Рецензия на стих Психея. Нимитта
Рецензия в виде сочинения на свободную тему.
Прочёл третье стихотворение. «Психея». А вот возьму и удивлю, тем, что мне не свойственно, начну с банальности – мне понравилось, правда, очень понравилось и многое что ещё, но о произведении больше ни слова. На этот раз потрудился сразу же прочитать все «рецензии», написанные другими авторами на сей образ Психе. Там не только образ, но и сущность… Стоп, я же обещал ни слова о стихотворении. Зачем-то мне было нужно ознакомиться с перепиской, со стилем общения. Возможно, чтобы собрать кой-какую информацию, уловить важное между словами, а заодно подобрать искорки, просыпающиеся из светящейся короны на голове автора. Но почему сразу корона, если лик светится, может это свечение от светоносного нимба. Общение вживую автора с читателями, высказывающими свои впечатления, мнения, оценки мне тоже понравилось. Не скажу «что, чем, и почему» - это мой маленький секрет и отдельная большая тема для последующих размышлений. Ход «d2-d4».
Вчера после заката решил прогуляться по виртуальному пространству. Но не абы куда, а целенаправленно, адрес был мне известен. Давеча я там побывал. Не то, чтобы меня приглашали в гости, но там и никому не отказывали, даже были рады всяк приходящему. Двигал мною интерес, а влекла духовная жажда. В густых сумерках вышел на тропинку, уводящую вглубь прозаической рощи. Нитью, ведущей меня к чему-то тайному, но не запретному, служило имя Нимитта. И одновременно кодом. Внутри трепыхалось чувство вовсе не романтического характера, что-то близкое к предвосхищению. Мне теперь нужно бдеть, чтобы не затрепать его многословием. Вспомнилась давнишняя песня, начал напевать: «живёт в белорусском Полесье кудесница леса Олеся… ей птицы поют в поднебесье – ты сказка, ты чудо, ты песня…» Однажды во время моего посещения этой рощи она неожиданно возникла предо мною, как бывает нас настигает средь лесной многоголосицы резкий и сильный крик птицы, или налетевший порыв ветра среди шелеста трав, щебетанья дубрав – в виде записки. Встреча была недолгой – размером в несколько коротких фраз, но оказалась знаковой, а может и веховой. Лишь бы не роковой. Вызвала смятение чувств: недоумение, удивление, радость, настороженность. Кто это? Представилась как Нимитта. Что это? Да что угодно – сюрприз, подарок, загадка.
Заинтригован, не поленился заглянуть к ней на страницу. А там птица. Необычная. Светящаяся. Красиво и завораживающе поёт. Мне трудно определить, что за птица, явно мифическая и мистическая. Впрочем, я не орнитолог и не птицелов.
Со мной случаются превращения, когда вдруг смещается «точка сборки» и сквозь твои глаза уже смотрит кто-то другой, и видит что-то необычное. Вот и на этот раз необычные строчки стихов в прозе, принесённые Ветром духа, вызвали во мне перемещение внимания на неизвестную территорию. Одно из превращений – гулял по прозаической роще, оказался в сказочном лесу. Как обычно и происходит в сказках – всё время случается необычное.
Опять навеяло:
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»
Пожалуй, в избушку заходить не буду, даже если повернётся ко мне передом и распахнётся дверьми. Встреча с Бабой Ягой не казалась мне хорошей идеей. Не в этот раз. Тут же отметил, что нахожусь в плену стереотипов об образе и сущности Бабы Йожки, а она мне, может оказаться, приходится родной тётей. (Живёт в избушке Бабка Йожка, горб, нос крючком, кривая ножка… Всё зелье варит колдовское, задумав, видимо, лихое…)
А вот Русалка на ветвях, другое дело, совсем другой образ бабы, другие изгибы. Образ сексапильный, эротизмом так и пышит. Какие глаза, губы, груди! Замутить с ней в омуте страстей так желанно. Что?! Как можно?! В таком месте только о душе нужно думать, о встрече с душой мечтать, любви духовной желать. Господи, помилуй меня грешного. Чур меня, чур от этих чар нижних чакр. Да ещё и на ветвях… Дурно пахнет. А вдруг это вообще использованная силиконовая кукла. Может она и речная нимфа, даже нимфетка с леденцом Чупа-Чупс во рту, но скольких она уже соблазнила и утащила в омут. Хочется быть очередной жертвой соблазна? И вовсе она не висит, а возлежит. Поза томная, глаза с поволокой, улыбка сочно-сладкая, и зазывающе помахивает хвостом в блестящей чешуе… Ах, хвост, чешуя… Мне б такую женщину, мне б такую… Симпатично косит лиловым глазом, страстно шепчет: подойди ко мне, красавчик, я тебе любовь отдам… А разве я красавчик? Да разве ж это любовь? Так кто тут кого ловит? «Господи, не введи мя во искушение, но избавь мя от лукавого».
Читал в книжках предания, что в давние-предавние времена, когда сознание людей было мифологическим, они, что видели в нави, то и в яви им являлось. И каких только существ им не навеяла навь! В морских путешествиях могли они оказаться в волшебном месте, рискнув войти в какой-нибудь портал, а там им являлись сирены и пели сладкозвучные чарующие песни, чтобы заманить странников в ловушку и утащить на дно. Есть визуальные искушения, а есть аудиальные.
И избавил меня Господь от наваждения – от эротического возбуждения. Ведь не за этим ты шёл в рощу, не этого алкал. Ибо «русалки и сирены», так же как «гусары и сантехники» - это на другом сайте.
Наваждение прошло, удивление вело меня дальше и услышал я голос. Пение птицы. Чем глубже в лес, тем сильнее пение. Мифологии я не обучен, да и по части музыкального образования зияют пробелы. А вот мистичность мне свойственна.
Калитка в сад оказалась открытой. И что странно, калитка была, а вокруг никаких заборов, изгородей, ограждений. Значит, портал. Проходить сквозь порталы мне не привыкать. Лес видоизменился и превратился в сад. А что, если я уже в гуще райских кущей?! Ну а что, мне же неведомо, какими они должны быть, как выглядеть. Среди райских птиц известных мне по мифологическим сочинениям и из энциклопедий, выделю три: Сирин, Гамаюн и Алакост. Согласно тем определениям, которые встречал в описаниях, то в услышанных мною песнях признал Гамаюна. Саму птичку увидеть не довелось, довольствовался услышанным.
Что может подарить человеку русалка? Чувственное удовольствие, игру страстей, временное утоление плотской жажды, хорошо ещё, если не наградит чешуйками. А Райская Птица… А тут все виды удовольствий: зрительные, слуховые, осязательные, в результате движений, эмоционального и ментального планов, и самое таинственное – неземное блаженство. Интегральность земного плюс трансцендентальность. И человек впадает в транс, а пробуждённый – в самадхи.
Жорж Ёжиков 07.03.2025 00:37
Свидетельство о публикации №225030801809