Что такое духовный интеллект?
Прежде чем ответить на этот весьма глубокий и не менее модный в наше время вопрос, давайте разберемся с понятием. И начнем мы Чарльза Спирмена, который предложил двухфакторную модель интеллекта Она предполагает, что на всякую интеллектуальную деятельность человека влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»). "Общий фактор" дает полагать, что каждый человек обладает некой "умственной энергией", которая влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Это базовая функция для всех, а результат зависит от уровня этой базовой "умственной энергии".
И есть специфический фактор интеллекта «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях. То есть, по мнению Ч. Спирмена, интеллект это некая операционная система как в компьютере, неокортекс, который нужен только для расчета, анализа, определенных операций и манипуляций в разных видах деятельности.
Двухфакторная теория интеллекта Спирмена заложила основу для будущих когнитивных тестов, предназначенных для выявления общего фактора интеллекта. Далее появилась теория Говарда Гарднера, который предложил теорию множественного интеллекта, каждый из которых представляет уникальные навыки и таланты, относящиеся к определенной категории. ОН ввел понятие "экзистенциальный интеллект, минуя сложности понимания и диагностики духовного разума.
Так появились: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный, физический, экзистенциальный виды интеллекта.
В 1995 году Дэниел Гоулман познакомил мир с эмоциональным интеллектом, социальный интеллект дал нам Эдвард Ли Торндайк (1920), физический типы интеллекта предложили Говард, Гарднер, Глен Доман (1983).
Каждый тип интеллекта очень важен для человека, и его осознание, умение им управлять дает много возможностей для нашего развития.
Но здесь все же остается открытым вопрос? А кто же является дирижером, главным управителем всех интеллектов во всей ее иерархии? "Команда" интеллектов должна слажено работать на единую цель, Высшую цель существования человека на Земле.
Термин «духовный интеллект» впервые был введён бизнес-тренером Даной Зохар в 1997 году.
В том же 1997 году Кен О’Доннелл, австралийский писатель и консультант, живущий в Бразилии, также ввёл термин «духовный интеллект» в своей книге «Эндокачество — эмоциональные и духовные аспекты человека в организациях».
До сих пор для измерения духовного интеллекта использовались инструменты самооценки, адаптации к социальной жизни, различным программам жизнедеятельности (социальным, культурным, родительским) и сохранения внутреннего баланса (эмоционального и ментального). Духовный интеллект рассматривается в интеграции с ментальным, эмоциональным, рациональным, физическим интеллектами и даже биологической и неврологической основой. Не было только одного - религиозного интеллекта. Но все эти измерения давали ложные или ненадёжные результаты.
В 2000 году в книге «Духовный разум» автор Стивен Бенедикт предложил объединить духовное и материальное начало, что в конечном счёте связано с благополучием Вселенной и всех, кто в ней живёт.
По словам Стивена Кови, «духовный интеллект является центральным и наиболее фундаментальным из всех видов интеллекта, потому что он становится источником руководства для остальных». И я с этим полностью согласна.
Многие авторы поиска теории духовного интеллекта выдвинули свои концепции духовного интеллекта, основанные на самопознании и развитии определенных навыков.
Так, Данах Зоар определил 12 принципов, лежащих в основе духовного разума:
1. Самосознание: понимание того, во что я верю и что ценю, а также того, что меня глубоко мотивирует.
2. Спонтанность: Жить в настоящем моменте и быть отзывчивым на него.
3. Руководствуясь видением и ценностями: действуя в соответствии с принципами и глубокими убеждениями и живя в соответствии с ними.
4. Холизм: видение более масштабных закономерностей, взаимосвязей и взаимозависимостей; чувство сопричастности.
5. Сострадание: способность «чувствовать вместе» и глубокое сопереживание.
6. Празднование разнообразия: ценить других людей за их отличия, а не вопреки им.
7. Независимость в поле: противостоять толпе и иметь собственные убеждения.
8. Смирение: осознание себя участником более масштабной драмы, своего истинного места в мире.
9. Склонность задавать фундаментальные вопросы «Почему?»: потребность понять суть вещей и докопаться до истины.
10. Способность переосмыслить: отстраниться от ситуации или проблемы и увидеть общую картину или более широкий контекст.
11. Позитивное использование трудностей: учимся и растём на ошибках, неудачах и страданиях.
12. Чувство призвания: ощущение, что вы призваны служить, отдавать что-то взамен.
Роберт Эммонс выделил 5 компонентов духовного интеллекта:
Способность выходить за пределы физического и материального.
Способность переживать повышенные состояния сознания.
Способность освящать повседневный опыт.
Способность использовать духовные ресурсы для решения проблем.
Способность быть добродетельным (в последующем исключена, так как была связана с поведением человека. а не с его способностями).
Джо Боулби в своей книге «Духовный интеллект. Как SQ помогает обойти внутренние блоки на пути к подлинному счастью» рассказал о 10 основных шагах, которые ведут к пониманию того, почему мы такие, какие есть, и как нам стать теми, кем мы хотим быть.
• Шаг первый – избавиться от всех историй и убеждений, которые мы сами себе навязываем, отпустить прошлое.
• Шаг второй – нырнуть глубже, проникнуть в тайны нашей психики. Столкнуться с собственными страхами, что называется, с поднятым забралом.
• Шаг третий – сорвать все маски, под которыми мы прячемся. Только так мы сможем постичь и принять свою индивидуальность и начать танцевать под собственную, а не чужую барабанную дробь.
• Шаг четвертый – выйти из режима автопилота, чтобы не пришлось потом недоумевать, на что ушел наш день, годы, а то и вся жизнь.
• Шаг пятый – увидеть, что реальность не статична; она, словно картинка в калейдоскопе, зависит от нашего угла зрения и линзы, через которую мы смотрим на мир.
• Шаг шестой – понять, что в жизни нет ничего постоянного и все, от нашего собственного тела до природы, постоянно меняется.
• Шаг седьмой – научиться использовать преимущества внутреннего покоя даже посреди хаоса повседневной жизни.
• Шаг восьмой – понять, как считывать и направлять энергию, как не истощать ее запасы и при необходимости восполнять их.
• Шаг девятый – осознать, что через нас проходит та же энергия, что и через природу в целом.
• Шаг десятый – стать автором своей судьбы, понять, что все мы герои собственной эпической истории.
Йоси Амрам определяет духовный интеллект как «способность применять и воплощать в себе духовные ресурсы и качества для улучшения повседневной деятельности и благополучия». Он представил свою теорию на 115-й ежегодной конференции Американской психологической ассоциации. И основана она на интервью с 71 духовным лидером. В ней выделяются семь основных тем, которые являются универсальными для мировых духовных традиций и традиций мудрости. Это:
1. Сознание: Обладание развитым, утонченным осознанием и самопознанием.
2. Благодать: жить в согласии со священным, проявляя любовь и доверие к жизни.
3. Смысл: осознание значимости повседневной деятельности благодаря чувству цели и потребности в служении, в том числе перед лицом боли и страданий.
4. Трансцендентность: выход за пределы отдельного эгоистичного «я» в сторону взаимосвязанной целостности.
5. Истина: жить в открытом принятии, любопытстве и любви ко всему сущему (всему, что есть).
6. Безмятежность: мирное подчинение Себе (Истине, Богу, Абсолюту, истинной природе).
7. Внутренняя направленность: сохранение внутренней свободы в сочетании с ответственными и разумными действиями.
Синди Вигглсворт выделил 21 навык и распределил их по 4-м квадрантам (с моим коротким разъяснением):
1. Высшее Самосознание / Эго. Где Эго в человеке присутствует в большом процентном соотношении. Вопросы: Что я вижу во внутреннем мире? Что и какие составляющие являются моим "Я"?
2. Всеобщее Осознание. Осознание взаимосвязанности жизни, своего "Я" с другими "Я", социальными программами, окружением.
3. Высшее "Я" / Самообладание Эго. Вопросы: Что другие видят во мне? Осознание, что есть Высшие инстанции (Бог, ангелы, помощники, наставники), которые наблюдают, помогают, направляют к духовному росту.
4. Духовное Присутствие / Духовный личный авторитет. Синхроничность с потоком жизни, законами и конами мироздания, духовная ответственность и соединение со своим "Высшим и СверхВысшим Я".
Подводя итоги этой статьи, выделю важные моменты, что такое духовный интеллект:
Духовный интеллект (SQ) - первая мера благополучия. И часто - недостающий элемент для счастья.
Духовный интеллект (SQ) является важным компонентом как личного, так и профессионального развития.
SQ — это базис для формирования и эффективного функционирования когнитивного и эмоционального интеллектов (IQ и EQ).
Он обеспечивает способность к сердечной осознанности, когда вы думаете с позиции не только ума, но и мудрости, объединяя голову и сердце, ум и любовь, творческую и божественную части себя.
Это способность радоваться, понимать, принимать и доверять любым жизненным ситуациям и окружению, и с большей стойкостью переносить трудности.
SQ - это искусство выстраивания отношений с партнёром, миром, с собой, с Высшим Я на основе любви и законов мироздания (квантовых и метафизических законов). И это не имеет ничего общего с религией.
Это внутренняя свобода, равновесие и гармония материального и нравственного вне зависимости от агрессивной и манипуляционной среды.
Это создание внутри себя личного зрелого духовного лидера и авторитета, уходя прочь от всех зависимостей, программ, учений, течений, выстраивая свою ось жизненных и духовно-нравственных ценностей, полученных эмпирическим путем.
Духовный интеллект — это способность действовать с мудростью и состраданием, поддерживая мир и гармонию как внутри себя, так и в отношении к окружающим. И, что наиболее важно, вне зависимости от текущей ситуации.
Духовный интеллект ничего общего не имеет с "ядами ума", такими как невежество, зависть, ненависть, гордыня, уныние, осуждение (как себя, так и других), разделения. Духовный интеллект подключает нас к источнику мудрости, благодати, радости, пробуждает в нас чувство достоинства, силу духа, творческую и созидательную составляющую.
Духовность присуща каждому из нас — это то, чем мы уже являемся, а не то, что мы развиваем или находим во вне! Мы все рождаемся как духовные существа. Но точно так же, как ребёнок с музыкальными способностями никогда не станет «музыкально одарённым», если не будет изучать теорию музыки и практиковаться в игре на инструменте, так и с духовным интеллектом. Мы должны понимать основы «духовной теории» и практиковать навыки, чтобы стать духовно одарёнными.
"Живите как Ваше Высшее "Я" " (Синди Вигглсворт).
Свидетельство о публикации №225030800026