чем само происшествие : многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня маленькая секта выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой(Деян. 2: 14-41)
Из описания этого основополагающего события в истории Церкви Эрнестом Ренаном:
«…..В первые дни после смерти Иисуса верующие были, так сказать, в пароксизме сильнейшей лихорадки, действуя друг на друга, заражая друг друга своей экзальтацией, навязывая друг другу свои грезы и не зная предела своей фантазии. Число галлюцинаций росло с каждым днем. Чаще всего они являлись во время вечерних собраний. Как только запирались двери и все настраивались на подобающий лад, достаточно было одному крикнуть, что он слышит приветствие "шалом" или "мир", чтобы все остальные тотчас же услышали то же. Слишком большой радостью для этих простых людей было знать, что учитель среди них. Каждый наслаждался этим сознанием и мысленно беседовал с ним...
Когда явления воскресшего Иисуса прекратились,в христианской общине преобладающей идеей было сошествие Святого Духа. Полагали, что он нисходит таинственным дуновением, которое пробегает по собранию верующих. Многие думали, что это дуновение исходит от самого Иисуса (Ин.20:22).Всякое движение души, которое не знали, чем объяснить,стало делом Духа Святого..
Больше всего «озарений» происходило на собраниях верующих. Когда все были в сборе и в торжественном молчании ожидали вдохновения свыше, каждый шум, каждый случайный шорох принимались за сошествие Духа. В первые дни таким же образом происходили и явления Иисуса.
... Это верование стоит в тесной связи с представлениями, почерпнутыми из Ветхого Завета. В еврейских книгах говорится о пророческом духе как о дуновении, проникающем все существо человека и вдохновляющем его. В видении Илии (1 Цар.19:11-12) Бог является под видом легкого шелестящего ветерка. В "Вознесении Исаии" сошествие Св. Духа сопровождается шорохом за дверьми. Самый легкий порыв сквозного ветра, малейший шелест его среди гробового молчания объяснялись как сошествие Св.Духа.
В числе всех этих "сошествий Духа", случавшихся, как кажется, довольно часто, было одно, оставившее по себе глубокий след в нарождавшейся церкви. Однажды, когда братия была в сборе, разразилась гроза. Окошки распахнуло сильным ветром, все небо было в огне. Грозы в том климате сопровождаются сильными световыми феноменами: целые снопы огня прорезывают воздух со всех сторон. От того ли, что электрический ток проник в помещение, или, может быть, лица собравшихся вдруг осветило ослепительной молнией, только все остались в убеждении, что Дух Святой сошел на них, коснувшись их голов огненными языками.Убеждение, что наитие Духа проявляется небесным огнем и каким-то таинственным сиянием, было общераспространенным в теургических школах Сирии. Собравшимся казалось, что они присутствуют при проявлении божества, подобно тем, какие бывали в былые, далекие времена...
Очень часто сошествие Духа понималось как второе крещение - "Крещение Духом", Считалось, что одни лишь апостолы получили его. И сложившееся у всех представление, что Дух Святой сошел на них будто бы в виде огненных языков, породило целый ряд самых странных представлений, занимавших очень видное место среди фантастических идей той эпохи.Полагали, что язык человека, на которого сошел Дух Святой, получает особенный дар путем своего рода таинства посвящения. Считалось, что проповедник говорит не сам от себя (Лк.11:12; Ин.14:26), что язык его - орудие вдохновляющего его божества. Огненные языки принимались за символ: по общему убеждению, этим символом Господь хотел показать, что он изливает на главу апостолов самые драгоценные дары свои -- дар слова и дар вдохновения. Но на этом не остановились. ..
Экзальтация вызвала экстаз и пророчества. В моменты экстаза у верных, вдохновляемых Духом Святым, вырывались нечленораздельные бессвязные звуки, которые слушатели принимали за слова на иностранном языке и наивно пытались истолковать (Деян.2:4; 10:44 ; 11:15; 19:6; 1 Кор.12-14).
Было и такое мнение, что человек в состоянии экстаза начинает говорить на новых, дотоле неизвестных языках или даже на языке ангелов.
Сам человек, находившийся в экстазе не понимал ни одного слова из того, что говорил; он даже не сознавал, что с ним происходит (1 Кор.14:13,14,27 ). Его слушали с жадным вниманием и тут же на место бессвязных полуслов подставляли все, что приходило в голову. Каждый, естественно, или переводил их на родной свой язык, или наивно подыскивал им объяснения в других языках, поскольку он их знал. И это всегда более или менее удавалось, так как слушатели вкладывали в непонятные, отрывистые слова то, что у них было на сердце.
Случалось, что верующий, придя в экстаз, в самом разгаре озарения, решался выйти и показаться толпе. Таких принимали за пьяных (Деян.2:13,15)
Случаи пророчеств бывали очень часто; пророческий дар был почти то же, что дар языков (Деян.19:6; 1 Кор.14:3 ). Молитва нараспев, прерываемая конвульсиями, мистическими вздохами, лирическими восторгами, славословиями (Деян.10:46; 1 Кор.14:15,16,26), была ежедневным занятием. Всякие "канты", "гимны", "псалмы" на манер песнопений Ветхого Завета полились целым каскадом...
Так как ни один язык не передавал новых ощущений, зарождавшихся у верующего в такие моменты, то человек начинал издавать какой-то лепет, глубоко трогательный, но без всякого смысла, и в этом бормотанье беспомощно барахтались, если можно так выразиться, зародыши будущего "христианского языка".
Говорить они не умели, им одинаково изменяли и греческий и еврейский. Этим-то и объясняется, что зарождающееся христианство так чудовищно насиловало язык. Точно заика, у которого звуки сталкиваются во рту, давят друг друга и заканчиваются пантомимой, мало понятной, но мощной по своей выразительности.
Все это было очень далеко от проникновения учением Иисуса, но для умов, насквозь пропитанных верой в сверхъестественное, такие феномены имели большой смысл. Особенное значение придавали дару языков, как существенному атрибуту новой религии, как доказательству ее истинности (Мк.16:17). Во всяком случае, нельзя не признать, что явления экстаза приносили плоды: они обратили многих язычников. Вплоть до III-го века "глоссолалия" считалась длящимся чудом. Некоторые торжественные слова христианского лексикона ведут свою родословную именно от таких полуслов, полувздохов, вырывавшихся у "глоссолалов". Эффект в общем был сильный и прочный. Такой способ отдавать на общее обсуждение свои чувства, внушенные свыше, предоставляя всей общине истолковывать их, должен был создавать между верующими глубокую братскую связь.
Они жили в сверхъестественном, в мире грез; самые мелкие факты, самые пустые случайности принимались ими за указания свыше (Деян.8:26 ; 10:6,7,9 ).
Плакать стало актом благочестия: кто не умел ни говорить на чужих языках, ни проповедовать, ни творить чудеса, тот просто плакал. Плакали на молитве, плакали проповедуя, плакали грозя гневом Божиим (Деян.20:19,31; Рим.8:23,26)»
За внешними явлениями «нисхождения Духа Святого» последовали внутренние: «исполнившись Духа Святого», согласно Деяниям, апостолы очистились, просветились и преобразовались, и обретя неустрашимое мужество и др. новые качества, начали проповедовать….
Свидетельство о публикации №225030801710