Сарик плюнул в Тарковского, а попал в КВН

Недавно в нашем богоспасаемом отечестве, в самой что ни на есть ее культурной жизни, произошло воистину невероятно важное, можно сказать историческое событие. И по своему  значению для мирового кинематографа это событие точно посильнее будет «Фауста» Гете. Однозначно. Но обо всем по порядку. Как пишут в СМИ лично мне прекрасно не знакомый современный режиссёр Сарик Андреасян, фильмов которого я, слава богу, не смотрел и о существовании, которых мне стало известно благодаря именно этому событию, посетил московский Киноколледж №;40, чтобы выступить перед студентами с лекцией.

Надо сказать, что  прошло то золотое время, когда все более или менее грамотные люди хотели быть писателями, так сказать «инженерами» человеческих душ. Быть писателем в советские годы действительно было почетно и сытно, но сегодня эта история давно ушла в прошлое вместе с легендарными писательскими дачами и прочими атрибутами красивой жизни, коей жила эта самая богема СССР. Теперь все грамотные люди захотели как один стать сценаристами и режиссерами кино. Ведь стать киношником  обещает быть востребованным и опять-таки сытным уделом уже в наши рыночные времена.  И сразу же ловкие дельцы разного рода, почуяв запах легкой наживы, открыли огромное количество самых разных курсов, школ и колледжей и начали обучать в них будущих кинорежиссеров и киносценаристов. Сейчас спусти собаку с поводка на прогулке, и она точно пометит за несколько минут не меньше, чем пару дверей зданий, где обучают искусству кино. Киноколледж №;40? А сколько еще киноколеджей в одной только столице? Видимо разного рода киношкол развелось просто космическое количество. Но бог с ними. Каждый зарабатывает, как может.

Но так вот. Пригласили режиссера и он начал читать свою лекцию перед студентами, которые собираются скоро сами снимать великие кинокартины и прославиться и сказочно разбогатеть. Когда разговор зашёл об авторском кинематографе, Сарик резко высказался об Андрее Тарковском:

- Я ненавижу Тарковского. Тарковский - это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский - это плохо. Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это.

А потом вдобавок кинорежиссер, как истинный представитель отечественной культур-мультур еще и послал нецензурно студентов. Дело, конечно, житейское. Мы и без этого понимали, что все нормальные люди культуре еще в детском саде обучились, а уж если какой человек чтобы хоть какой-то культуры набраться нуждается в том, чтобы курсы закончить или не дай бог институт или академию, то это просто прирожденный грубиян и хам. Но, да бог с ним.

Просто в связи с этой смешной историей мне вспомнилось, что в моем детстве были книги, фильмы, которые было совершенно невозможно понять моим детским умом. Взять «Человек-горошина и простак».  Вроде и книга, вроде и красивые сказочные картинки в ней, а всё равно вместо волшебной сказки в ней нечто невнятное и непонятное, нечто пугающее и веющее болезнью. Был такой фильм  «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Были еще фильмы,  «Иван да Марья»,  «Царевич Проша» и еще целый ряд фильмов-сказок. Фильмы, понять которые достаточно сложно. Видимо это было не просто отдельное произведение, это было некое проявление общей тенденции. По сравнению с чудесными фильмами А. Роу это была просто жуткая муть. Герои невнятные, придурковатые, злодеи такие же точно невразумительные. Как тогда всё это у меня не вмещалось в мозгу, так и сейчас не вмещается. Это было время Тарковского. Он был в каком-то смысле культурным символом эпохи позднего СССР. Тарковщина была востребована. А апогеем тарковщины стало перестроечное кино. Мрачная безысходность, лучше всего выраженная в фильме «Скорбное бесчувствие» Сокурова. 

Но ничто не может существовать без противоположностей. И противостояла тарковщине в искусстве в годы СССР некая такая же бездумная веселость в лице в первую очередь КВН. Конечно, существовал Гайдай с его комедиями, Данелия, Рязанов, Захаров. Но это были явления, не создавшие своей собственной культурной базы в виду своей индивидуальности и невозможности копирования. А КВН прекрасно копировался и был жутко популярен. По всей стране возникло КВН-движение: игры устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д. В 1965 году авторы-создатели КВН написали книгу «Клуб весёлых и находчивых», в которой подробно описали, что есть КВН, и предоставили инструкции и сценарии для всех желающих организовать соревнования КВН в своём городе/посёлке/вузе и т. д.  КВН  стал настолько популярен, что его фактически запретили.  Тарковского мы тоже ходили смотреть,в киноклуб. А потом и ему тоже потихоньку перекрыли кислород, и он уехал из страны, а киноклубы позакрывали.

А потом началась перестройка и в ходе ее на первый план, снова вышли КВН и тарковщина в виде «перестроечного» кино. Сам Сарик Андреасян играл в региональной лиге КВН в команде «Настоящие армяне», однако после того, как Масляков узнал о том, что команда активно гастролирует и без юридического разрешения использует бренд «КВН», команда была не допущена до участия в фестивале «Голосящий КиВиН» и потеряла шансы на прохождение в телевизионные лиги КВН. Так что чисто физически Сарик, как квнщик, должен отрицать Тарковского и тарковщину, даже не осознавая за что конкретно. Но беда его и всего КВН порожденного СССР в том, что они могут процветать лишь в противостоянии с Тарковским так, же порожденным СССР. Только на фоне бессмысленного и жутко мутного потока тарковщины востребованы бессмысленные и незамысловатые шутки из КВН. Так что КВН и Тарковский в каком-то смысле близнецы братья. И Сарик, выходец из КВН, плюя в Тарковского, тем самым плюет в самого себя.

Как отмечает статья в википедии о Сарике Андреасян - многими критиками неоднократно отмечалось, что большинство комедий режиссёра отличаются пошлым и довольно безвкусным юмором. Но иначе и быть не могло. Пошлый и безвкусный КВН есть зеркальное отражение напыщенного и заумного «перестроечного» кино. Одно без другого существовать не может. КВН и тарковщина постепенно, но верно уходят в прошлое, как наследие СССР.  Но беда в том, что ничего нового на их место не пришло.   


Рецензии