Современная женская проза

Приветствую, коллеги! Обнаружил в почтовой рассылке любопытное сообщение, не со всем из сказанного согласен, тем не менее, публикую в раках дискуссии. Если у Вас есть свои соображения на этот счёт, то пишите в комментариях.
На мой взгляд, разделение на женскую и мужскую прозу достаточно условное. Для иллюстрации публикую и обзор книг Чака Паланика.

Тираны! Наш народ поющий
Страшней разгневанного льва.

Виктор Гюго
1851

(Из стихотворения "Искусство и народ", перевод П.Антокольского; "Гражданская поэзия Франции", Москва 1955).


Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать.
(Максим Горький)


Каждый пишущий пишет свою автобиографию, и лучше всего это ему удается, когда он об этом не знает.
(Кр. Фр. Геббель)

Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное - новым.
(С. Джонсон)

Известный писатель - тот, у кого берут и слабые вещи; знаменитый - тот, кого за них хвалят.
(Г. Лауб)

По сравнению с писательством игра на скачках - солидный, надежный бизнес.
(Дж. Стейнбек)

Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями.
(Э. Кобб)

Начинаешь писать, чтобы прожить, кончаешь писать, чтобы не умереть.
(К. Фуэнтес)

Если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель, а не читатель.
(И. Ильф)

Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
(Максим Горький)

У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
(Н. В. Гоголь)

Каждый писатель, до известной степени, изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
(В. Гёте)

Оригинальнейшие писатели новейшего времени оригинальны не потому, что они преподносят нам что-то новое, а потому, что они умеют говорить о вещах так, как будто это никогда не было сказано раньше.
(В. Гёте)

Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться.
(Дж. Б. Шоу)

Литераторы (обоего пола) слепы как родители: они не отличают своих выкидышей от своих удавшихся отпрысков.
(Ст. Е. Лец)

Он утверждает, что в своих книгах спускается до читателя, а на самом деле читатель опускается вместе с ним.
(В. Брудзиньский)

Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.
(Д. Бурстин)

Писать - значит читать себя самого.
(М. Фриш)

Писатель должен много писать, но не должен спешить.
(А. Чехов)

У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет туманно, есть комментаторы.
(Альбер Камю)

Оптимисты пишут плохо.
(П. Валери)

Писателю хорошо живется только на минном поле, которое для него постоянно обновляет общество.
(А. Генис)

Думать легко. Писать трудно.
(Р. Г. де ла Серна)

Писатель - это человек, писать которому труднее, чем остальным людям.
(Т. Манн)

Писать трудно, но еще труднее было бы не писать.
(Т. Бреза)

Если мне хочется прочитать роман, я пишу его.
(Б. Дизраэли)

Для писателя-профессионала самая большая помеха - необходимость менять ленту в пишущей машинке.
(Р. Бенчли)

Каждый может написать трёхтомный роман. Всё, что для этого нужно, - совершенно не знать ни жизни, ни литературы.
(О. Уайльд)

Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог.
(М. Эмис)

Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
(А. П. Чехов)

Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения.
(О. Бальзак)

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
(М.А.Булгаков)

Плох тот писатель, которому не верят на слово.
(Э. Кроткий)

Критики способны заставить мир обратить внимание на очень посредственного писателя; мир может сходить с ума по писателю вовсе недостойному: но в обоих случаях это не может продолжаться долго.
(С. Моэм)

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
(К. Г. Паустовский)

Автор сам себе царь и Бог до тех пор, пока не получит первый гонорар.
(Б. Кригер)

Чтобы стать настоящим писателем, автор должен доказать, что все остальные – писатели ненастоящие.
(Б. Кригер)

Чтобы стать писателем, автор по крайней мере должен что-нибудь написать.
(Б. Кригер)

Сотни чистых листов бумаги валятся с неба, сотни, тысячи, снегопад, на белизне которого я могу написать всё, что угодно, написать, переписать заново, изменить или оставить как было...
(Г.Л.Олди)

Последним словом многих писателей должно было бы быть молчание.
(Л. Кумор)



«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман
Писатель


ЖЕНСКАЯ ПРОЗА

Яркое явление


Современная женская проза — это, пожалуй, одно из самых ярких явлений в российском литературном ландшафте.



Первая тенденция, которая обращает на себя внимание — это мощное переосмысление истории и памяти через женский опыт. Здесь уместно будет вспомнить Гузель Яхину с ее «Зулейхой открывает глаза» или «Эшелоном на Самарканд» — автор берёт масштабные трагедии XX века, такие как раскулачивание или репрессии, и пропускает их через интимный, почти осязаемый взгляд своих героинь. Или Мария Степанова с романом «Памяти памяти» — который выходит за границы романного жанра, представляя собой гибрид художественной прозы, эссеистики и поэзии, где женская оптика становится инструментом для исследования коллективной травмы. Здесь мы видим, как личное становится политическим, а голос женщины — рупором времени.



Разговор о настоящем


Говоря о женской прозе ещё несколько лет назад, многие исследователи задавались вопросом: не слишком ли женщины-писательницы зацикливаются на прошлом? Читая такие произведения, можно заметить, что многие авторы обращаются к историческим сюжетам, словно пытаясь исцелить раны предков. Это мощный ход, но критики переживали, что используя все время один и тот же метод, писательницы рискуют оставить современность с ее цифровыми вызовами и многообразными кризисами за бортом. Сегодня, в 2025 году, женские голоса значительно громче говорят о настоящем, чем раньше. Литературный мир обогатился большим числом новых имён и новых голосов.



Психологическая глубина


Говоря об особенностях современной женской прозы, стоит упомянуть расцвет психологической глубины и языковой изысканности. Здесь уместно вспомнить Ясю Володину с романом «Протагонист» или Анну Матвееву с рассказами, такими как «Перевал Дятлова», где через женский взгляд раскрывается и мистика, и человеческая хрупкость. Здесь язык становится не просто средством, а самостоятельным героем — богатым, гибким, часто поэтическим.



Вне «женской» темы


Ещё одна тенденция — это выход за рамки сугубо «женской» темы. Если раньше проза, написанная женщинами, часто ассоциировалась с семейными или любовными сюжетами, то сегодня мы видим, как женщины-писатели осваивают антиутопию, сатиру, триллеры и хоррор. Например, Анна Старобинец с «Лисьими бродами» или «Живущим» смешивает фантастику с мрачной социальной критикой, а Яна Вагнер смело экспериментирует с жанрами — её последний роман «Тоннель» — это и роман-катастрофа и психологический триллер, и одновременно остро-социальная сатира. Появилось много писательниц, работающих на стыке разных, причем довольно сложных жанров. Например, Дарья Бобылева — победительница народного голосования «Большой книги» за 2024 г. — написала удивительно трогательное и невероятно интригующее фэнтези «Магазин работает до наступления тьмы», а Вера Богданова — в меру жуткий триллер о сектах под названием «Семь способов засолки душ».



Расширение горизонтов


Расширение жанровых и тематических горизонтов вдохновляет, вносит разнообразие в ту сферу «женского письма», о котором так много говорили в предыдущие десятилетия, и, конечно же, позволяет укорениться мысли о том, что женщины способны писать так же успешно, как и их коллеги мужчины.


Развитие технологий и актуальные тенденции российского книжного рынка тоже влияют на представленность женщин-писателей на современной литературной карте. Женская проза активно продвигается через премии — «Нацбест», «Большая книга», «Ясная поляна» — и социальные сети, где авторы находят свою аудиторию. Но коммерциализация порождает дилемму: как сохранить подлинность, когда издательства требуют «продаваемых» историй? Иногда кажется, что успех таких книг, как «Зулейха», — это не только про талант, но и про умение вписаться в ожидания читателей и маркетинговые алгоритмы.

Прорыв или нишевое явление?


Современная русская женская проза — это пространство, где сегодня голоса женщин звучат громче, чем когда-либо прежде на российском книжном рынке. Она балансирует между универсальностью и локальностью, между поэзией и прозой жизни. А вот сможет ли женская проза стать новым «золотым веком» русской литературы, или она останется нишевым явлением, покажет время.

https://pishi.pro


ЧАК ПАЛАНИК


Бойцовский книжный клуб: топ книг Чака Паланика по версии пользователей LiveLib

Шестьдесят три года назад родился удивительный, противоречивый и скандальный писатель — Чак Паланик . Он увековечил свое имя в литературе благодаря самому известному роману, чья экранизация подорвала устои сценаристики и кинематографа. Лично я люблю его нежно и трепетно с университетских времен, когда активно бежала от всякой классики. Но точно знаю, что этот автор очень на любителя. К счастью, любителей достаточно много, а уж на нашем потрясающем сайте и вовсе не так уж трудно найти тех, кто может посоветовать творчество Паланика. Я очень люблю читать рецензии на книги, которые уже прочитала сама, чтобы узнать насколько созвучны мнения, что я могла упустить, чем зацепило других, а что осталось за бортом внимания. Для своего хобби я копаюсь во всех типах рецензий (никогда не вступая, однако, в споры), а для статьи подобрала самые популярные книги Чака и некоторые мнения, чем же они хороши.

1. «Бойцовский клуб»

Безусловный, абсолютный лидер, конечно же, тот самый «Бойцовский клуб». С него обычно и начинается знакомство с творчеством автора, им же оценивают. При этом я продолжаю считать этот роман одним из самых лёгких в библиографии любимого писателя. Для меня лично история безымянного рассказчика и дерзкого Тайлера стала толчком к тому, чтобы и дальше знакомиться с произведениями Паланика. А экранизация… В ней сошлось всё лучшее, что могло: великолепный актёрский состав, атмосферный саундтрек и режиссура. Чем же понравился этот роман читателям?

«Паланик обнажает ваши худшие качества. Это вопрос не о внешнем, это вопрос о внутреннем. Паланик уходит в крайность, показывая её нелепость и абсурдность всей ситуации». Комаров Сергей

«Я конечно не разделяю многих взглядов в книге, и не сторонница многого того, что там происходит, но я при этом не говорю фу, какая мерзость, потому что, это наша жизнь, скрытая, тайная, но от этого она не перестает быть реальной». Dana80

«Нельзя воспринимать всё буквально. Никто никого не агитирует разрушать музеи, заниматься вандализмом, колотить друг друга. Да, в книге много грубости, но это стиль Паланика, резкий и категоричный. Хотя, ничего такого прям ужасного в книге нет. В жизни всё намного жестче и сложнее». metamorfinia

2. «Колыбельная»

Для меня это была вторая книга, и я приятно удивлена, что и по популярности она тоже на втором месте. Здесь уже Паланик раскрывается больше перед своим читателем, демонстрирует свои более мрачные стороны, более изощрённые. При этом я не могу вспомнить в истории об убивающей колыбельной откровенной жести. И скорее всего, не потому что её не было, а потому что она была так уместна и настолько логична, что не врезалась в память своей вычурностью. При этом роман лично мне понравился больше «Бойцовского клуба». А что думают пользователи, которые высоко оценили «Колыбельную»?

«Вообще, когда я пишу рецензии на книги Паланика у меня в голове крутится только одно: «черт побери!», и я даже не знаю, что еще добавить к этому словосочетанию, потому что оно полностью характеризует его книги». girl_on_fire

«Это история о власти кружащей голову, срывающей крышу, завораживающей и пугающей, желанной и ненавистной». 131313

«В общем-то, приёмы типично паланиковские: постоянные повторения, однотипные формулы, параллельные ситуации. Темы — все те же: борьба с культурой потребления, борьба борьбы с борьбой, как говорится, но самое главное здесь — тема власти, причем самой страшной власти — над жизнью и смертью. Эта власть развращает, она пьянит, она управляет человеком. И вот тут — прямая перекличка с Достоевским: “тварь я дрожащая или право имею?”. Вот только в мире Паланика те, кого с лёгкостью можно и нужно бы в разряд тварей (как, например, Нэша), никогда не будут задаваться этим вопросом». kwaschin

3. «Удушье»

Тема третьего по популярности романа Паланика — мошенничество. И, возможно, дело этой самой популярности именно в теме. Мы живем в неспокойное время, когда мошенники буквально встречаются на каждом шагу. Они придумывают миллионы способов, как проникнуть в кошельки честного населения. Вот и у главного героя есть один коронный — симулировать удушье. Душнила, что ещё сказать. Но этим сюжет не ограничивается. Здесь Чак проводит читателя по различным зависимостям, погружает в грязь, рассуждает о религии. Специфическое, но затягивающее чтиво. Чем запомнился этот роман читателям?

«Ведь это сумасшествие. Это бред. Это какое-то сексуально повёрнутое грязное безумие. В общем, здесь все явно и бесповоротно слетели с катушек. В особенности сам Паланик. И, чёрт возьми, это круто! Только чокнутый на всю голову псих мог написать такую потрясающую книгу, в которой грязь, мерзость, похоть и насмешки над религией плотно соседствуют с поисками себя самого в этом мире и гениальностью». girl_on_fire

«В начале ты читаешь эту противную жесть про наркоманов-сексоголиков, разного рода извращенцев, и хочется закрыть книгу навсегда, но потом, вероятно, из-за неповторимого повествования и интриги ты продолжаешь чтение и уже не можешь остановиться, и уже распоротый карман брюк или запланированное изнасилование не кажутся чем-то мерзким, эти события лишь создают атмосферу книги». zdalrovjezh

«”Шедевр” — не совсем точное слово, но это первое, что приходит на ум». fish_out_of_water

4. «Невидимки»

По-настоящему первый роман Паланика, который отказывались выпускать из-за провокационной темы (кто же знал, кто знал). А уже после выхода «Бойцовского клуба» издатели радостно согласились выпускать абсолютно всё, что придёт в голову Паланика. Поэтому и история модели, которая потеряла карьеру вместе с внешностью из-за несчастного случая, привлекла к себе много внимания. И уже вывела писателя на новый уровень популярности. А заодно роман показал: раньше были цветочки, теперь время за ягодками. Какие «ягодки» запомнились читателям? «У меня голова шла кругом от постоянного перемещения из прошлого в настоящее, причём прошлое было тоже абсолютно непоследовательно… Конец всего — начало — середина — перед серединой — перед концом — перед началом — перед началом конца. Вот такая вот примерно хронология!». SvetaVRN

«И странное дело, иногда читаешь книги и вообще ничего не понимаешь, не можешь собрать всё в кучу, а здесь наоборот, автор предупредил, что единого целого не ждите, а оно случилось чудеса, да и только!» GarrikBook

«Назвать это произведение просто детективом язык не поворачивается, настолько необычно и комплексно выстроена линия повествования. Знакомые с творчеством Паланика не удивятся гремучей смеси из семейной драмы, гомосексуализма (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), смены пола (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ), наркотиков, запретных связей, социальной агрессии, лёгких денег, пластической хирургии и человеческих страстей». Yulichka_2304

5. «Уцелевший»

Тема культов в американской культуре занимает особое место. Это чёрные страницы их истории и болезненный нарыв, который всё никак и никуда не девается. Главный герой романа — выживший член культа, который очнулся после попытки массового самоубийства. Теперь, будучи почти святым, он рассказывает о себе чёрному ящику самолёта, который летит в никуда. Тяжёлая, но важная история. Страшное, но захватывающее повествование. Всё как и всегда у Паланика — грустно и вкусно. А как было для читателей?

«…: если бы людям раздали разные романы Паланика и заставили их играть в бинго по основным темам автора, обладатель “Уцелевшего” первым бы крикнул “Бинго!!!”» Manowar76 «Так много разных ассоциаций, отсылок и образов после прочтения этой книги, что список “на перечтение“ возрос. А сколько там жёсткой иронии — закачаешься!» kotiarosh

«Чем больше история набирает обороты, тем и ты всё сильнее испытываешь симпатию к этому человеку, которому с самого начала не повезло, а потом и вовсе всё пошло под уклон, но сам он до конца старается сопротивляться навязанной системе, сохраняя бунтарский вид и многие его мысли находят отклик в твоей душе». Tarakosha

6. «Призраки»

И снова у нас история, которая ходит по лезвию бритвы. Это страшно, мерзко, смешно и узнаваемо одновременно. Сюжет концентрируется на дерзком опыте: компания сбегает от целого мира, чтобы поработать над литературными шедеврами, не меньше. Если учесть, что подобное уже случалось в мире (так мы получили «Франкенштейна»), то и роман вдруг представляется до ужаса настоящим, при всей абсурдности происходящего. И это тоже почерк мастера. Как думают читатели?

«Да, это книга с кучей мерзких деталей, вывернутыми кишками, отрезанными частями телами, интимными процессами, выставленными напоказ, но вместе с тем это ещё и красивое философское полотно о том, как рождается настоящая литература. Не от счастья ведь, не от удовольствия, не от изобилия — от драматизма жизни, внутренней неудовлетворенности и печали, от страшного пережитого». Anastasia246

«С каждой новой историей и с каждым новым событием, книга затягивала меня всё больше и больше. Я уже не мог вырваться из этой паутины ужаса и отвращения». old_book_

«Судя по “Призракам”, щедрость — отличительная черта Паланика. Книга состоит из 23 самостоятельных рассказов, почти такого же количества прилагающихся к ним стихотворений (которые в русском переводе тоже можно считать рассказами) и одной большой истории, которая связывает всё воедино и извивается между этими многочисленными вставками. В сущности, более прижимистый писатель чуть не из каждого такого рассказа мог бы сотворить затянутый нудный роман, выжать тему по максимуму, а Паланик беспечно сыплет один неожиданный сюжет за другим, захватывающие ситуации, «парад уродов», идеи, которые не новы, но блестяще поданы и обязательно найдут благодарную почву в душе того самого идеального читателя, который чуть помоложе, чем я». Lenisan

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская

Подробнее на livelib.ru

Надо сказать, что свой политический детектив и эзотерический трактат РУССКИЙ ФАУСТ (Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом), главное, по гамбургскому счёту, произведение литературы об эпидемиях чумы и ковиде, набирал на смартфоне, руководствуясь идеями литературы визионеров, плутовского романа, "Дневника чумного города" Даниэля Дефо, "Чумы" Альбера Камю и используя жаргон Чака Паланика из "Бойцовского клуба".


Рецензии