Знакомство с шахтой на производственной практике

Из рукописи автора второго тома романа "Вспоминая жизнь, похожую на романную"

Как всегда, учебные занятия начались в техникуме на втором курсе первого сентября. Но в этот день собрали второкурсников только для того, чтобы объявить им о первой учебно-производственной практике. К ним пришли куратор и преподаватель горного дела. Они еще раз напомнили задачи практики и назвали некоторые правила безопасной работы в шахтах, потому что предмета «Безопасность работы в шахте» еще у них не было. Дали дневники практики, выписали командировочные на различные шахты и огласили приказ с местом практики для каждого студента. Егор, вместе с четырьмя студентами попал на шахту «Трудовская № 5 – «бис». Причем, шахт с названием «Трудовская» было в Сталинской области штуки четыре или пять. Они различались лишь номерами, и находились на расстоянии двух-трех километров друг от друга. Поэтому решили ехать всей кампанией, направляющейся на шахты под названием «Трудовская». Студентов набралось туда почти подгруппы  из первой группы и несколько студентов со второй группы.

Как всегда, в течение недели студенты устраивались в общежитие шахты, проходили медицинский осмотр, знакомились с техникой безопасности. Так как Егору и некоторым из них, не было еще 18 лет, то в шахту спускаться  им запретили. Сказали, что можно будет попрактиковаться где-то на поверхности шахты «Трудовская». Егора прикрепили к электрослесарю, который обслуживал оборудование  основном на поверхности шахты  и частично в шахте в районе шахтного ствола. Егору больше всего запомнился опрокидыватель шахтных вагонеток  с углем после подъема их на поверхность. Здесь они должны быть перегружены в железнодорожные вагоны, а шахтные вагонетки обратно спущены в шахту.  По способу разгрузки опрокидыватели  разделяются на круговые (неполно- и полноповоротные), боковые и лобовые Сами опрокидыватели  (торцевые). На данной шахте было два круговых опрокидывателя. Один работал, а другой находился как бы в запасе на случай какой-то аварии первого опрокидывателя.
 
Опрокидыватель часто выходил из строя, поэтому Егор выполнял работу вроде бы подсобного электрослесаря. Работа заключалась в том, что надо было что-то подать, убрать, замотать изолентой, принести ту или другую запасную часть. В отсутствие машиниста Егор выполнял и эту работу, так ему не составляло труда познакомиться и с этой профессией. Электрослесарь был уже в возрасте, и иногда, вопреки запретам начальства, брал его в шахту, где около основного ствола шахты  был и его участок работы. Практика, безусловно, была для студентов полезной, хотя бы для понимания того, какое значение имела безопасность работы. Им пришлось познакомиться с азами шахтной безопасности. Но для лиц  моложе 18 лет она была  бесплатной..
Студенты старше 18 лет получили рабочие места проходчиков и рабочих очистного забоя. За месяц работы они заработали от двух до трех тысяч рублей. Практика продолжалась весь сентябрь. Жизнь в общежитии была нескучной. Между мужским и женским общежитиями часто на улице проводились танцы. Городские танцы Егор еще не освоил, поэтому в основном наблюдал за танцующими парами. Студенты иногда перед танцами выпивали вино или водку в общежитии, особенно по субботам и воскресеньям.

Иногда по воскресеньям ездили на футбол на стадионе «Шахтер», где команда Шахтер в финале встречалась с командами второй лиги для того, чтобы перейти в высшую лигу. В то время вторая лига обозначалась буквой Б, в отличие от первой – под буквой А.  Всем очень нравилась игра Бобошко, Алпатова и начинающего Хмельницкого. В результате Шахтер занял первое место и с 1955 года получил право играть в первой группе А. Игры Шахтера, как правило, были в вечернее время. Поэтому ехать на футбол было не безопасно, потому что можно было не поспеть к автобусу до Марьинки от Сталино, и тогда нужно было икать, где ночевать в городе. Но и если успеть к последнему рейсу до Марьинки, то дальше до шахты Трудовская   нужно было идти  пешком в темноте километра три или больше.  За разговорами и обсуждением игры путь в три километра преодолевался незаметно.
 
В конце сентября все практиканты приехали в Сталино на место учебы. Первым уроком в октябре месяце была математика с преподавателем Натальей Гавриловной. Она объявила студентам, что теперь у них будет в основном высшая математика, не преминула напомнить, что каждый должен быть на занятиях с логарифмической линейкой. Дальше появился Владимир Владимирович по горному делу, который объяснил, каким должен быть отчет по практике и провел до конца вторую пару, рассмотрев различные способы добычи угля в СССР и на комбинате «Сталинуголь». Третьей парой был английский язык по подгруппам. Здесь надо отметить, что Егору  плохо давался не только украинский язык, но и английский. В школе он изучал немецкий язык, а в техникуме всем студентам приказали овладевать английским языком.

Из новых преподавателей на втором курсе были только Полянская Мира Иосифовна по теоретической механике, Бергер Виктор Викторович – такой высокий, упитанный, рыжий поволжский немец, который преподавал черчение с выполнением первого курсового проекта по расчету различных зубчатых передач. Егору, вместе с Травкиным и Спицыным досталась для расчета и выполнения чертежей червячная передача, но с разными данными для расчетов. Студентам этот первый курсовой проект попортил немало нервов и потребовал немало времени. Но в итоге до конца третьего семестра все отчитались и успешно защитили курсовой проект.

Таким образом, студенты после первого курса впервые  познакомились  с реальной жизнью шахтеров, с азами техники безопасности на шахтах, но не забывали и о студенческой жизни в свободное время от обязанностей  и работы практикантов.


Рецензии
Да, шахта не самое безопасное место работы.
А в забое вам довелось побывать? В Донецком бассейне уголь высокометаморфизованный - антрацит. Здесь, где я сейчас живу, тоже такой уголь, Рурский регион угледобычи.
Но здесь почти, как не все шахты закрыты


Татьяна Ворошилова   17.03.2025 19:15     Заявить о нарушении
Ну а как же, Татьяна, конечно, в забое бывал не только на шахте 33 "Капитальная", но и в процессе работы на шахтах, в основном, горным мастером (специальность у меня была "Подземная разработка угольных месторождений") А это значит, лавы, забои, штреки, бремсберги,конвейеры, контактные электровозы и другие прелести шахтной работы. Но в моем Донбассе сейчас война, значит, и там многие шахты закрыты. Успехов вам и счастливой жизни!

Анатолий Нестеров   18.03.2025 11:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий! Вам того же.
...Мы тоже сдавали экзамен по горному делу. Но преподаватель, как сейчас помню, был глубоко убежден, что не девичье это занятие, и что мы ничего в горном деле не соображаем, и всем без исключения ставил тройки, хоть и на все вопросы отвечали. Мне тоже! Так досадно было! Но пересдавать никто не пошел - завалить ему ничего не стоило, а вместо тройки, то есть, уд сокращённо, заработать неуд.

Татьяна Ворошилова   18.03.2025 16:12   Заявить о нарушении
У нас в Сталинском (теперь Донецком) горном техникуме преподавание велось лучше, чем в МГУ. Именно благодаря математичке, я попал служить в элитный взвод боевого обеспечения, а благодаря преподавателю литературы, я поступил в МГУ, где главным предметом на вступительных экзаменах было сочинение. Так что мне запомнились многие преподаватели техникума, хотя не скрою и у меня несколько троек было в выписке к диплому. Но ведь в горном техникуме не надо было бояться троек. Стипендию давали и с тройками.

Анатолий Нестеров   19.03.2025 18:54   Заявить о нарушении
Татьяна! Я советую прочитать мой рассказ "Посадчики кровли - самые смелые горняки". Надеюсь он вам понравится. Там действительно о страхах и трудностях горняцкого труда.

Анатолий Нестеров   20.03.2025 10:52   Заявить о нарушении