Отчизнолюбие как бизнес-тема
ОТЧИЗНОЛЮБИЕ КАК БИЗНЕС-ТЕМА
«Эх… испортил песню… дур-рак!»
Максим ГОРЬКИЙ, финал пьесы «На дне»
Хорошее начинание, как и любой праздник, легко испортить как по глупости и по недоразумению, так с умыслом и без умысла, исходя из лучших побуждений сделать из национального праздника шумный балаган, политическое шоу международного масштаба. Любая попытка испортить праздник жизни избытком патетической патоки и сахарного мёда, вызывает у людей чувство глубокой досады и гневливой мании. Не меньшую досаду вызывает у людей неуклюжие попытки политологов скрыть за баннерами и щитами наглядной агитации горькую правду реальной жизни или (на языке поколения Z и поколения «ни-ни»), неприглядного «голимого реала».
Есть правда, которую лучше не знать, но есть правда, без которой нельзя жить и побеждать, любить «странною любовью» свою Отчизну и защищать её не жалея себя. (Михаил Лермонтов) И есть в русской жизни такие сомнительные «праздники» и «юбилеи», которые не грех совсем не отмечать, есть такие песни, которые вообще не надо петь и слушать, например ту, которую в пьесе «На дне» «испортил» Барон, своим известием о суициде Актёра: «Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно…» — заупокойный гимн имперских рабов, смиренных люмпенов и сломленных духом каторжан. Но есть в нашей жизни и такие священные праздники и юбилеи, проведение которых категорически исключают любую сладкую ложь, лицемерие и фальшь и одновременно допускают «со слезами на глазах» самую страшную и нелицеприятную правду о Войне — это 80-летие Великой Победы над силами Мирового Зла. 2025 год — год особый и знаковый, заключающий собой первую четверть XXI столетия, период интенсивных информационных и торговых войн, предваряющих собой очередную социальную катастрофу, которой суждено быть пострашней всех предыдущих катастроф.
В Год Защитника Отечества и 80-летия Великой Победы должна быть полностью исключена назойливая и шумная патриотическая пропаганда и спекуляция на жертвенном героизме наших отцов и дедов, милитаристская пустопорожняя риторика и печально известное шапкозакидательство и политизированный патриотизм в контексте показной лояльности.
Ещё свежи в нашей памяти позорные военные парады, посвящённые Дню 9 Мая, проводимые во времена Горбачева, Ельцина и Медведева, когда «правители и высокие гости принимали парад сидя, широко раздвинув ноги, как бы вентилируя тестикулы, а дряхлых стариков-ветеранов войны, провозили в кузовах новеньких полуторок по Красной площади» (Сергей Доренко). Ещё не забыт военный парад на Красной площади 9 Мая 2010 года, организованный Министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, развалившим нашу армию и флот. Ещё звучит в ушах незатейливая мещанская песенка «Аленькие тапочки» его дебелой и томной любовницы-жены Евгении Васильевой. (Анатолий Апостолов. Аленькие тапочки как артефакт эпохи.30.10.2022 — Проза. ру,)
Россия — это земля невообразимых богатств, но создана она ценой страшных потерь. Официозная («правильная») история выбирает, какая боль имеет значение, а какой можно пренебречь, лояльная правящему режиму Клио слишком часто забывает страдания тех, у кого нет голоса. Русские люди это знают — им к немыслимым страданиям и утратам не привыкать. Не привыкать им и подводить печальные итоги после каждой одержанной победы, убеждаться в очередной раз, что все жертвы и утраты были напрасными и, кроме разочарования и душевной боли, ничего не принесли.
Война — это не только груды тысяч незахороненных гниющих трупов, это ещё и сотни безымянных массовых захоронений, «братских могил» рядовых солдат, множество «безымянных мучеников, иже во Евгении», на околице села или в траншее на опушке глухого леса. Война - это миллионы сломанных судеб, обезображенных калек и беспомощных инвалидов. Эта довольно угрюмая и неприглядная обратная сторона войны не способствует желанию большинства людей добровольно идти на войну, чтобы умереть в бою героем. Из военной истории известно, что самая справедливая война из всех войн —это война оборонительная, когда в раной степени страдает вся нация, все слои общества без исключения. Во всех авторитарных странах служба в армии — это гражданский долг (повинность), а участие в войне роковая неизбежность и судьба, смертельно опасная ратная работа не ради личной доблести и славы, наград и орденов, а «ради жизни на земле» (Александр Твардовский).
Не будем забывать, что моральная и этическая оценка Второй мировой войны её современниками и участниками была не так политизирована как сегодня, а победа СССР над Германией была по воле Сталина отмечена священным Парадом Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. Тогда День 9 Мая стал историческим в истории страны, но не являлся официальным праздником и «красным днём» советского календаря по вполне понятным причинам – в стране от Бреста до Урала, от заполярной Воркуты до жаркой Элисты и Краснодара царил голод, стране не хватало средств на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, на селе за неимением сельскохозяйственной техники вдовы и матери героев-победителей использовались в качестве тягловой силы вместе с дойными коровами, а вскоре прекратились денежные выплаты и льготы за ордена и медали, которые вскоре были прозваны ветеранами войны «побрякушками и цацками» (А.А. Зиновьев, «Русская судьба»). В то трудное голодное время было не до общесоюзных празднеств и не до затратных победных триумфов и военных парадов.
Уже в 1948 году 9 Мая стало обычным днём — так продолжалось после смерти Сталина, так оставалось и при Хрущёве, 9 Мая обычным будним, рабочим днем и никаких льгот ветеранам войны не полагалось, были урезаны Хрущевым даже приусадебные участки с огородами и садами. Празднование Дня Победы восстановил генсек Леонид Брежнев, участник войны и боевых действий, в 1965 году, в год 20-летия Победы.
Брежнев к 9 Мая относился с особым пиететом и считал, что народ-победитель вполне достоин великого праздника и отмечать его нужно на широкую ногу и с большим размахом. У Сталина на этот счёт было иное мнение, — он считал, что народу-победителю следует быть мудрее и скромнее, не впадать в зазнайство и гордыню непобедимости. Вождь считал, что «Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей».
Сегодня, как мы сами видим, побеждает точка зрения генсека ЦК КПСС, Героя Социалистического Труда, четырежды Героя Советского Союза, обладателя 117 советских и иностранных наград Леонида Брежнева — праздновать День Победы надо так, чтобы земля под ногами у всех дрожала, чтобы потомки восхищались, а враги тряслись от страха, всегда боялись и уважали. Однако с тех пор прошло 60 лет и мир неузнаваемо изменился, из двухполярного он стал конце XX века однополярным в свете мировой гегемонии США, а сегодня в XXI столетии многополярным в процессе противостояния двух цивилизаций и двух миров. На смену военно-колониального империализма пришёл торгово-сырьевой, энергетический и монетарный империализм глобального масштаба, где идеи пацифизма становится узко национальными, а мирные соглашения о сотрудничестве и заключения мира между воюющими сторонниками называются сделками и торговыми контрактами. В эпоху глобализации, информационных и торговых войн прежние идеологические методы, используемые во время празднования Дня Победы нынешними «голубями войны и ястребами мира» уже идейно и морально устарели и не действуют должным образом на мировосприятие, на психологию и психику людей, и особенно на значительную часть российской урбанизированной молодёжи. Для пропаганды жертвенного патриотизма нужны иные средства психоэмоционального воздействия на народные массы и в первую очередь на урбанизированную молодёжь, людей рождённых в Смуту 90-х и нулевых годов, Для патриотического воспитания нужны новые зажигательные девизы, символы и знаки, иные военные марши и песни, величественные, магические, суровые и торжественные, подобные классической песне-призыву: «Вставай страна огромная». Нужны и новые воспитатели молодой поросли ( молодогвардейцев и юнармейцев), достойные глубокого уважения, почитания и подражания на тернистых путях к доблести, чести и славе. В качестве лидеров, наставников и воспитателей нужны герои Духа и Поступка, а не те горланы-агитаторы, кто громче всех кричит в СМИ: «Я успешный патриот, а не слабый идиот!» (Наталья Кремлёва)
День 9 Мая должен стать праздником исключительно «вежливых людей», как военных, так и гражданских, как детей Войны, так и детей Миллениума и безыдейных нулевых годов. В Год Защитника Отечества и 80-летия Великой Победы надо быть предельно внимательными, доброжелательными и чуткими в общении с людьми преклонного возраста больными и малоимущими, инвалидами и калеками войны, военными пенсионерами, участниками войны в Афганистане и в Чечне, особенно, с живущими в глухой провинции, на Крайнем Севере, в Заполярье и в Сибири, в условиях совсем не благодатным для нормального и комфортного доживания на этом свете. В отечественных средствах массовой информации по отношению к этой категории заслуженных людей не должно звучать всё то, что может унизить или оскорбить человеческое достоинство — столичное высокомерие и чванство, чувство избранности и превосходства над теми, кому в жизни не повезло, кто на военной службе потерял здоровье и ничего не приобрёл для нормального, относительно безбедного существования. Нельзя в прямом эфире передразнивать косноязычных, слепых, тугоухих и полупарализованных телезрителей и радиослушателей, требовать от них чётких формулировок, учить их, как готовиться к эфиру с помощью домашнего компьютера или смартфона, как правильно задать вопросы на обсуждаемые темы, не вести себя с аудиторией так неуважительно, грубо и по-хамски, как порой ведут себя полковники в отставке Виктор Баранец и Михаил Тимошенко, ведущие радиопрограммы «Военное ревю» на радио «Комсомольская правда», которое, по замыслу создателей, является в первую очередь злободневной политической программой на военную тему, но только не эстрадным театральным представлением, в котором сочетаются, песни, пляски, гимны, марши, скетчи, казарменные шутки-прибаутки и незамысловатый армейский юмор. По отзывам радиослушателей старшего возраста (детей войны и военных пенсионеров, участников былых «горячих точек») «Военное ревю» на радио "Комсомольская правда", «никчемная передача с хамовитыми ведущими, которые порочат честь Советского офицера, допуская оскорбления, постоянно перебивая звонящих в программу, невнятные комментарии Тимошенко язвительным тоном, якобы претендующем на легкую иронию, передача...» (Отзовик "КП", 21.09.2023)
В тоталитарных государствах военно-патриотическая тематика и патриотическое воспитание молодёжи во всех отношениях являлись доходным ремеслом как воспитателей. так и пропагандистов. На патриотических чувствах граждан наживались все, кто имел отношение к идеологическим структурам государства. На пропаганде священной войны наживались как военные, так и гражданские лица, как на фронте, так и в тылу. Жертвенного подвига от рядовых граждан как правило требовали те, кто сам совершать эти подвиги на фронте и в тылу вообще не собирался.
В период празднования Дня Победы в условиях затяжной СВО нужно исключить всякие попытки «заработать себе имя», нажиться на проведении патриотических мероприятий в молодежной среде, «сорвать бабло» на чрезмерной романтизации войны с её преувеличенным жертвенной массовой героикой и героического бессмертия. Здесь лицам, ответственным за молодёжную политику нужно быть предельно осторожными и тактичными по отношению к героям войны, и особенно — к инвалидам и калекам локальных войн. Военно-патриотическая пропаганда неразрывно связана с войной и её проведением, и имеет давнюю историю и, как правило, являлась для сторонников милитаризма (голубей войны и ястребов мира) весьма доходным бизнесом при минимальном риске даже при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. Пропаганда войны и мира, внутренней и внешней политики нашего государства всегда начиналась с патриотического воспитания молодёжи, которое уже в начале нулевых стало весьма прибыльным занятием.
Сегодня проведение молодёжной политики в духе прежнего (советского) военно-патриотического жертвенного воспитания крайне затруднительно и порой безрезультатно. В постсоветской России с начала нулевых годов престиж человека служилого, младшего и старшего офицерского состава в результате развала армии и флота был на самом низком уровне, военной реформой властные структуры РФ занялись только в начале 10-х годов и и эти преобразования в разной мере продолжаются сегодня в ходе Специальной военной операции (СВО). Одновременно с военной реформой проводилась (в основном формально в порядке имитации и откровенного надувательства) и молодежная политика с элементами патриотического воспитания и преданности правящему режиму и Родине.
Об этой бесполезной и затратной Затее «питерской команды» Владимира Путина поведал нам недавно в своём откровенно циничном интервью первый руководитель федерального агентства Росмолодёжь (2007—2012), лидер молодёжного движения «Наши» и организации «Идущие вместе» — Василий Якеменко, который на деньги патриотов построил за рубежом роскошные дворцы, «распилил» между своими дружками деньги, выделенные «весёлым парнем» президентом РФ Дмитрием Медведевым на военно-патриотическое воспитание молодёжи. Причём, львиная доля из этих «святых денег», по признанию самого федерального комиссара молодёжного движения «Наши», досталась ему: «Я заработал много денег. Построил себе дом, и не один. Я много что понял про природу власти. Я отложил адское количество денег, золото и бриллианты. Я продаю это время от времени — отпиливаю кусок и живу». Мало этого, экс-глава Росмолодёжи весьма доволен своей успешной и удачной жизнью, своим жизнелюбием и женолюбием, особым влечением к несовершеннолетним и зрелым девушкам, охотно делится с молодёжной аудиторией своей особенной любовью к собственной жене и ролью куколда: «Любовь для меня… это радость, что у моей жены есть любовник. Потому что для меня её радость носит абсолютный характер. И не имеет ни малейшего значения причина её возникновения».
Наглое лицемерие и запредельный цинизм этого бывшего вожака Росмолодёжи порождают самое мрачное воображение, касающиеся морали и нравов представителей правящего режима постсоветской России и лишний раз подтверждает знаменитую фразу английского поэта и критика Самюэля Джонсона: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя». Мало того, что бывший лидер федеральной молодёжи не справился с поставленной перед ним Путиным задачей, он ещё и обворовал бюджет страны на десятки миллионов рублей, он ещё и жалеет своего Хозяина, который одной строкой в его трудовой книжке решил все проблемы на всю оставшуюся жизнь: «Мне так жалко его (Путина). Он искренне не понимает, что происходит. Он мужик такой решительный, хочет что-то сделать. <…> когда напротив него садятся вот эти все ребята, которые полностью в космосе живут, начинают ему давать советы один глупее другого. Вот он такой сидит и спрашивает себя: "Так, я 25 лет у власти, с 1999 года. Что я сделал? Что могу ещё сделать?" За что ни потянешь — ничего не выходит. Потому что везде либо Вася такой, как я, сидит, который ни черта не соображает, либо тот, кто хочет всё украсть» (Станислав Рыженьков) Чему может научить российскую молодежь этот герой криминально-сексуальной революции и Смуты лихих 90-х и безыдейных нулевых годов? Запредельному гедонизму и циничному эгоцентризму, потребительству и свинг-сексу? Ответы на этот вопрос продолжают поступать самые мрачные и неутешительные, ещё мрачнее становятся и выводы. Так, ветеран СВО и преподаватель Омского ГТУ Андрей Двойнев сделал вывод почти убийственный: "Хуже, чем то, что молодёжной политикой в нашей стране руководил этот философствующий куколд, нет ничего, это хуже ядерной бомбы!".
Грешно и омерзительно зарабатывать миллионы рублей на патриотическом воспитании молодёжи, ещё отвратительней делать бизнес на празднествах великого Дня Победы. На патриотизме пытаются заработать все, кто имеет отношение к творческим союзам, в частости к областным. столичным и федеральным писательским организациям, литературным объединениям и студиям. Хитроумные литературные начальники и менеджеры накануне 80-летия Великой Победы объявляют конкурсы для самодеятельных поэтов и прозаиков, предлагают за деньги самих авторов издавать патриотические альманахи и быть в итоге награждёнными почётными знаками, грамотами и медалями в Центральном доме литераторов. Всё в духе лихих и хамских 90-х и нулевых - хочешь потешить своё тщеславие и выразить прилюдно свои глубокие патриотические чувства в стихах и прозе — плати деньги. Сколько? 5 тысяч рублей за четыре страницы (за четыре стихотворения). Хочешь вкусить 5 минут славы в узком кругу самодеятельных писателей литературных дельцов —плати 5 тысяч рублей, за 10 минут сомнительной славы, соответственно, — 10 тысяч, а целый час творческой патриотической тусовки с «перекусом» в Нижнем буфете ЦДЛ обойдётся участнику патриотического бизнес-проекта, как минимум, в 50 тысяч рублей. Цены смешные, но не для всех пенсионеров из провинции. За такую сумму издательство "Ридеро" может издать добротный сборник стихотворений в 100 экземплярах со всеми выходными данными.
Таким образом. прежний бизнес бандитских и лихих 90-х и безыдейных нулевых годов на тщеславии и самомнении, алчности, зависти и ревности постсоветского человека, стал бизнесом на патриотических чувствах, и даже «благородной» спекуляцией на жертвенном патриотизме. Лично я, автор этих строк, предпочитаю Родину любить про себя и молча, выражать свои эмоции и патриотические чувства в стихах и прозе тогда, когда мне это хочется и так, как это мне можется и как получается. И предпочитаю сам, по своему усмотрению, делиться ими с читателям или не делиться, не требуя от них взамен рецензий и хвалебных отзывов, и тем более денег за прочтение моих опусов. Вообще, есть что-то лукавое, торгашеское и рыночное в бизнес-проектах, подобных "Георгиевской ленточке"— та же самая почти неистребимая жажда наживы на самом дорогом и святом для каждого нормального человека-гражданина и простого обывателя. Та же самая ненасытная пещерная алчность, характерная для многотысячной армии телефонных кибер-мошенников, нацеленных в основном на доверчивых, наивных стариков, подростков и детей. Свой корыстный расчёт на мелкое тщеславие простых радиослушателей не скрывают и ведущие патриотической радиопередачи «Военное ревю» полковники в отставке Баранец и Тимошенко, каждый раз подчёркивая, что у них прямой «эфир бесплатный, звонки бесплатные, и каждый из звонящих может бесплатно услышать в эфире свой замечательный, родной и неповторимый голос».
У организаторов проекта "Георгиевская ленточка" тоже расчёт на одну из человеческих слабостей — на тщеславие, на жажду сиюминутной славы, на желание быть отмеченным хотя бы в электронных СМИ, в виртуальном мире. Но в реальном мире даже на миг трудно представить в роли бескорыстного культуртрегера и культурного волонтёра-патриота кого-нибудь из звезд шоу-бизнеса, кто накануне Дня Великой Победы давал бы широкой публике бесплатные концерты, а во время их проведения, раздавал бы свои деньги зрителям только за то, что они соизволили прийти на их творческий вечер, или раздавать зрителям деньги за то, что они, по словам поэта Андрея Дементьева, "умеют гениально слушать". Можно ли представить в этой роли патриотов-чудаков кумиров российских подростков — Моргенштерна, Алёну Швец, Сергея Круппова (ATL), Тимофей Морозов (Тима Белорусских), Кирилл Бледный, Катя Кищук, Влад Бумага, Эдуард Шарлот... Еще труднее представить себе в роли эстрадных волонтёров-патриотов российских селебрити — музыкантов, артистов, телеведущих, спортсменов, моделей, рэперов и блогеров с доходами от $1,2 млн до $12,2 млн — Филиппа Киркорова, Полину Гагарину, Василия Вакуленко, Григория Лепса, Ирину Аллегрову, Стаса Михайлова, Сергея Шнурова, Диму Билана, Ярослава Дронова, Наташу Королёву, Машу Распутину.
Надо признать и полностью согласиться с Л.Н. Толстым, что "настоящий русский человек не может быть не патриотом". К сожалению, нынешние пропагандисты и манипуляторы массовым сознанием эксплуатируют в корыстных целях не только жертвенный патриотизм своих граждан, но и их пацифизм и неприятие войны как бесчеловечной и бессмысленной бойни. Устроителям различных платных творческих патриотических форумов и издательских проектов пора бы знать, что
агитки Демьяна Бедного о службе в Красной армии морально устарели ещё в эпоху Сергея Есенина, в эпоху НЭПА и социалистического мирного строительства, что сегодня в Год Защитника Отечества молодёжь поёт не военные песни, а больше слушает матерные песни Группировки «Ленинград» под руководством Сергея Шнурова и слушает саунд-трэки своих кумиров-реперов - самовлюблённого Кирилла Бледного «Все хотят меня целовать» и «Портвейн» хулиганистой и "правильной пацанки" Алёны Швец:
«И я — бросила школу, сожгла тетрадки и портфель;
И закурила сигарету, залила её портвейном.
Пьяная, полечу через забор.
Теперь достаточно крутая, чтобы быть с тобой?
Я не слушаю взрослых, мне прощает всё юность.
Волосы — в розовый! Красота? Глупость…
Мы же дети уродливых, серых многоэтажек —
Приглашаю на вписку, ничего не стесняясь».
Надо признать, что разрушительное наследие Смуты 90-х и нулевых годов оставило неизгладимый след в современной России, который ощущается до сих пор. И хотя период ельцинизма был не такой болезненный и мрачный, как в Конго после правления короля Бельгии Леопольда II, как в Кита после правления Мао, в Камбодже, поле правления Пол Пота, однако Смутное время 90-х окончательно подорвала психофизическое здоровье русских людей, весьма подорванное на генетическом уровне Великой Отечественной войной.
Россия — это земля невообразимых богатств, но создана она ценой страшных потерь. Официозная («правильная») история выбирает, какая боль имеет значение, а какой можно пренебречь, лояльна правящему режиму Клио слишком часто забывает страдания тех, у кого нет голоса. Русские люди это знают — им к немыслимым страданиям и утратам не привыкать. Сегодня, когда продолжается СВО и прокси-война России с Большим Западом, когда в боевых действиях с обоих сторон участвуют отряды наёмников, целые дивизии и полки добровольцев-контрактников, вместо военно-патриотического воспитания юных домоседов-потребителей, крайне необходимо научить юного человека быть в первую очередь человечным — жить не по пещерным инстинктам, а хотя бы по шести заповедям — изменять себя каждый день к лучшему, обогащая свой языковый словарь новыми понятиями, смыслами и знаниями, проявлять доброту к родителям и старшим, верить только в себя и ни в коем случае не полагаться на политиков, не выделяться, не зазнаваться, не выпендриваться и быть скромными. Жить только своим умом, верить интуиции, и ни в коем случае не становиться жертвами манипуляторов, лукавых «ловцов человеков», ибо они питают свою энергию от своих телесно и духовно зависимых жертв. Увы, мир в который мы приходим, имеет весьма дурную репутацию, но он таков, каков есть. Нужно научить молодое поколение избегать всегда сомнительные соблазны и искушения соблазны, всякий раз избегать всё плохое и разрушительное, — не осквернять могилы предков, занимаясь сексом на могильных плитах, не жарить сардельки на «Вечном огне» и пытаться пивом погасить его. Надо научить подростков уметь пролетать быстрее пули мимо всех носителей зла, войны и насилия, восходить на сияющие высоты Духа, бережно хранить память о добрых людях и о добрых их делах.
Празднование 80-летия Великой Победы должно проводиться на этот раз в духе великих Мистерий древних цивилизаций — ВЕЛИЧАВО, ТОРЖЕСТВЕННО И СТРОГО, без победных громких маршей и военных бесшабашных песен под гитару и баян, плясок и частушек. Само празднование 9 Мая в этом году в Москве на Красной площади должно быть чем-то похоже на Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, на главное христианское богослужение, в ходе которого у его участников должен наступать момент просветление души и озарение благодарной памяти. Каждый раз, из года в год, проведение этого великого праздника должно быть по-своему особенным, чтобы запоминалась эта священная мистерия всеми гражданами от мала до велика на всю оставшуюся жизнь. Чем величавей, строже и торжественней будет проходить военный парад, тем больший эффект он будет производить на зрителей любого возраста. Крайне необходимо освобождаться от советских стереотипов, идеологических штампов мифов и легенд, от грохота литавр и надрывных песнопений, ибо там где мифология, там и морально устаревшие атрибутика, лозунги и символы. В процессе великой победоносной мистерии иногда эффектно и глубокое молчание, или удары колокола и метронома. Например, проход грозной военной техники по Красной площади, как и шествие колонн «Бессмертного полка» может проходить при полной тишине — грохота и рева моторов и ровных бесстрастных фраз комментаторов вполне достаточно, чтобы произвести на всех зрителей глубокое впечатление. Потише, люди добрые, потише! Не надо портить своим истеричным ором и воинственными криками нашу священную песню и поминальную молитву.
Люди, прошу я,
Потише, потише!
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше.
Аист на крыше.
Мир на земле. (Анатолий Поперечный)
09.03.2025,Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
Свидетельство о публикации №225030901274
Снимаю шляпу и преклоняю голову,
Николай Скороход 04.04.2025 22:07 Заявить о нарушении