Жизнь прожить - не поле перейти. Гл. 24
Как - то так устроено, что способности генетически передаются через поколение. От дедов - к внукам. В случае с Димой эта закономерность исполнилась на сто процентов.
Со школьных лет умение держать в руках молотки, отвертки и другие мужские предметы и орудовать ими у Димы получалось самым замечательным образом. Вроде бы никто особенно и не учил. Голова тоже досталась толковая, но включать ее в школе Дима не торопился и на уроках явно скучал. Оценки в основной массе – тройки. Куда парня определить, чтобы зря штаны не просиживал? В городе особенно не разбежишься – только профтех училища.
После Елениной неудачной попытки устроиться в образовательную систему, как-то не хотелось с ней соприкасаться. И ребячий контингент настораживал. Конечно, профессии научат, но сама среда учащихся не вдохновляла. И очень не нравилось то, что в ПТУ парни очень много сквернословили. Выбор небольшой – остается медицинское училище. Будем рассматривать его, как старт.
Конкурс приличный, приемные экзамены Дима сдал не слишком успешно, но был зачислен. Думается, что ребятам отдавали предпочтение. Основной контингент учащихся - девичий. Дима вписался в него идеально.
Елена в разговорах с сыном старалась привить ему чувство уважения к девчонкам:
- Божие предназначение для девочек – материнство. И, даже если они сами не понимают этого, ты это предназначение уважай. Жизнь – длинная дорога и, может быть, когда ты создашь свою семью, у тебя во взрослой жизни появится дочь. А бумеранги летают, невзирая на временные сроки, и попадают очень точно в цель. Может появиться скотина, которая пройдется кирзовым сапогом по девичьей судьбе. С девчонками можно замечательно дружить, только не надо никому выказывать предпочтения. Старайся быть ровным со всеми.
Так и случилось. Дима с удовольствием и интересом учился, а на родительских собраниях Елене приходилось скромно опускать глаза, чтобы этим нейтрализовать частые похвалы в адрес сына.
Они с Владом очень надеялись, что ношение белых халатов на занятия привьет Димке аккуратность. Да ничуть не бывало! Однажды принес домой халат до ворота забрызганный грязью.
- Это где ты так?
- Да машина окатила из лужи.
- Что, прямо по училищу разъезжала?
- Мы за пирожками в ларек бегали на старый базар.
Три года учебы пролетели очень быстро. Решено было получать высшее образование. Отвезли документы в Ленинград, в медицинский институт им.Мечникова. Поступали втроем с мальчиками, с которыми закончили училище. Поступил только один, и это был не Дима.
Впереди замаячил осенний призыв в армию, к которой Дима усиленно готовился в самодеятельных пацанских спортивных клубах – подвалах.
Девочки после окончания училища все были востребованы и получили распределения. Дима оказался в ожидании службы не у дел. На работу призывника никто не хотел брать. Чувствовал себя неловко, старался брать на себя домашние дела.
- Мам, я съезжу в Торжок? Девчонки приглашают в гости, посмотреть, как они устроились.
- Съезди, но не с пустыми руками. Прихвати с собой хоть огурцов пару банок, варенья, да батонов возьми. Нечего их там объедать! Зарплаты то у них минимальные. Банки вернешь назад! Это теперь валюта у хозяек.
Приехал с настроением, рассказывал о том, как ему там были рады. А спустя неделю, пряча улыбку говорит:
- Надо бы за банками съездить!
- Вот ты сейчас про что? Какие банки?
- Так ты же велела банки из Торжка назад вернуть!
Как тревожилось ее материнское сердце, знает один Бог! Развалился Союз, заполыхали военными конфликтами кавказские республики. Началась война в Чечне. Принесли повестку и в их дом. Проводы были многолюдными, приехали девочки, с которыми учился, пришли друзья из клуба и одноклассники. Валечка , Ленина сослуживица испекла два больших торта «Прага». Их Дима потом часто вспоминал. Всей толпой оправились провожать в военкомат. Лена спрашивает девчонок:
- Так кто же из вас девушка Димы?
- Мы все его девушки, - отвечают они смеясь.
Возвращаясь после проводов серым знобким ноябрьским утром, Елена почти висела на руке у Влада и скулила, как собака, у которой отняли щенков. Тревога полностью заполнила ее сердце.
Спасением в то время стал храм. Позже ей бабушки – свечницы говорили, что помнят ее всегда стоящей на коленях в углу, перед Богородичным образом.
Дима попал служить на Север, в Мурманскую область. Писал бодрые письма, обнаруживая хороший слог, наблюдательность ума и активный словарный запас. Служба было не простой. И жесткая беспощадная дедовщина имела место, и самолеты транспортные летали в горячие точки. А когда пришло известие о погибшем в Грозном однокласснике, все матери, не сговариваясь, побоялись писать об этом своим мальчишкам:
- Будут писать рапорты и рваться мстить за друга.
Потом, конечно, все стало известно. За время Диминой службы изменился состав семьи. Аля поступила учиться в институт, а Елена и Влад перевезли в Ржев, к себе Ленину маму, которая овдовев, никак не смогла жить без отца.
Продолжение: http://proza.ru/2025/03/10/1738
Свидетельство о публикации №225030901113