О книге Ярость Алекса Михаэлидеса

Автор знаменитого бестселлера «Безмолвный пациент» в этой книге верен избранному жанру – современный Лондон, богема, отдых на островах в Греции, мифология… Все это переплетается с чувствами героев, влюбленных друг в друга, ревнующих, и стремящихся к поставленной цели.
Большинство из них артисты или писатели, наделенные экзистенциальным восприятием жизни, неожиданными вспышками чувств, яркой окраской событий.
Они реагируют на вызовы судьбы как театральные деятели, играют на публику, пишут пьесу и исполняют в ней заглавные роли вместо того, чтобы проживать жизнь.
Повествование ведется от лица человека, явно психически не здорового. Поэтому, на первый план выводится психоанализ, влияние прошлого на выстраивание героем своей судьбы, понимание им необходимости перемен, семейной жизни, ценностей, заложенных в детстве, повлиявших на формирование характера, а значит и на жизнь.
Он рос в атмосфере постоянных унижений, подавления воли и достоинства. Пережил одиночество и безразличие близких, побег из дома, нищету, необходимость ночевать на кладбище, в склепе, ставшем ему крышей над головой. Насмешки и оскорбления со стороны тех, кто сильнее и старше, породили в нем чувство неполноценности, стремления к доказыванию всем обратного через жестокость.
По иронии судьбы первая пожалевшая его женщина, старая писательница, использует его, поселив в своем доме.
Он словно мстит всему миру за испытанные им страдания. Одевает маску лжи, чтобы покрепче ухватить ниточку удачи. Но не может удержаться при неожиданном порыве ветра, урагане, унесшим его далеко от моральных норм в отношениях между людьми.
Ярость – это тот ураган страстей, который захватывает героя и повергает его в непредсказуемость, совершение спровоцированных не умом, а взбешенными чувствами поступков.
Примененный автором прием необходимости выбора в критической ситуации, лавирования между Сциллой и Харибдой, укрупняет понимание характера и личности героя, как взгляд сквозь увеличительное стекло.
Другой интересный прием – игра в игре, - увлекателен и самобытен. Герой думает, что это он ведет игру, и, до последнего уверен в том, что все идет по задуманному им плану, по сочиненному им сценарию. Но игру ведет не он, а другие. Игру против него ведут те же самые игроки, которых он прочил на вторые роли.
Это захватывающее чтение, приводящее к разочарованию, к трагедии, ставшей воплощением детских комплексов героя. Жизнь человека, покрытая мраком нелюбви, завершается там, где дано было практиковаться автору книги, в психбольнице.
Возможен ли другой финал? Наверняка, если бы на пути героя встретились люди, способные чувствовать и любить, а не играть роли влюбленных, потерявших путь. Он так и не познал обычной жалости, сочувствия. В этом трагедия, приведшая к тому, что произошло. А может быть, пережитое им лежит в той же самой плоскости, и является всего лишь отражение его внутренней пустоты.
И ярость - лишь обжигающий душу ветер, который невосполнимо уносит все прочь.


Рецензии