Откуда пошёл праздник 8 марта
Международный женский день – праздник, задуманный как день борьбы революционерок за равноправие с мужчинами, — свое историческое предназначение давно утратил. Теперь в центре праздника отнюдь не права прекрасного пола, а сами его представительницы. И главные действующие лица 8 марта уже не работницы, требующие улучшения условий труда, повышения зарплат и избирательного права, а снующие целый день с букетами и подарками мужчины.
А задумывались ли, у кого и как возникла идея самого этого праздника? И почему дата Международного женского дня выпала именно на 8-е марта?
В своей повести "Петушок на палочке", которую я сейчас пишу, в V главе я описал историю возникновения этого праздника, основываясь на любопытном средневековом немецком предании, которое в этот день в довоенные годы пересказывал советский немец, школьный учитель истории в сибирской немецкой слободе Эдуард Кербель. Эта глава опубликована в альманахе "Донская сотня" (№ 26, 2022 г., Ростов-на-Дону, с.с. 119 - 129). Вот описание воспоминаний героя моей повести:
"По строго установленному регламенту вместо послеобеденной дрёмы для всех ходячих обитателей госпиталя в субботние дни проводились полуторачасовые политзанятия. От политинформаций они отличались тем, что госпитальный комиссар поручал подготовить сообщения политически подкованным военнослужащим из числа раненых политработников. Но главной обязующей силой этих мероприятий было участие в них номенклатурных лекторов Московского комитета ВКП(б), поэтому Ленинская комната в такие дни была переполненной.
Как ни странно, в этот раз Эдуард слушал лектора очень внимательно: тот, держа в руках только вышедший из типографии 66-й номер «Правды», стальным голосом читал Постановление ЦК ВКП(б) «О Международном коммунистическом женском дне – 8 Марта». Его немецкую душу особенно покоробили страшные слова, непривычно диссонировавшие с характером приближающегося праздника: «Трудящиеся советской страны, как один человек, поднялись на защиту свободы и независимости нашего отечества.Гитлеровские орды во временно захваченных ими советских районах варварски разрушают созданные трудом рабочих, крестьян и интеллигенции наши города и сёла, грабят, насилуют и убивают мирных жителей. Немецкие захватчики хотят отнять у советской женщины право на свободную жизнь, ликвидировать всё, что дала советская власть женщине, превратить девушку и женщину в бесправную рабыню немецких баронов и князей. Немецко-фашистские мерзавцы на глазах у женщин убивают их детей и растлевают их малолетних дочерей, насилуют женщин, девушек, а затем убивают их, заживо сжигают целые семьи». Дальше он уже не слушал лектора, в его голове роились горестные мысли: «И это всё творит цивилизованная немецкая нация?! Если вы, носители арийского духа, считаете себя непревзойдёнными воинами, возьмите да выйдите в чисто поле и бейтесь там с противником, как настоящие рыцари. А истреблять всех от мала до велика – удел исключительно варваров». Затем как контраст в его памяти всплыли картины довоенных празднований Международного коммунистического женского дня. В немецких колониях этот праздник отмечался с особым энтузиазмом – ведь его придумали две выдающиеся немецкие социал-демократки – Клара Цеткин и Роза Люксембург. В Розентальской семилетке 8 Марта почти всегда отмечали в школьной обстановке – праздник-то был рабочим днём. Официальная часть обычно ограничивалась торжественным собранием, на котором одна из наиболее нуждающихся коллег поощрялась бесплатной путёвкой в ближайший санаторий или профилакторий. Остальные коллеги-женщины довольствовались почётными грамотами и красивыми открытками с изображением цветов. А на сами цветы школьному профсоюзу тратить деньги было строго запрещено. Да и где их было взять в отдалённом сельском уголке Сибири в такую пору? Зато трое мужчин-учителей старались не ударить лицом в грязь при организации неофициального продолжения праздника. С немецкой педантичностью они ежегодно скидывались на одну и ту же сумму, закупали один и тот же набор напитков и закусок и дарили женщинам одинаковые подарки – по маленькому флакончику духов «Красная Москва». За ними, а также за стандартными для коммунистического женского дня деликатесами – чёрной и красной икрой – именно его, Эдуарда, посылали за полторы сотни километров в ближайший крупный город Омск. Конечно, он мог бы и цветы там прикупить, в большие города их круглогодично поставляли из Кавказских республик СССР. Да прижимистые немцы такой подарок считали непрактичным: ну постоит в вазе подмёрзший зимний букет дня два-три, а потом что? Выбросят его на помойку – только деньги на ветер. Ну и, само собой, как учителя истории Кербеля каждый год просили вместо тоста (что в чисто немецких компаниях было как-то не принято) поведать уже всем до мелочей известную историю о выборе даты празднования этого женского праздника. Кербелю самому нравилась эта история, как казалось ему, своей исторической правдоподобностью. И он её самозабвенно, словно поэму, рассказывал за притихшим столом: «Клара Цеткин и Роза Люксембург слыли не только революционерками, но и ярыми феминистками, поэтому под выбор даты проведения всемирных выступлений представительниц слабого пола за своё равноправие они подвели историческую базу в виде старинного немецкого предания. В средневековой Германии существовал обычай первой брачной ночи – «Байлагер». Согласно ему крепостные девушки, выходившие замуж, отдавали невинность не жениху, а хозяину-феодалу. Легенда, которую в 1910 году рассказала Клара Цеткин на съезде социалисток в Копенгагене, по её замыслу должна была послужить ярким примером первого женского бунта против собственного бесправия. В ней повествовалось, что в одной из немецких деревень выдавали замуж восемь девушек. Все они носили одинаковое имя – Марта. Семеро из них оказались покладистыми и безропотно отдались своему господину. А восьмая же прилюдно воспротивилась, но её силком привели в замок. Однако, эта восьмая Марта ухитрилась пронести нож в складках своей нижней рубашки. Им она и прикончила ненавистного хозяина-феодала. Воспользовавшись замешательством охраны, девушка сбежала из замка, вернулась к жениху, и они покинули пределы своего герцогства. И прожили вместе долгую и счастливую жизнь». Как только Эдуард смолкал, женщины начинали дружно хвалить восьмую Марту. Мужчины, естественно, им поддакивали, но как-то не очень искренне. У себя на уме-то они считали по-другому: мол, и за что девка сгубила мужика, не он же этот «Байлагер» придумал?"
Свидетельство о публикации №225030800663