Рецензия на стих Цыпа. 2-я. Нимитта

Сообщаю для читателей (с автором согласованно), что сия рецензия не на это стихотворение, а на «Цыпу». Второй вариант. Ну а публиковать приходится здесь.

Цыпа…
Кое-кто мог бы подумать и засомневаться в том, что Жорж умеет писать настоящие рецензии, способен быть кратким. А Жорж может. Доказывать незачем, продемонстрирую.
Цыпа – это вообще-то курица, и Ежу понятно. Это по обыкновению, но не согласно авторской идее. Идея глубже, чем изобразить очевидное. Авторская задумка, видимо, состояла в том, чтобы передать невидимое – создать обобщённый, собирательный образ Птицы. И применила изощрённый слог. В образах курицы, голубки, синицы сокрыт символ Птицы-Души. Цыпа – лишь один из слепков с Лика, с «идеальной птицы», парящей в мире идей Платона. Где-то на Небесах есть Праматерь всех птиц на земле. В мире идей некий совершенный образец, эталон, а в мире форм и содержаний огромное разнообразие птичьего семейства. По Канту «идея птицы» - это «вещь в себе», без описаний, без условий и без качеств. Но задача поэтического и мистического дара – соединить идеальное и материальное, показать пребывание Духа в любой форме, вещи, явлении.
И что же я вижу в стихотворении? Что поэт отождествляется с различными птицами, и в эти моменты является ими. Но одновременно с такими превращениями не теряет внутренней Связи с вертикалью, оставаясь в Сущности своей той единственной идеальной Птицей.
Курице предназначено грестись в земле, и она не способна взлететь до крестовины на маковке колокольни. Её высота – насест. Это если воспринимать буквально, и проводить сравнительную характеристику. Но всё сложнее и интереснее, если смотреть мистическим взором и уметь видеть символы. Богатая образность языка порождает множество прочтений. На этой картине стиха несколько пластов смыслов. Курица – заземлённое существо, но от этого не перестаёт быть божьим творением и инструментом. Да, гребётся в почве, квохчет, а песен не поёт, её топчут, и она как на конвейере несёт яйца, иногда высиживая курят. Но если заглянуть в мифологический пласт, то и с курицей возможны метаморфозы. Та же курочка Ряба была способна нести золотые яички. Так и у Нимитта. Каждый её стих – яйцо Фаберже. Она из земли добывает часть сокровищ, а вторую часть получает от Неба через духовную связь. Поэтому, даже если бы была она лишь цыпой, не смогла бы быть обыкновенной.
А ведь всё сложнее, Нимитта никакая не цыпа, разве что чуток, а как минимум Царевна Лебедь. У Врубеля есть её изображение. Итак, Цыпа – это материальная основа, сила от земли.
Но мы также видим чудеса и чувствуем волшебство – наличие самых разных птиц внутри Сущности – Птахе Божественной. И ещё присутствие мифологии. Слушая её голгание (глагольствование) вспоминаешь райских птиц: Сирина, Гамаюн, Алакоста. Не знаю, не уверен, но склоняюсь к тому, что это Гамаюн.
Ох, не простая это Цыпа… А там внутри и ласточки, и горлицы, и синицы…
Я ей сыплю зёрна слов, приговаривая цып-цып-цып, а она в руки не даётся, уклоняется, взлетает на крыши, к куполам, летает в облаках. Но когда я замираю, принимая образ памятника в своих текстах (воздвигнутый мною же), то вдруг и прилетит голубка, сядет мне на голову или плечо, поворкует и наследит… И на том спасибо.

04.03.2025


Рецензии